Напоминание

"Современные педагогические технологии в условиях образовательной организации"


Автор: Антонова Антонина Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: г. о. Коломна, Московская обл.
Наименование материала: методический материал для классного руководитнля
Тема: "Современные педагогические технологии в условиях образовательной организации"
Раздел: начальное образование





Назад




1

Современные педагогические технологии в условиях

образовательной организации

Содержание:

1.

Введение.

- Актуальность темы.

- Цели и задачи практико – значимой работы.

2.

Программа реализации практико – значимой работы.

- Характеристика развития и воспитания учащихся в образовательном

пространстве школы.

- Педагогические технологии в системе воспитания и развития младших

школьников.

3.

Социально-педагогические условия воспитания и развития младших

школьников во внеурочной и внеклассной деятельности.

Из опыта работы.

4.

Заключение.

5.

Список литературы.

6.

Приложение.

2

Введение

Воспитание и развитие детей является социальным заказом общества

системе школьного образования. В послании Президента РФ Федеральному

собранию депутатов говориться о необходимости создания условий для

творческого и духовно-нравственного развития детей с учетом возрастных

особенностей и этнокультурной среды.

Развитие и воспитание подрастающего поколения - одна из самых

актуальных тем на сегодня. Не случайно стратегические ориентиры

воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации

В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание

гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается

любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая

идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут

рядом».

Педагогическая технология как новое направление в педагогике

зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической

технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным

процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного

воспроизведения.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в

образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками

продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности

всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны

глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной

работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить

воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно –

ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное

сознание воспитателя

.

3

Цель практико – значимой работы

1.

Показать, как происходит формирование нравственных ценностей

младших школьников на основе приобщения к истокам русской

народной культуры с использованием современных методов

воспитания.

2.

Выявить положительный опыт работы по формированию социально –

значимых ценностей в воспитании подрастающего поколения; выявить

проблемы, определить пути и способы их решения.

Задачи:

- привлечь внимание родителей и общественности к необходимости

формирования социально – значимых представлений;

- пропагандировать воспитание и развитие личностных качеств

учащегося, как гражданина-патриота, способного беречь и любить свою

Родину, быть ответственным, знать и понимать государственные интересы

страны; уважительно относиться к своему здоровью и здоровью

окружающих;

- выявить наиболее перспективные формы и методы работы школы по

воспитанию учащихся и приобщению их к ценностям своего Отечества.

4

2

Программа реализации.

- Характеристика развития и воспитания.

Воспитание и развитие представляет собой процесс последовательного

расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности,

формирования способности человека сознательно выстраивать отношение

к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе

общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Одним из приоритетов в воспитании школьников является, на мой взгляд,

духовно – нравственное воспитание и развитие личности, поэтому в своей

работе я отвожу этому направлению наибольшее место.

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в

процессе социализации последовательное расширение и

укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование

способности человека оценивать и сознательно выстраивать на

основе традиционных моральных и нравственных идеалов

отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству,

миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России-

педагогически организованный процесс усвоения и принятия

обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих

иерархическую структуру и сложную организацию.

1

Вопросы воспитания являются основными в системе задач всех

социальных институтов воспитания - семьи, учебного заведения, социального

окружения. Воспитание обучающихся осуществляется более эффективно

1



Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина

России.

5

при комплексном воздействии на деятельностный компонент. При этом

воспитание выступает как целостное, системное образование,

характеризующееся ценностно-духовным отношением личности к жизни,

людям, самому себе и проявляющееся в активном стремлении к творчеству,

самосовершенствованию. Субъектами процесса воспитания являются

педагоги и обучающиеся. Все вышеперечисленные компоненты создают

инновационную среду учебного заведения, стимулирующую ценностное

осмысление внешних воспитательных воздействий. Специфика воспитания

обучающихся состоит в дифференциации, индивидуализации педагогических

влияний, ориентации внеучебной работы на самостоятельность и активность

в профессиональной творческой деятельности в школе. Внеучебная

деятельность с различными формами и методами работы - это именно та

деятельность, в процессе которой возможно организовать работу по

воспитанию и развитию учащихся. Для этого необходимы условия,

предполагающие создание инновационной среды, вовлеченность

обучающихся в воспитывающую деятельность, определяемую системой

внеучебной работы. Основными показателями воспитанности обучающихся в

условиях инновационной среды образовательного учреждения необходимо

определить знания, познавательные интересы, зрелость нравственно-волевых

устремлений и нравственных поступков, интерес к национальной культуре,

понимание ее роли в формировании нравственных, духовных, эстетических

ценностей.

Культура воспитания - важная составляющая человека,

обуславливающая положительную интеграцию народа в изменяющееся

общество, которое на опыте убеждается, что без нравственной составляющей

всей общественной жизни разрушается государство, останавливается

экономика, гибнет культура, становятся бесполезными самые глубокие

научные знания, новейшие технологии.

6

- Педагогические технологии в системе воспитания и развития младших

школьников.

Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений,

навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка

решения

каких-либо

проблем.

В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-

исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных

перед системой образования, описывается много различных педагогических

технологий.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и

методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями,

концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием,

формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где

каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге

определенную совокупность условий для развития учащихся.

Среди педагогических технологий можно выделить отдельные

воспитательные технологии.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система

научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению

таких отношений между субъектами процесса, при которых в

непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение

воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие

компоненты (диагностирование, целеполагание, проектирование,

конструирование, организационно – деятельностный компонент,

- контрольно – управленческий компонент).

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной

диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной

технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология

7

информативной или развивающей, традиционной или личностно –

ориентированной, продуктивной или малоэффективной. Эффективность

воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально

увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

научно обоснованные социализированные требования; передача социального

опыта; постановка цели и анализ сложившейся ситуации;

социализированная оценка ученика; организация творческого дела;

создание ситуации успеха.

Технологии воспитания классифицируют по категории объекта:

Индивидуальные, групповые, коллективные, массовые.

Рассмотрим пример самой распространенной по применению

воспитательной технологии – технологии организации и проведения

группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая

воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно

устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

2

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно

представить следующим образом:

- Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу,

интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

- Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

- Содержательная (предметная) деятельность

- Завершение

- Проекция на будущее.

Рассмотрим отдельные воспитательные технологии, которые получили

достаточно широкое распространение в массовой практике школ

.

Здоровьесберегающая технология.

Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка

и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько

2



Щуркова Н.Е. Педагогическая технология М.: Педагогическое

общество России, 2002. - 224 с.

8

подходов к классификации ЗС технологий. Наиболее проработанной и

используемой в образовательных учреждениях является классификация,

предложенная Н.К. Смирновым.

Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим

технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих

гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на

физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы,

выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового,

тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках

физической культуры и в работе спортивных секций.

Работа системы дополнительного образования предполагает

применение технологии личностно-ориентированного обучения, которая

создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как

индивидуальности. В рамках личностно-ориентированных технологий

самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные

технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного

воспитания.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей

гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на

поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего

уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы,

отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство,

партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и

учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь

в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление

ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере

его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом

9

реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а

не от внешнего воздействия.

Здесь следует несколько слов сказать о гуманно-личностной технологии

Шалвы Александровича Амонашвили, академика РАО, известного

советского и грузинского педагога -ученого и практика, который разработал и

воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества,

личностный подход.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии

Ш.А.Амонашвили являются: «способствование становлению, развитию и

воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его

личностных качеств; развитие и становление познавательных сил ребенка;

идеал воспитания – самовоспитание»

3

.

Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как

образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику

сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»

технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические

технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются: переход

от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно – личностный

подход к ребёнку;единство обучения и воспитания.

Технология педагогического общения – технология воспитания,

основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции

педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить

достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим

принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не

таким, каким его хочет видеть воспитатель.

Технология педагогического разрешения конфликта – технология

конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами.

Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего

мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта;

3



Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. - Донецк, 2008.

10

юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации,

подавление партнера, разрыв связи.

Технология педагогической оценки поведения и поступков детей

технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка,

ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка

направлена на формирование социальных норм, установок, социальной

позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков

детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и

антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания:

недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание

неприкосновенности и автономности личности и т.д.

Технологии воспитания на основе системного подхода

(Караковский В. А., доктор педагогических наук, профессор)

Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его

интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет

педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности,

комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий,

необходимости коллективного творчества.

4

Целевые ориентации:

-Формирование личности – главная цель школы.

-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.

-Развитие социальной активности.

-Формирование ответственности, гражданского самосознания.

-Развитие творческих способностей детей.

-Превращение школы в большую воспитательную систему.

-Формирование целостной научно обоснованной картины.

-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива,

учеников и родителей.

4



Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. Концептуальные основы теории воспитательных систем.

11

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество,

Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Технология самосовершенствования личности школьника

(Герман Константинович Селевко, руководитель Центра развития и

саморазвития личности Международной Академии наук педагогического

образования, академик) основывается на широком использовании

самоуправляющих механизмов развития личности. В содержание

образования вводится методологическая компонента - учащиеся вооружаются

знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность.

Технология саморазвития личности позволяет: осуществлять переход от

воспитания к самовоспитанию; формировать личность, стремящуюся к

саморазвитию, самосовершенствованию; формировать устойчивую

мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.

5

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике

воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания

И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания

В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и

внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши

дни.

Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича

Иванова.

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия:

педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных

творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым,

доктором педагогических наук Российской Академии образования,

профессором и его сподвижниками. Организация творческого воспитания -

это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива,

охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного

творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности

5



Альтернативные педагогические технологии [Текст] : научно-популярное издание / Г. К. Селевко. - Москва : НИИ

школьных технологий, 2005. - 224 с

12

взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве,

планировании и анализе результатов.

6

Технология гуманного коллективного воспитания Василия

Александровича Сухомлинского.

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и

свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты.

Человечности, сострадания, уважения к родителям.

Идеи и принципы:

в воспитании нет главного и второстепенного;

воспитание – это прежде всего человековедение;

эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе

красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения

детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания,

научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и

доброты, различных методов;

культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

7

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая

сегодняшним уровнем развития образования.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не

дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой

частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его

качество» (Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года)

6



Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

7

7 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.

13

Формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников позволяет

эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной

деятельности.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство

организации и оснащения воспитательного процесса:

• как средство для создания информационно-методических материалов и

документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-

фильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой,

статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения

диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в

воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки

и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Достоинства ИКТ

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным,

насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной

информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы

восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование

большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных

мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают

интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном

пространстве и формированию информационной культуры.

14

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и

сочетаются с различными информационными источниками и

педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и

мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное,

системное использование информационно коммуникационных и

коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным

средством повышения эффективности воспитательного процесса

.

В заключении следует отметить, что владение педагогическими

технологиями обеспечивает педагогу возможность организации

педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением –

переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень

овладения педагогической технологией для нас должен быть не

элементарным, а профессиональным.

15

3.

Социально-педагогические условия воспитания и развития

младших школьников во внеурочной и внеклассной

деятельности. Из опыта работы.

Я остановлюсь только на некоторых применяемых в своей работе

технологиях.

Использование интерактивных технологий и технологий проектной

деятельности в развитии и воспитании младших школьников

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета

среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским

искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном

прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены

воспитанием душ, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачёв )

Проблема развития и воспитания подрастающего поколения сегодня

волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.

Жизнь человеческая отклонилась от своего идеала. Всё чаще

встречаются люди, которые, любя правду – лгут, а любя добро – поступают

совсем не по-доброму. У детей искажаются представления о добре,

милосердии, великодушии, справедливости. Многих ребят отличает

эмоциональная и духовная незрелость. Иван, не помнящий родства,

человек, утративший понимание своих культурно - исторических корней, –

явление ненормальное и опасное для жизнеспособности государства. Не

случайно проблема духовно-нравственного развития и воспитания нашла

своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», в

«Национальной доктрине образования в России», в «Концепции духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России» В

«Концепции…» подчёркивается, что «… духовно-нравственное развитие и

воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной

16

образовательной системы и представляет собой важный компонент

социального заказа для образования»

8

.

Современное российское образование, основанное на лучших традициях

отечественной педагогики и психологии, обладает не только огромным

научным и дидактическим потенциалом, но имеет ярко выраженную

гуманистическую и духовную направленность. Всё это в полной мере и

необходимо использовать, чтобы нести свет в души детей, научить их

различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.

Пробудить интерес младших школьников к нравственному, прекрасному

должны как школьные предметы, так и внеурочная воспитательная

деятельность. Особенностью современной практики воспитания младших

школьников является разнообразие соответствующих программ.

В своей педагогической деятельности мы реализую факультативный курс

«Я – гражданин России» (автор Нинель Яковлевна Чутко ) , который нам

близок и интересен, совпадает с нашим мировоззрением и «формирует у

учащихся целостную картину окружающего мира, прививает любовь к

малой родине через знакомство младших школьников с духовным,

культурно-историческим наследием и природно-географическим

богатством родного края».

«Я – гражданин России» включает шесть направлений: «Я и я », «Я и

семья», «Я и культура », «Я и школа», «Я и мое Отечество» и «Я и

планета». Каждая часть уникальна представленным материалом,

позволяющим полно реализовывать воспитательный и развивающий

потенциал краеведческих знаний.

Воспитание духовных и нравственных начал у детей в рамках данного

8



Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. М.:Просвещение,2009.

17

курса я осуществляю на основе деятельностного подхода, который

способствует становлению субъектности ребёнка и является по своей сути

личностно-ориентированным, придерживаюсь идеи активного воспитания,

поскольку нравственные ценности не могут быть привнесены кем-то извне,

они – результат активной деятельности самого ученика, и я убеждена, что

нравственные понятия должны быть выведены из всего имеющегося опыта

ребёнка, из сопоставления уже знакомого с новым опытом, соотнесены с

его живым наблюдением и личными впечатлениями. Именно на таких

понятиях строится его внутренний мир, происходит освоение им духовного

пространства жизни, постижение нравственного закона, который

пробуждает нравственное чувство и совесть.

Знакомство с родным краем, воспитание в ребёнке чувства благоговения

и любви к людям, к родной природе осуществляем через следующие

формы и методы работы: беседа, чтение отрывков из книг разных жанров,

экскурсии в музеи, храмы, игры – упражнения в добродетели, проведение

праздников, прогулки-наблюдения, социальные акции, участие детей в

делах милосердия, используя технологию личностно-ориентированного

обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии,

информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной

деятельности.

Одним из методов, который на мой взгляд, является наиболее эффективным

и продуктивным для решения задач духовно-нравственного развития и

воспитания младших школьников в рамках факультативного курса,

является метод проектов.

Метод проектов – совокупность последовательных учебно-познавательных

приемов, которые позволяют обучающимся приобретать знания и умения в

18

процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных

практических заданий с обязательным представлением результатов .

9

Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков

обучающихся, развитие критического и творческого мышления детей,

умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в

информационном пространстве.

По итогам изучения тем раздела «Культура»: «Как одевались в старину»,

«Праздники», «Игры и хороводы», «Коломна – мой город родной»

учащимися 3-го класса был разработаны и представлены творческие

проекты «Коломна из окна трамвая» и «Край, который я люблю».

Цель проектов – привитие любви к малой родине через знакомство

младших школьников с духовным и культурно-историческим наследием

Коломенского края.

Задачи проектов:

• Формировать знания о культурном наследии и духовных традициях

родного края.

• Развивать познавательную активность младших школьников, расширять

кругозор учащихся, умение видеть связь современности с прошлым

родного края, умение работать с разными источниками информации.

• Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к ее истории,

эстетические и нравственные качества личности, самостоятельность,

ответственность и умение работать в коллективе.

Этапы работы над проектом:

I. Выбор обоснования проекта.

9



Альтернативные педагогические технологии [Текст] : научно-популярное издание / Г. К. Селевко. - Москва : НИИ

школьных технологий, 2005. - 224 с

19

После изучения темы «Культура родного края» ребятам было предложено

подумать, как обобщить полученные знания, поделиться накопленным

материалом с другими. Ученики 3 «А» класса выступили с предложением

совершить виртуальное путешествие в историю Коломенского края.

Название проекта – «Край, который я люблю» – предложили ребята.

Ученики класса установили порядок работы над проектом: каждый класс

выбирает одну из изученных тем раздела и готовит по ней мини-проект.

II. Набор первоначальных идей, предварительное обсуждение путей

реализации цели.

На этом этапе ученики каждого класса выбрали тему мини-проекта, над

которой им предстоит работать, распределили обязанности по сбору

информации, обсудили форму защиты проекта.

III. Проработка идей мини-проекта.

На этом этапе ученики окончательно решают, как будет реализован их

мини-проект, что конкретно они будут выполнять.

IV. Практическая работа и корректировка деятельности.

На этом этапе каждый класс работал над своим мини-проектом.

Учащиеся 3 «А» класса занимались поиском и разучиванием игр, закличек,

запевок, изготовлением куклы-зерновки, посетили краеведческий музей,

работали в «Мастерской русского костюма»: изучали историю русского

костюма, искали в сети Интернет необходимую информацию для

воссоздания костюмов и выполняли практическую работу по изготовлению

моделей одежды и обуви наших предков. Ученики побывали на экскурсии в

храме Троицы на Репне, изучали памятники русского зодчества,

конструировали макет Коломенской крепостной стены; изучая

20

дополнительную литературу и ресурсы Интернет, осуществляли сбор

материала и подготовку выступлений о храмах и монастырях Коломенской

земли, сочиняли стихи, делали презентации. Деятельность учителя

заключалась в том, чтобы наблюдать за работой детей, направлять их

действия, оказывать помощь, если это необходимо.

V. Защита мини-проектов.

На открытом внеклассном занятии в школе в праздничной обстановке

состоялась защита мини-проектов учениками класса перед сверстниками в

параллели. Ученики 3 «А» выступили с театрализованным представлением,

познакомив ребят первых классов с русскими народными играми,

хороводами, песнями, закличками и предложив поучаствовать в празднике.

Дети продемонстрировал коллекцию русских костюмов и рассказал о

работе, проделанной в мастерской народного костюма, представили ряд

слайд-шоу «Виртуальная экскурсия по Коломне», сопроводив его стихами,

песнями, рассказами о коломенцах - героях Великой отечественной войны,

храмах и монастырях родного края, об улицах.

VI. Обсуждение результатов и оценка проделанной работы.

Работа над проектом осуществлялась в тесной взаимосвязи с родителями

учащихся, что позитивно отразилось на его качестве.

Проведенная работа способствовала:

• изучению учащимися своих корней, традиций; способствовала познанию

себя, своей малой родины, людей;

• обеспечению эффективной социализации и воспитанию высоких духовно-

нравственных качеств, опираясь на национальные традиции;

21

• формированию у детей уважения к родной земле;

• возрождению русских традиций;

• укреплению сотрудничества семьи и школы.

Работа над проектами способствует установлению творческой атмосферы в

классе, собственному духовному совершенствованию всех участников

воспитательного процесса, развитию совести и высоконравственной

позиции детей, воспитанию у них благородных стремлений к добродетелям

и желания быть полезными людям. «Воспитание человека, формирование

свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности

творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного

развития России» .

10

Духовно – нравственное воспитание в рамках курса« Я – гражданин

России».

Программа “Я – гражданин России”, по которой я работаю, составлена

на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских

школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной

образовательной программы начального общего образования»,

установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной

программой образовательного учреждения.

Разработана и внедрена центром развивающего обучения Льва

Владимировича Занкова, автор Нинель Яковлевна Чутко.

Направлена на системный подход к формированию гражданской позиции

школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При

этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения,

помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения

в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт

жизнедеятельности.

10



Альтернативные педагогические технологии [Текст] : научно-популярное издание / Г. К. Селевко. - Москва : НИИ

школьных технологий, 2005. - 224 с

22

Программа предполагает формирование патриотических чувств и

сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,

развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина

– патриота России, способного встать на защиту интересов страны, любовь к

Родине. Патриотические чувства формируются у детей постепенно, в

процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об

истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о

родной природе. Всё вышесказанное и является целью программы.

Реализуется программа второй год в рамках внеурочной деятельности в 1 – 2

классах. Хотя ранее данный курс шёл в системе обязательным.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а

также используется групповая и индивидуальная. С большим желанием дети

принимают участие в литературно – музыкальных композициях, любят

ходить на экскурсии в музеи нашего города, по историческим и памятным

местам, участвовать в практических занятия, в творческих конкурсах, в

выставках, в работе над тематическими проектами , участвовать в

соревнованиях, праздниках, викторинах, принимать участие в проекте

«Семья – духовно – нравственная ценность общества», получили награды от

Московского дома Национальностей.

Приложение 1.

Программа “Я – гражданин России” используется в 1-4 классах. Она

включает шесть направлений, связанных между собой логикой

формирования подлинного гражданина России.

Конечным результатом реализации программы должна стать « активная

гражданская позиция младшего школьника и патриотическое сознание

обучающихся - как основа личности гражданина России.»

11

11



Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная

школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

23

Приложение 2.

Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании

младших школьников

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это

огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

12

Данное высказывание принадлежит Василию Александровичу

Сухомлинскому.

Использование игровых технологий формирует у детей осознание,

понимание добрых дел и поступков. Учить анализировать, делать выводы,

отличать плохих и хороших героев по поступкам, формировать понятия

положительного и отрицательного персонажа.

Для себя я сформировала следующие задачи, которых и придерживаюсь:

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть,

трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться,

помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

- Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и

скромность.

- Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до

свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.

- Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у

мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул,

пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других) .

12



Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.

24

- Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки,

пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества,

формировать бережное отношение к ней.

Из поставленной цели и задач можно сделать вывод, что игра – одно из

наиболее эффективных средств в воспитания младшего школьника.

В работе с детьми я использую следующие виды игр:

-сюжетно–ролевые игры

-дидактические игры

-подвижные игры

-театрализованные игры

- строительные

В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя определенные роли и

подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая

данную особенность сюжетно-ролевых игр, для меня важно грамотно

руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы

поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой

деятельности.

Дидактические игры

Это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид

игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила.

Дидактическая игра – это игра направлена на получение конкретного

результата.

У детей формируются представления о бережном отношении к окружающим

их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения,

о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и

отрицательных качествах личности.

В воспитании духовно - нравственных качеств личности ребенка особая роль

принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр

является коллективными.

25

Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою

очередь основа для формирования правильного поведения и отношений

среди людей.

Подвижные игры

Отличительная черта подвижных игр –это их эмоциональность.

Подвижные игры помогают ребенку развить в себе такие качества, как

взаимовыручка, командный дух, сопереживание, справедливости. Дети, с

радостью принимают в них участие как в роли ведущего, так и в роли

игроков, дети с нетерпением ждут смены водящего и стараются показать, что

именно они будут достойны водить.

Еще в своей работе я использую такой вид игры как Театрализованные игры

(игры драматизации) – они делают возможным знакомство детей с

окружающим миром через образы, краски, звуки.

Зрелищность театрализованных игр вызывает радость, а сказочность образов

усиливает привлекательность игры.

Особо хочется выделить значение театрализованных игр в духовно-

нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя,

эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные

действия персонажей.

Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во

внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное

отношение к герою.

Следующий вид игры, которую я использую в своей работе, строительная

игра, это игра с использованием строительного материала, которым может

быть как конструктор, так и бумага, и пластилин. Строительные игры

помогают детям, развить чувство коллектива, воспитывать дружеские

взаимоотношения, привычку играть, трудиться, а также умение

договариваться, помогать друг другу, ведь все эти качества немаловажный

аспект в развитии духовно – нравственных качеств ребенка, ведь если

ребенок научился помогать сверстнику, он научится помогать и остальным.

26

Из всего вышесказанного можно сделать вывод.

Что, игра, как один из видов деятельности младшего школьника имеет

важнейшее значение в формировании личности ребенка. Каждый вид игры

будь то дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная или

театрализованная, оказывает огромное влияние на духовно-нравственное

развитие ребенка.

Игровые технологии так же значимы в ведении курса «Я – гражданин

России».

Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство

любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

“Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости

города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы

нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?”

помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к

народу. Игры заложены в тематике курса.

Приложение 3

( Народные игры)

Если говорить о здоровьесберегающих технологиях, то здесь особо хочу

выделить программу «Разговор о правильном питании».

«Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных

стратегических задач развития страны. Воспитание здорового школьника –

проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей

является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на

учителя».

13

«

Испокон веков основы культуры питания закладывались в семье. Здесь

ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование

13



Программа Безруких М.М., Филипповой Т.А. Макеевой А.Г. «Разговор о правильном питании» на 2015–

2016 г.

27

его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т.д. К

сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитании снижается. Из

нашей жизни постепенно уходят традиции семейных застолий (ужин, когда

вся семья собирается за столом, воскресные завтраки), нередко получается,

что 5 раз в неделю ребенок завтракает, обедает, а то и ужинает вне дома – в

школе или детском садике. Таким образом, семейное воспитание

существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном

коллективе. Обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания

школа, безусловно, не может. Формирование культуры питания – это всегда

сотрудничество родителей и педагога. Поэтому одна из важнейших задач,

стоящих перед педагогом, заключается в эффектив

ном взаимодействии с

родителями».

14

Моя программа «Разговор о правильном питании» составлена на основе

программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками

Института возрастной физиологии Российской академии образования по

инициативе ООО «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива —

директор Института, академик Российской академии образования Марьяна

Михайловна Безруких.

С целью эффективной реализации программы я использую

разнообразные формы и методы, которые обеспечивают непосредственное

участие детей в работе по программе, стимулируют их интерес к изучаемому

материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме:

праздников,

бесед, классных часов, походов на природу, родительских собраний, в

рамках проектной деятельности, конкурсов рисунков и плакатов на тему

правильного питания и здорового образа жизни.

14



Программа Безруких М.М., Филипповой Т.А. Макеевой А.Г. «Разговор о правильном питании» на 2015–

2016 г.

28

Основные технологии обучения, применяемые в работе: игровые,

групповые, технология сотрудничества, личностно – ориентированная

технология, КТД, проектная, исследовательская.

В настоящее время я работаю по 1 модулю «Разговор о правильном

питании» - для детей 7-8 лет. 2 класс – 34 часа. 18 – 19 занятие в учебном

модуле.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы

по формированию правил здорового и рационального питания являются

следующие умения:

ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,

сознательно выбирая наиболее полезные;

оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия

требованиям здорового образа жизни;

применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы

являются следующие умения:

ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,

сознательно выбирая наиболее полезные;

оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия

требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной

активности корректировать несоответствия;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий

язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания

программы по формированию здорового и безопасного образа жизни

являются следующие умения:

Регулятивные:

-определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в

жизненных ситуациях под руководством учителя.

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;



В раздел образования