Напоминание

ДОКЛАД НА ТЕМУ "ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ"


Автор: Апаева Галина Юрьевна
Должность: тренер-преподаватель по волейболу
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" р.п. Михайловка
Населённый пункт: Иркутской области, Черемховский район,р.п. Михайловка.
Наименование материала: Доклад
Тема: ДОКЛАД НА ТЕМУ "ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образо-

вания «Детско-юношеская спортивная школа»

р. п. Михайловка

ДОКЛАД НА ТЕМУ

«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»

Выполнила:

тренер-преподаватель

МКУ ДО «ДЮСШ» р. п. Михайловка

Г. Ю. Апаева

р. п. Михайловка 2016г.

Оглавление

1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.................2

1.1. Особенности воспитания юных волейболистов в ДЮСШ.......................4

1.2. Воспитание юных волейболистов в процессе учебно-тренировочных за-

нятий...................................................................................................................... 5

1. 3. Работа с родителями.................................................................................. 10

1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Воспитательная работа в спортивных школах направлена на формиро-

вание личности юного спортсмена. Главная задача - воспитание высоких мо-

ральных качеств: патриотизма, преданности своей стране, высокой сознатель-

ности, чувства ответственности за свои поступки, порученное дело.

Не менее важно воспитание уважения, любви к труду и творчеству, на-

стойчивости в достижении поставленной цели, добросовестности, организо-

ванности, умения преодолевать трудности, что особенно важно в деятельно-

сти волейболистов, так как успехи в современном волейболе зависят во

многом от их трудолюбия.

Столь же велико значение воспитания дружелюбия, взаимного уваже-

ния, способности сопереживать, стремления придти на помощь, коллективиз-

ма, когда только совместные усилия приводят к достижению общей намечен-

ной цели.

Успешность воспитания юных волейболистов определяется способно-

стью тренера-педагога сочетать в учебно-тренировочном процессе задачи

спортивной подготовки и общего воспитании. В целях эффективности воспи-

тания необходимо, организовывая тренировочный процесс, постоянно ста-

вить перед юными волейболистами задачи ощутимого спортивного и интел-

лектуального совершенствования. Отрицательно влияют на эффективность

воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обу-

чения.

Важное условие успеха - единство воспитательных воздействий семьи,

педагогов общеобразовательных и спортивных школ. Необходимо, дав знания

о нормах морали и этики, прививать обучаемым привычку постоянно следо-

вать им; со временем эта привычка должна стать потребностью подрастаю-

щего волейболиста, чертой характера.

Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том,

что тренер-преподаватель может проводить ее как во время учебно-трениро-

вочных занятий, на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных

лагерях, так и в свободное время. При планировании воспитательной работы

должна быть отражена специфика волейбола, его наиболее типичные особен-

ности:

-

создание коллектива и оптимального климата в нем;

-

формирование у волейболистов мотивации достижений;

-

применение воспитывающих воздействий для формирования лич-

ности игрока;

-

формирование у начинающего волейболиста уверенности в реа-

лизации его возможностей;

-

обучение волейболистов приемам самоконтроля и саморегуляции;

-

управление своим поведением в процессе тренировки и на со-

ревнованиях с помощью конкретных воспитательных внешних и внутренних

воздействий;

-

определение

наиболее

вероятных

источников

напряжения

при

подготовке к важным соревнованиям сезона;

-

освоение средств и методов воспитания и самовоспитания.

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует

у игроков патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелатель-

ность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в

сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

В спорте широко используются многообразные воспитательные сред-

ства и мероприятия (рисунок 1,2):

ТАБЛИЦА

1.1. Особенности воспитания юных волейболистов в ДЮСШ

Спортивные занятия носят добровольный характер. От группы началь-

ной подготовки до высшего спортивного мастерства происходит отбор игро-

ков, проявивших способности в волейболе, этот факт является одним из усло-

вий воспитания юных волейболистов.

Выполнение предъявляемых требований и соответствующих нормати-

вов для перехода из одной группы в другую не должно сводиться только к

требованиям

физической,

технической

и

тактической

подготовленности.

Сюда должно входить и успешное сочетание занятий волейболом и учебы в

школе, участие юных волейболистов в общественной жизни ДЮСШ, соблю-

дение ими норм морали и поведения.

Следует также отметить, что пребывание на сборах и участие в со-

ревнованиях дает возможность тренеру чаще общаться с воспитанниками в

свободное время, быть им старшим другом, что усиливает воспитательное

значение личности тренера. К тому же пребывание на сборах и соревновани-

ях на выезде дают возможность юным спортсменам ознакомиться с досто-

примечательностями места пребывания, расширяют кругозор.

1.2. Воспитание юных волейболистов в процессе учебно-тренировочных

занятий

При создании нравственного облика юных волейболистов велика роль

убеждения. Доводы, яркие примеры, сравнения должны быть доказательны-

ми. В формировании таких нравственных качеств как, трудолюбие, добросо-

вестность,

дисциплинированность,

сознательность,

организованность,

большое значение имеет организация тренировочного процесса.

Спортивная деятельность предъявляет к игрокам ряд требований: во-

время приходить на тренировки и не пропускать их; соблюдать режим дня;

сочетать занятия волейболом с учебой и трудом; постоянно преодолевать

трудности; выполнять задания тренера, объем и интенсивность спланирован-

ной тренировочной нагрузки; быть терпимыми к товарищам по команде.

Волевая подготовка теснейшим образом связана с физической, техни-

ческой и тактической подготовкой юных волейболистов. Главным фактором

формирования воли является сознательный выбор более сложного и трудно-

го, но эффективного пути к решению задач подготовки и участия в соревнова-

ниях. Подчинение всех своих дел, каждого своего шага цели наилучшей под-

готовки, умение рационально использовать каждую минуту, планирование и

соблюдение режима дня, специальные задания для развития воли по типу

«отставленного финиша», демонстрация соперникам готовности переносить

тяготы, различные пари с партнерами, все это позволяет тренеру сформиро-

вать волевую готовность игрока, создает «ореол легкой победы», позволяет

порой выиграть соревнование до соревнования.

Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы пра-

вильное поведение превратилось в привычку, а проявления отдельных воле-

вых качеств — в постоянные черты характера.

Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо следу-

ющее:

осознание цели, во имя которой необходимо преодолеть трудно-

сти;

постановка реально достижимых новых, более высоких целей:

перспективных, промежуточных и конкретных (близких);

использование объяснений и убеждения при воспитании волевых

качеств в обязательном сочетании с упражнениями;

понимание

и

осмысление

задач

и

действий

на

предстоящих

учебно-тренировочном занятии или соревновании;

создание четких представлений технико-тактических действий;

использование в каждом тренировочном занятии приемов и мето-

дов, направленных на воспитание волевых качеств;

строгое соблюдение распорядка дня, рационального режима, уче-

бы, труда, тренировочных занятий, участия в культурно-образовательных ме-

роприятиях;

выполнение самостоятельных волевых решений;

воспитание способности противостоять эмоциональным реакци-

ям на возникающие ситуации, которые могут помешать достижению высоко-

го спортивного результата;

умение контролировать свои действия, поведение, вести учет про-

деланной работы;

обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходи-

мого. Средствами и методами формирования и воспитания воли у юных во-

лейболистов могут быть методы самовоспитания:

-

самопознание;

-

самоотчет;

-

самоанализ;

-

самоубеждение;

-

самоприказ;

-

самовнушение.

А также методы, связанные с эмоциональными действиями самосозна-

ния при самовоспитании:

-

самоодобрение;

-

самопоощрение;

-

самоосуждение;

-

самонаказание.

Волевые качества личности непосредственно влияют на учебно-трени-

ровочную и соревновательную деятельность. К волевым качествам относят-

ся:

-

настойчивость;

-

самостоятельность;

-

дисциплинированность, организованность;

-

точность;

-

аккуратность;

-

обязательность;

-

трудолюбие;

-

решительность;

-

самообладание.

Факторы формирования воли также делятся на внешние и внутренние

(рисунок 3,4).

ТАБЛИЦА

Важную роль в воспитательной деятельности играет формирование

мотивов и целей у волейболистов. Формирование мотиваций достижения

наивысшего спортивного результата способствует повышенная потребность

игрока в самоутверждении, самовыражении и развитии волевых качеств лич-

ности.

Процесс постановки цели, определяется как целеполагание, связан с

осознанностью личности необходимости совершения того или иного поступ-

ка.

Каждый

поступок,

направленный

на

реализацию

поставленной

цели,

предваряется мысленным решением той или иной задачи, предполагающим

предусмотрение, предвидение, программирование, планирование действий.

Одним из главных качеств волейболистов является дисциплинирован-

ность. Ее воспитание следует начинать с первых занятий, строго требуя чет-

кое исполнение указаний тренера, соблюдения правил поведения на трени-

ровках и соревнованиях, в школе и дома. Все эти качества воспитываются по-

вседневно и непосредственно в спортивной деятельности. Нельзя без оценки

оставлять проступки юных спортсменов: нарушения дисциплины, уклонение

от выполнения поручений, леность, проявление слабоволия.

Ответственным воспитательным моментом является оценка техники

выполнения упражнений. Очень важен тон сообщения оценки, справедли-

вость, объективность и конкретность оценки, готовность помочь в исправле-

нии ошибки, сопереживание. На тренировке необходимо создавать атмосферу

взаимного доверия, уважительного отношения тренера к игроку, искренности

в отношениях.

Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. На-

ряду с воспитанием у волейболистов понятий об общечеловеческих ценно-

стях, серьезное внимание обращается на этику спортивной борьбы. Здесь

важно сформировать у игроков должное отношение к запрещенным приемам

и действиям (допинг, неспортивное поведение, и т.д.). Перед соревнованиями

необходимо настраивать волейболистов не только на достижение победы, но

и на проявление в ходе соревнований морально-волевых качеств.

Волейбол дает весьма благоприятные возможности для разносторонне-

го развития личности волейболистов, а также глубокого и наиболее полного

самопознания. Очень важно, что в ходе тренировочного и соревновательного

процесса юный волейболист получает объективную информацию о себе со

стороны тренера, коллектива, то есть познает себя среди других. В соревнова-

ниях отражается не только уровень общего и физического развития, но и уро-

вень его сознания и самосознания.

Рекомендуется игрокам вести дневниковые записи. Умение наблюдать и

выражать свои мысли в письменной форме служит большей целеустремлен-

ности, тщательности подготовки к соревнованиям.

Ведение дневника, в свою очередь, способствует более углубленному

самоотчету и самоанализу. Полезно, чтобы в дневнике были указаны задачи

на день, как они выполняются, интересные мысли, дан анализ своего поведе-

ния, намечены вопросы, которые нужно продумать. А, главное, в дневнике

необходимо отмечать, что дал этот день в продвижении к цели. Дневник по-

может изучению своей личности при условии, если в нем юный волейболист

постоянно анализирует, оценивает содержание своей деятельности и характер

действий, то есть если в дневнике используются такие методы самовоспита-

ния, как самоанализ, самооценка, самоконтроль и самоотчет. В свою очередь

эти методы способствуют самопознанию личности, и дневник в таком случае

выполняет функции стабилизации деятельности, направленной на самовос-

питание.

Огромную роль в воспитании играет приучение ведения дневника с

первых занятий. В дневнике записывается план каждой тренировки, количе-

ство проделанной работы, анализ ошибок. Это позволяет юным волейболи-

стам четко представить, что уже освоено, что находится в стадии освоения,

что предстоит сделать в будущем. Дневник воспитывает самостоятельное

мышление.

После тренировки/соревнования тренеру и игроку необходимо обсу-

ждать результаты, не оставляя без внимания положительные и отрицательные

явления, анализировать их причины. Сделанные выводы необходимо фикси-

ровать в дневнике, в тренировочной работе и на соревнованиях проверять их

достоверность. Важно приучить подростка не только внимательно относится

к замечаниям тренера, но и самому критично оценивать свое поведение, уме-

ние управлять собой в сложных ситуациях, владеть самоанализом.

1. 3. Работа с родителями

Практическая работа тренеров, с родителями занимающихся реализует-

ся через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. При орга-

низации работы с родителями важно понимать, что они являются полноправ-

ными соучастниками учебно-тренировочного процесса. Подготовка юного во-

лейболиста не ограничивается 2-3 часами собственно нахождения на тре-

нировке или соревнованиях. Даже учебно-тренировочные сборы, спортивные

лагеря не полностью отражают сущность, содержание этого процесса. В пол-

ной мере к нему можно отнести и спортивный режим, и качество питания, и

время и вид отдыха - все это сфера ответственности родителей юных во-

лейболистов.

Основной коллективной формой является проведение родительских со-

браний, где происходит знакомство родителей с содержанием и методами тре-

нировочного и воспитательного процесса. К индивидуальным формам работы

относятся проведение консультаций, помощь в проведении спортивно-массо-

вых мероприятий, показательных выступлений, оказание шефской помощи.



В раздел образования