Напоминание

Использование знаний по русскому языку в реализации программы вокального кружка "Веселые нотки"


Автор: Реброва Ольга Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУ ДОД ЦВР "Планета взросления"
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование знаний по русскому языку в реализации программы вокального кружка "Веселые нотки"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Тема: «Использование знаний по русскому языку в реализации

программы вокального кружка «Веселые нотки»
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы учреждение дополнительного образования, если оно действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начало строить принципиально новую модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Это означает, что основное и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка. Необходимость полного цикла образования обусловлена, прежде всего, новыми требованиями к образованности человека. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными знаниями (знаниями учебного предмета) сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации, к самообразованию и к самосовершенствованию. В условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять свои индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, что положительно сказывается на результатах общего образования. Поэтому интеграция общего и дополнительного образования становится необходимостью, которая позволит обеспечить всестороннее развитие ребенка, его личностный рост и саморазвитие. В связи с этим Центром внешкольной работы «Планета взросления» был разработан проект экспериментальной площадки по теме «Личностный рост младшего школьника в интегрированной системе основного и дополнительного образования» (с 2012 по 2017г.). Мы считаем, что эффективное взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования в едином педагогическом пространстве возможно, если: 1. дидактические единицы школьного обучения станут объектом творческой деятельности учащихся в процессе дополнительного образования;
2. творческий опыт учащихся, полученный в дополнительном образовании, станет о сновой для развития ш кол ьной воспитательной системы; 3. между школой и учреждением дополнительного образования будет создана профессионально-образовательная информационная сеть, обеспечивающая гибкость и своевременность решения вопросов личностного роста младших школьников. В подготовительный период экспериментальной деятельности были проведены организационные встречи с администрацией и учителями начальных классов МБОУ СОШ № 49. Ознакомившись с календарно- тематическим планированием по школьным предметам и планированием воспитательных мероприятий, педагогами Центра были разработаны образовательные программы, включающие в себя дидактические единицы школьного обучения. Так, в программе кружка декоративно-прикладного направления «Чародеи» использовались темы по изучению окружающего мира. В программу театрального кружка «Конфетти» были включены темы по литературному чтению. В кружке «Ритмика» использовались знания по математике. Являясь педагогом вокального кружка «Веселые нотки» я разработала образовательную программу, в которой предлагается усвоение русского языка в доступной форме, через занятие музыкой. Для этого совместно с учителем были выбраны наиболее актуальные темы из общеобразовательной программы, такие как: «Алфавит»; «Деление слов на слоги, перенос слов»; «Предложение повествовательное, вопросительное, восклицательное»; «Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, гласные» и др. Вот несколько примеров, как музыка способствует усвоению учебного материала. Использование на занятии вокальных и речевых упражнений позволяет закрепить правильное произношение букв алфавита. Во время распевок «Дин-дон», «Та-та, два кота», «На лугу пасутся кони…» (в попевке используются различные окончания) и др. на занятии я использую музыкально-дидактические игры: «Эхо», «Допой слово», которые позволяют применить полученные знания общеобразовательной программы о делении слов на слоги. Пропевание скороговорок «Бык-тупогуб», «Аш, аш, аш, у Вовы карандаш», «Вез корабль карамель» помогает закреплению характеристик звуков. Так детям дается задание из нескольких предложенных скороговорок выбрать ту, в которой часто испольуется тот или иной согласный звук.
Для мотивации детей к обучению в школе и в кружке я использую различные методы и средства проведения занятий (видеопрезентации, музыкальные кросворды, викторины, караоке и др.). Зачастую дети приходят в первый класс с низким уровнем речевого развития. Конечно, невозможно полностью устранить причины нарушения речи, но улучшить качество речи ребенка в моих силах. Например, в начале занятия очень хорошо использовать артикуляционную гимнастику, которая способствует правильной постановке языка и точному произношению звуков. Разучивание забавных стишков, прибауток, скороговорок позволяет обогатить словарный запас, а также развить детскую память, внимание, способствовать лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению. Важным фактором мотивации младших школьников к обучению является тесная взаимосвязь с классными руководителями, которая позволяла совместно решать вопросы индивидуального подхода к каждому учащемуся. С целью отслеживания мотивации младших школьников к обучению мною были проведены наблюдения за детьми в течение года на занятиях, беседы с учителями, которые показали, что желание воспитанников посещать кружок «Веселые нотки» к концу учебного года составило 78%, проявляют инициативность – 66%, активную познавательную позицию проявляет 69% детей. Я считаю, что занятия в вокальном кружке способствуют творческому самовыражению ребенка, раскрепощению, повышению самооценки, развитию сценического мастерства. Это именно те умения, которые обусловливают готовность ребенка к продуктивному школьному обучению. Повышение же эффективности школьного обучения возможно через интеграцию предметного школьного знания с дидактическим ресурсом обучения ребенка в системе дополнительного образования. При этом важно сохранить самоценность дополнительного образования как пространства яркого детского творчества и самобытной детской мысли. Методист Реброва О.А.


В раздел образования