Напоминание

"Средства музыкальной выразительности"


Автор: Ерохина Ольга Эрастовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детский центр искусств" г. Ухты
Населённый пункт: Республика Коми г. Ухта
Наименование материала: План - конспект открытого урока
Тема: "Средства музыкальной выразительности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное

учреждение дополнительного образования

« Детский центр искусств» г. Ухты

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

« Средства музыкальной выразительности»

Образовательная программа

« Музыкальный инструмент»

Фортепиано

Педагог дополнительного образования

Ерохина Ольга Эрастовна

2015г.

I.Работу выполнила педагог дополнительного образования Ерохина Ольга Эрастовна.

МУ ДО «Детский центр искусств» г. Ухта, РК

Предмет: «музыкальный инструмент» фортепиано

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА.

Дополнительная образовательная программа « музыкальный инструмент фортепиано» .

Участники: две ученицы 1-го года обучения, возраст 7 лет.

Педагог дополнительного образования Ерохина О.Э. , МУ ДО « Детский центр искусств»

г.Ухта, РК

Тема урока: « Средства музыкальной выразительности»

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность: 40 мин.

Цель урока: знакомство со средствами музыкальной выразительности на уроке

фортепиано.

Вид урока: открытый.

Задачи урока:

Образовательные:

-закрепление изучения теоретических знаний, терминологии ( динамические оттенки,

штрихи);

-продолжение формирования практических навыков использования средств музыкальной

выразительности в игре на фортепиано ( создание различных музыкальных образов);

Развивающие:

- развивать творческую активность учащихся через различные виды деятельности;

- развивать образное мышление, умение слышать, различать и понимать различные

средства музыкальной выразительности;

- развивать музыкальную память;

- продолжать формирование игрового аппарата;

Воспитательные :

- воспитывать любовь к музыке, к инструменту фортепиано;

- воспитывать эстетический вкус;

- воспитывать собранность, усидчивость, трудолюбие;

- воспитывать смелость и уверенность в себе, веру в свои силы и возможности.

Методические приёмы:

- беседа;

- демонстрация упражнений, музыкального материала.

Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение класса фортепиано;

- фортепиано;

- три стула;

- пюпитр;

- нотная литература;

- дидактический материал ( карточки, графические ритмические партитуры);

- подставка для ног;

- ноутбук ( с составленным интерактивным кроссвордом на закрепление музыкальной

терминологии).

Психологические условия урока:

Утверждение радости на уроке. Личностно – ориентированное общение ( учёт

индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный

подход);

Психологически комфортная атмосфера – эмоциональное удовлетворение, право учиться

на успех.

Проектируемый результат:

- учащиеся должны иметь устойчивый интерес к выполняемым ими заданиям, иметь

устойчивый интерес к занятиям музыкой, игре на фортепиано, осознанно применять

средства музыкальной выразительности в своей практической деятельности , умение

обосновать их.

План урока:

1.

Организационный момент ( приветствие)

2.

Работа с домашним заданием ( « учим пальчики играть» )

3.

Блок Д-Т, звукоряды в системе работы над штрихами, ритмом как средствами

выразительности;

4.

Демонстрация педагогом трёх произведений : Л.Бетховен «Сурок», Д. Шостакович

«Шарманка», П.Чайковский «Шарманщик поёт» op.39. Обсуждение, анализ.

5.

Работа над динамикой, ритмом ( Шуберт Вальс, А.Филиппенко «Я на скрипочке

играю» с использованием дидактического материала).

6.

Сказка «Теремок» ( имитация: животные-интервалы)

7.

Исполнение учащимися выученных произведений Филипп Колыбельная,

Любарский Курочка.

8.

Слуховой анализ средств музыкальной выразительности ( слушание, обсуждение).

9.

Решение кроссворда на закрепление музыкальных терминов.

10. Анализ урока.

Ход урока.

-Здравствуйте! Готовы? Тогда начинаем!

Урок начинаем нашей попевкой: « Прозвенел звонок – начался урок» ( 1 уч-ся играет фразу в

верхнем регистре, 2 уч-ся – в среднем)

Вопрос: Почему вы сыграли свои фразы в разных регистрах?

1 уч-ца : - Звонок звенит, звук высокий, поэтому я сыграла эту фразу в высокой третьей октаве.

2 уч-ца : - Моей фразой отвечают дети, поэтому решила сыграть в первой октаве, где я голосом

могу спеть.

Вопрос: - А может сыграть в нижнем регистре?

Ответ: - Нет. Тогда не будет похоже на звук звонка и пение детей.

- Делаем вывод: - Мы на инструменте попытались изобразить действие звуками. Регистры

-высокий и средний -выступают как средство выражения смысла фразы.

- Вы уже знаете: для того, чтобы фортепиано зазвучало, нам нужно научить свои пальчики

играть: нажимать на клавиши, научить их подниматься и опускаться. Проведём нашу

пальчиковую зарядку ( работа с домашним заданием).

1 уч-ся выполняет упражнение « Шесть котят» по записи ритмического рисунка и аппликатуры.

2 уч-ся выполняет упражнение « Зайка» по самостоятельно записанному ритмическому рисунку

и проставленной аппликатуре.

- Молодцы! Пальчики стали « весёлыми» и активными! И продолжим их «тренировать», сыграем

наши любимые «бусики» -звукоряды. Кто начнёт?

2 уч-ся – я хочу сыграть свои звукоряды весело, подпрыгивая как мячик ( игра штрихом staccato

весьма подвижно, движение вверх от До до До-диез мажора).

1 уч-ся - а я буду играть вниз, прыгать не хочется, а хочется спокойно петь, я играю legato! (игра

звукорядов в умеренном темпе, движение вниз от До-диез мажора до До мажора).

- А сейчас прозвучат три музыкальных произведения: «Сурок» Бетховена, «Шарманка»

Шостаковича, «Шарманщик поёт» Чайковского.

( исполнение педагога)

А что общее в названиях этих произведений?

Ответ уч-ся: - Слово « шарманка», такая была у Папы Карло в «Золотом ключике».

Рассказ педагога об инструменте шарманка, о людях-шарманщиках, о характерности звучания,

механизме.

«Сурок» - это песня, грустный напев которой глубоко проникает в душу. И звучит она?

1 уч-ся – в минорном ладу.

- Верно, молодец, услышала минор. А вот пьеса Д.Шостаковича «Шарманка» - весёлый танец

вроде польки и звучит он?

2 уч-ся – в мажоре!

- Правильно, умница. Третья пьеса- «Шарманщик поёт» - это уже не вокальное произведение, как

«Сурок», а за шарманщика « поёт» наш инструмент фортепиано. А что общего вы

услышали в этих пьесах?

1,2 уч-ся – похожий аккомпанемент, как -будто всё время звучит одно и то же.

- Да, аккомпанемент в трёх пьесах однообразный, такой аккомпанемент ещё называют «

шарманочный».

А как мы с вами поняли, где звучит песня, а где танец? Весело и грустно (мажор, минор) мы

услышали.

1 уч-ся – в танце темп быстрый, движения с подскоками звучат отрывисто, я знаю: это staccato.

2 уч-ся – а песня наоборот плавная, певучая, звучит широко, это – legato.

- Видим, как по-разному изображается в музыке одно и то же явление (у нас шарманка). Музыка

имеет способность отображать звуки, даже шумы, может подражать человеческому голосу,

различным животным, звуку шагов, тиканью часов.

- Сейчас мы с вами немного похлопаем, пошлёпаем, потопаем. Вы услышите Вальс немецкого

композитора Шуберта. Будьте внимательны: музыка будет звучать по-разному, как?

( исполнение педагогом с яркой градацией силы звука).

1,2 уч-ся- музыка звучит сначала тихо, потом всё громче и громче, громко, потом всё тише и

тише и в конце тихо.

- Правильно, берем нашу ритмическую партитуру и вместе под музыку аккомпанируем ( уч-ся

работают вместе по партитуре: 1 уч-ся хлопает ритм, 2 уч-ся притопывает, точно

показывая силу звука )

Какими знаками показано изменение силы звучания?

1 уч-ся – пиано, а всё громче и громче «вилочкой»

2 уч-ся- форте, «вилочка» в обратную сторону показывает всё тише и тише ( повторение

терминов динамики).

- Теперь исполним песенку « Я на скрипочке играю» тоже по партитуре, песенку поём, а

ритмический рисунок будем играть интервалами терциями и квинтами. ( уч-ся выбирают

интервал и регистр).

- Отдохнули? Теперь настала очередь сказки. Мы повторили интервалы терцию и квинту, а какие

ещё интервалы вы знаете? ( уч-ся называют приму, секунду, кварту, сексту, септиму,

октаву).

Теперь вы знаете, что мы можем на фортепиано изобразить разные настроения, персонажи.

Расскажем сказку « Теремок» и сыграем наш рассказ на инструменте.

(Исполнение сказки обеими ученицами по -очереди, используя интервалы для характеристики

персонажей. )

Вот такое использование музыки, как характеристики персонажа, называется словом «имитация»

(новый термин).

- Кто из вас хочет продемонстрировать использование музыкальных средств выразительности в

выученных фортепианных пьесах первым?

1 уч-ся исполняет Филиппа Колыбельную, показывает рисунок, выполненный дома, рассказывает

о характере пьесы, используя терминологию: piano, mezzo forte, legato, dolce, обосновывая

свой рассказ.

2 уч-ся исполняет Любарского Курочку, демонстрирует рисунок, выполненный дома,

рассказывает о характере пьесы, используя термины: forte, mezzo forte, staccato, legato,

обосновывая свой рассказ.

- Дорогие мои девочки, к нам в гости пришли уч-ся 3 класса, вы с ними хорошо знакомы, которые

нам сейчас исполнят два ярких музыкальных произведения в ансамбле, а мы с вами

попробуем на слух проанализировать какие средства выразительности использовали

композиторы для своих сочинений. Итак:

Исполняются: Баневич «Северное сияние» и Коровицын « Куклы сеньора Карабаса»

( 1,2 уч-ся определяют лад -мажор, минор, разноплановую динамику, характер каждого

произведения – завораживающую красоту северного сияния, сравнивая в виденным зимой

воочию, маршеобразность пьесы Коровицына, определяют штрихи, называют их)

- Ещё один яркий приём как средство муз. выразительности, это glissando, для вас слово новое,

означает скольжение. Как это красиво и эффектно!

Сегодня мы разбирались, знакомились со средствами музыкальной выразительности. Ещё раз

напомним их себе:

1,2 уч-ся – лады -мажор, минор; ритм, темп; динамические оттенки, штрихи; регистры, имитация.

- Наш урок подходит к концу, в завершении для закрепления музыкальных терминов хочу

предложить отгадать совсем маленький кроссворд. (на ноутбуке педагогом составлен

кроссворд из 10 музыкальных терминов, уч-ся сами читают, отгадывают и проверяют свои

ответы)

- Как вы думаете, какое домашнее задание вы сегодня получите? Конечно, нарисуйте красивые

рисунки к услышанным и понравившимся каждой из вас музыкальным произведениям:

три пьесы про шарманку, про северное сияние , про кукол сеньора Карабаса. И, конечно,

не забудьте повторять упражнения для пальчиков и пьесы из вашего репертуара. Наш урок

закончен, до свидания!

Анализ урока

Урок прошёл динамично, в доброжелательной атмосфере. Обе ученицы были активны, охотно

общались, получали удовольствие от общения как между собой и с музыкой, так и с

педагогом. Работа шла активно, ученицы чувствовали себя уверенно, смело включались в

обсуждения, чувствовалась здоровая конкуренция в ответах. Данный урок позволил

закрепить довольно большое количество терминов, познакомиться с новыми ( глиссандо,

имитация), дать новый импульс в развитии образного мышления, умения применять

осознанно средства выразительности, размышлять и применять их в практике.

Литература:

От урока до концерта. Фортепианно-педагогический альманах. Вып.1.- М.: Издательский дом

«КлассикаХХ1», 2009.

К. Иншельт. Первые шаги в мир фортепианного исполнительства. Ребёнок за роялем. Сб. статей.

М.: Изд. «Музыка» 1981.

Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. Учпедгиз. Л. 1958.

Милич Б.М. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ. Киев,1979

Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей.

Методические рекомендации .-М.: РИФ «Крипто -логос» 1992.

Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: нотные тетради, вып.1,2.-М.: РИФ «Крипто

-логос»1992.

Щапов А.П. Фортепианная педагогика. Изд. «Сов .музыка»1960.

Баринова М.Н. О развитии творческих способностей.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.



В раздел образования