Использование знаний по русскому языку в реализации программы вокального кружка "Веселые нотки"
Автор: Реброва Ольга Александровна Должность: методист Учебное заведение: МАУ ДОД ЦВР "Планета взросления" Населённый пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск Наименование материала: Статья Тема: Использование знаний по русскому языку в реализации программы вокального кружка "Веселые нотки" Раздел: дополнительное образование
Тема: «Использование знаний по русскому языку в реализации
программы вокального кружка «Веселые нотки»
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том,
чтобы учреждение дополнительного образования, если оно действительно
хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования,
начало
строить
принципиально
новую
модель
своей
деятельности,
базирующуюся
на
принципе
полноты
образования.
Это
означает,
что
основное
и
дополнительное
образование
детей
могли
бы
стать
равноправными
взаимодополняющими
друг
друга
компонентами
и
тем
самым
создать
единое
образовательное
пространство,
необходимое
для
полноценного личностного развития каждого ребёнка.
Необходимость полного цикла образования обусловлена, прежде всего,
новыми требованиями к образованности человека. Сегодня образованность
человека
определяется
не
столько
специальными
знаниями
(знаниями
учебного предмета) сколько его разносторонним развитием как личности,
ориентирующейся
в
традициях
отечественной
и
мировой
культуры,
в
современной
системе
ценностей,
способной
к
активной
социальной
адаптации, к самообразованию и к самосовершенствованию.
В условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять
свои индивидуальные
потребности, развивать творческий потенциал, что
положительно
сказывается
на
результатах
общего
образования.
Поэтому
интеграция
общего
и
дополнительного
образования
становится
необходимостью,
которая
позволит
обеспечить
всестороннее
развитие
ребенка, его личностный рост и саморазвитие.
В связи с этим Центром внешкольной работы «Планета взросления»
был разработан проект экспериментальной площадки по теме «Личностный
рост
младшего
школьника
в
интегрированной
системе
основного
и
дополнительного образования» (с 2012 по 2017г.).
Мы считаем, что эффективное взаимодействие школы и учреждения
дополнительного
образования
в
едином
педагогическом
пространстве
возможно, если:
1.
дидактические
единицы
школьного
обучения
станут
объектом
творческой
деятельности
учащихся
в
процессе
дополнительного
образования;
2.
творческий
опыт
учащихся,
полученный
в
дополнительном
образовании,
станет
о сновой
для
развития
ш кол ьной
воспитательной системы;
3.
между школой и учреждением дополнительного образования будет
создана
профессионально-образовательная
информационная
сеть,
обеспечивающая
гибкость
и
своевременность
решения
вопросов
личностного роста младших школьников.
В подготовительный период
экспериментальной деятельности были
проведены
организационные
встречи
с
администрацией
и
учителями
начальных
классов
МБОУ СОШ № 49. Ознакомившись с календарно-
тематическим
планированием
по
школьным
предметам
и
планированием
воспитательных
мероприятий,
педагогами
Центра
были
разработаны
образовательные программы, включающие в себя дидактические единицы
школьного обучения.
Так, в программе кружка декоративно-прикладного
направления
«Чародеи»
использовались
темы
по
изучению
окружающего
мира. В программу театрального кружка «Конфетти» были включены темы
по литературному чтению. В кружке «Ритмика» использовались знания по
математике.
Являясь
педагогом
вокального
кружка
«Веселые
нотки»
я
разработала образовательную программу, в которой предлагается усвоение
русского
языка
в
доступной
форме,
через
занятие
музыкой.
Для
этого
совместно
с
учителем
были
выбраны
наиболее
актуальные
темы
из
общеобразовательной программы, такие как: «Алфавит»; «Деление слов на
слоги,
перенос
слов»;
«Предложение
повествовательное,
вопросительное,
восклицательное»; «Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, гласные»
и др. Вот несколько примеров, как музыка способствует усвоению учебного
материала.
Использование
на
занятии
вокальных
и
речевых
упражнений
позволяет закрепить правильное произношение букв алфавита. Во время
распевок «Дин-дон», «Та-та, два кота», «На лугу пасутся кони…» (в попевке
используются
различные
окончания)
и
др.
на
занятии
я
использую
музыкально-дидактические игры: «Эхо», «Допой слово», которые позволяют
применить полученные знания общеобразовательной программы о делении
слов на слоги. Пропевание скороговорок «Бык-тупогуб», «Аш, аш, аш, у
Вовы
карандаш»,
«Вез
корабль
карамель»
помогает
закреплению
характеристик звуков. Так детям дается задание из нескольких предложенных
скороговорок
выбрать
ту,
в
которой
часто
испольуется
тот
или
иной
согласный звук.
Для мотивации детей к обучению в школе и в кружке я использую
различные
методы
и
средства
проведения
занятий
(видеопрезентации,
музыкальные кросворды, викторины, караоке и др.).
Зачастую дети приходят в первый класс с низким уровнем речевого
развития. Конечно, невозможно полностью устранить причины нарушения
речи, но улучшить качество речи ребенка в моих силах. Например, в начале
занятия очень хорошо использовать артикуляционную гимнастику, которая
способствует
правильной
постановке
языка
и
точному
произношению
звуков. Разучивание забавных стишков, прибауток, скороговорок позволяет
обогатить
словарный
запас,
а
также
развить
детскую
память,
внимание,
способствовать
лучшему
запоминанию
текста
песен,
ритмичному
их
исполнению.
Важным
фактором
мотивации
младших
школьников
к
обучению
является
тесная
взаимосвязь
с
классными
руководителями,
которая
позволяла совместно решать вопросы индивидуального подхода к каждому
учащемуся.
С целью отслеживания мотивации младших школьников к обучению
мною были проведены наблюдения за детьми в течение года на занятиях,
беседы с учителями, которые показали, что желание воспитанников посещать
кружок «Веселые нотки» к концу учебного года составило 78%, проявляют
инициативность – 66%, активную познавательную позицию проявляет 69%
детей.
Я считаю, что занятия в вокальном кружке способствуют творческому
самовыражению
ребенка,
раскрепощению,
повышению
самооценки,
развитию
сценического
мастерства.
Это
именно
те
умения,
которые
обусловливают готовность ребенка к продуктивному школьному обучению.
Повышение
же
эффективности
школьного
обучения
возможно
через
интеграцию
предметного
школьного
знания
с
дидактическим
ресурсом
обучения ребенка в системе дополнительного образования. При этом важно
сохранить
самоценность
дополнительного
образования
как
пространства
яркого детского творчества и самобытной детской мысли.
Методист Реброва О.А.