Современные подходы к системе оценивания младших школьников в условиях ФГОС
Автор: Сазонова Ирина Семеновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №12 имени Г. Р. Державина" Населённый пункт: город Тамбов Наименование материала: статья Тема: Современные подходы к системе оценивания младших школьников в условиях ФГОС Раздел: начальное образование
« Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках
ФГОС»
Современная
начальная
школа
уже
стоит
на
позициях
многообразия
и
вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в
целом,
направленная
на
максимальное
раскрытие
и
формирование
личностных
качеств
каждого
ребенка.
Становится
актуальной
проблема
оценивания
учебных
достижений
каждого
ученика,
нацеленная
на
личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. В этих
условиях изменилось и назначение образовательного стандарта. Из перечня
необходимого он превращается в способ достижения поставленной цели.
Способствует этому системно-деятельностный подход, положенный в основу
новых стандартов. Вне деятельности нет качественного образования. Для
младшего
школьника
такой
ведущей
деятельность
является
учебная
деятельность. Именно в ней происходит развитие, становление личности
младшего школьника. Там же А.Б. Воронцов приводит слова Д.Б. Эльконина:
« Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных
понятий, - прежде всего изменение самого ученика, его развитие». В общем
виде можно сказать, что это изменение есть приобретение ребенком новых
способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями. Вне
деятельности не добиться поставленных целей и не достичь планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего образования, поставленных новыми стандартами в качестве своего
ведущего компонента на основе общественного договора между личностью,
обществом и государством.
Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с
учителем,
родителями
и
самим
собой;
снять
тревожность,
снизить
невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать
динамику школьной успешности.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника ставит важную
социальную
задачу:
развить
у
школьников
умение
проверять
и
контролировать
себя,
критически
оценивать
свою
деятельно сть,
устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Традиционно
сложилось,
что
используемой
формой
оценки
достижений
учащихся
начальной
школы
являются
суммарные
показатели
полноты
и
глубины
освоения
школьной
программы,
выраженные
в
баллах
по
пятибалльной
шкале.
Концепция
модернизации
российского
образования
предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении
всей начальной школы.
Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более
содержательной, объективной и дифференцированной.
При
безотметочном
обучении
очень
важно
научить
детей
эталонам
самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.
При
переходе
на
ФГОС
учителям
начальной
школы
предстоит
"учить
учиться" детей, а не давать им знания. ФГОС предполагает и по - новому
оценивать
детей.
Оценку
надо
будет
выставлять
не
за
знания,
а
за
приобретённые и усвоенные действия. Перед учителями встает вопрос: как
это делать?
Таким
образом, предметом
исследования
становится
новый
подход
к
системе
оценки,
который
поможет
учителю
научиться
оценивать
в
соответствии с ФГОС.
Объектом оценки являются сформированные у учащихся универсальные
учебные действия, включаемые в три основных блока:
Самоопределение —
сформированность
внутренней
позиции
обучающегося
—
принятие
и
освоение
новой
социальной
роли
обучающегося;
становление
основ
российской
гражданской
идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ,
историю
и
осознание
своей
этнической
принадлежности;
развитие
самоуважения
и
способности
адекватно
оценивать
себя
и
свои
достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т.
е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой
системы
учебно-познавательных
и
социальных
мотивов;
понимания
границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и
стремления к преодолению этого разрыва;
В
развивающей
системе
Д.Б.Эльконина-
В.В.Давыдова
предусмотрены
следующие системы оценивания:
Волшебные линеечки
На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по
их
мнению,
выполнена
работа.
При
проверке
учитель,
если
согласен
с
оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже
или выше.
Оценочная лесенка
Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя
ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или
коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу
может выполнить самостоятельно.
Светофор
Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный –
я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Словесная оценка
При
оценивании
устных
и
письменных
работ
ребенка
необходимо
в
эмоциональной
форме
сформулировать
словесную
оценку,
показать
удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»;
«Отлично!
Ты
пишешь
лучше
меня»;
«Хорошо,
спасибо!
Тебя
было
интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай
делать
так...»;
«Смотри,
оказывается,
можешь!
Ведь
получилось
же,
молодец!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику,
чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может
быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации
знаний и применения новых знаний.
Оценочные листы
В начале изучения нового материала учащимся выдается оценочный
лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, маршрут
движения в теме, виды оцениваемых работ, требования к данному блоку.
Основная
цель
оценочных
листов
–
выделение
основных
умений,
формируемых
в
конкретной
теме,
и
способов
проверки
уровня
их
сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные
листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их
оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в тетрадь и, помимо всего
остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в
этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания,
учащиеся
самостоятельно
оценивают
себя.
После
проверки
учитель
фиксирует
свою
оценку,
таким
образом,
оценочный
лист
является
дополнительным и более подробным источником информации о достижениях
или проблемах учащегося. Оценочный лист служит, своего рода, «планом»
прохождения блока учеником.
Таким образом, школьная система оценивания должна позволять:
осуществлять
информативную
и
регулируемую
(дозированную)
обратную
связь,
давая
ученику
информацию
о
выполнении
им
программы, о том, насколько он продвинулся вперёд и о слабых своих
сторонах,
с
тем,
чтобы
он
мог
обратить
на
это
особое
внимание:
учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг
он или нет поставленных им целей;
использовать
систему
оценивания,
как
форму
поощрения,
но
не
наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что
ученики знают, чем на том, чего они не знают;
отмечать с её помощью даже незначительные продвижения учащихся,
позволяя им продвигаться в собственном темпе;
опираться
на
широкую
основу,
а
не
только
на
достижения
ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и
развитию самооценки.
Поэтому необходимо развивать у ученика:
-умение самостоятельно оценивать результаты своих действий
-контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
-создать комфортную обстановку и мотивировать ученика на успех;
-определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний.
Используемая
в
школе
система
оценивания
ориентирована
на
стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не
сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в
адекватной и конструктивной самооценке.
Информационные источники:
1.
Воронцов
А.Б.
«Реализация
новых
образовательных
стандартов
в
начальной
школе
средствами
образовательной
системы
Д.Б.Эльконина
–
В.В.Давыдова». – М., 2010.
2. Воронцов А.Б. «Организация учебного процесса в условиях федерального
образовательного стандарта начального общего образования»//Методические
рекомендации. – М., 2010
3. Демидова
М.Ю., Иванов
С.В., Карабанова
О.А.
и др.;
под ред. Г.С.
Ковалёвой, О.Б. Логиновой. «
Оценка достижения планируемых результатов в
начальной школе»– М. : Просвещение, 2009