Напоминание

"Дополнительное образование в условиях ФГОС"


Авторы: Шаталова Светлана Викторовна, Кравченко Оксана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Томаровская СОШ № 1"
Населённый пункт: п. Томаровка Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное образование в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




«Дополнительное образование в условиях ФГОС»

Я слышу, и я забываю,

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций.

Выделяя основные тенденции в

современное начальном образовании,

можно отметить, что сегодня все больше признание получает положение о

том,

что

в

основе

успешного

обучения

лежат

общие

учебные

действия,

имеющие

приоритетное

значение

над

узкопредметными

знаниями

и

навыками.

В

системе

образования

начинают

превалировать

методы,

обеспечивающие

становление

самостоятельной

творческой

деятельности

ребенка, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными

подходами

здесь

выступает

деятельностно

ориентированное

обучение;

учение,

направленное

на

решение

проблем.

Решить

современные

педагогические

задачи

и

получить

новые

качества

личности

младшего

школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только

классно-урочной

формы

организации

образовательного

процесса

практически

невозможно.

Необходим

поиск

новых

способов

и

форм

организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь

высоких образовательных результатов.

Одним

из

новых

форм

организации

образовательного

процесса

стандартов

второго

поколения

следует

считать

появление внеурочной

деятельности в учебном плане школы.

Эта деятельность

не относятся к

обязательной

учебной

нагрузке.

Внеурочные

занятия

не

продолжение,

а

углубление

базового

содержания

образования.

Такой

деятельностью

занимаются ребята 2 «Б» класса МБОУ «Томаровской СОШ №1».

Я хотела бы рассказать об одной из форм внеурочной деятельности, над

которой

работаю

я.

Это

проектная

деятельность

детей,

связанная

с

изучением природы родного края, и

затронуть вопрос

воспитательной

работы,

которая

связана

с

нравственным

воспитанием

детей

и

формированием патриотических чувств. Эти направления взяты не случайно

и очень тесно связаны между собой, так как любой ребенок восприимчив к

красоте природы, и с малых лет окружён

вниманием и

любовью. Быть

патриотом

значит

ощущать

себя

неотъемлемой

частью

Отечества.

Это

сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются

основы

ценностного

отношения

к

окружающему

миру,

и

формируется

в

ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным

местам, родной природе.

Работая над этими направлениями, я основывалась на трудах известных

педагогов и психологов:

-

Теория

возрастной

периодизации,

разработанная

Д.Б

Элькониным,

в

которой

обоснованы

ведущие

деятельности

и

главные

психические

новообразования каждого возраста;

- Теория учебной деятельности, разработанная В.В Давыдовым;

- Теория развивающего обучения разработанная В.В Давыдовым.

Цель внеурочной деятельности

Овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о

природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов

общения

со

сверстниками

и

родителями,

формирование

ценностно-

смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Создание условий для обеспечения духовно-нравственного развития и

воспитания личности обучающегося, становления и совершенствования его

гражданственности, принятия национальных и общечеловеческих ценностей

и следования им в личной и общественной жизни.

Реализуя эти цели в образовательном процессе, я использую проектную

деятельность, которая

формирует умение самостоятельно добывать новые

знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы,

делать выводы и умозаключения. Эта деятельность формирует такие качества

личности как

самостоятельность, компетентность в решении проблем, в

принятии решений, ответственность и инициативность.

Начиная свою работу по этому направлению, я включала в структуру

занятия

элементы

проектирования,

приучала

детей

к

элементарным

приемам совместной деятельности, способам сотрудничества, познакомила

их с приемами, необходимыми для реализации проекта. Для достижения

положительного результата на этом этапе я использовала задания, которые не

имеют

готового

формального

способа

решения.

Ученик

за

счет

своих

способностей

пытается

сам

найти

способ

решения.

Как

правило,

такой

способ решения не поддается алгоритмизации

Для того, чтобы ребята научились задавать вопросы и искать

ответы на них, я организовала предметно развивающую среду, которая

позволяет ребенку ставить вопросы, а затем искать ответы.

Например, работая над проектом «Что за невидимка, вокруг нас», я в

предметный уголок поместила

мяч, шар,

пакет, разноцветные пленки,

картон. Разглядывая эти предметы, ребята задавали вопросы: Для чего это

необходимо? Из чего состоит? Чем будим заниматься? Чтобы ребятам было

легче определить тему проекта, задаю вопросы: «Что окружает тебя со всех

сторон? Что спрятано в мяче?» Организовываем опыты и эксперименты, в

ходе которых оформляем результаты в таблицу. (приложение №1)

Для продуктивной проектной деятельности младшему школьнику

необходима

особая

«готовность»,

заключающаяся

в

следующем.

Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:

Умение спрашивать, выяснять точку зрения других учеников.

Умение выражать свою точку зрения понятно для окружающих,

формулировать свое мнение, аргументировать его доказывать.

Умение

управлять

голосом,

говорить

четко,

регулировать

громкость голоса в зависимости от ситуации.

Умение договариваться

Например,

работая

над

проектом

«Вода

и

ее

свойства»,

ребята,

действительно,

были

маленькими

исследователями:

они

делали

опыты,

фиксировали

данные.

Освоение

материала

происходило

в

процессе

практической,

творческой

деятельности,

в

результате

которой,

ребята

заполняли

таблицу «Свойства воды». До экспериментирования

им были

предложены верные и неверные варианты. В ходе обсуждения темы ребята

высказывали разные предположения, и свои результаты учащиеся сравнили с

первоначальными вариантами.

В сущности,

шла работа над умением

формировать гипотезу и делать выводы. (материал прилагается №2)

В ходе подобной работы ребята приобретают следующие способности:

Рефлексировать

Целепологать

Планировать

Моделировать

Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи

Вступать в коммуникацию

Например, работая по теме «Деревья нашего края», дети выделяли

отличительные признаки хвойного дерева и лиственного. Использую такую

работу. Даю задание: Объедини предложенные картинки в четыре группы, а

потом придумай цепочку событий. Например, такие карточки:

ребенок,

дерево, лопата; лист, дерево, дятел; птица, гнездо, дерево; росток, семечко,

дерево.

Группа

детей

объединяет

картинки,

ребята

и

выстраивают

предположения, суждения,

свою точку зрения и аргументируют ее.

В

результате группа должна предоставить свой рассказ, который опровергает

или же наоборот подтверждает пользу деревьев.

Проектная работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна

только

на

добровольной

основе.

Желание

что-либо

исследовать

возникает

тогда,

когда

объект

привлекает,

вызывает

интерес.

Тема,

навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым,

должного эффекта не даст.

Например: Работая над проектом «Улицы нашего поселка». Я

реализовала свою главную цель, и у меня получилось заинтриговать детей,

вызвать

интерес,

сформировать

мотив

деятельности.

Для

этого

я

организовала экскурсию по нашему поселку, в ходе которой познакомила

ребят с достопримечательными местами поселка и предложила рассказать

ребятам об улице, на которой они живут. Как я и предполагала, о названии

улиц ребята не имели представления. Они стали задавать вопросы: Почему

улица Речная получила такое название? А улица Рокоссовского, это в честь

кого? Я знаю, моя улица в честь Гагарина, он в космос летал.

«Знать

историю своей малой родины, - продолжала я, - это долг каждого человека».

Ребята получили задание в непринужденной форме. На следующий день они

с удовольствием делились своими

«открытиями». Мы оформили папку,

которую назвали «Улицы моего поселка». Еще мы организовали выставку

рисунков, по этой теме, это тоже результат небольшого проекта. Работа по

реализации этого проекта еще не завершена, Витя Гриднев заинтересовался

этой

работой,

он

выдвинул

свою

гипотезу,

поставил

цели

и

добился

определенного

результата.

Его

гипотеза

подтвердилась, название

улиц

соответствует

историческим

событиям,

героям,

политическим

деятелям,

профессиональной

деятельности

людей,

проживающих

на

данной

территории. Его презентацию с удовольствием слушали ребята 1 классов. А

еще он смастерил макет своей улицы.

Итак, метод проекта ориентирован на применение учащимися целого

ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в

ситуации,

по

форме

и

содержанию

приближенных

к

реальности.

Итог

решения

проектной

деятельности

должен

рассматриваться

как

реальный

«продукт». Это может быть текст, схема или макет прибора, результат анализа

ситуации, представленный в виде таблицы, диаграммы, графиков, созданный

детьми.

Работа в этом направлении будет продолжена, я планирую использовать

такие проекты как: «Где работают наши мамы», «Деревья парка», «Добрый

доктор», «Наши герои». Эта работа позволит активизировать предыдущий

опыт детей, раскрыть их творческий и интеллектуальный потенциал.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники