Напоминание

"Природа и творчество"


Автор: Семерянко Эльвира Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: г. Уссурийск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Природа и творчество"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Уссурийский городской округ СОГЛАСОВАНО Методический совет МБОУ ДОД СЮН « »_______________2015 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД СЮН _____________С.В.Бражук « »____________2015 г.
Программа

«Природа и творчество»
для учреждения дополнительного образования (срок реализации: 2 года, для детей 7-14 лет) Составила Семерянко Э.Н. Педагог дополнительного образования Программа составлена в 2015 году

Пояснительная записка
Человек - часть материального и духовного мира природы. Осознание своей связи с миром природы - признак нравственного и духовного здоровья. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения. Познание природы посредством искусства формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор и нравственные принципы. Изображение пейзажей и объектов живой природы обогащает учащихся положительными эмоциями, приносит радость познания красоты и многообразия окружающего мира, воспитывает живой интерес к его изучению, бережное отношение к природе.
Направленность программы -
эколого
-
эстетическая. Программа направлена на эстетическое воспитание, дети учатся видеть прекрасное в окружающей действительности, беречь природу, любить и ценить красоту родного края.
Отличительные особенности
данной образовательной программы заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в кружке "Природа и творчество", где каждый может познакомиться с миром природы через мир искусства. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала для эколого-эстетического образования, предусматривает занятия, как в учебном кабинете, так и на природе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил эстетического искусства у детей развивается интерес к окружающему миру. Использование мультимедийных технологий способствуют формированию творческого мышления, решению проблемных экологических вопросов, повышению научного уровня образования, слиянию развития и воспитания в единый процесс. Каждое занятие направлено на пополнение знаний о природе родного края, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается познанию окружающего мира через усвоение художественно-творческого опыта. На протяжении всего обучения происходит активное воспитание детей через прогулки, наблюдения, экскурсии, игры, праздники.
Актуальность

программы
основывается на потребности формирования экологической культуры у подрастающего поколения.Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Стремление передать образы природы приводит к углублению, уточнению знаний о природе, ее объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского творчества образами природы. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Цель

программы

-
формирование экологической культуры детей через художественно-творческий опыт взаимодействия с природой. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие
задачи
:
Образовательные:
- сформировать систему знаний о природе родного края через наблюдение и изображение объектов природы на плоскости и в объеме; - обучить эстетическому изображению объектов и состояний природы по законам композиции; - научить применять на практике полученные знания.
Развивающие:
- развить эстетические чувства учеников через познание природы родного края; - развить способности к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира через произведения изобразительного искусства; - -выработать у учащихся навыки самостоятельной творческой деятельности на природе, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием; - способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
Воспитывающие:
- воспитать любовь и бережное отношение к родной природе; - воспитать желания узнать мир прекрасного; - воспитать эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству. - воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (11-15 лет)
Срок реализации
программы 2 года: 1 год обучения 144 часа 2 год обучения 144 часа
Форма занятий
свободная от учебного времени.
Ожидаемым результатом
освоения программы является повышение знания об окружающем мире, о значении природы для себя, для общества, для страны, о правилах поведения на природе. Повышение уровня исполнения воспитанниками работ по изобразительному искусству, развитие творческих способностей, которые проявляются в
овладении техникой рисования, в знании основ изобразительной грамоты, в освоении воспитанниками образовательных нормативов. Создание целостной системы экологического воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения высокой экологической культуры, чувства и сознания на основе природных ценностей. Создание благоприятных условий для нравственного интеллектуального формирования личности воспитанника.

Учебно – тематический план

(1 год)



Тема

Всего часов

Теория

Практика
1. Вводный раздел. Знакомство с планом кружка 2 1 1 2. Окружающий мир летом 14 6 8 3. Портрет природы 16 7 9 4. Настроение природы 10 4 6 5. Хрустальная зима 38 15 23 6. Декоративное изображение окружающего мира 12 5 7 7. Декоративно-прикладное искусство - способ создания природных форм 52 15 37 Итого 144 53 91
Учебно – тематический план

(2 год)



Тема

Всего часов

Теория

Практика
1. Вводное занятие 2 1 1 2. Мир растений в декоративно-прикладном искусстве 36 15 21 3. Мир животных в декоративно-прикладном искусстве 30 8 22 4. Ландшафтный дизайн – искусство озеленения территории 40 9 31 5. Эко-арт - экология в искусстве 36 10 26 Итого 144 43 101

Перспективно-тематическое планирование (1 год)

Дата

Теоретическое

занятие

Всего

часов

Кол-во

Теор.

часов

Кол-во

практ.

часов

Форма

занятия

оборудование

Вводный раздел

(2 часа)
сентябрь Знакомство с планом работы и з а д ач а м и кружка, массовыми мероприятиями. 2 1 1 Беседа Наглядные пособия. Электронные иллюстрации.
Окружающий мир летом (14 часов)
сентябрь Летние каникулы 2 1 1 Практикт ическое занятие Художественные материалы. Наглядные иллюстрации сентябрь Дальневосточные лесные кошки 2 1 1 Практика, подготовк а к выставке Слайдовая презентация, видеоролик, художественные материалы сентябрь На морском берегу 2 1 1 Беседа, практика Картины приморских маринистов, художественные материалы сентябрь Морские обитатели 2 1 1 Экологич еская игра Слайдовая презентация «жители моря», худ. материалы. сентябрь По морским просторам 4 1 3 Работа в группах Наглядные примеры, природные материалы сентябрь Редкие рыбки 2 1 1 викторин а Иллюстрации, карточки с заданиями
Портрет природы (16 часов)
октябрь Форма листьев. Набросок. 2 1 1 Беседа, практику м Листья различных деревьев, худ. материалы октябрь Портрет цветка 2 1 1 Рисовани е с натуры Натуральные ц в е т ы , х у д . материалы октябрь Рисунок веточки 2 1 1 Рисовани е с натуры Веточка дерева, худ. материалы октябрь Силуэт дерева 2 1 1 Рисовани Художественные
е н а природе материалы октябрь Чудесная аллея 2 1 1 Беседа, рисовани е н а природе Художественные материалы октябрь Золотая осень 2 1 1 Дискусси я, рисовани е п о представл ению Слайдовая презентация, художественные материалы октябрь Волшебная птица осени 4 1 3 Конкурс рисунков Художественные материалы
Настроение природы (10 часов)
ноябрь Настроение цвета 2 1 1 Беседа, практика Познавательные плакаты, иллюстрациикар тин дальневосточны х художников ноябрь Солнечный день 2 1 1 Беседа, рисовани е п о памяти Слайдовая презентация , художественные материалы ноябрь Дождливый день 2 1 1 Беседа, рисовани е п о памяти Слайдовая презентация , художественные материалы ноябрь Мое настроение 4 1 3 Самостоя тельная работа Художественные материалы
Хрустальная зима (38 часов)
ноябрь Первые заморозки 2 1 1 Беседа, рисовани е п о представл ению Примеры рисунков, художественные материалы ноябрь Узоры снежинок 2 1 1 Круглый стол Слайдовая презентация, художественные материалы ноябрь Домашние питомцы зимой 2 1 1 Рисовани е п о представл ению Иллюстрации, хужожественные материалы декабрь Портрет снегурочки 4 1 3 Рефлекси вное наблюден и е и Рисунки снегурочки. хужожественные материалы
активная практика декабрь Удивительные открытки 2 1 1 Практиче ское занятие материалы для скрапбукинга декабрь Подарок к новому году 6 1 5 Конкурс новогодн ихподело к Материалы для поделок декабрь Дед мороз везет подарки 2 1 1 Рисовани е п о представл ению Художественные материалы декабрь Новогодняя ветка 2 1 1 Рисовани е с натуры Елочная ветка, художественные материалы. январь Силуэт зимнего дерева 2 1 1 Рисовани е п о представл ению Иллюстрации, художественные материалы январь Зимний лес 2 1 1 Рисовани е п о памяти Иллюстраци, художественные материалы январь Снежный Уссурийск 2 1 1 Рисовани е п о представл ению Иллюстраци, художественные материалы январь Снежная птица зимы 2 1 1 Рисовани е п о памяти Иллюстраци, художественные материалы январь Зимние гости 2 1 1 Викторин а Слайдовая презентация, к а р т о ч к и с заданиями. январь Дом снежной птицы 4 1 3 Беседа, практику м Наглядные пособия, примеры материалов. январь Снежная выставка 2 1 1 Выставка
Декоративное изображение окружающего мира (12 часов)
февраль Цветы и травы. 2 1 1 Беседа, практика Примеры рисунков, художественные материалы февраль Цветы и бабочки. 2 1 1 Декорати вное рисовани е Наглядные пособия, примеры, художественные материалы
февраль Причудливые животные. 2 1 1 Рисовани е декоратив но- обобщенн ых форм. Художественные материалы. февраль Орнаментированные животные. 2 1 1 Рисовани е п о представл ению. Примеры рисунков. Художественные материалы. февраль Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика. 4 1 3 Контроль полученн ый знаний. Художественные материалы
Декоративно-прикладное искусство - способ создания природных форм (52 часа)
февраль Бумажная природа 4 1 3 Беседа, практику м Слайдовая презентация, инструменты для квиллинга Март Ц в е т ы в т е х н и к е квиллинг 2 1 1 Рефлекси вное наблюден и е и активная практика Примеры композиций. Инструменты и принадлежности для квиллинга Март Корзинка с цветами 6 1 5 Коллекти вная работа. Инструменты и принадлежности для квиллинга Март Шерстяные насекомые 4 1 3 Мастер класс Слайдовая презентация, ш е р с т ь д л я валяния Март Лесной ёжик 4 1 3 Беседа, практика Материалы для мокрого валяния Апрель Шерстяная картина 4 1 3 Практиче ское занятие Материалы для мокрого валяния апрель Шелковые лепестки 2 1 1 Мастер класс Шаблоны, ленты для канзаши апрель Цветочные фантазии 4 1 3 Практиче ское занятие Примеры, шаблоны, материалы для канзаши апрель Я – юный флорист 4 1 3 Игра, практика Заготовки для канзаши апрель Весенняя поляна 2 1 1 Выставка творчески х работ Творческие работы учащихся май Лепестки из бисера 4 1 3 Мастер класс Слайдовая презентация, материалы для
бисероплетения май Весенняя веточка 2 1 1 Практиче ское занятие Материалы для бисероплетения май Цветок из сада 4 1 3 Мастер класс Материалы для бисероплетения май Аттестационная творческая работа 4 1 3 Самостоя тельная работа Свободный выбор материалов май Выставка работ 2 1 1 Выставка итоговых работ Творческие работы учащихся
Всего часов

144

53

91


Перспективно-тематическое планирование (2 год)

Дата

Теоретическое занятие

Всего

часов

Кол-во

Теор.

часов

Кол-

во

прак

т.

часов

Форма

занятия

оборудование

Вводное занятие (2 часа)
сентябрь Знакомство с планом р а б о т ы и з а д а ч а м и к р у ж к а , м а с с о в ы м и мероприятиями 2 1 1 Беседа Наглядные пособия. Электронные иллюстрации
Мир растений в декоративно - прикладном искусстве (36 часов)
сентябрь Цветочные фантазии. Ароматные легенды цветочного мира 2 1 1 Беседа Слайдовая презентация сентябрь Цветы из гофрированной бумаги 2 1 1 Практическ ое занятие Наглядные пособия, гофрированная бумага сентябрь Японская хризантема 2 1 1 Комбиниро ванное занятие Наглядные пособия, гофрированная бумага сентябрь Роза «императрица Фарах» 2 1 1 Рефлексив ное наблюдени е и активная практика Примеры изделия. Гофрированная бумага сентябрь Цветы в технике квиллинг 2 1 1 Декоративн ое творчество М ат е р и а л ы и инструменты для квиллинга. сентябрь Использование бумажных цветов в скрапбукинге 2 1 1 Комбиниро ванное занятие Иллюстрации с примерами готовых работ. Э л е м е н т ы и з квиллинга, сентябрь Декоративные цветы – как способ украшения интерьера 4 1 3 Мастер класс М ат е р и а л ы и инструменты для квиллинга. октябрь Капроновое цветение 2 1 1 Комбиниро ванное занятие М ат е р и а л ы и инструменты для выполнения ц в е т о в и з капрона октябрь Лилия – символ чистоты и величия 2 1 1 Практическ ое занятие Иллюстрация с примерами готовых работ. Капрон, проволока
октябрь Букет гладиолусов 4 1 3 Комбиниро ванное занятие Иллюстрации с примерами готовых работ октябрь Шелковые композиции 2 1 1 Творческо- игровая форма Шаблоны, ленты для канзаши октябрь Розы и астры. Виды лепестков. 2 1 1 Рефлексив ное наблюдени е и активная практика Шаблоны, ленты для канзаши октябрь Шелкове букеты 4 1 3 Практическ ое занятие Примеры, шаблоны, материалы для канзаши ноябрь Применение в интерьере изделий, выполненных в технике канзаши 2 1 1 Контроль полученны х знаний Слайдовая презентация ноябрь Выставка лучших работ 2 1 1 Выставка декоративн ых поделок Творческие работы учащихся
Мир животных в декоративно - прикладном искусстве (30часов)
ноябрь Птицы наших лесов 4 1 3 Викторина Слайдовая презентация, к а р т о ч к и с заданиями ноябрь Райская птица 4 1 3 Практическ ое занятие Инструменты и принадлежности для модульного оригами ноябрь Забавные котики 4 1 3 Комбиниро ванное занятие Слайдовая презентация. Инструменты и принадлежности д л я с у х о г о валяния. декабрь Шерстяной мишка 4 1 3 Мастер класс Инструменты и принадлежности д л я с у х о г о валяния. декабрь Звериная семья 4 1 3 Практическ ое занятие Инструменты и принадлежности д л я с у х о г о валяния. декабрь Новогодние сувениры 4 1 3 Мастер класс Материалы для декоративного творчества декабрь Открытки к новому году 4 1 3 Конкурс новогодних открыток Иллюстрации с примером готовых работ.
Материалы для скрапбукинга январь Выставка лучших работ 2 1 1 Выставка творческих работ Творческие работы учащихся
Ландшафтный дизайн – искусство озеленения территории (40 часов)
январь История возникновения и развития ландшафтного дизайна. 2 1 1 Викторина Слайдовая презентация. январь Райское деревце 2 1 1 Комбиниро ванное занятие Художественные материалы для топиария Январь Цветочный колодец 4 1 3 Мастер класс Иллюстрации с примерами. П а л о ч к и д л я творчества январь Клубничная клумба 6 1 5 Комбиниро ванное занятие Наглядные пособия, материалы для бисероплетения. февраль Цветущая сакура 6 1 5 Мастер класс Материалы для бисероплетения февраль Альпийская горка 4 1 3 Комбиниро ванное занятие Создание макета альпийской горки февраль Цветущий сад 6 1 5 Самостояте льная работа Свободный выбор материалов март Настольный водопад 8 1 7 Макетиров ание. Материалы для декоративного творчества март Выставка лучших работ 2 1 1 Выставка декоративн ых работ Творческие работы учащихся
Эко-арт - экология в искусстве (36 часов)
март Эко-АР Т - р е ш е н и е экологических проблем 2 1 1 Беседа Слайдовая презентация март Эко-Плакат 4 1 3 Декоративн ое рисование Выполнение плаката на тему "Защита окружающей среды". апрель Польза старых газет 4 1 3 Мастер класс Иллюстрации с примерами, бумага, газеты апрель Цветы из фольги 2 1 1 Творческое занятие Иллюстрации с примерами. Ф о л ь г а д л я творчества. апрель Причудливые бабочки 2 1 1 Викторина Слайдовая презентация,
к а р т о ч к и с загадками. апрель Пластиковые фантазии 6 1 5 Комбиниро ванное занятие Слайдовая презентация. Пластиковая посуа май Композиции из крупы и семян 4 1 3 Мастер класс Иллюстрации с примерами. Семена и крупы. май Вторая жизнь молний и застежек 6 1 5 Творческое занятие Иллюстрации с примерами.. Бросовый материал май Эколого-эстетическое творение 4 1 3 Самостояте льная работа Свободный выбор материалов май Выставка работ 2 1 1 Выставка лучших творческих работ Творческие работы учащихся
Всего часов

144

43

101


Список литературы для педагога

Список литературы для ученика
1. Арбузов А. Энциклопедия изящных, декоративных и прикладных искусств. – АСТ.; 2009. – 304 с. 2 . Д а гл я д и н К . Т. Д е ко р а т и в н а я композиция. - Феникс; - 2011. -312 с. 3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.; 2002. - 130 с. 4. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - М.; 2005. - 161 с. 5. Лук, А.Н. Психология творчества. - М.: «Наука», 2001. - 467 с. 6. Моляко, В.А. Психология творческой деятельности. - М.; 1998, - 312 с. 7. 1. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1993г. 8. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. -М.; 1999. - 298 с. 9. Паньшина, И. Н. Д е ко р атив но - прикладное искусство. – М.; 1997. – 112 с. 10. Пекелис, В.Д. Твои возможности, человек! - М.; 2003. - 543с. 1 ё . С а м а р и н , Ю . А . В о с п и т а н и е способностей у детей.- Л.; 1954, - 231 с. 11. Цукерман, Г.А. Обучение, творчество и понимание как синонимы. Вопросы психологии. - М.; 1999 №2, - 110 с. 12. Шинкарук М. Русские художественные промыслы. – АСТ.; 2010, -180 с. 13. Ярошевский, М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: «Наука», 1997. – 243 с. 14. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. Вопросы психологии. - М.; 1996. - 65 с. 15. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развитияю. - М.; 1997. - 200с. 16. Юности честное зерцало: Программы п о н р а в с т в е н н о м у в о с п и т а н и ю школьников, сценарии мероприятий / Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. - М.: 2005. – 192 с. 17. Народное творчество. Научно- популярный журнал. № 1 / В. Н. Крупянская, В. А. Чичеров: - М.; 2008.-67с. 18. Народное творчество. Научно- популярный журнал. № 5 / Е. В. Ермичева 1. Воронина Г. Оригинальные подарки в технике скрапбукинга. -М.:Эксмо, 2012. - 80с.:ил. 2. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г. 326с. -ил. 3. Зайцева А.А. Бумажное кружево. Традиционные техники вырезания. -М.: Эксмо, 2012. - 64с.: ил. 4. З а й ц е ва А . А . Д е ко р а т и в н ы е объемные цветы в технике ганутель. - М.: Эксмо, 2012. - 64с. - ил. 5. З а й ц е в а А . А . П а п ь е - м а ш е : коллекция оригинальных идей. -М.: Эксмо, 2011.-64с. - ил. 6. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г. - 96с. 7. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г. - 192с. 8. Н е с т е р е н к о О . И . К р а т к а я энциклопедия дизайна. – М.,1994г. - 336с. 9. Одноралов Н.В. «Материалы, и н с т р у м е н т ы и о б о р уд о в а н и е в изобразительном искусстве. – М.,1983г. - 176с. - ил. 10. О м е л ь я н е н ко Е . В . О с н о в ы цветоведения и колористики. - М.,2010г. - 184с. 11. . Нешумов Б.В., Щедрина Е.Д. Основы декоративного искусства в школе.– М.: Эксмо, 1981г.- 175с. 12. Паранюшкин Н.В. Композиция. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 79 с. 13. Смирнова Е.Игрушки из шерсти: : пошаговый мастер-класс. СПб.: Питер, 2013. - 32с.: ил. 14. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г. 15. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г. 16. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г. 17. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г. 18. Хобашова Е. Зверюшки из войлока : пошаговый мастер-класс. СПб.: Питер, 2013.-32.: ил. 19. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г. 20. Шквыря Ж.Ю. Объемные цветы из
- М.; 2008.-69с. 19. Народное творчество. Научно- популярный журнал. № 3 / А. П. Никифоров - М.; 2008.-70с. шерстяных ниток новая техника. - М., 2001г. - 63с. 21. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

Рецензия

на образовательную программу дополнительного образования

"Природа и творчество"

Общая характеристика программы
"Природа и творчество" - образовательная программа дополнительного образования детей эколого-эстетической направленности. Программа составлена на два года обучения. Объем часов в год составляет - 144часа, с периодичностью 2 часа в неделю. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста и предусматривает практические и теоретические занятия. Обучающиеся формируются в группы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей.
Характеристика структуры программы
Материал программы составлен грамотно, соответствует с требованиями Министерства образования к программам дополнительного образования. Содержательная часть раскрывает основные темы изучаемого материала занятий, что способствует его системному усвоению учащимися кружка. Учебная деятельность представлена учебным планом на весь период реализации программы, учебно-тематическими планами на каждый учебный год. Занятия представляют собой две образующие части: теорию и практическое занятие, что представляет собой полное закрепление изучаемого материала. Программа направлена на удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка. Способствует развитию его коммуникативных навыков; созданию социокультурной среды общения; развитию творческих способностей личности обучающегося; творческому использованию жизненного опыта ребенка; профессиональному самоопределению обучающегося.
Общая оценка программы
Программа дополнительного образования "Природа и творчество", актуальна, цели и задачи педагогически обоснованы и являются социально и личностно значимыми. Программа составляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный согласно требованиям Министерства образования к программам дополнительного образования. Программа "Природа и творчество" может быть рекомендована для реализации в учебно-воспитательном процессе МБОУ ДОД СЮН.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники