Автор: Михеева Валентина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №25"
Населённый пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя".
Раздел: начальное образование
Диагностика воспитательного процесса в работе
классного руководителя.
“
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать
проблему беспроблемной”. Д. Добсон
“В
работе
с
детьми
педагогу
–
практику
необходимо
уметь
прослеживать
социально
–
психологические
изменения
в
группе,
формирование
отношений
детей;
ценностные
приобретения
и
характерологические
продвижения.
Чтобы
корректировать
свою
профессиональную
деятельность,
он
должен
уметь
регулярно
производить
анализ
воспитательных
результатов,
как
всякий
деятельный
субъект,
сопоставляющий
полученный
продукт
с
целью
деятельности”.
Щуркова Н.Е.
Педагогическая диагностика в работе классного руководителя.
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика.
Она может быть использована как в работе с учащимися, так и с
коллективом родителей.
Любая информация, которую классный руководитель может получить от
родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку
неоценимую услугу.
Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и
их родителей накладывает на классного руководителя определенные
обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и
нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-
вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят
объективный характер. Это значит, что диагностический материал,
вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих,
любой диагностический материал, используемый в работе с родителями,
должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных
фраз, которые бы могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.
Использование педагогом психолого-педагогической диагностики
представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь
психолого-педагогической диагностикой, классный руководитель должен
задавать себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате
диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может
измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Предварительная диагностика необходима классному руководителю при
подготовке:
родительских собраний;
тематических и индивидуальных консультаций;
внеклассных мероприятий;
организации поездок и экскурсий;
при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
при анализе работы с классом.
Предварительная диагностика проводится с начальных классов и
продолжается во всех последующих годах обучения в школе (Приложение
№1). Она может заключаться не только в анкетировании родителей.
Достаточно информативной является методика неоконченных предложений,
которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и
приходу собственного ребенка в учебное заведение (Приложение №2). Если
родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминает
негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что
невольно они уже будут искать подобный негатив в школьной жизни своего
ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать фразу следующего
содержания: «Я так и знал, так было и со мной…». Поэтому классный
руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит
уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей,
обусловленные их собственным школьным опытом. Полученные результаты
помогут классному руководителю снять напряженность конфликтных
ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом. Подобная
предварительная диагностика поможет классному руководителю с первых
дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой
в работе с классом, а также определить семьи, которым трудно будет
пережить период своей собственной адаптации и адаптации своего ребенка
в школе.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между
родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем
во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.
Например, к родительскому собранию можно провести анкетирование самих
учащихся, на основе которого можно провести родительское собрание,
которое позволит классному руководителю определить отношение детей к
своей семье, к взрослым (Приложение №3). Для того чтобы определить,
насколько хорошо родители знают своего ребенка, можно провести
анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и
родителям (Приложение №4). Можно провести исследование, которое
позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его
людей что-то новое (Приложение №5).Анкета поможет родителям
самостоятельно определить уровень проявления способностей ребенка.
Данные исследования помогут организовать сотрудничество с родителями и
сделать его полезным и направленным на развитие их педагогической
культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по
результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и
фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили
работу классного руководителя и сказали ему «спасибо» (хотя и этому надо
учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму
восприятия всеми присутствующими.
Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов
взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по
проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение
длительного времени. К примеру, в коллективе стояла проблема общения
ребят друг к другу: можно провести рисуночный тест «Вечер встречи».
Учащимся класса предлагается отправиться на океанском лайнере в
кругосветное путешествие спустя какое-то количество времени после
окончания школы. Для этого необходимо нарисовать корабль и расположить
весь класс в каютах, где могут жить не более двух человек. Необходимо
расселить весь класс по принципу психологической совместимости и
обосновать свое мнение.
Приведенные выше диагностические методики – лишь малая часть того,
что может использовать классный руководитель при подготовке
родительских собраний в классе. Используя диагностику, классный
руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих
исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило 1.Если родители поделились информацией со своим классным
руководителем, она не должна стать доступной всем.
Правило 2.Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия
классного руководителя по изученной проблеме.
Правило 3.Диагностическое исследование не должно ставить своей целью
навешивание ярлыков.
Правило 4.Диагностическое исследование должно проводиться корректно и
располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило 5.Для детального изучения проблемы одного диагностического
исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик,
чтобы получить достоверный материал.
К сожалению, в школьной практике диагностика пока не
воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это
неизбежно ведёт не только к поверхностному знанию детей, но и к
усреднённости всех педагогических требований и установок, к
стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем
индивидуальном своеобразии современных школьников. Вот почему часто
учителя бывают недовольны своими учениками, а те, в свою очередь, –
школой.
Но ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех
отношениях, надо знать её во всех отношениях. Добавим, надо знать во всех
отношениях также и воспитателей, их воспитанность профессиональную
подготовленность, а также педагогическую культуру родителей, возможности
и особенности детского коллектива,
Слово “диагностика” нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу:
он ставит диагноз, прежде чем лечить.
Диагностика – это изучение работы организма, или любой сложной
системы.
Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в
рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели,
содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие
субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-
воспитательный процесс как технологический: “изготовление” выпускника
можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это
ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое,
поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и
частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все
больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они
используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые
технологии.
Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии – значит,
выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы,
составляющие цикл работы:
1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
2. Планирование работы.
3. Реализация плана (выполнение работы).
4. Анализ и оценка результатов работы.
5. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.
Конечно, большинство из нас не работает, строго следуя этому алгоритму, но
в начале года или полугодия мы все вынуждены задумываться над вопросами
типа: что уже сделано вместе с учениками, и что делать дальше. При этом
чаще мы думаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, вечерах и
значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими
мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что
учитель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако, это не
всегда соответствует действительности.
Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все
он делает правильно. А в то же время ученики удовлетворены отношениями с
учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений
или чтобы уроки проводились по-другому. Очень много ошибок на уроках и
неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает
своих учеников.
Итак, рассмотрим, что стоит за понятием диагностика.
Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч.
diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура,
направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня
(например, воспитанности). В нашем случае – изучение процесса и
результатов обучения и воспитания.
Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья, определение
болезни, травмы на основании специального исследования. (С.И.Ожегов)
Диагностика – 1. Диагностировать – поставить диагноз. 2. Учение о способах
диагноза. 3. Установление диагноза (С.И. Ожегов)
Диагноз – распознание любого отклонения от нормального
функционирования или развития и даже как определение состояния
конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).
Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории,
методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня
развития, достигнутого индивидом или группой.
Значение диагностики в области развития, в воспитательной системе
аналогично значению хорошо поставленного “прояснения” характера
заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки
и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход
лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и
сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области
телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью,
а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело,
требующее высокой квалификации и ответственности.
Задачи диагностики:
1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.
2. Определение динамики его развития и преобразования в течение
определенного периода времени.
3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием
организованных учебно-воспитательных воздействий.
4. Определение перспектив развития свойства (качества).
5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей
дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов
развития.
6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).
7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных
способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.
8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем
воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их
развивающей функции.
Перечисленные задачи являются общими для педагогической диагностики.
Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-
воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне
воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.
Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и
зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким
показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как
использовать результаты информации о качестве педагогической
деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в
целостный учебно-воспитательный процесс, каким образом научить учителей
самоконтролю, а учащихся – самопознанию.
Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого
воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания
(объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях
(воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение
функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка),
какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и
воспитанников (деятельность субъектов воспитания).
Диагностика строится на материалистическом понимании связей
человека с окружающей средой. Личность сознательно или бессознательно
адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным
требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением. Но
существует сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень
общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем
активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.
Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и
воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих
учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти
знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они
поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих
воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям,
которые прежде возникали. Иногда некоторых школьников несправедливо
относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный
подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих
учителей.
Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает педагогу
большой арсенал методов диагностики – простых, нетрудоемких, интересных
для воспитанников и одновременно надежных. Формы педагогической
диагностики очень разнообразны, наиболее часто используемые в
современной диагностике системы воспитания:
наблюдение,
беседа,
анкетирование и другие опросные методики,
моделирование,
социометрические и проективные методы,
анализ документов и работ воспитанников,
метод незаконченных предложений,
рисование,
метод столкновения взглядов, позиций,
срезовый контроль,
тестовые задания,
ведение дневника наблюдений за ребенком,
конкурсы,
выставки творческих работ детей и т.д.
Принципы педагогической диагностики:
1.Принцип систематичности.
Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию
подвергаются все обучающиеся класса, группы, творческого объединения на
протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование
проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального
восприятия знаний до их практического применения.
2. Принцип объективности
Объективность заключается в научно обоснованном содержании
диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д), дружеском
отношении педагога ко всем учащимся.
3. Принцип наглядности.
Принцип означает, что диагностирование проводится для всех учащихся
открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации
принципа является объявление результатов диагностических срезов, их
обсуждение и анализ.
4. Принцип оптимальности (в выборе метода, объема и т.д) – например,
диагностирование познавательных способностей детей считается
целесообразным анализировать всего 5-6 умений.
5. Принцип системности, комплексности методик – т. е. при
диагностировании каждой конкретной способности необходимо видеть
систему, например, диагностируя наблюдательность можно говорить о
памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия и, конечно
же, об особенностях речи и т.п..
6. Принцип учета и преемственности между возрастами – получаемая в итоге
диагностирования информация может быть использована при планировании
и организации воспитательной работы с детьми как в разновозрастных, так и
в однородных по возрасту группах.
Обобщая вышесказанное делаем выводы:
в педагогической диагностике требуется, прежде всего, изучение,
осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых
делаются выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним
поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием
стандартного поведением того же лица, с поведением других лиц, с
описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после
обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному
поведению и анализ с целью определить причины отклонения в
поведении;
не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть
поведение в других ситуациях или в будущем;
наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их
родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи нужно
оказать влияние на их поведение в будущем;
необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся,
для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.
То есть в диагностической деятельности педагога, как воспитателя можно
выделить следующие аспекты диагностики:
1. Изучение
a) Сбор данных,
b) Сравнение,
c) Интерпретация,
d) Анализ.
2. Прогнозирование
3. Доведение до сведения учащихся результатов диагностической
деятельности.
4. Планирование дальнейшей воспитательной работы.
Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на
вскрытие причин поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.
Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на
протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех
учащихся без исключения и проводиться путем систематических
диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае
невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в
установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез
должен быть проведен в самое ближайшее время, но ни в коем случае не
пропущен. Только в таком случае возможно эффективное использование
результатов диагностической деятельности.
Для того чтобы педагогическое диагностирование было научным, оно должно
удовлетворять следующим требованиям:
1. Целенаправленность – диагностические действия проводятся относительно
не к ученику вообще, а к проявлению конкретных личностных особенностей,
например, показателей воспитанности и т.п..
2. Планирование – до начала диагностики необходимо наметить
определенные задачи (что диагностировать), продумать план (сроки и
средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и
пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
3. Самостоятельность – диагностика должна являться самостоятельной, а не
попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств
учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные
таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут
направлены на решение организационных задач.
4. Естественность – диагностирование должно проводиться в естественных
для ученика условиях.
5. Систематичность – диагностирование должно вестись не от случая к
случаю, а систематически, в соответствии с планом.
6. Объективность – учитель должен фиксировать не то, что он “хочет
увидеть” в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу
после него.
Правила проведения диагностики:
1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная
атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная
заинтересованность.
2. Обследование проводится в течение 15–30 минут (в зависимости от
возраста детей и задач исследования).
3. Испытываемые должны быть поставлены в одинаковые условия.
4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не
комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или
порицания.
5. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
6. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования,
который позволит выстроить эффективную программу образовательного
процесса.
7. В существующих многочисленных методиках диагностики качества
обучения и воспитания школьников зачастую берутся критерии самой
педагогической деятельности: ее содержание, направленность, качество
исполнения, действенность влияния безотносительно к ребенку. Это
непродуктивно: изучать ребенка и сам процесс его воспитания по разным
показателям и разным методикам. Воспитанность школьника и есть основной
показатель эффективности педагогической деятельности. Эта установка
является отправной в теории современной педагогической диагностики. В
сфере воспитания такая методика пока еще только намечается.
8. Наконец, диагностику должны осуществлять люди, которые к этому
подготовлены. Иначе неизбежно в сам процесс изучения работы школы,
учителя вносится ненужная нервозность, стремление утаить неполадки,
недостатки или преувеличивать их значение.
Определив объекты и главное направление диагностики учебно-
воспитательного процесса, целесообразно установить критерии, по которым
можно судить о качестве педагогической деятельности. В качестве критериев
всегда выступает реальное осуществление той или иной работы, качество
самой педагогической деятельности. Такими качественными показателями
являются правильная постановка задач работы с детьми в данных условиях,
выбор содержания и методов воздействия на них. Затраченное время и силы
педагогов, время и активность учащихся в процессе воспитательного акта,
изменения воспитанности детей и педагогического мастерства их
воспитателей, связь воспитательных мер с общей системой обучения и
воспитания в школе.
Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие
функции:
психотерапевтическую – различные диагностические технологии
(рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным
отношениям с людьми, свободному самоопределению;
коррекционную – цель многих методик– исправление девиантного
поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении
конкретных жизненных ситуаций;
развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность
творческого самовыражения и личностной активности.
В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно
экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа,
на поведение в других ситуациях или в будущем. Это также значительно
помогает в педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ
взаимодействия с учеником и с классом в целом.
Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать
публично. Если требуется повлиять на конкретного ученика, лучше всего
поговорить с ним или с его родителями наедине. Разговаривая с родителями о
воспитании, легко затронуть интимные сферы, как отдельной личности, так и
всей семьи. Этот эффект сглаживается, если обсуждать проблему на
родительском собрании. При этом не следует указывать на конкретных
учеников: родители сами должны понять, что относится к их ребенку.
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную
деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее
результатов, выражающихся в развитии ребенка. Оценка должна быть
представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может
быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки
результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик
специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их
выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений,
определенных качеств личности, способностей, уровня воспитанности и тд.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного
осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет
путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и
обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс
воспитания, обучения и развития детей.
Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность не разрывны.
Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или
воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а
тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической
диагностикой.
Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность,
которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная
природа психики приводит к тому, что существующие общественные
процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются,
обусловливаются, перерабатываются, тем самым обеспечивается развитие
природным сил и возможностей людей, дальнейшее развитие того, что ими
приобретено в результате индивидуальной жизни и воспитания. Типичное в
людях (пол, возраст, тип нервной системы, темперамент и т.д.) связывается с
типичными явлениями социальной действительности (эпоха, социальная
система, уровень развития идеологии и морали, науки и техники, культуры и
производства, воспитания и семейных отношений).
Поэтому объектом педагогической диагностики является не только
воспитанник, но и воспитательные возможности зоны его ближайшего
социального окружения.
Объект диагностики – школьник – имеет общие и индивидуальные
параметры развития. Надо учитывать всю сложность и противоречивость
духовного мира школьника, его движение от простого к сложному, от
детского к взрослому, от биологического к социальному и т.д. В бесконечном
разнообразии мира человек не составляет исключения. Одинаковых людей не
существует. Когда ребенок приходит в школу, он уже имеет ярко выраженную
индивидуальность. Не будь ее – сама педагогическая диагностика была бы
механической, однозначной.
Однако было бы неправильным полагать, что в педагогической диагностике,
прежде всего, изучается именно то индивидуальное своеобразие человека,
которое отличает его от всех остальных. В психологии существует точное
правило: всякое нормальное своеобразие есть неповторимая комбинация
типичных проявлений психики (А.Г.Ковалев).
И хотя типичных проявлений немало – от темперамента до типа памяти –
комбинация типичных проявлений у каждого своеобразна, и это в
значительной мере определяет общую и конкретную характеристику
личности воспитанника. Все это дает педагогу возможность едиными
педагогическими методиками изучать разных по воспитанности детей.
Чтобы ответить, что именно надо изучать в конкретном ученике, следует
знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о
воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне
развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи
умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического
воспитания. Но воспитание не равнозначно развитию, здесь возможна
подмена понятий. Различные компоненты воспитания – это пути
педагогического воздействия на формирующуюся личность. А дадут ли они в
совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано, хотя бы
потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное
умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие.
Способности у каждого человека различны, естественно, кто-то будет
интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в
физическом отношении.
Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние
условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей,
общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной
педагогической диагностике воспитательного процесса. Причем
критериями качества воспитательной работы должны выступать те
параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность
школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, к
старшим и младшим, и т.п..