Напоминание

"Несколько слов о романтизме"


Автор: Ерохина Ольга Эрастовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детский центр искусств" г. Ухты
Населённый пункт: Республика Коми г. Ухта
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Несколько слов о романтизме"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

« Детский центр искусств» г. Ухты

Творческий проект

«Несколько слов о романтизме»

Тип проекта: творческий

Вид: коллективный

Руководитель проекта: педагог дополнительного образования Ерохина О.Э.

Участники: учащиеся МУ ДО « ДЦИ» программа «музыкальный

инструмент» (фортепиано)

г.Ухта 2016г.

Выявление проблемы:

В процессе освоения учебного репертуара выявилось, что учащиеся

имеют мало информации о композиторах эпохи романтизма.

Учащиеся класса выразили своё желание узнать больше об эпохе,

тенденциях появления романтизма, познакомиться с творчеством

композиторов-романтиков, познакомиться с произведениями.

Цель:

- изучение истории возникновения романтизма, жизни и творчества

композиторов;

- пропаганда классической фортепианной музыки.

Задачи:

- развивать творческие способности участников проекта;

- расширить кругозор учащихся;

- учить учащихся самостоятельно находить информацию из разных

источников, систематизировать и применять её на првктике;

- дать каждому учащемуся класса проявить себя в различных видах

деятельности (использование дифференцированного подхода к каждому

учащемуся)

- разучить дополнительный музыкальный материал из произведений

композиторов-романтиков.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что создание

и работа над проектом научит учащихся слушать классическую музыку,

понимать богатое использование средств музыкальной выразительности, её

язык, познакомит с историей возникновения направления романтизма в

музыке, с жизнью и творчеством композиторов-романтиков.

I Подготовительный этап.

1)

выбор темы

2)

определение задач

3)

формирование творческих групп

II. Разработка проекта.

1)

Учебный период

- поиск информации;

- разработка сценария;

- подбор музыкальных произведений;

2) репетиционный период

- разучивание учащимися произведений;

- работа над устным изложением собранного материала;

- подготовка презентации;

- изготовление афиши-объявления;

- подготовка кабинета к проведению проекта (установка аппаратуры,

инструментов);

III. Презентация проекта (проведение мероприятия)

- проведение проекта в Центре;

IV. Рефлексия. Практическое использование результатов работы над

проектом.

В результате работы над проектом:

- подготовили музыкально-сценическую композицию;

- научились планировать и анализировать свою работу;

- участвовали в разных видах деятельности:

А) игра на инструменте;

Б) художественное чтение и основы конферанса;

В) использование навыков работы с интернет-ресурсами;

Г) съёмка на фото-камеру;

Д) создание комп. Презентации;

- разработали сценарий;

- разучили произведения композиторов-романтиков по выбору каждого

учащегося;

- все участники получили большое удовлетворение от работы, и удовольствие

от выступления;

V. Практическое использование.

- все участники решили повторить проект перед учащимися Центра и школы

№20 в качестве пропаганды музыкального искусства;

- создана компьютерная презентация по теме проекта;

VI. Практическая часть ( приложения)

- сценарий

- программа исполненных музыкальных произведений;

- компьютерная презентация на DVD-диске.

« Несколько слов о романтизме»

Участники:

Ведущая 1

Ведущая 2

Чтец

Исполнители музыкальных номеров

Оборудование: ноутбук и ТВ (для показа презентации), музыкальные

инструменты (рояль), фотокамера.

Чтец – « вверху горит одна звезда,

Мой взор она манит всегда.

Мои мечты она влечёт и

С высоты меня зовёт» ( М.Лермонтов)

Ведущая 1 – Как романтично!

Ведущая 2 - А ты знаешь, что означает это слово? Романтизм в переводе

значит « странное, фантастическое »

Ведущая 1 – Это здорово, Значит, сегодня мы будем смотреть и слушать, а

также придумывать и фантазировать! Знаешь, писатель Стефан Цвейг сказал:

« Столь прекрасног поколения, как романтики, Европа ещё не видела со

времён Возрождения. Дивные образы мира грёз, обнажённые чувства и

стремление к возвышенной духовности – такими красками нарисована

музыкальная культура романтизма…» А когда это родилось?

Ведущая 2 – в конце 18 века эпоха классицизма, просвещения,когда

преклонялись перед разумом, философией, наукой, уступает место

Романтизму, который обращается к внутреннему миру человека, его душе,

чувствам, настроениям.

Чтец – «В уме своём я создал мир иной и образов иных существованье;

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья…» (М.Лермонтов)

Ведущая 1 – это Лермонтов, поэт-романтик. А что же музыка? А музыка в

романтический период отличается энергией, интенсивностью, страстью!

Давай послушаем:

Майкапар « Драматический отрывок»

Ведущая 2 – Романтика в музыке просуществовала более 100 лет, и в этом

«виновата» сама музыка – именно она была на вершине среди искусств.

Ведущая 1 – среди музыкальных жанров романтики выделяют фортепианную

миниатюру – чтобы передать один образ или минутное настроение,

композитору достаточно небольшой пьесы. Эти стремления привели

композиторов-романтиков к большим достижениям в области гармонии,

музыкальной формы. Фортепиано зазвучало многогранно: и мощно и нежно;

как одинокий голос и как целый оркестр. Названия миниатюр тоже красивые

и романтичные: серенада, ноктюрн, элегия, новелла.

Послушаем Новелетту композитора Гурлитта – это маленький рассказ.

Купревич «Элегическая серенада» – печально задумчивая пьеса, элегия – с

греческого «жалоба», серенада от слова sera – вечер; песня, обращённая к

любимому человеку и исполнявшаяся под окном в вечернее время.

Коровицын «Канцонетта» - Канцона – это лирическая песня, а Канцонетта –

небольшая песенка с певучей, «песенной» мелодией.

Григ « Поэтическая картинка» - миниатюра яркая, волнующая, полная разных

чувст и настроений, несмотря на маленький объём.

Ведущая 2 – А теперь я расскажу, какие темы выбирали романтики:

ПРИРОДА. Художники-романтики использовали сочные краски, яркие мазки.

Живопись « наслаждалась» природой. ( слайды работ Дж.Констебла)

Чтец – «…Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей

лазурию живой Слепит мне очи он…» (Баратынский)

Ведущая 1 – А в музыке распространился Ноктюрн – инструментальная

ночная музыка. Композиторы с большой поэтичностью и чуткостью

воплощают образы природы. Создателем фортепианного ноктюрна

романтического типа был ирландский пианист и композитор Джон Фильд,

проживший большую часть своей жизни в России. В ноктюрне певучая

мелодия с широким дыханием в сопровождении аккомпанемента, который

вызывает ассоциации с пейзажными образами и похож то на колыхание волн,

то на шелест листвы, то на струящийся лунный свет.

Чтец – « Уж вечер…облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях

умирает. Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает…»

(Жуковский)

Фильд. Ноктюрн.

Ведущая 2 – Следующая тема ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР – интерес к

прошлому, древним песням, легендам, сказкам.

Ведущая 1 – Знаю – это Баллады, Легенды, Песни в инструментальной

музыке. Много Баллад создали Фредерик Шопен, Иоганне Брамс, Роберт

Шуман. Эти сочинения были навеяны впечатлениями от прочтения

литературных сказаний, легенд. Слушаем

Брамс Баллада ( по мотивам шотландской баллады «Эдвард»).

Ведущая 2 – Ещё одна тема НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Много танцев,

жанровых сцен из крестьянской жизни. В этих произведениях мы услышим и

юмор, и доброту, и веселье, и грусть.

Шуман « Весёлый крестьянин»

Бетховен Экоссезы.

Чтец – «…пусть растает лёд на сердце, лишь снежинка на губах поцелуя

ждёт… И скерцо зауграет в небесах!»

Шуберт Скерцо.

Ведущая 1 – А теперь настал черёд поговорить о ДУШЕ, о ВНУТРЕННЕМ

МИРЕ ЧЕЛОВЕКА, наших мечтах и фантазиях.

Чтец – « И в 21 веке не осталось принцев. И белый конь и замки только в

снах. Теперь они нам могут лишь присниться В бесснежных ласковых

ночах…» ( Е.Кузнецова)

Ведущая 1 – Послушаем пьесу с чудесным названием:

« Самый прекрасный в мире принц» композитора В.Коровицына

Ведущая 2 – Окунёмся теперь в сказочный мир легенд. Трогательная и

Ф.Лист. «Лорелея». (слайды картин Айвазовского, Русалочки)

Ведущая 1 – Что же такое внутренний мир человека? Это культ чувств,

настроений. Погружение в размышления о добре и зле, о месте человека в

нашем мире, Это наши мечты и наши воспоминания, наши надежды.

Чтец – « Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу и на земле моё

Кому-нибудь любезно бытиё: Его найдёт далёкий мой потомок В моих

стихах; как знать?..» ( из размышлений Баратынского)

Ведущая 2 – Друзья! Давайте послушаем 2 пьесы с одним названием

«Размышление», и каждый подумает под эту музыку о чём-то своём,

вспомнит что-то важное для себя, давайте вслушаемся в музыку, представим

себе наши МЫСЛИ.

Жубинская «Раздумье»

Билаш «Раздумье»

Ведущая 1 – Наша соученица, рвзучивая пьесу Р.Шумана « Воспоминание»,

подобрала вот такой эпиграф:

Чтец – «…Ведь в жизни многое бывало. Всё память бережно хранит.

Воспоминаний есть немало, хотя годами память спит…»

Ведущая 1 – Слушаем:

Шуман « Воспоминание»

Ведущая 2 – Роберт Шуман яркий представитель направления романтизма.

Его творчество – заря романтического направления в музыке. Наследие его

огромно, перечислить всё написанное Шуманом труднее, чем перечислить

произведения Моцарта, Кроме симфоний, инструментальных миниатюр им

написано более 600 песен. Одну из них мы и услышим:

Шуман « Далёкий мой друг»

Ведущая 1 - И, конечно, направление романтизма в музыке невозможно без

имени Фридерика Шопена, великого польского композитора и пианиста.

Творчество своё он ограничил рамками фортепианной музыки, рояль для

него-универсально объемлющий инструмент.

Ведущая 2 – Духовный мир Шопена формировался в атмосфере сильнейшего

общественного подъёма в период напряжённой борьбы польского народа за

национальное достоинство и независимость.

Ведущая 1- Весть о поражении польского восстания 1830-х годов больно

ранила композитора. До минорный Этюд явился эмоциональным откликом на

революционные события, и явился первым произведением, в котором

драматизм достигает огромной глубины и силы. В этой музыке слышится «

сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе».

Шопен Этюд №12 («революционный»)

Ведущая 2 - Тема романтизма огромна. О романтизме написаны целые

книги, труды историков, литературоведов, музыковедов. И в одном вечере

охватить всё просто невозможно. Хочу вспомнить слова Виссариона

Белинского:

« Романтизм – есть вечная потребность духовной природы человека.»

Ведущая 1 – А я хочу закончить наш вечер высказыванием Бертольда

Ауэрбаха:

«Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём

душа говорит с душою»

Спасибо, что были с нами. Ведь в наше прогматичное время, насыщенное

компьютерными технологиями так ВАЖНО НЕ ПОТЕРЯТЬ ЖЕЛАНИЯ

ЛЮБИТЬ, НАДЕЯТЬСЯ И МЕЧТАТЬ!

Программа

Выступлений на проекте «Несколько слов о романтизме»

Ведущие: Сметанина Дарья, Желябовская Анна

Чтец: Плетникова Мария

Исполнители:

1.

Майкапар « Драматический отрывок» Желябовская А. 5 кл.

2.

Гурлитт Новелетта Неклюдова Я. 5 кл.

3.

Купревич Элегическая серенада Качур Б. 6кл.

4.

Коровицын Канцонетта Крюкова М. 6кл.

5.

Григ Поэтическая картинка Игонькина А. 6кл.

6.

Фильд Ноктюрн Крюкова М. 6кл.

7.

Шуман « Весёлый крестьянин» Думич Е. 4кл.

8.

Бетховен Экоссезы Михайлова Д.6кл.

9.

Шуберт Скерцо Клименко Д. 6кл.

10.Коровицын « Самый прекрасный в мире принц» Клименко Д. 6кл.

11.Жубинская Раздумье Сметанина Д. 4кл.

12.Билаш Раздумье Дорохова С. 6кл.

13.Шуман « Воспоминание» Игонькина А. 6кл.

14.Шуман « Далёкий мой друг» вокальн. ансамбль класса,

концертмейстер Ерохина О.Э.

В исполнении педагога класса Ерохиной О.Э. :

Брамс Баллада ре минор

Лист «Лорелея»

Шопен Этюд №12



В раздел образования