Автор: Саяпина Светлана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ № 53 Населённый пункт: Комсомольск - на - Амуре Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру 4 класс Тема: Обобщение по теме: "Природные зоны России" Раздел: начальное образование
Тип урока : обобщение и закрепление изученного материала
Место урока в теме : 9 урок по теме
Цель урока : проверить знания и умения о природных зонах России, их особенностях.
Задачи урока : Познавательные универсальные: учить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
осуществлять поиск средств для их решения
Коммуникативные универсальные: учить строить монологические высказывания по данной теме, выражать не только
свою точку зрения, а представлять позицию группы
Регулятивные универсальные: учить планировать и контролировать свои действия в ходе выполнения работы; адекватно
оценивать свои достижения
Личностные универсальные: сформировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу
Оборудование : карта “Природные зоны России”, проекты и презентация по природным зонам, мультимедийная
установка, видеосюжеты, карточки с названием природных зон России, учебник А. А. Плешакова “Окружающий мир” 4
класс, листы достижений учащихся
Формы работы : групповая, фронтальная
Методы обучения : словесно – наглядный, самостоятельная работа в группах
Планируемый результат:
Развитие интереса к изучению природы России.
Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.
Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Давайте улыбнёмся друг
другу! У нас хорошее настроение и всё получится. Садитесь.
Сейчас у нас урок окружающий мир.
Дети сидят группами
Самоопределение к
деятельности
Как называется раздел программы, который мы изучаем?
(Природа России)
Посмотрите на доску (картинки с природными зонами
Слайд 1 ) и скажите о чём мы будем говорить сегодня на
уроке
Какая цель урока может быть поставлена исходя из темы
урока?
Молодцы. Сегодня на уроке мы совершим с вами заочное
путешествие по России. Основная цель нашего
путешествия – закрепить и обобщить полученные на уроках
знания о месторасположении, климатических условиях,
растительном и животном мире, занятиях населения каждой
природной зоны и экологических проблемах.
- Раздел который мы изучаем называется
«Природа России»
- Сегодня мы будем говорить о природных
зонах России
- Сегодня мы вспомним, где находится та или
иная природная зона, о разнообразии
растительного и животного мира, о том чем
занимается население в данной природной
зоне и об экологических проблемах которые
есть.
Актуализация знаний
– Скажите, почему на планете Земля существуют различные
природные зоны? слайд 3
– Сколько природных зон находится в России ? слайд 4
- Назовите природные зоны по порядку их следования с
севера на юг.
- Наша Земля имеет форму шара, поэтому
нагревается солнцем в разных местах по-
разному.
- В России 6 природных зон
- Расположены так: Арктика, Тундра, Лес,
Степи, Пустыни, Субтропики
Сегодня на уроке работать будем в группах. Всего 6 групп в
соответствии с количеством природных зон. Дома вам
нужно было составить проект по выбранной природной зоне
- Как вы считаете, надо ли оценивать работу ваших групп?
- По каким критериям будем оценивать?
А сейчас вместе с командиром группы вам нужно будет
распределить роли и согласно плану представить защиту
своего проекта по данной природной зоне.
Защита проектов ( слайд 4 )
1.Название зоны
2. Географическое положение и климатические условия
3. Животный и растительный мир, цепи питания
4. Занятие населения
5. Экологические проблемы
- Мы думаем, что оценивать работу групп
нужно.
- Точность, дополнения при ответах,
оригинальность проекта
Дети распределяют роли ( надевают шапочки
«географ», «биолог», «зоолог», «эколог» ) и
согласно плану готовятся представить
защиту своего проекта по данной природной
зоне
Обобщение изученного
материала
Итак , начинаем наше заочное путешествие.
Мы отправляемся с вами туда, где царство холода снега
и льда .
Молодцы, ребята! А может кто-то хочет что-то дополнить
или задать ребятам вопрос?
1 группа представляет природную зону
«Арктики
»
Дети дополняют, задают вопросы:
Что же заставляет белого медведя
погружаться в воду? (охота и лютый холод)
2 группа представляет природную зону
Физминутка
Мы из Арктики выходим в Тундру попадаем, а над нами
красочно сиянье полыхает .
Спасибо, ребята!
У кого есть дополнения или вопросы?
Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в
следующую природную зону (звучит трель соловья)
Только в лес мы зашли появились комары, руки вверх –
хлопок, руки вниз –хлопок.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем, руки за
голову кладём и вразвалочку идём.
Вдруг смотри из-за куста появилася лиса, мы лисичку
обхитрим на носочках побежим.
Итак, мы в лесу.
Молодцы, нам было интересно слушать вас! Может у кого
есть что дополнить или у кого-то есть вопросы?
Двигаемся дальше…. На все стороны путь: Ни лесочка,
«Тундра».
Дети дополняют, задают вопросы:
На какие 2 части делится год тундры ?
( снежную и мокрую )
Дети выполняют физминутку.
3 группа представляет свою защиту по
природной зоне «Лес»
Дети дополняют ответы детей, задают свои
вопросы: Какие леса занимают самую
большую территорию ? (хвойные)
4 группа представляет зону «Степи»
ни гор! Необъятная гладь! Необъятный простор!
Умнички! У кого есть вопросы или дополнения к тому, что
рассказала нам эта группа?
Опять нас зовёт ветер путешествий, покинув бескрайние
степные просторы, мы с вами оказались там, где много
солнца и не видна вода.
Молодцы, ребята! Может быть у кого-нибудь есть
дополнения к защите этой природной зоне?
Мы двигаемся дальше и перед нами последняя одна из
самых замечательных и своеобразных природных зон.
Молодцы! Вы дружно поработали в группах, ваши проекты
были интересны и познавательны, оригинально оформлены.
- Скажите, а чем вы пользовались при создании своих
Дети задают свои вопросы: - Как строят
дома в степи? (квадратом, чтобы защитить
от ветра)
5группа представляет «Пустыни»
Дети дополняют ответы детей, задают
вопросы : - Почему в пустыне 2 хозяина
солнце и ветер? ( солнце, тк жарко, ветер –
нет почти деревьев, и ему ничего не
препятствует)
,
6 группа представляет зону «Субтропиков»
Дети задают вопросы и дополняют ответы
детей: - Когда вода теплее - днём или
вечером?
- При создании проектов мы пользовались
энциклопедиями, атласами, интернетом,
биологическими словарями.
проектов?
Тест
Кто считает, что всё знает по данной теме, поднимите руки.
Сейчас мы это и проверим, я предлагаю сыграть в игру
«Крестики, нолики» . Я буду читать утверждение, если вы
со мной согласны ставите крестик, а если нет- нолик.
Приготовились.
1.В Арктике для растений и животных суровые условия. +
2. В Тундре обитают тюлени, моржи, киты. -
3. Природная зона лесов состоит из трёх частей. +
4. Основным занятием населения степей является
земледелие. +
5. В пустыне короткое прохладное лето и длинная суровая
зима. –
6. Черноморское побережье Кавказа - это тундра. -
7.В тундре добывают нефть и природный газ. +
8. Субтропики-это зона, которая занимает очень маленькую
территорию. +
Дети поднимают руки
.
9. На территории России 8 природных зон. –
А теперь сверьтесь с доской.Оцените свою работу.
У кого из вас нет ошибок, поднимите руки!
Молодцы, вы настоящие знатоки природы!
Дети сверяют свои ответы с доской и те дети
у кого нет ошибок поднимают руки
Подведение итогов урока.
Рефлексия
.
К какому выводу мы пришли, совершив путешествие по
природнымзонам России?
В каком крае живём мы с вами? К какой природной зоне
относится Хабаровский край?
Как мы должны относиться к её природе?
Что полезного вы нашли в сегодняшнем уроке? Где могут
пригодиться знания?
Я благодарю всех участников нашего заочного путешествия
по природным зонам России.
Хочу отметить ребят, которые активно работали на уроке...
Наша страна огромная и разнообразная по
природе.
Мы живём в Хабаровском крае. Он относится
к природной зоне «Лес»
Мы должны беречь и охранять природу
Домашнее задание
- “Я эколог-исследователь” Приготовить сообщение о
редком растении или животном одного из заповедников.