Автор: Апаева Галина Юрьевна
Должность: тренер-преподаватель по волейболу
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" р.п. Михайловка
Населённый пункт: Иркутской области, Черемховский район,р.п. Михайловка.
Наименование материала: Доклад
Тема: ДОКЛАД НА ТЕМУ "ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образо-
вания «Детско-юношеская спортивная школа»
р. п. Михайловка
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»
Выполнила:
тренер-преподаватель
МКУ ДО «ДЮСШ» р. п. Михайловка
Г. Ю. Апаева
р. п. Михайловка 2016г.
Оглавление
1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.................2
1.1. Особенности воспитания юных волейболистов в ДЮСШ.......................4
1.2. Воспитание юных волейболистов в процессе учебно-тренировочных за-
нятий...................................................................................................................... 5
1. 3. Работа с родителями.................................................................................. 10
1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Воспитательная работа в спортивных школах направлена на формиро-
вание личности юного спортсмена. Главная задача - воспитание высоких мо-
ральных качеств: патриотизма, преданности своей стране, высокой сознатель-
ности, чувства ответственности за свои поступки, порученное дело.
Не менее важно воспитание уважения, любви к труду и творчеству, на-
стойчивости в достижении поставленной цели, добросовестности, организо-
ванности, умения преодолевать трудности, что особенно важно в деятельно-
сти волейболистов, так как успехи в современном волейболе зависят во
многом от их трудолюбия.
Столь же велико значение воспитания дружелюбия, взаимного уваже-
ния, способности сопереживать, стремления придти на помощь, коллективиз-
ма, когда только совместные усилия приводят к достижению общей намечен-
ной цели.
Успешность воспитания юных волейболистов определяется способно-
стью тренера-педагога сочетать в учебно-тренировочном процессе задачи
спортивной подготовки и общего воспитании. В целях эффективности воспи-
тания необходимо, организовывая тренировочный процесс, постоянно ста-
вить перед юными волейболистами задачи ощутимого спортивного и интел-
лектуального совершенствования. Отрицательно влияют на эффективность
воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обу-
чения.
Важное условие успеха - единство воспитательных воздействий семьи,
педагогов общеобразовательных и спортивных школ. Необходимо, дав знания
о нормах морали и этики, прививать обучаемым привычку постоянно следо-
вать им; со временем эта привычка должна стать потребностью подрастаю-
щего волейболиста, чертой характера.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том,
что тренер-преподаватель может проводить ее как во время учебно-трениро-
вочных занятий, на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных
лагерях, так и в свободное время. При планировании воспитательной работы
должна быть отражена специфика волейбола, его наиболее типичные особен-
ности:
-
создание коллектива и оптимального климата в нем;
-
формирование у волейболистов мотивации достижений;
-
применение воспитывающих воздействий для формирования лич-
ности игрока;
-
формирование у начинающего волейболиста уверенности в реа-
лизации его возможностей;
-
обучение волейболистов приемам самоконтроля и саморегуляции;
-
управление своим поведением в процессе тренировки и на со-
ревнованиях с помощью конкретных воспитательных внешних и внутренних
воздействий;
-
определение
наиболее
вероятных
источников
напряжения
при
подготовке к важным соревнованиям сезона;
-
освоение средств и методов воспитания и самовоспитания.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует
у игроков патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелатель-
ность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в
сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
В спорте широко используются многообразные воспитательные сред-
ства и мероприятия (рисунок 1,2):
ТАБЛИЦА
1.1. Особенности воспитания юных волейболистов в ДЮСШ
Спортивные занятия носят добровольный характер. От группы началь-
ной подготовки до высшего спортивного мастерства происходит отбор игро-
ков, проявивших способности в волейболе, этот факт является одним из усло-
вий воспитания юных волейболистов.
Выполнение предъявляемых требований и соответствующих нормати-
вов для перехода из одной группы в другую не должно сводиться только к
требованиям
физической,
технической
и
тактической
подготовленности.
Сюда должно входить и успешное сочетание занятий волейболом и учебы в
школе, участие юных волейболистов в общественной жизни ДЮСШ, соблю-
дение ими норм морали и поведения.
Следует также отметить, что пребывание на сборах и участие в со-
ревнованиях дает возможность тренеру чаще общаться с воспитанниками в
свободное время, быть им старшим другом, что усиливает воспитательное
значение личности тренера. К тому же пребывание на сборах и соревновани-
ях на выезде дают возможность юным спортсменам ознакомиться с досто-
примечательностями места пребывания, расширяют кругозор.
1.2. Воспитание юных волейболистов в процессе учебно-тренировочных
занятий
При создании нравственного облика юных волейболистов велика роль
убеждения. Доводы, яркие примеры, сравнения должны быть доказательны-
ми. В формировании таких нравственных качеств как, трудолюбие, добросо-
вестность,
дисциплинированность,
сознательность,
организованность,
большое значение имеет организация тренировочного процесса.
Спортивная деятельность предъявляет к игрокам ряд требований: во-
время приходить на тренировки и не пропускать их; соблюдать режим дня;
сочетать занятия волейболом с учебой и трудом; постоянно преодолевать
трудности; выполнять задания тренера, объем и интенсивность спланирован-
ной тренировочной нагрузки; быть терпимыми к товарищам по команде.
Волевая подготовка теснейшим образом связана с физической, техни-
ческой и тактической подготовкой юных волейболистов. Главным фактором
формирования воли является сознательный выбор более сложного и трудно-
го, но эффективного пути к решению задач подготовки и участия в соревнова-
ниях. Подчинение всех своих дел, каждого своего шага цели наилучшей под-
готовки, умение рационально использовать каждую минуту, планирование и
соблюдение режима дня, специальные задания для развития воли по типу
«отставленного финиша», демонстрация соперникам готовности переносить
тяготы, различные пари с партнерами, все это позволяет тренеру сформиро-
вать волевую готовность игрока, создает «ореол легкой победы», позволяет
порой выиграть соревнование до соревнования.
Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы пра-
вильное поведение превратилось в привычку, а проявления отдельных воле-
вых качеств — в постоянные черты характера.
Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо следу-
ющее:
—
осознание цели, во имя которой необходимо преодолеть трудно-
сти;
—
постановка реально достижимых новых, более высоких целей:
перспективных, промежуточных и конкретных (близких);
—
использование объяснений и убеждения при воспитании волевых
качеств в обязательном сочетании с упражнениями;
—
понимание
и
осмысление
задач
и
действий
на
предстоящих
учебно-тренировочном занятии или соревновании;
—
создание четких представлений технико-тактических действий;
—
использование в каждом тренировочном занятии приемов и мето-
дов, направленных на воспитание волевых качеств;
—
строгое соблюдение распорядка дня, рационального режима, уче-
бы, труда, тренировочных занятий, участия в культурно-образовательных ме-
роприятиях;
—
выполнение самостоятельных волевых решений;
—
воспитание способности противостоять эмоциональным реакци-
ям на возникающие ситуации, которые могут помешать достижению высоко-
го спортивного результата;
—
умение контролировать свои действия, поведение, вести учет про-
деланной работы;
—
обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходи-
мого. Средствами и методами формирования и воспитания воли у юных во-
лейболистов могут быть методы самовоспитания:
-
самопознание;
-
самоотчет;
-
самоанализ;
-
самоубеждение;
-
самоприказ;
-
самовнушение.
А также методы, связанные с эмоциональными действиями самосозна-
ния при самовоспитании:
-
самоодобрение;
-
самопоощрение;
-
самоосуждение;
-
самонаказание.
Волевые качества личности непосредственно влияют на учебно-трени-
ровочную и соревновательную деятельность. К волевым качествам относят-
ся:
-
настойчивость;
-
самостоятельность;
-
дисциплинированность, организованность;
-
точность;
-
аккуратность;
-
обязательность;
-
трудолюбие;
-
решительность;
-
самообладание.
Факторы формирования воли также делятся на внешние и внутренние
(рисунок 3,4).
ТАБЛИЦА
Важную роль в воспитательной деятельности играет формирование
мотивов и целей у волейболистов. Формирование мотиваций достижения
наивысшего спортивного результата способствует повышенная потребность
игрока в самоутверждении, самовыражении и развитии волевых качеств лич-
ности.
Процесс постановки цели, определяется как целеполагание, связан с
осознанностью личности необходимости совершения того или иного поступ-
ка.
Каждый
поступок,
направленный
на
реализацию
поставленной
цели,
предваряется мысленным решением той или иной задачи, предполагающим
предусмотрение, предвидение, программирование, планирование действий.
Одним из главных качеств волейболистов является дисциплинирован-
ность. Ее воспитание следует начинать с первых занятий, строго требуя чет-
кое исполнение указаний тренера, соблюдения правил поведения на трени-
ровках и соревнованиях, в школе и дома. Все эти качества воспитываются по-
вседневно и непосредственно в спортивной деятельности. Нельзя без оценки
оставлять проступки юных спортсменов: нарушения дисциплины, уклонение
от выполнения поручений, леность, проявление слабоволия.
Ответственным воспитательным моментом является оценка техники
выполнения упражнений. Очень важен тон сообщения оценки, справедли-
вость, объективность и конкретность оценки, готовность помочь в исправле-
нии ошибки, сопереживание. На тренировке необходимо создавать атмосферу
взаимного доверия, уважительного отношения тренера к игроку, искренности
в отношениях.
Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. На-
ряду с воспитанием у волейболистов понятий об общечеловеческих ценно-
стях, серьезное внимание обращается на этику спортивной борьбы. Здесь
важно сформировать у игроков должное отношение к запрещенным приемам
и действиям (допинг, неспортивное поведение, и т.д.). Перед соревнованиями
необходимо настраивать волейболистов не только на достижение победы, но
и на проявление в ходе соревнований морально-волевых качеств.
Волейбол дает весьма благоприятные возможности для разносторонне-
го развития личности волейболистов, а также глубокого и наиболее полного
самопознания. Очень важно, что в ходе тренировочного и соревновательного
процесса юный волейболист получает объективную информацию о себе со
стороны тренера, коллектива, то есть познает себя среди других. В соревнова-
ниях отражается не только уровень общего и физического развития, но и уро-
вень его сознания и самосознания.
Рекомендуется игрокам вести дневниковые записи. Умение наблюдать и
выражать свои мысли в письменной форме служит большей целеустремлен-
ности, тщательности подготовки к соревнованиям.
Ведение дневника, в свою очередь, способствует более углубленному
самоотчету и самоанализу. Полезно, чтобы в дневнике были указаны задачи
на день, как они выполняются, интересные мысли, дан анализ своего поведе-
ния, намечены вопросы, которые нужно продумать. А, главное, в дневнике
необходимо отмечать, что дал этот день в продвижении к цели. Дневник по-
может изучению своей личности при условии, если в нем юный волейболист
постоянно анализирует, оценивает содержание своей деятельности и характер
действий, то есть если в дневнике используются такие методы самовоспита-
ния, как самоанализ, самооценка, самоконтроль и самоотчет. В свою очередь
эти методы способствуют самопознанию личности, и дневник в таком случае
выполняет функции стабилизации деятельности, направленной на самовос-
питание.
Огромную роль в воспитании играет приучение ведения дневника с
первых занятий. В дневнике записывается план каждой тренировки, количе-
ство проделанной работы, анализ ошибок. Это позволяет юным волейболи-
стам четко представить, что уже освоено, что находится в стадии освоения,
что предстоит сделать в будущем. Дневник воспитывает самостоятельное
мышление.
После тренировки/соревнования тренеру и игроку необходимо обсу-
ждать результаты, не оставляя без внимания положительные и отрицательные
явления, анализировать их причины. Сделанные выводы необходимо фикси-
ровать в дневнике, в тренировочной работе и на соревнованиях проверять их
достоверность. Важно приучить подростка не только внимательно относится
к замечаниям тренера, но и самому критично оценивать свое поведение, уме-
ние управлять собой в сложных ситуациях, владеть самоанализом.
1. 3. Работа с родителями
Практическая работа тренеров, с родителями занимающихся реализует-
ся через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. При орга-
низации работы с родителями важно понимать, что они являются полноправ-
ными соучастниками учебно-тренировочного процесса. Подготовка юного во-
лейболиста не ограничивается 2-3 часами собственно нахождения на тре-
нировке или соревнованиях. Даже учебно-тренировочные сборы, спортивные
лагеря не полностью отражают сущность, содержание этого процесса. В пол-
ной мере к нему можно отнести и спортивный режим, и качество питания, и
время и вид отдыха - все это сфера ответственности родителей юных во-
лейболистов.
Основной коллективной формой является проведение родительских со-
браний, где происходит знакомство родителей с содержанием и методами тре-
нировочного и воспитательного процесса. К индивидуальным формам работы
относятся проведение консультаций, помощь в проведении спортивно-массо-
вых мероприятий, показательных выступлений, оказание шефской помощи.