Напоминание

"А.С.Пушкин "Зимняя дорога "


Автор: Шляхтова Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: ГКОУ СО "Туринская школа-интернат"
Населённый пункт: город Туринск Свердловская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "А.С.Пушкин "Зимняя дорога "
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект открытого урока чтения и развития речи

5 класс

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Цели урока: воссоздать в воображении учащихся картину зимней, скучной

дороги; раскрыть чувства, которые испытывает поэт.

Задачи урока: - совершенствовать навыки выразительного чтения и устного

словесного рисования; активизировать, и расширить

словарный запас учащихся;

- корректировать и развивать представление, воображение на

основе упражнений в словесном рисовании;

- воспитывать интерес к стихам А.С. Пушкина.

Оборудование

урока:

порт рет

А.С.

Пушкина,

иллюст рация

к

стихотворению.

Ход урока

I Организационный момент.

- Сядьте ровно. Положите руки на парту.

II Психологический настрой.

- Какое у вас сегодня настроение?

(Хорошее).

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.

Если урок начинается с улыбки, то можно надеется, что он пройдет удачно.

Жужжащее чтение.

а) 3 мин.

- Прочитайте вполголоса то, что написано на карточке.

Раз царевна молодая, милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном, вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой отклоняя пса.

Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе,

Ест за четверых, работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закутит,

Яичко испечет и сам и облупит.

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.

Верный сторож как со сна шевельнется, встрепенется,

К той сторожке обернется и кричит: “Кири- ку- ку,

Царствуй, лежа на боку”.

Удивился старик, испугался;

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Царь Салтан за пир честной

Сел с царицей молодой.

- Из каких произведений отрывки вы прочитали?

Выставка книг А.С. Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях». «Сказка о попе и работнике его Балде». «Сказка о золотом

петушке». «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о царе Салтане, о сыне его

славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне

Лебеди».

Ребята, а почему мы начали урок с такой работы? Как вы думаете?

-Действительно, мы будем работать над произведением А.С. Пушкина.

- Сегодня мы совершим путешествие в далекое, далекое прошлое, когда жил

великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Вот его портрет.

(Портрет прикреплен на доске). (Слайд №1)

В это время не было ни железных дорог, ни машин, ни автобусов.

- Как вы думаете, на чем тогда ездили люди?

(На лошадях).

- Верно. Люди ездили на лошадях в кибитках. Лошадьми управлял ямщик.

(Слайд № ) Ямщик - возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

А.С. Пушкину приходилось много раз и не по своей воле переезжать с

одного места на другое.

-

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина

«Зимняя дорога». Оно написано в 1826 г. Что происходит в это время? Год

назад, в 1825 г. Произошло восстание декабристов. Друзья Пушкина,

которые принимали в нем участие, в ссылке, в Сибири. Пятеро повешены

около Петропавловской крепости. Пушкин находится в ссылке в

Михайловском, под надзором полиции. Михайловское – родовое поместье

Пушкиных, он называл его в стихах «наследственной берлогой». Зима.

Пустынный равнинный пейзаж, соседи, Пушкин вспоминает друзей-

декабристов, думает о будущем. Будущее неясно, туманно, в России

крестьянские бунты, совсем рядом, в Псковской губернии. И вдруг Пушкин

получает письмо с приказом срочно явиться к губернатору в Псков.

Поздним вечером, в ночь, Пушкин отправляется в путь.

V Сообщение темы урока

- Итак, тема нашего урока «А.С. Пушкин «Зимняя дорога».

VI Подготовка учащихся к восприятию стихотворения.

Уточнение некоторых слов и объяснение непонятного выражения.

Какую картину вы представляете, когда звучит словосочетание “ Зимняя

дорога”?

Запах зимы. Какой он? Вдохните глубоко. Почувствуйте, как зимний воздух

заполняет легкие.

- Чтобы лучше понять содержание стихотворения, ясно представить картины

зимней природы, понять настроение автора, с которым он писал это

произведение, давайте уточним значение некоторых слов.

В стихотворении, которое мы будем читать сегодня, встречается слово

туманы.

-Что такое туман. (Слайд № 3) Туман - непрозрачный воздух,

насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами.

Составьте предложения с этим словом. (Утром был сильный туман. Из-за

тумана ничего не видно).

Двести

с

лишним

лет

назад

слово

«туман»

употреблялось

в

значении

«облако» («туманы-облака»).

- Еще в стихотворении встречается слово поляны.

Где вы видели поляны? (В лесу). (Слайд № 4)

Полянами называются также широкое ровное пространство – равнины.

- А еще встретится выражение «версты полосаты».

(Слайд

№) Вёрсты

полосаты – это столбы, окрашенные в белый и черный цвет, стоящие

вдоль дороги через каждую версту.

(Учитель показывает их на иллюстрации). (Слайд 5)

Верста

мера

длины

чуть

больше

километра.

Раньше

расстояние

измерялось не километрами, а верстами.

VII Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога» учителем и

учащимися.

(Слайд

6) - А сейчас я вам прочту это стихотворение.

Послушайте внимательно, как я буду читать.

Звучит музыка Свиридова «Метель»

Учитель читает стихотворение наизусть.

- Какая картина представилась вам, когда слушали это стихотворение?

(Ученики рассказывают).

- Теперь вы прочитайте это стихотворение про себя. При чтении отметьте

слова, которые вам непонятны.

- Какие слова вам непонятны?

- Мне непонятно слово «глушь»?

(Слайд № 7)

- Глушь – глухое место, удаленное от людей.

- Я не понимаю слово «борзая»?

- Борзая (тройка) – быстрая.

VIII Беседа по содержанию стихотворения с выборочным чтением и

попутной словарной работой.

Вопросы и задания.

1) Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»?

(Потому что она описана в зимнее время).

2) В какое время суток описывается зимняя дорога?

(Ночью).

3) Как Пушкина описывает небо, луну? Прочитайте.

4) Как описана местность, по которой пролегает дорога? Прочитайте. Как вы

понимаете выражение черная хата? (Слайд № 8)

- В старину курная изба, которая топилась по-черному, т.е. без трубы.

При отоплении дым заполнял всю избу и стены были закопченные,

черные, поэтому и название «черная хата».

5)

-

Посмотрите

на

иллюстрацию.

Опишите

изображенную

на

ней

местность. (Слайд №9)

(Однообразная снежная равнина, пустынная, безлюдная, глухая, не видно ни

одной хаты, только одни полосатые версты).

- Пушкин несколькими словами нарисовал картину: широкие, занесенные

снегом равнины. Среди них пролегает столбовая дорога. Луна выглядывает

из-за облаков, и её печальный свет струится на дорогу. Не видно ни хаты, ни

огонька. Глухо, пустынно, безлюдно.

И вот тишина нарушается.

- Кого вы видите на этой иллюстрации?

(Трех запряженных коней).

- Как можно назвать их по-другому?

(Тройка).

- Посмотрите, какие они красивые. К дуге средней лошади прикреплен

колокольчик.

- Что они делают?

(Они бегут по дороге).

- Кто управляет лошадьми?

(Ямщик).

- Как вы думаете, кто едет в кибитке?

(В кибитке едет Пушкин).

6) - Что сказано в стихотворении о тройке? Найдите в тексте стихотворения.

(«По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит»).

7) - Какие звуки вы слышите?

(Скрип полозьев, колокольчик, песню ямщика).

- Как гремит колокольчик? Прочитайте.

Учитель объясняет слова: (на доске появляются карточки)

однозвучный – издающий один и тот же, монотонный звук;

утомительно – вызывает утомление, усталость.

-

Пушкин

подчеркивает

этими

словами

утомительность

и

однообразие

дороги.

- Что за песни поет ямщик? Прочитайте.

- Как вы понимаете выражение «разгулье удалое»?

(Буйное веселье).

- Какие песни поет ямщик?

(Веселые и грустные).

- Русский народ создал много грустных песен, в которых говорится о его

невеселой жизни. Но русский народ любит и веселые песни, ему хотелось

иногда забыть о своем тяжелом житье. Поэтому в одних песнях слышится

«разгулье удалое», в других – «сердечная тоска».

- Как Пушкин говорит об этих песнях? Прочитайте.

(«Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика»).

- Почему в них слышится что-то «родное»?

Родное – это русское.

- Пушкин любил русский народ, его песни и сказки.

8) - Какой же представляется поэту вся эта картина дороги?

(Унылой,

скучной,

грустной,

печальной).- карточки

на

доске

(Дорога:

унылая, скучная, грустная, печальная)

9) - Какие слова и выражения помогают вам представить однообразие и

скуку зимней дороги? Найдите их в тексте стихотворения, прочитайте.

(Луна

льет

печально

свет,

печальные

поляны,

колокольчик

однозвучный

утомительно гремит, глушь и снег).

- Зимняя и скучная дорога навевала на поэта тоску. Эту тоску усиливал

унылый голос ямщика, поющего грустные песни.

10) - Какие чувства испытывает поэт?

(Чувства печали, грусти, усталости, одиночества).

11) - Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

(Грустное, печальное).

- Видите, как замечательно Пушкин подобрал слова и выражения: картина

зимней, скучной дороги встает перед нашими глазами, когда мы читаем

стихотворение, и настроение поэта, его чувства передаются нам.

IX Тренировка учащихся в выразительном чтении стихотворения.

Учащимся предлагается подумать над тем, как читать стихотворение,

чтобы

можно

было

лучше

представить

унылую

безлюдную

местность,

печальный свет луны, песню ямщика, чувства поэта.

Приводится

работа

над

чтением

каждой

строфы,

обосновывается

интонация, логические ударения, паузы, темп, тон голоса.

X Домашнее задание. (Слайд №10)

Выучите стихотворение наизусть.

XI Итог урока.

- С каким стихотворением А.С. Пушкина вы сегодня познакомились?

- Вам понравилось это стихотворение?

Учитель оценивает чтение и работу учащихся на уроке.

Урок окончен.

Задание: Прочитайте вполголоса то, что написано на

карточке.

Раз царевна молодая, милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном, вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой отклоняя пса.

Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе,

Ест за четверых, работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закутит,

Яичко испечет и сам и облупит.

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.

Верный сторож как со сна шевельнется, встрепенется,

К той сторожке обернется и кричит: “Кири- ку- ку,

Царствуй, лежа на боку”.

Удивился старик, испугался;

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Царь Салтан за пир честной

Сел с царицей молодой

Задание: Прочитайте вполголоса то, что написано на

карточке.

Раз царевна молодая, милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном, вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой отклоняя пса.

Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе,

Ест за четверых, работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закутит,

Яичко испечет и сам и облупит.

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.

Верный сторож как со сна шевельнется, встрепенется,

К той сторожке обернется и кричит: “Кири- ку- ку,

Царствуй, лежа на боку”.

Удивился старик, испугался;

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Царь Салтан за пир честной

Сел с царицей молодой

Однозвучный

издающий

один

и

тот же, монотонный

звук.

Утомительно

вызывает утомление,

усталость.

Разгулье удалое -

буйное веселье.

Борзая (тройка) –

быстрая.

Глушь – глухое

место, удалённое от

людей.

Дорога

унылая

грустная

скучная

печальная



В раздел образования