Автор: Антонова Антонина Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: г. о. Коломна, Московская обл.
Наименование материала: Методическая разработка. Конспект урока математики.
Тема: "Умножение суммы на число. Конспект урока математики".
Раздел: начальное образование
План-конспект урока математики
Учитель
Антонова Антонина Степановна, высшая кв. категория
Образовательное
учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Коломна
Предмет
Математика
Класс
3 «А»
УМК
«ПНШ»
Тема урока
Умножение суммы на число.
Цели
Формировать умение умножать сумму на число разными способами, сравнивать разные способы вычислений.
Формировать умение использовать распределительное свойство умножения как удобный способ в вычислениях.
Задачи урока
1. Учить применять способы умножения суммы на число при решении задач и выражений, совершенствовать
изученные навыки табличного и внетабличного умножения и деления;
2. Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей;
3. Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Тип урока
Урок «открытия» нового знания
Формируемые УУД
Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-рефлексия способов и условий действия;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- управление поведением партнера: контроль, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Регулятивные:
1
- осуществлять постановку учебной задачи;
- осуществлять контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном.
Личностные:
- проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология проблемного диалога).
- действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I .Мотивация к
учебной
деятельности. 2
мин
- Ребята сегодня у нас гости. Повернитесь
к ним. Посмотрите, какие они
доброжелательные. Давайте улыбнёмся и
мысленно пожелаем всем отдохнуть на
нашем уроке.
Слайд 1 Девиз урока: Трудности
преодолевают те, кто трудится.
Наши правила:
1. Не выкрикиваем.
2. Не перебиваем друг друга.
3. Мы слышим друг друга.
4. Учимся работать сообща.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Мы к гостям все повернулись и красиво улыбнулись.
Сядем все тихонечко,
ножки правильно поставим
и осаночку поправим.
Дети поясняют
Познавательные
Самоопределение.
Коммуникативные
Слушают учителя.
Приветствуют гостей.
Отвечают на вопросы,
высказывают свое
мнение и
выслушивают мнение
одноклассников.
Регулятивные
Настраиваются на
работу. Определение
личной
(индивидуальной)
2
мотивации обучения.
II.Актуализация
знаний. 2 мин
Блиц-опрос. (Устный счёт)
1. На конкурсе за решение каждой задачи
давалось 6 очков. Миша решил 7 задач.
Сколько очков он набрал?
2. За решение примера давали 2 очка.
Маша решила 5. Сколько очков она
набрала?
3. Сколько всего очков набрали Миша и
Маша?
4. В двух группах детского сада по 20
детей. Сколько всего детей?
5. Дошкольникам купили 8 раскрасок по
10 рублей . Сколько денег заплатили?
6. Шестеро ребят вырезали по 5
снежинок. Сколько всего снежинок
вырезали ребята?
Поясняют решение на электронной доске, дают ответ
6*7=42
2*5=10
42+10=52
20*2=40
10*8=80
5*6=30
Познавательные
Анализируют,
доказывают,
аргументируют свою
точку зрения,
устанавливают
аналогии, обобщают и
систематизируют
изученный материал.
Применение опорных
знаний для решения
текстовых задач.
Применяют знания
математических
законов и свойств.
Слайд 1
Слайд 2 На слайде выражения:
- Запишите ответы
7*2+6*1 (5+5)*10
3*3+5*8 (18+12)*2
Записывают ответы.
Проверяют по эталону.
7*2+6*1 =20 (5+5)*10 = 100
3*3+5*8 = 49 (18+12)*2 = 60
Коммуникативные
Осознанно строят
речевые высказывания,
понятные для
собеседника. Строят
рассуждения, умеют
использовать речь для
3
10*1+3*30 (20+10)*3
Слайд 3 Проверка по эталону.
-У кого нет ни одной ошибки?
Молодцы!
-У кого 1 ошибка? Хорошо.
-Что делать ребятам, у кого больше 3
ошибок?
На доске «картина» из 14 «мячей»:
- Сколько мячей мы собрали?
- Что обозначает число 14?
Решите задачу:
10*1+3*30 =100 (20+10)*3 = 90
Тренироваться, повторять таблицу умножения.
14 мячей.
Количество, сумма, результат
4*2+3*2 4+4+3+3 и др.
регуляции своего
действия. Учатся
формулировать
собственное мнение и
позицию. Участвуют в
обсуждении
содержания материала.
Обосновывают выбор
способа решения.
Высказывают свои
предложения в паре, в
группе. Лидеры групп
высказывают общее
мнение участников.
Обучающиеся
анализируют
полученные
результаты, приводят в
систему и делают
общий вывод по
данному закону.
Самостоятельная
умственная
деятельность.
Приведение
собственных знаний в
систему понятий о
математических
4
законах и свойствах.
Регулятивная
Исследуют условия
учебной задачи,
обсуждают
предметные способы
решения
Осуществляют
самоконтроль.
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу.
III. Создание
проблемной
ситуации. 6 мин
Слайд 4
В две корзины собрали по 4 красных и
по 3 зеленых мяча. Сколько всего мячей
собрали ребята?
Разбор по алгоритму. Что известно, что
надо узнать.
-Запишите решение задачи выражением
разными способами в тетрадях, обсуждая
решение с соседом.
Учитель выясняет (проходя между
рядами), что не все дети составили
выражения разными способами
- В чем возникла трудность?
Проверка.
Известно, что …. .
Вопрос …..
Записывают решение выражением.
Не можем решить разными способами.
Исследуют условия
учебной задачи,
обсуждают
предметные способы
решения.
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу.
Осуществляют
взаимопроверку.
Осуществляют
пошаговый контроль
по результату.
Личностные:
Проблемные ситуации
со столкновением
5
Учитель записывает со слов детей
разные способы на доске.
- Кто составил так же, как …?
- Кто по-другому?
В зависимости от предложенных
вариантов выстраивается дальнейший
ход урока.
Дети называют свои записи
4*2+3*2
4+4+3+3
(4+3)*2
мнений учащихся
(технология
проблемного диалога).
Действия направлены
на осознание,
исследование и
принятие жизненных
ценностей.
IV.Открытие
нового
знания.
Целеполагание.
10 мин
- Сколько мячей в одной корзине?
Сколько корзин?
Сколько мячей в двух корзинах.
- Прочитайте полученное выражение
математическим языком.
- Над какой темой будем работать?
Чему будем учиться?
- Как можно умножить сумму на число?
Слайд 7 Способы умножения суммы на
число.
4+3
2
14
Сумму чисел 4 и 3 умножить на 2.
Умножение суммы на число. Учиться умножать сумму
на число.
Проговаривают два способа. Правило в учебнике на стр.
77.
Хоровое чтение по слайду. (учебнику)
Физминутка.
Музыкальная
V.Применение
нового знания.
1.Самостоятельная
работа с проверкой
по эталону. 4 мин
Слайд 6 Составь задачу по рисунку.
Слайд 7 Работа в парах.
( как вариант - Решение примеров) на
Составляют по рисунку задачу.
Разбирают что известно, вопрос.
Регулятивные
Планирование,
прогнозирование.
Логические Решение
6
карточках.
Запишите решение задачи выражением на
листочках.
Купили 3 красные машинки по 5 р., и 3
желтые машинки по 4 р. Сколько денег
заплатили?
-Назначьте встречу другу.
Взаимопроверка в парах по эталону.
Слайд 8
5*3+4*3=27
(5+4)*3=27
- Оцени товарища.
Слайд 9
1.Задание было … (легким, сложным)
2.Твой партнер
справился с заданием?
(да, нет)
3.Ставлю отметку …
«5» - справился.
«4»- допустил ошибку
«3» - с помощью партнера
Хлопком приветствуют партнера.
Проверяют партнера.
Оценивают работу по эталону, ставят оценку.
1.Задание было … (легким, сложным)
2.Мой партнер справился с заданием (да, нет)
3.Ставлю отметку …
проблемы,
выдвижение гипотез и
их обоснование.
Коммуникативные
Инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации.
7
«Плохо»- не выполнил
Работа в группах. 8мин
Слайд 10
1.Собрать рисунок по образцу
- Договоритесь между собой кто и что
будет клеить.
2.Вычислите
площадь
прямоугольника
(фасада здания) разными способами.
Слайд 11
5 см
7 см 3 см
Фронтальная проверка.
Ответы выносятся на доску и
обсуждаются.
Молодцы!
Ребята в группе склеивают детали и вычисляют площадь
прямоугольника.
(7+3)*5=50 кв.см
7*5+3*5=50 кв.см
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция.
Познавательные:
умение осознанно и
произвольно строить
8
речевое высказывание,
рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные:
управление
поведением партнёра-
контроль, коррекция.
Личностные:
Проблемные ситуации
со столкновением
мнений учащихся
(технология
проблемного диалога).
VI.
Р е ф л е к с и я
учебной
деятельности.
3 мин.
- Какова тема урока?
- Чему учились?
- Сколько способов умножения суммы на
число узнали?
- Оцените свою работу на уроке, выбрав
предложения
Слайд 12
1.Урок полезен, все понятно
2.Лишь кое –что чуть-чуть неясно
3. Еще придется потрудиться
Да, трудно все-таки учиться
Какой был девиз урока?
Оцените себя, приклеив нужный
смайлик к лучику солнышка.
Умножение суммы на число.
Учились умножать сумму на число.
Ученики выбирают предложенные высказывания.
Трудности преодолевают те, кто трудится.
Познавательные
Самоопределение
Регулятивные
Рефлексия своих
действий.
Коммуникативные
Осуществляют
самоконтроль.
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Познавательные:
9
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование,
действия направлены
на осознание,
исследование и
принятие жизненных
ценностей.
Резерв
- Как удобнее решить эти выражения?
(Применяя распределительное свойство
умножения).
(9 + 4) х 7 = 9 х 7 + 4 х 7 =
(5 + 8) х 2 = 13 х 2 =
(7 + 2) х 4 = 7 х 4 + 2 х 4 =
- Какое свойство умножения называется
распределительным?
Вывод: чтобы умножить сумму на число, можно каждое
слагаемое умножить на это число и полученные
произведения сложить, такое свойство умножения
называется распределительным.
- Молодцы, хорошо справились с этим заданием.
10