Напоминание

"Кружковая работа как средство формирования познавательного интереса у младших школьников к физике и астрономии."


Автор: Гусейнова Елена Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа № 94
Населённый пункт: Город Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект
Тема: "Кружковая работа как средство формирования познавательного интереса у младших школьников к физике и астрономии."
Дата публикации: 14.11.2017
Раздел: дополнительное образование





Вернуться назад




Кружковая работа как средство формирования познавательного интереса у

младших школьников к физике и астрономии.

В начальных классах получили распространение различные предметные кружки, в том числе

и естественно-научного цикла ( в нашей школе: по физике- *Путь в науку* и по астрономии-

Через терни к звездам*). Для младших школьников присуща неудержимая любознательность,

которую следует поддерживать и направлять. Организация кружков — это средство,

содействующее удовлетворению детской любознательности, развитию познавательной

активности учащихся. Но это две из причин, вызывающих необходимость организации

кружков. Кружки по физике и астрономии в процессе своей работы помогает расширению

кругозора учащихся в различных областях естественно-научных дисциплин, а также

математики, геометрии. Кружковая работа содействует развитию у детей

материалистическому и математическому образу мышления: создает условия развития

правильной речи, умелому использованию символики, правильному применению физической

и математической терминологии, умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов

и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных, умению делать доступные

выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.

М.Б.Балк утверждает, что основная цель кружковой работы – развитие у учащихся интереса к

предмету, накопление определенного запаса естественно- научных фактов и сведений,

умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе *

Окружающий мир*. В своём пособии для учителей он отмечает, что одной из основных причин

сравнительно плохой успеваемости является слабый интерес многих учащихся к обучению.

Немало школьников считают физику очень сложным предметом для изучения, а математику,

необходимую для изучения физики и астрономии, скучным, сухим предметом. С помощью

продуманной системы кружковых мероприятий можно значительно повысить интерес

школьников не только к физике и астрономии, но и к математике.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности,

которая пока выражается в помощи учителю при изготовлении наглядных пособий, в

организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении тематических газет,

выставок , в создании небольших презентаций по темам ( * Свойства жидкости*,* Атмосфера –

газовая оболочка Земли*, * Строение Солнечной системы*,* Луна- ближайшее к нам небесное

тело*, *Круговорот воды в природе* и т.д. ), выступлениями в классе перед своими

товарищами. Работа кружка оказывает серьезное влияние на повышение познавательного

интереса к физике, астрономии, математике не только кружковцев, но и остальных учащихся

класса.

О.С.Шейнина обращает внимание на то, что кружковая работа даёт большие возможности и

для решения воспитательных задач, стоящих перед школой, воспитывает у учащихся

настойчивость, инициативу, волю, смекалку. Различные виды совместных работ способствуют

воспитанию у школьников чувства коллективизма.

При отборе детей в кружок надо учитывать их склонности, возможности и интересы. В

младших классах в кружки целесообразно вовлекать не только самых способных и

подготовленных учеников. Надо постараться вызвать интерес к кружковой работе и со

стороны средних и слабых ребят, которые могут себя почувствовать комфортно при

выполнении посильных им заданий и раскрыть свои способности не только в учебном

процессе. Из опыта работы с учащимися начальной школы можно утверждать, что даже

маленькая победа таких детей дает им большой стимул для индивидуального развития и

осознания своей значимости в окружающем социуме. Дело в том, что в процессе обучения и

воспитания учащихся начальной школы трудно с уверенностью, раз и навсегда определить,

кто к чему способен. Очень многие талантливые люди в своем призвании утверждаются лишь

после длительных поисков. Помочь ученику найти себя как можно раньше — одна из важных

задач учителя дополнительного образования.

Внеклассная работа по естественно-научным дисциплинам составляет неразрывную часть

учебно-воспитательного процесса обучения, сложного процесса воздействия на сознание и

поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких

факторов, как содержание самих учебных предметов, всей деятельности учителя в сочетании

с разносторонней деятельностью учащихся.

Кружковая работа – форма организации внеклассной работы, способствующая реализации

поставленной цели учителем. (В.П. Труднев)

В классных коллективах младших школьников на развитие их интересов влияет не столько

возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью,

приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием

семейных условий, средствами массовых коммуникаций.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень

своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом,

особыми путями индивидуального развития.

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый,

непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют

в информации, получаемой учениками на уроке, во время внеклассных занятий.

Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств

предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю

суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями,

приобретёнными способами.

На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного

характера, постановкой экспериментов, в которых школьника интересует не столько принцип

действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес

уже не находится на поверхности отдельных фактов, но ещё не проникает настолько в

познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией

описания, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого

находится на равных началах.

Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к

причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих

признаков явлений, действующих в различных условиях, постановкой опытов для объяснения

причинно-следственных связей. Этот уровень бывает сопряжён с элементами

исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием

прежних способов учения.

Указанные уровни познавательного интереса довольно обще рисуют нам тенденции его

развития. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом,

характеризуется более тонкими и сложными взаимными переходами, в которых одна стадия

как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всём

этом в каждый данный момент учитель всё же может видеть, на каком уровне развития

интереса к знаниям находится школьник: на уровне фактов и репродуктивной деятельности,

на уровне выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности, часто

связанной с прикладным её характером, либо на уровне вскрытия существенных

закономерностей и глубоких причинно- следственных связей.

Если мы признаем, что познавательный интерес — значительный фактор обучения,

определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать его проявления,

признаки, критерии, по которым можно судить о наличии его у учащихся, о том, какие стороны,

приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят

интерес к учению.

Кружковая работа действительно занимает важное место во всей системе образовательного

процесса; кружковая работа, в частности, способствует формированию познавательного

интереса у младших школьников к познанию окружающего мира и является наиболее

эффективным средством. Кружки по физике и астрономии, в процессе своей работы помогает

расширению кругозора учащихся.

Из этого следует, что необходимо использование кружковой работы с учащимися, как

наиболее эффективного активатора, стимулятора деятельности детей, реальных предметных,

учебных, творческих действий, адаптации в социуме и жизнедеятельности в целом.

Список литературы:

1.

Л.Г. Логинова «Качество дополнительного образования детей.

Менеджмент». Москва «Мегаполис» 2008г.

2.

О.Е. Лебедев, М.В. Катунова, Н.Ф. Трубицын, Н.Ю. Конасова, С.С.

Филиппов, А.Г. Бойцова, Р.У. Богданова учебное пособие для ВУЗов

«Дополнительное образование детей».Москва «Владос» 2000 г.

3.

С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей.

Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2005 г.

4.

Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева «Организация методической службы

учреждений дополнительного образования детей». Москва «Владос» 2001г.

5.

Е.Д. Божович, Г.А. Вайзер, З.В. Голышева, И.Ю. Кулагина, Т.Г.

Раевская, О.Н. Юдина учебное пособие «Процесс учения: контроль,

диагностика, коррекция, оценка».Москва МП-СИ 1999 г.

6.

Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, С.В. Климин, Н.А. Морозова, Р.М.

Петрунева, Ю.Г. Татур, И.Ф. Шишкин «Методические материалы по

комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности

образовательного учреждения». Москва «Новый учебник» 2003 г.

7.

Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова «Педагогический поиск. Практика

дополнительного образования детей». Москва 2009г.



В раздел образования