Автор: Ерохина Ольга Эрастовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детский центр искусств" г. Ухты
Населённый пункт: Республика Коми г. Ухта
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Несколько слов о романтизме"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
« Детский центр искусств» г. Ухты
Творческий проект
«Несколько слов о романтизме»
Тип проекта: творческий
Вид: коллективный
Руководитель проекта: педагог дополнительного образования Ерохина О.Э.
Участники: учащиеся МУ ДО « ДЦИ» программа «музыкальный
инструмент» (фортепиано)
г.Ухта 2016г.
Выявление проблемы:
В процессе освоения учебного репертуара выявилось, что учащиеся
имеют мало информации о композиторах эпохи романтизма.
Учащиеся класса выразили своё желание узнать больше об эпохе,
тенденциях появления романтизма, познакомиться с творчеством
композиторов-романтиков, познакомиться с произведениями.
Цель:
- изучение истории возникновения романтизма, жизни и творчества
композиторов;
- пропаганда классической фортепианной музыки.
Задачи:
- развивать творческие способности участников проекта;
- расширить кругозор учащихся;
- учить учащихся самостоятельно находить информацию из разных
источников, систематизировать и применять её на првктике;
- дать каждому учащемуся класса проявить себя в различных видах
деятельности (использование дифференцированного подхода к каждому
учащемуся)
- разучить дополнительный музыкальный материал из произведений
композиторов-романтиков.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что создание
и работа над проектом научит учащихся слушать классическую музыку,
понимать богатое использование средств музыкальной выразительности, её
язык, познакомит с историей возникновения направления романтизма в
музыке, с жизнью и творчеством композиторов-романтиков.
I Подготовительный этап.
1)
выбор темы
2)
определение задач
3)
формирование творческих групп
II. Разработка проекта.
1)
Учебный период
- поиск информации;
- разработка сценария;
- подбор музыкальных произведений;
2) репетиционный период
- разучивание учащимися произведений;
- работа над устным изложением собранного материала;
- подготовка презентации;
- изготовление афиши-объявления;
- подготовка кабинета к проведению проекта (установка аппаратуры,
инструментов);
III. Презентация проекта (проведение мероприятия)
- проведение проекта в Центре;
IV. Рефлексия. Практическое использование результатов работы над
проектом.
В результате работы над проектом:
- подготовили музыкально-сценическую композицию;
- научились планировать и анализировать свою работу;
- участвовали в разных видах деятельности:
А) игра на инструменте;
Б) художественное чтение и основы конферанса;
В) использование навыков работы с интернет-ресурсами;
Г) съёмка на фото-камеру;
Д) создание комп. Презентации;
- разработали сценарий;
- разучили произведения композиторов-романтиков по выбору каждого
учащегося;
- все участники получили большое удовлетворение от работы, и удовольствие
от выступления;
V. Практическое использование.
- все участники решили повторить проект перед учащимися Центра и школы
№20 в качестве пропаганды музыкального искусства;
- создана компьютерная презентация по теме проекта;
VI. Практическая часть ( приложения)
- сценарий
- программа исполненных музыкальных произведений;
- компьютерная презентация на DVD-диске.
« Несколько слов о романтизме»
Участники:
Ведущая 1
Ведущая 2
Чтец
Исполнители музыкальных номеров
Оборудование: ноутбук и ТВ (для показа презентации), музыкальные
инструменты (рояль), фотокамера.
Чтец – « вверху горит одна звезда,
Мой взор она манит всегда.
Мои мечты она влечёт и
С высоты меня зовёт» ( М.Лермонтов)
Ведущая 1 – Как романтично!
Ведущая 2 - А ты знаешь, что означает это слово? Романтизм в переводе
значит « странное, фантастическое »
Ведущая 1 – Это здорово, Значит, сегодня мы будем смотреть и слушать, а
также придумывать и фантазировать! Знаешь, писатель Стефан Цвейг сказал:
« Столь прекрасног поколения, как романтики, Европа ещё не видела со
времён Возрождения. Дивные образы мира грёз, обнажённые чувства и
стремление к возвышенной духовности – такими красками нарисована
музыкальная культура романтизма…» А когда это родилось?
Ведущая 2 – в конце 18 века эпоха классицизма, просвещения,когда
преклонялись перед разумом, философией, наукой, уступает место
Романтизму, который обращается к внутреннему миру человека, его душе,
чувствам, настроениям.
Чтец – «В уме своём я создал мир иной и образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья…» (М.Лермонтов)
Ведущая 1 – это Лермонтов, поэт-романтик. А что же музыка? А музыка в
романтический период отличается энергией, интенсивностью, страстью!
Давай послушаем:
Майкапар « Драматический отрывок»
Ведущая 2 – Романтика в музыке просуществовала более 100 лет, и в этом
«виновата» сама музыка – именно она была на вершине среди искусств.
Ведущая 1 – среди музыкальных жанров романтики выделяют фортепианную
миниатюру – чтобы передать один образ или минутное настроение,
композитору достаточно небольшой пьесы. Эти стремления привели
композиторов-романтиков к большим достижениям в области гармонии,
музыкальной формы. Фортепиано зазвучало многогранно: и мощно и нежно;
как одинокий голос и как целый оркестр. Названия миниатюр тоже красивые
и романтичные: серенада, ноктюрн, элегия, новелла.
Послушаем Новелетту композитора Гурлитта – это маленький рассказ.
Купревич «Элегическая серенада» – печально задумчивая пьеса, элегия – с
греческого «жалоба», серенада от слова sera – вечер; песня, обращённая к
любимому человеку и исполнявшаяся под окном в вечернее время.
Коровицын «Канцонетта» - Канцона – это лирическая песня, а Канцонетта –
небольшая песенка с певучей, «песенной» мелодией.
Григ « Поэтическая картинка» - миниатюра яркая, волнующая, полная разных
чувст и настроений, несмотря на маленький объём.
Ведущая 2 – А теперь я расскажу, какие темы выбирали романтики:
ПРИРОДА. Художники-романтики использовали сочные краски, яркие мазки.
Живопись « наслаждалась» природой. ( слайды работ Дж.Констебла)
Чтец – «…Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей
лазурию живой Слепит мне очи он…» (Баратынский)
Ведущая 1 – А в музыке распространился Ноктюрн – инструментальная
ночная музыка. Композиторы с большой поэтичностью и чуткостью
воплощают образы природы. Создателем фортепианного ноктюрна
романтического типа был ирландский пианист и композитор Джон Фильд,
проживший большую часть своей жизни в России. В ноктюрне певучая
мелодия с широким дыханием в сопровождении аккомпанемента, который
вызывает ассоциации с пейзажными образами и похож то на колыхание волн,
то на шелест листвы, то на струящийся лунный свет.
Чтец – « Уж вечер…облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях
умирает. Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает…»
(Жуковский)
Фильд. Ноктюрн.
Ведущая 2 – Следующая тема ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР – интерес к
прошлому, древним песням, легендам, сказкам.
Ведущая 1 – Знаю – это Баллады, Легенды, Песни в инструментальной
музыке. Много Баллад создали Фредерик Шопен, Иоганне Брамс, Роберт
Шуман. Эти сочинения были навеяны впечатлениями от прочтения
литературных сказаний, легенд. Слушаем
Брамс Баллада ( по мотивам шотландской баллады «Эдвард»).
Ведущая 2 – Ещё одна тема НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Много танцев,
жанровых сцен из крестьянской жизни. В этих произведениях мы услышим и
юмор, и доброту, и веселье, и грусть.
Шуман « Весёлый крестьянин»
Бетховен Экоссезы.
Чтец – «…пусть растает лёд на сердце, лишь снежинка на губах поцелуя
ждёт… И скерцо зауграет в небесах!»
Шуберт Скерцо.
Ведущая 1 – А теперь настал черёд поговорить о ДУШЕ, о ВНУТРЕННЕМ
МИРЕ ЧЕЛОВЕКА, наших мечтах и фантазиях.
Чтец – « И в 21 веке не осталось принцев. И белый конь и замки только в
снах. Теперь они нам могут лишь присниться В бесснежных ласковых
ночах…» ( Е.Кузнецова)
Ведущая 1 – Послушаем пьесу с чудесным названием:
« Самый прекрасный в мире принц» композитора В.Коровицына
Ведущая 2 – Окунёмся теперь в сказочный мир легенд. Трогательная и
Ф.Лист. «Лорелея». (слайды картин Айвазовского, Русалочки)
Ведущая 1 – Что же такое внутренний мир человека? Это культ чувств,
настроений. Погружение в размышления о добре и зле, о месте человека в
нашем мире, Это наши мечты и наши воспоминания, наши надежды.
Чтец – « Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытиё: Его найдёт далёкий мой потомок В моих
стихах; как знать?..» ( из размышлений Баратынского)
Ведущая 2 – Друзья! Давайте послушаем 2 пьесы с одним названием
«Размышление», и каждый подумает под эту музыку о чём-то своём,
вспомнит что-то важное для себя, давайте вслушаемся в музыку, представим
себе наши МЫСЛИ.
Жубинская «Раздумье»
Билаш «Раздумье»
Ведущая 1 – Наша соученица, рвзучивая пьесу Р.Шумана « Воспоминание»,
подобрала вот такой эпиграф:
Чтец – «…Ведь в жизни многое бывало. Всё память бережно хранит.
Воспоминаний есть немало, хотя годами память спит…»
Ведущая 1 – Слушаем:
Шуман « Воспоминание»
Ведущая 2 – Роберт Шуман яркий представитель направления романтизма.
Его творчество – заря романтического направления в музыке. Наследие его
огромно, перечислить всё написанное Шуманом труднее, чем перечислить
произведения Моцарта, Кроме симфоний, инструментальных миниатюр им
написано более 600 песен. Одну из них мы и услышим:
Шуман « Далёкий мой друг»
Ведущая 1 - И, конечно, направление романтизма в музыке невозможно без
имени Фридерика Шопена, великого польского композитора и пианиста.
Творчество своё он ограничил рамками фортепианной музыки, рояль для
него-универсально объемлющий инструмент.
Ведущая 2 – Духовный мир Шопена формировался в атмосфере сильнейшего
общественного подъёма в период напряжённой борьбы польского народа за
национальное достоинство и независимость.
Ведущая 1- Весть о поражении польского восстания 1830-х годов больно
ранила композитора. До минорный Этюд явился эмоциональным откликом на
революционные события, и явился первым произведением, в котором
драматизм достигает огромной глубины и силы. В этой музыке слышится «
сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе».
Шопен Этюд №12 («революционный»)
Ведущая 2 - Тема романтизма огромна. О романтизме написаны целые
книги, труды историков, литературоведов, музыковедов. И в одном вечере
охватить всё просто невозможно. Хочу вспомнить слова Виссариона
Белинского:
« Романтизм – есть вечная потребность духовной природы человека.»
Ведущая 1 – А я хочу закончить наш вечер высказыванием Бертольда
Ауэрбаха:
«Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём
душа говорит с душою»
Спасибо, что были с нами. Ведь в наше прогматичное время, насыщенное
компьютерными технологиями так ВАЖНО НЕ ПОТЕРЯТЬ ЖЕЛАНИЯ
ЛЮБИТЬ, НАДЕЯТЬСЯ И МЕЧТАТЬ!
Программа
Выступлений на проекте «Несколько слов о романтизме»
Ведущие: Сметанина Дарья, Желябовская Анна
Чтец: Плетникова Мария
Исполнители:
1.
Майкапар « Драматический отрывок» Желябовская А. 5 кл.
2.
Гурлитт Новелетта Неклюдова Я. 5 кл.
3.
Купревич Элегическая серенада Качур Б. 6кл.
4.
Коровицын Канцонетта Крюкова М. 6кл.
5.
Григ Поэтическая картинка Игонькина А. 6кл.
6.
Фильд Ноктюрн Крюкова М. 6кл.
7.
Шуман « Весёлый крестьянин» Думич Е. 4кл.
8.
Бетховен Экоссезы Михайлова Д.6кл.
9.
Шуберт Скерцо Клименко Д. 6кл.
10.Коровицын « Самый прекрасный в мире принц» Клименко Д. 6кл.
11.Жубинская Раздумье Сметанина Д. 4кл.
12.Билаш Раздумье Дорохова С. 6кл.
13.Шуман « Воспоминание» Игонькина А. 6кл.
14.Шуман « Далёкий мой друг» вокальн. ансамбль класса,
концертмейстер Ерохина О.Э.
В исполнении педагога класса Ерохиной О.Э. :
Брамс Баллада ре минор
Лист «Лорелея»
Шопен Этюд №12