Автор: Лопатина Мария Семеновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Заинская средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: город Заинск Наименование материала: конспект урока математики Тема: Девять. Раздел: начальное образование
Конспект урока математики. 1 класс.
Составила учитель нач.классов
Лопатина Мария Семеновна
Тема: Девять
Цель: познакомить с числом и цифрой 9.
Задачи : совершенствовать навыки счета в пределах 20, умение обозначать количество
предметов соответствующей цифрой; развивать речь, математические способности.
Планируемые
результаты:
учащиеся
научатся
распознавать
и
писать
цифру
9;
обозначать цифрой 9 соответствующее количество предметов; понимать учебную задачу
урока и стремиться к ее выполнению; оценивать результаты своей работы; использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Ход урока
I.Организационный момент
— Сегодня урок необычный. Мы будем наряжать математическую елку, а для этого мне
нужна будет ваша помощь. Улыбнулись друг другу, пожелали удачи и приступаем к
работе. Но где же интересно наши игрушки? Посмотрите, ребята, нам принесли письмо от
Бабы–Яги. Интересно, что она хочет?
(Ученик читает письмо: Я тоже хочу наряжать елку, а вы опять про меня забыли. Я вам
верну игрушки только если вы выполните все мои задания.)
-Ну что , ребята покажем свои знания? Тогда 1 задание.
II.Актуализация знаний
1.
Устный счет
— Посчитайте от 1 до 20 и обратно.
— Посчитайте от 7 до 16, от 19 до 13.
2.
Работа с числовым рядом
— Назовите соседей числа 7.
— Назовите предыдущее число для чисел 17, 20.
— Назовите число, которое следует за числами 13, 10.
— Как получить предыдущее число для числа 10? Какое число вы получили? (9.)
III.
Самоопределение к деятельности
— А с этим числом мы знакомы? (Нет, мы не изучали число и цифру 9.)
— Определите тему урока. (Число и цифра 9.)
— А где вы встречались с числом или цифрой 9? (Ответы детей.)
— С 1 заданием, вы справились, а теперь 2-е задание .
IV.Работа по теме урока
— Как получить число 9? (Нужно к 8 прибавить 1.)
— Почему вы так думаете? (Число 9 следует за числом 8, а чтобы получить следующее
число, надо к предыдущему прибавить 1.)
— Как это записать выражением? (8 + 1.)
— Покажите стрелочкой на числовом луче, как вы получите число 9.
(Один ученик у доски отмечает цифру 8 и от нее рисует стрелку к цифре 9.)
— Почему
стрелка
направлена
вправо?
(Потому
что
число
увеличивается,
так
как
прибавили 1.)
— Кто может показать цифру 9? Давайте рассмотрим ее. На ка кую цифру она похожа
своими элементами? (На цифру 6.)
Цифра 6 вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете поверить — Уж не 6, а 9.
Вот какая цифра есть
— Перевернутое 6.
— А какие варианты образования числа 9 ,вы можете предложить? Давайте проверим по
демонстрационному
табло
на
с.
18
учебника.
Какие
варианты
образования
числа
9
подсказывает нам учебник? (Числовой отрезок — 8 + 1, ветка рябины —7 + 2, костяшки
домино — 5 + 4, 6 + 3.) Все ли мы назвали?
V. Физкультминутка
VI.
Закрепление изученного материала
3-е задание
Работа по учебнику № 1 (с. 18).
— Рассмотрите рисунки и объясните, какое задание нужно выполнить. (Сначала нужно
посчитать количество предметов в группе, соединить ее с нужной цифрой и под этой
цифрой нарисовать в клеточках соответствующее количество кругов.)
— Сначала нарисуйте под каждой цифрой определенное число кругов. Сколько кругов вы
нарисуете под цифрой 7? (7.)
— Какая цифра стоит после цифры 7? (8.)
— А за цифрой 8? (9.)
— Сколько кругов вы нарисуете под цифрой 9? (9.)
— С какой группой предметов вы соедините цифру 9? (С цветами.)
— Выполните задание до конца самостоятельно.
4-е задание
№2 (с. 18).
(На доске в качестве образца записаны равенства первого столбика. С опорой на образец и
с помощью учителя учащиеся проговаривают, как составлены равенства.)
8 + 1 = 9
1 + 8 = 9
9-8 = 1
9-1 = 8
— Рассмотрите записи в первом столбике. Какое первое равенство составим? (8 + 1 = 9.)
— Чем вы воспользовались при составлении равенства? (Знанием состава числа 9.)
— Что надо сделать далее? (Выделить части и целое. Целое выделяем кружком, а части
подчеркиваем.)
— Как составить следующее равенство? (Поменять местами слагаемые: 1 + 8 = 9.)
— Как нужно рассуждать при составлении третьего равенства? (Если из целого (9)
вычесть одну часть (8), то останется другая часть (1). Получаем равенство 9—8 = 1.)
— Каким будет четвертое равенство? (9—1 = 8.)
(Остальные равенства учащиеся составляют в парах, объясняя друг другу свои действия.
Проверка по образцу, выведенному на экран. Если все равенства составлены правильно,
учащиеся ставят знак +. Если допустили ошибку, исправляют ее.)
5-е задание
№3(с. 19).
(Учащиеся выполняют задание, один ученик работает у доски. Проверка.)
VII. Физкультминутка
6-е задание
Выполнение задания в учебнике (с. 19, внизу)
— Посмотрите на образец написания цифры 9. Из каких элементов состоит цифра 9? (Из
овала и закругления.)
— Откуда начнем писать цифру 9? (Сверху.)
(Учитель показывает на доске образец написания и проговаривает: «Пишу сверху овал и
веду вниз закругление».)
— Пропишите цифру 9 в учебнике, отступая каждый раз одну клеточку вправо.
— Подчеркните самую красивую цифру.
VIII.
Рефлексия
- А теперь наверное самое трудное задание, оценить свою работу. Встаньте те, кто считает,
что тему урока он усвоил на отлично. А какова была цель нашего урока, достигли ли мы
ее?
— Как получить число 9?
— Назовите состав числа 9.
IX.Подведение итогов урока
— Где вам могут пригодиться эти знания?
— Послушайте, ребята, кто-то стучится. (В класс заходит Баба-Яга).
— Здравствуйте, ребята. Я так спешила к вам, боялась, что вы не выполните задания. Но
вы
справились
и
я
возвращаю
вам
игрушки.
Давайте
вместе
нарядим
елку.(Раздает
игрушки. Дети крепят игрушки в виде чисел, математических знаков на математическую
елку.)
— Посмотрите, какая красивая елка получилась. Баба-Яга, извини, что мы забыли тебя
пригласить , но мы тебя приглашаем к нам на новогодний утренник.
— Спасибо за приглашение, обязательно приду. До свидания, ребята!
— Спасибо за урок! Молодцы!