Автор: Десинова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов,наставник
Учебное заведение: МАОУ СОШ №37
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: учебно-методический материал для начинающих педагогов
Тема: Мастер-класс "Стиль и мастерство педагога"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс для молодых учителей
«Стиль и мастерство педагога»
Цель: создание условий для полноценного проявления профессиональной компентности
молодых учителей на основе педагогического общения, развитие инициативы и творчества
педагогов.
Задачи:
Создание образа современного учителя.
Формирование понимания взаимосвязей различных стилей преподавания с
возможностями и путями развития обучающихся.
Обсуждение способов достижения мастерства и путей его демонстрации.
Планируемые результаты: выработка эффективной модели компетентного учителя.
Этапы мастер-класса
Организационный момент
Добрый день, коллеги. Меня зовут Десинова Светлана Евгеньевна
Сегодня в течение следующего часа буду работать с вами по теме «Стиль и мастерство
педагога». Данная тема достаточно широкая, попробуем обозначить границы
сегодняшнего мастер-класса. Что вы ожидаете узнать, оказавшись здесь? (ответы
фиксируются)
1 .часть «Я сегодня»
1.Задание «Портрет идеального учителя»
В буклете при помощи маркеров, нарисуйте портрет идеального учителя, отобразив в
нем стиль и атрибуты,
передающие элементы его
мастерства.
Профессию педагога
невозможно сравнить ни с
какой другой, потому что
это не только работа, но и
самоотверженность,
желание отдавать свою
энергию десяткам, сотням
детей. Каким же должен
быть современный педагог.
2.Задание
Посмотрите на ваш рисунок, впишите на табличку «Я сегодня»
профессиональные качества, которыми вы уже обладаете
. 3.Задание
Какой стиль общения преобладает в вашей работе? запишите
4.Задание
Запишите. элементы какой технологии вы прменяете в своей работе
2.часть «Я завтра»
«Идеал» - это образец, цель, к которой должен стремиться каждый педагог, его проекция в
будущее. Поэтому, заполняя 2 половинку буклета, мы обсудим качества, которые вы
планируете развить в себе, совершенствуясь как идеальный учитель
Внешний вид идеального учителя
Давайте проверим, насколько вы понимаете требования современной школы к внешнему
виду учителя. Посмотрите, что одето на идеальном учителе, которого вы нарисовали. Кто
может сформулировать общую идею о том, какая одежда соответствует требованиям,
предъявляемым учителю обществом и нашему идеальному видению педагога? (общая
идея должна заключаться в том, что в одежде «для уроков» предпочтение, отдается
классическим, строгим, респектабельным костюмам. Для педагогов-женщин допустимо
элегантное платье, брючный костюм, традиционный пиджак с юбкой).
При выборе одежды важную роль играет и цветовая гамма. Не стоит проводить урок в
одежде огненно-красного или оранжевого цвета. Лучше предпочесть костюм
традиционных серого, бежевого, синего, цвета кофе с молоком. Украшения необходимо
ограничить минимальным количеством, допустимы небольшие аккуратные серьги,
тоненькая цепочка, одно кольцо без ярких камней.
Профессиональный качества идеального учителя
Необходимо перечислить не мене 10 характеристик идеального, по их мнению, учителя.
Обсуждение.
Запишите ,над какими качествами Вы планируете поработать
Стиль общения идеального учителя
А теперь давайте определимся со стилем общения, который характерен для идеального, на
ваш взгляд, педагога.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на
авторитарный, демократический и либеральный (А.В.Петровский, Я.Л.Коломинский,
В.В.Шпалинский, М.Ю.Кондратьев и др.)
Признаки всех трех стилей педагогического общения, вы наверняка, видели у коллег,
работающих с вами. Изучите характеристики каждого из них, представленные в таблице, и
определите, каким стилем обладает ваш идеальный учитель.
Характеристика стилей педагогического общения(Обсуждение).Как
вы думаете, какой
стиль общения наиболее подходит в рамках реализации ФГОС ООО? Почему?
Запишите .какой стиль общения должен быть у идеального учителя
Конечно же, фундамент педагогического мастерства охватывают такие составляющие как:
личность педагога (в т.ч. темперамент и стиль педагогического общения о котором мы
только что говорили), его знания (как полученные в институте, так и приобретенные
самостоятельно в результате самообразования и саморазвития) и педагогический опыт (в
ходе которого отрабатываются навыки работы, общения с детьми, использования
различных технологий, методов и приемов).
Мастерство идеального учителя
Мастером не рождаются, им становятся и опыт, а так же систематическое
самосовершенствование в профессии играют, на мой взгляд, одну из важнейших ролей.
Работая по направлению развития собственного мастерства, каждый педагог выбирает для
себя инновационные технологии, методы и приемы, работая с которыми он ощущает себя
наиболее комфортно и получает максимальный результат.
Упражнение «Перечислите инновационные технологии, используемые вами в работе»
Я предлагаю перечислять по очереди технологии, которые используются их участниками в
образовательном процессе.
Таким образом, у нас получился достаточно большой список инновационных
технологий обучения. Как правило, учитель использует элементы большинства из них,
однако, при этом специализируется только на одной или двух: изучая, постоянно
и
наиболее полно используя, разрабатывая собственный материал на основе данной
технологии.
Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его
как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Как вы думаете, каким образом можно это сделать?
выступление на семинарах, конференциях, методических объединениях, круглых
столах;
проведение открытых уроков, мастер-классов, практикумов, педагогических
мастерских;
размещение методических материалов в сборниках, журналах, педагогических
сообществах Интернет, на собственном сайте;
рецензирование и издание собственных методических разработок: программ,
уроков, методических рекомендаций и т.д.;
участие в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок;
размещение материалов по обобщению опыта педагога в банке педагогического
опыта.
Кроме этого, наилучшим способом, подтверждающим мастерство педагога, являются
результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различной направленности, а
так же результаты государственной итоговой аттестации.
Мы перечислили много инновационных технологий, запишите в буклете какие
технологии вам мало знакомы и заинтересовали вас
Деловая игра «Совет молодому коллеге»
Коллеги, представьте, что прошло 10 лет и теперь вы – мастера, приглашенные в школу
молодых педагогов, а я учитель, который только начинает свой профессиональный путь.
Следующее задание заключается в том, что вы будете давать советы молодому коллеге,
отражая положительные направления профессиональной деятельности педагога, а я
сообщать вам, что мешает достигать высоких результатов в деятельности учителя по
этому направлению. Сообща мы попытаемся найти пути преодоления этих проблем.
Педагог – ключевая фигура в образовании. Будущий и сегодняшний интеллектуальный
потенциал общества, образовательной системы, отдельного образовательного учреждения
зависит от профессиональной компетентности, творчества, социальной активности
педагога, наличия у него стимулов для самоотдачи в работе и самообразовании, то есть от
его индивидуально-личностных качеств.
Рефлексия и заключение
Посмотрите на ваши буклеты «Я сегодня, я завтра».Они своеобразная визуализация того,
что обязательно произойдет. Годы спустя, вы обязательно посмотрите на них, улыбнетесь
и скажите «Я идеальный учитель».
Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность
сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих
возможностей. И на данном этапе своего профессионального пути, вы должны понимать,
что многое зависит именно от вас и от вашего желания.
В заключении я покажу вам небольшой мультфильм, который демонстрирует возможность
реализации любого начинания при должном желании, стремлении и усердии, в не
зависимости от окружающей действительности.
Просмотр мультфильма «На пути к мечте»
Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути совершенствования
собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь бесконечен; я желаю каждому из
вас любить детей и школу, ведь без этого просто не справиться с поставленной задачей.
Всем спасибо за продуктивную работу, надеюсь, что это время вы провели с пользой для
себя. До свидания.