Напоминание

Чтение рассказа Ю. Дмитриева "Снегирь".


Автор: Яковенко Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ КК "Березанская школа-интернат"
Населённый пункт: станица Березанская
Наименование материала: урок по чтению и развитию речи
Тема: Чтение рассказа Ю. Дмитриева "Снегирь".
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края

«Березанская школа-интернат для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Открытый урок по чтению и развитию речи

3

КЛАСС

Тема: «Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Снегирь»

Составила и провела

учитель начальных классов

Т.Н. Яковенко

станица Березанская

2014 год

ТЕМА УРОКА: «Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Снегирь»

ЦЕЛЬ: учить беглому выразительному чтению,

частям; развивать речь,логическое мышление, память,

природе, ко всему живому.

пересказу по

смысловым воспитывать

любовь к

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, картины с изображением снегиря и дятла,

кормушки,

аппликация

снегиря

из

материала,

кусочки

черного

бархата,

карточки с перелетными и зимующими птицами, карточки с предложениями.

Ход урока.

Организация класса.

Учитель: - Ребята, сегодня к нам пришли в гости учителя из других классов. Они

пришли

послушать,

как

мы

научились

красиво

и

правильно

читать,

пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы и посмотреть как вы ведете

себя на уроках.

- А сейчас, поздоровайтесь с ними, сядьте правильно, начинаем наш

урок. Учитель: Ребята, какую тему мы сейчас с вами изучаем?

Ответ: Сейчас мы изучаем тему «Зима».

Учитель:

Скажите мне, соответствует ли тема «Зима» нашему времени года за

окном?

Ответ: Да, потому что наступил декабрь, а он первый зимний месяц.

Учитель: Какое сегодня число?

Ответ: Сегодня 10 декабря.

Учитель: Какое число было вчера, какое будет завтра?

Ответ: Вчера было 9 декабря, а завтра будет 11 декабря.

Учитель: Что вам было задано к сегодняшнему уроку?

Ответ: Нам было задано прочитать рассказ Чарушина «Дятел», разделить текст

на смысловые части (II группа), письменно ответить на два вопроса:

1)

Где живет дятел?

2)

Чем он питается?

Проверка домашнего задания.

а) чтение текста по смысловым частям (II группа).

Задаю вопросы к каждой части.

1 часть

О ком написано в этой части? Какой дятел? Опиши его.

2 часть

Чем держится дятел за кору дерева?

3 часть

Чем питается дятел?

4 часть

Как называет автор дятла?

Учитель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с домашним заданием.

Марине П. - 5

Вике М. - 4

Проверяем задание 1 - о й группы. (Дети читают свои ответы на вопросы:

Где живет дятел? Чем он питается?).

- Ребята 1-ой группы также замечательно справились со своим заданием и я

им

всем поставлю - 5.

Учитель: Ребята, я дятел птица вредная или полезная?

Ответ: Дятел - птица полезная, так как поедает вредных насекомых под корой

и

этим приносит пользу дереву.

Учитель: Вот посмотрите, как выглядит здоровое дерево, а вот пораженное

вредными насекомыми, (показываю два чурбачка).

Учитель:

На

прошлом

уроке

мы

с

вами

разбирали

слова

«вцепился»,

«подперся» и

записывали их в словарь. Откройте свои словари и объясните значение этих

слов.

Ответ: Вцепиться - значит крепко держаться за что-нибудь.

(Дети показывают (на рукаве друг-другу) как можно рукой подпереть голову).

Учитель: Скажите, что означает слово «пестрый»?

Ответ: Разноцветный.

Учитель: Ребята, как в рассказе автор называет дятла?

Ответ: Он называет его барабанщиком.

Учитель: Давайте скажем хором:

Барабанщик барабанит в барабан тр-р-р. тр-р-р, тр-р-р.

Итог домашнего задания.

Учитель: Молодцы ребята, все вы хорошо справились с домашним заданием.

И я вам поставлю следующие оценки:

1-я группа

Аня С. - 5

Стасик 77.-5

Максим Т. - 4

Сережа Д. - 5 Дина 77.-5

Миша К. - 5

Вика П. -4

2-я группа

Вика П. - 4

- А остальные ребята еще поработают на уроке и в конце получат тоже

оценки.

Новый материал.

Учитель: Ребята, как называется рассказ, над которым мы сейчас работали?

Ответ: «Дятел».

Учитель: Дятел - это кто?

Ответ: Дятел - это птица.

Учитель: Сегодня мы будем читать еще один рассказ о другой птице.

Отгадайте загадку и узнаете, как называется рассказ.

Загадка.

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки

А это (снегири).

Рассказ называется «Снегирь».

Работа у доски (словарная работа).

СНЕГИРЬ - СНЕ-ГИРЬ (4 согл. 2 гл.).

Учитель: Посмотрите внимательно, какое знакомое слово вам встретилось в

слове снегирь (снег). Правильно снег. А когда он бывает?

Ответ: Снег бывает зимой.

Учитель: Правильно, снег выпадает зимой. В это время к нам и прилетают

птицы — снегири. А сейчас мы сможем увидеть снегирей?

Ответ: Нет, потому что у нас нет снега.

Учитель: Да, в этом году зима не балует нас снегом и поэтому снегирей пока

не

видно. Вот когда выпадет снег, и вы выйдете однажды на прогулку, и увидите

на

ветках пушистые красные шарики. Это снегири. В народе их так и называют

птица — прилетевшая со снегом. Любимая пища снегирей - это семена

сорняков,

ягод и калин. Но когда птицам становится трудно достать себе пищу, их

можно

увидеть рядом с жильем человека, в надежде чем-нибудь поживиться.

(Учитель читает стихотворение «Покормите птиц»).

Учитель: А сейчас мы ближе познакомимся с этой птичкой.

- Сядьте правильно и послушайте внимательно, как я буду читать.

а) чтение рассказа учителем.

Словарная работа.

ЮГ — местность с теплым жарким климатом.

ФОН — основной цвет, на котором рисуется картина, или рисунок.

(Повторить эти слова по 3 раза, привести примеры для закрепления

из повседневной жизни).

- Запись слов в словари.

Физ. минутка.

б) чтение рассказа хором

в) чтение про себя (1-я группа).

2 группа - Вика М., Вика П., Андрей С. - читаем по букварю.

Вопросы к детям

1) Как стучит дятел? - Тук, тук.

2) Можно дятла назвать пестрым? Почему?

г) чтение цепочкой;

д) выборочное чтение;

- Найти описание внешнего вида снегиря, (раздать кусочки черного бархата,

для

того, чтобы дети могли себе представить, какая у снегиря черная бархатная

шапочка).

е) сравнительное чтение.

- Найти в тексте «Дятел» описание внешнего вида дятла и сравнить его со

снегирем.

Работа по картинкам, (сравнение)

1.

Кто больше дятел или снегирь?

2.

У кого больше клюв? Почему?

3.

В чем сходство этих двух птиц?

4.

Можно ли их назвать пестрыми? Почему?

Учитель: Послушайте стихи об этих птицах.

СНЕГИРЬ . (читает Дина П.)

Снежок порхает, кружится

На улице бело

И превратились лужицы

В прозрачное стекло

Вчера, где пели зяблики

Сегодня посмотри,

Как розовые яблоки

На ветках снегири.

Учитель: Дина, с чем поэт сравнивает снегиря?

Ответ: С яблоками.

Учитель: Какую часть у снегиря сравнивают с яблоком? (Сравнить красный

бок яблока с грудкой снегиря, сходны по цвету, форме).

ДЯТЕЛ. (читает Стасик П.)

В яркой шапке пестрый дятел

Корольков, синиц приятель

Барабанит в мерзлый ствол

«Приглашаю всех за стол

Подбирайте меж соринок,

Кто жуков, а кто личинок,

Клад разведан под корой –

Начинаем пир горой!».

Учитель: Стасик, где раздобыл дятел клад? С помощью чего он это сделал?

Работа по карточкам 1-ая группа.

(Детям розданы карточки с предложениями, где описывается внешний вид

снегиря. Дети должны составить рассказ и озаглавить его).

Учитель: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с этим заданием. Давайте

еще

раз сделаем вывод, как называются птицы, которые прилетают к нам только

вместе со снегом.

Ответ: СНЕГИРЬ.

Учитель: А весной снегирь улетит или останется с нами?

Ответ: Он улетит.

Учитель: Если птица улетает и прилетает, то эта птица - перелетная.

-Давайте запишем на доске и прочтем все вместе

Снегирь — птица перелетная, пе-ре-лет-ная.

Учитель: Каких перелетных птиц мы знаем еще?

-Давайте проведем игру с карточками «Наши гости».

Итог урока.

Учитель: О какой птице мы сегодня говорили, читали, составляли рассказы?

Ответ: Сегодня мы говорили о снегире.

Учитель: Я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы не спутаете снегиря

ни с одной птичкой. И мы уже подготовились с вами к его встрече.

На уроках труда мальчики смастерили им кормушки.

(Максим Т. читает стихотворение

«Птичкина

кормушку).

Оценки за урок выставляю в журнал с пояснением.

Домашнее задание: читать рассказ «Снегирь»,

отвечать на вопросы - 1-ое задание.

2-ое задание — сделать аппликацию снегиря.

1-ая группа самостоятельно. 2-ая группа — по готовым деталям.

Урок окончен.

Всем спасибо.

о

столовая» и показывает



В раздел образования