Напоминание

Урок "открытия" новых знаний. Русский язык. 2 класс. Что такое местоимение.


Автор: Бердинских Марина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №51 города Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок "открытия" новых знаний. Русский язык. 2 класс. Что такое местоимение.
Раздел: начальное образование





Назад




Разработка открытого урока по русскому языку

М.В. Бердинских

МБОУ СОШ с УИОП №51 города Кирова, Кировской области

Урок изучения нового материала

(системно-деятельностный подход - урок «открытия» нового знания)

Предмет: Русский язык

Учитель Бердинских Марина Витальевна, первая квалификационная категория

Класс: 2-Б

Тема урока: « Что такое местоимение»

Дидактическая цель: способствовать формированию УУД в процессе «открытия» нового знания (осознания и осмысления новой учебной

информации) средствами технологии проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ.

Тип урока: урок открытия нового знания (изучения нового материала и первичного закрепления).

Планируемые результаты (цели по содержанию):

Предметные:

1.Знать определение «Местоимение»

2.Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

3. Различать местоимения и имена существительные.

4. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

2. Метапредметные:

а) познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

-сравнивать и обобщать информацию, делать вывод, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

б) коммуникативные:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- участвовать в продуктивном диалоге.

- аргументировать свою точку зрения;

в) регулятивные:

-формулировать цели учебной деятельности, сохранять цели и задачи учебной деятельности на уроке;

-самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в

конце действия.

-решать проблему

3. Личностные:

-формирование учебно познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на основе самоанализа и самоконтроля результата.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Средства обучения:

1.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва.: Просвещение, 2012

2.«Русский язык». Электронное приложение к учебнику В.П. Канакина 2 класс: Просвещение, 2012.

3. Ресурсы «1С: Школа»

4.Дидактический раздаточный материал

5.Мультимедийное сопровождение урока.

Ход урока (технологическая карта урока)

Этапы урока

изучения нового

материала

(Структура

урока

«открытия»

нового знания)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, которые

обеспечивают достижение

планируемых результатов

Результат

1.Орг.момент

Приветствует учащихся.

Создаёт позитивный настрой.

Предлагает проверить готовность

рабочих мест.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность

рабочего места

Умеют

организовать

рабочее место.

2.Целеполагание

и мотивация.

(1. Этап

мотивации

(самоопределен

ия) к учебной

Создает условия для выработки у

учащихся на личностно

значимом уровне внутренней

готовности выполнения

нормативных требований

учебной деятельности.

Осознают потребность

включения в деятельность.

Осознают требования к

ученику со стороны учебной

деятельности. Осознают

тематические рамки учебной

деятельности на уроке.

- Урок русского языка. Мы

продолжаем с вами работать по

большой теме. Кто назовет эту

тему? (Части речи)

- Какие части речи вы знаете?

(Имя существительное, имя

прилагательное, глагол).

Умеют участвовать

деятельности).

(Создает условия для возникно-

вения внутренней потребности

включения в деятельность

(«хочу»);

актуализирует требования к

ученику со стороны учебной

деятельности («надо»);

устанавливает тематические

рамки учебной деятельности

(«могу»).

Дайте определение

существительного,

прилагательного, глагола,

Как отличить одну часть речи от

другой? (По вопросам).

-Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

-Посмотрите на девиз нашего

урока:

« У ч и т е с ь

т а й н ы

открывать!» (слайд 3)

-А что такое тайна? (Секрет, что-

то не опознанное, не

разгаданное)

А вы готовы открывать тайны?

--Какое открытие сделает

каждый из вас – вы поделитесь в

конце урока.

- Каким вы хотите видеть наш

урок?

(Интересным, веселым,

запоминающимся,

познавательным).

в продуктивном

диалоге.

3.Актуализация.

(2. Этап

актуализации и

фиксирования

индивидуальног

о затруднения в

пробном

учебном

действии).

1.

2.

3.

Дает задание (вопросы) для

актуализации и фиксирования

знаний, умений, навыков,

достаточных для построения

нового способа действий.

Выполняют задание

(воспроизводят и фиксируют

знания, умения и навыки,

достаточные для построения

нового способа действий;

активизируют соответствую

-щие мыслительные

операции и познавательные

процессы (внимание, память

и т.д.).

-Мы начинаем урок с минутки

чистописания.

Повторяем написание элементов

букв и буквы м л я) ( Учащиеся

отмечают наиболее

получившиеся буквы)

Послушайте загадку и ответьте

на вопрос: «О какой сказке идет

речь?»

Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была,

Овладение

начертанием

письменных

прописных

(заглавных) и

строчных букв.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

(3.Эта

п выявления

места и причин

затруднения.)

Дает задание для

самостоятельной работы на

повторение приемов учебной

работы учащихся, где

присутствует новое знание.

( задание для сам. раб. №1-

пробное учебное действие).

Предлагает проанализировать

возникшую ситуацию,

определить, в чем именно

возникло затруднение, какого

знания или умения им не хватает

для выполнения предложенного

задания.

Обобщает затруднения в

пробном действии на уровне

класса.

Пытаются самостоятельно

выполнить задание №1 на

применение нового знания,

запланированного для

изучения на данном уроке.

Анализируют шаг за шагом

собственные действия,

проговаривают вслух, что и

как делали, фиксируют

операцию, шаг, на котором

возникло затруднение (место

затруднения);

соотносят свои действия на

этом шаге с изученными

способами и фиксируют,

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.

(Теремок).

-Герои этой сказки сегодня с

нами открывают тайны русского

языка.

Задания от мышки (слайд 4)

-Давайте запишем героев сказки.

Словарная работа.

Лисица, медведь, лягушка, заяц.

- Слова, какой части речи вы

записали?

- Поставьте ударение, отметьте

орфограммы,

Лягушка

предлагает

ва м

задание, в котором вы проверите

свои знания. (Слайд 5-6)

Посмотрите

на

столах

у

вас

лежит

таблица

и

слова

на

слайде:

убегает.

лисица,

медведь,

прыгает,

косолапый,

заяц, трусливый, я, ты,

хитрая,

идет, они.

Скажите,

какое

задание

вам

предстоит выполнить?

Части речи

Имя

сущес

твите

льное

Имя

прилаг

ательн

ое

Глаго

л

(

4. Этап

построения

проекта выхода

из затруднения)

Предлагает сформулировать

проблему (проблемная ситуация,

проблема урока).

Предлагает учащимся

сформулировать цель своих

будущих действий на уроке,

устраняющих причину

возникших затруднений (т.е.

сформулировать какие знания им

нужно построить, чему

научиться). Подводит учащихся к

постановке целей учебной

деятельности на уроке, темы,

определению способа и средств

реализации целей, предлагает

продумать проект решения

проблемы урока.

какого знания или умения

недостает для решения

исходной задачи и задач

такого класса или типа

вообще (причина

затруднения).

Фиксируют

индивидуальное

затруднение в пробном

действии.

Осознают проблему,

формулируют проблему

(проблемный вопрос).

Формулируют конкретную

цель своих будущих

учебных действий,

устраняющих причину

возникшего затруднения (то

есть какие знания им нужно

построить и чему научиться).

Предлагают и согласовывают

с учителем тему урока,

выбирают способ

построения нового знания

(как?), метод уточнения

(если новый способ действий

можно сконструировать из

ранее изученных) или метод

дополнения (если изученных

аналогов нет и требуется

введение принципиально

нового знака или способа

-Кто

распределил

все

слова

по

столбикам?

-

Почему

вы

не

все

слова

распределили?

(Мы не знаем к

какой части речи отнести слова:

я, ты, мы - затруднение)

- А мы употребляем эти слова в

речи? (Да)

-Значит, они тоже относятся

к

какой-то части речи?

-Что нам надо выяснить?

какой

части

речи

относятся

слова:

я,

ты,

мы?-

проблемный

вопрос.

Значит, какая цель нашего урока?

(Узнать,

к

какой

части

речи

относятся

слова:

я,

ты,

мы)

(Слайд7)

Аргументируют

свою точку зрения.

Принимают

участие в

продуктивном

диалоге.

Умеют проявлять

познавательную

инициативу.

Умеют строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных

связей.

Умеют решать

проблему.

Умеют

самостоятельно

определяют

учебную задачу.

Умеют планировать

свою деятельность

по решению

учебной задачи.

действий),

выбирают средства для

построения нового знания (с

помощью чего?), изученные

понятия, алгоритмы, модели,

формулы, способы записи и

т.д.

Создают проект выхода из

затруднения.

4.Изучение

нового

материала

(Первичное

усвоение,

о с о з н а н и е

и

осмысление

б л о к а

н о в о й

учебной

информации).

(5. Этап

реализации

построенного

проекта).

Предлагает учащимся на основе

выбранного метода (проекта)

решения проблемы выдвинуть и

обосновать гипотезы, продумать

план проверки, проверить

гипотезы.

Подводит учащихся к открытию

нового знания (формулировка

правила, формула и т.д.).

Предлагает сравнить свой вывод

с учебником.

Предлагает применить новое

знание, новый способ для

выполнения задания для

самостоятельной работы №1,

вызвавшем затруднения.

Предлагает обсудить способы

На основе выбранного

метода (проекта) выдвигают

гипотезы, предлагают план

проверки гипотез,

проверяют гипотезы.

При построении нового

знания используют

предметные действия с

моделями, схемами.

Приходят к открытию

нового знания. Сравнивают

свой вариант с учебником.

Возвращаются к заданию

№1,

применяют новый способ

действий для выполнения

Задание от Лисички. (Слайд

8)

-

Лиса

-

хитрое

животное.

Она

приготовила

для

вас

интересное

задание:

Место

какой части речи заняли слова:

она, он, оно.

Видеоролик. («1С: Школа»)

(Эти слова заняли место имени

существительного). (Слайд9)

Т а к и е

с л о в а

н а з ы в а ю т с я

М Е С Т О И М Е Н И Я М И .

-

Н а з о в и т е тему

у р о к а .

( М е с т о и м е н и е .

Ч т о

т а ко е

местоимение?) (Слайд 10)

Можем ли мы дать определение

«Что такое местоимение?»

(Местоимение-это

часть

речи,

к о т о р а я

з а м е н я е т

и м я

существительное-открытие

нового знания)

Давайте

проверим,

верно

ли

наше

определение.

Прочитайте

определение

в

учебнике

на

стр.101.

Вернемся к таблице «Части части

речи»

-.Название какой части речи мы

Умеют проявлять

познавательную

инициативу в

учебном

сотрудничестве

Умеют сравнивать

и обобщать

информацию,

делать вывод

Знают определение

«Местоимение»

Умеют

осуществлять

поиск необходимой

информации для

выполнения

выполнения задания, сделать

вывод о преодолении возникшего

ранее затруднения.

задания, вызвавшего

затруднение;

фиксируют в обобщенном

виде новый способ

действий в речи и знаково;

фиксируют преодоление

возникшего ранее

затруднения.

Делают вывод о

преодолении возникшего

ранее затруднения.

напишем в 4 столбике?

(Местоимение.)

Итак,

какую

тайну

мы

с

вами

о т к р ы л и ?

( Ч а с т ь

р е ч и -

местоимение).

учебных заданий.

Умеют участвовать

в продуктивном

диалоге

Умеют

распознавать

личные

местоимения среди

других слов в

предложении.

5.Первичное

закрепление

учебного

материала.

(6. Этап

первичного

закрепления с

проговаривание

м

во внешней

речи).

Предлагает учащимся

(фронтально, в группах, в парах)

выполнить несколько типовых

заданий на новый способ

действий.

Предлагает прокомментировать

выполненные шаги и обосновать

их.

Контролирует выполнение

задания. Осуществляет

индивидуальный контроль,

выборочный контроль.

Выполняют задания на

новый способ действий, при

этом проговаривают вслух

выполненные шаги и их

обоснование

(определения, алгоритм,

свойства и т.д).

Предлагаю поиграть в парах

«Замени слово» (Слайд11-12)

Лягушка - она

Медведь – он

Лиса, заяц, мышка - они

К т о

п р о к о м м е н т и р у е т

в ы п о л н е н и е

з а д а н и я

(комментируют как использовали

правило).

Физкультминутка.( Слайд 13)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в

Умеют различать

местоимения и

имена

существительные.

(7. Этап

самостоятельно

й работы с

самопроверкой

по эталону).

Предлагает типовое задание для

самостоятельной работы на

новое учебное действие с

самопроверкой по эталону

учителя (задание для самост.

работы №2).

Выполняют задание

самостоятельно,

осуществляют самопроверку

по эталону, находят ошибки,

исправляют их.

Осуществляют рефлексию

достижения цели,

применения нового знания

в типовых ситуациях.

стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

А сейчас задание от зайчика.

( Слайд 14)

-Зайчик предлагает нам

задание для самостоятельной

работы

(Работа по учебнику. Упр. 171.)

- Прочитайте отрывок из сказки

про себя.

-

Вставьте

пропущенные

слова.

Все ли выполнили задание.

П р о в е р ь т е

п р а в и л ь н о с т ь

выполнения по эталону.

( Слайд 15).

- К т о

в ы п о л н и л

з а д а н и е

правильно? Молодцы!

А теперь ответьте на вопросы:

-Кто

в

сказке

называет

себя

словом Я? (Мышка-норушка)

К кому обращаются герои сказки

«ты»? (Я лягушка-квакушка)

Вместо каких имен героев сказки

употребляется

слово

«они»?

(Мышка-норушка,

Лягушка-

квакушка)

А какого героя называют словом

« он»? ) (Теремок)

- Скажите, с какой целью автор

употребляет

выделенные

слова?

( З а м е н я е т

и м е н а

существительные, чтобы не было

повторов)

-Запишите

диалог

из

сказки

в

Умеют адекватно

оценивать

правильность

выполнения

действия и вносят

необходимые

коррективы в

исполнение по ходу

его реализации и в

конце действия.

Умеют

осуществлять

поиск необходимой

информации для

выполнения

учебных заданий.

( 8. Этап

включения в

систему знаний

и повторения).

Предлагает задание для

самостоятельной работы №3,

которое включает новый способ

действия в систему ранее

изученных знаний, организует

самопроверку выполнения

задания учащимися, предлагает

прокомментировать область

применения нового способа

деятельности.

При необходимости организует

подготовку к изучению

следующих разделов курса.

Выполняют задание

самостоятельно, выполняют

самопроверку,

комментируют область

применения нового способа

деятельности.

тетрадь.

(

вспомним

правила

записи диалога).

-Подчеркните местоимения.

- Д а в а й т е

с а м о с т о я т е л ь н о

выполним задание от

Медведя.

-

В ы б е р и т е

и

в с т а в ь т е

подходящие

местоимения

в

предложения.

Карточки.

… нарисую

лисицу. А … что

будешь рисовать? Какую задачу

…решаете?

Куда

и де м?

Почему … улетают?

(Ты, вы, я, они, мы).

Поработаем в парах, проверьте

п р а в и л ь н о с т ь

в ы п о л н е н и я

задания друг у друга.

Кто

прокомментирует

какие

местоимения

вы

вставили

в

предложениях и почему?

Задание выполнено правильно?

У

кого

задание

выполнено

правильно? (Слайд16-17)

Дополнит ель но е

з а д а н и е

-Упр.174.

Р а с с м о т р и т е

р и с у н к и ,

прочитайте

задание.

Выполните

по образцу, запишите в тетрадь.

Умеют планировать

свою деятельность

по решению

учебной задачи.

Умеют

осуществлять

поиск необходимой

информации для

выполнения

учебных заданий.

Умеют осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме.

7.Рефлексия.

(9. Этап

рефлексии

учебной деятель

ности на уроке).

Организует самооценку и

рефлексию учебной

деятельности учащихся на уроке.

Учащиеся соотносят цель

и результаты своей

учебной деятельности,

фиксируют степень их

соответствия.

-Подведем итог нашего урока.

- Какие тайны мы открыли на

уроке?

Закончи предложения. (Слайд

18)

-Местоимение – это…

- М е с т о и м е н и я

н а з ы в а ю т

предметы, но не …

-Местоимения заменяют …

- П р и в е д и т е

п р и м е р ы

местоимений.

-Оцените свою работу на уроке

при помощи смайликов.

(Слайд 19)

Я

понял,

что

такое

местоимения,

и

м о г у

э т о

о б ъ я с н и т ь

одноклассникам.

Я понял, что

такое

местоимения,

но

не

уверен,

что

объясню

другому.

Я не совсем понял,

что такое личные местоимения

Ориентация на

понимание причин

успеха в учебной

деятельности, в

том числе на

основе

самоанализа и

самоконтроля

результата

8. Информация

о домашнем

задании.

Предлагает домашнее задание с

элементами выбора, творчества.

Выбирают вариант

домашнего задания.

(Слайд 20) Выберите вариант

домашнего задания:

Вариант 1: Упр.175

Вариант 2: придумайте и

запишите 3 предложения с

местоимениями.

Спасибо за урок (Слайд 21)



В раздел образования