Автор: Манукян Нарине Гарниковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа №1596"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Урок по ОРКСЭ
Тема: "Священные сооружения"
Раздел: начальное образование
«Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: Священные сооружения
Цели: Знакомства с термином «священные сооружения», с помощью
познания культурных сооружений архитектурных тонкостей.
Задачи:
-Знакомства с терминологией
-Знакомства с внутренним и внешним устройством священных сооружений
-Прививать эстетическое, нравственное отношение
-Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным
сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой
культуры
-Прививать умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Виды деятельности: Беседа, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками
информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, устный
рассказ на тему, работа в группах с источниками информации, игра, работа с
текстом.
Основные термины и понятия: синагога, церковь, алтарь, икона, фреска,
мечеть, минарет, ступа, пагода.
Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал, учебник.
Средства наглядности: видеоролики, фотографии священных сооружений,
эскизы.
Планируемые результаты.
личностные: воспитание чувства прекрасного и эстетических чувств на основе
знакомства с мировой и отечественной культурой;
метапредметные: оценивать правильность выполнения действий и работать
в группах. Строить понятные для других высказывания;
предметные познакомить с описанием основных священных сооружений.
Вопросы для обсуждения:
В чем заключаются особенности сооружений религий мира?
Какое отношение должно быть у человека к культурам и религиям?
Ход урока.
1.Организация деятельности учащихся.
Приветствие детей. Проверка готовности их к уроку.
2.Проверка усвоения материала прошлых уроков и домашнего задания.
(слайд 1)
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как возникли религии, какие
бывают религии, и кто является основоположником тех или иных религий.
-Ребят, а какие мировые религии вам известны? Расположите их на ленте
времени по мере их возникновения. (слайд 2)
-Христианство –Ислам –Буддизм- Иудаизм (Иудаизм буддизм
христианство ислам).
- Вспомните, кто считается основателями мировых религий.
- Так же на прошлом уроке вы получили задание подготовить сообщение о
человеке в религиозных традициях мира. Прослушаем эти сообщения.
3.Введение в тему. (слайды 3-4)
Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных
сооружениях. Я предлагаю посмотреть, как же они выглядят и чем
отличаются друг от друга.
(Включается презентация с фотографиями различных священных
сооружений)
- Давайте посмотрим, какие они красивые и какие разные. Давайте
попробуем предположить, догадаться, к какой из религиозных культур –
исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши
ответы. (Ответы-предположения детей, каждое предположение должно
обосновываться). Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это
точно. Я предлагаю вам посмотреть дальше презентацию, и она поможет
нам.
4.Объяснение нового материала.
Какие священные сооружения вы знаете? Для чего они предназначены?
Вы знаете, как они называются? (Ответы детей).
Ребят, уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы
молиться своим богам и для этих целей они сооружали определённые
строения. Остатки некоторых из них дошли до наших дней (слайд 5)
Стоунхендж, «стоун» по –английски камень)
(слайды 6-7) Священные здания иудаизма
Синагога - это может быть любое помещение, предназначенное для общественной
молитвы иудеев. Внешне может выглядеть очень по-разному. Синагога - не храм.
Еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в
Иерусалиме.
При синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Синагоги
обеспечивают
общину
библиотекой.
Считается
весьма
благочестивым
делом
купить для такой библиотеки книги. Любой член общины вправе пользоваться ими.
В
синагоге
проводят
религиозные
обряды:
празднование
рождения,
совершеннолетия, выкуп первенца и т.д.
Любая группа из верующих людей может организовать синагогу. Чтобы управлять
ей,
верующие
сами
выбирают
главу.
Синагога
должна
быть
оборудована
соответствующим образом.
В первую очередь там обязательно должны быть:
-Шкаф или ниша, там хранятся свитки Торы. (Как правило его помещают у стены,
обращенной
в
сторону
Иерусалима,
он
должен
быть
прикрыт
парохетом
-
специальным занавесом).
-Лампа, которая должна всегда гореть (символизирующая вечный огонь).
-Бима - возвышение, на котором стоит стол, куда кладут свиток Торы во время
чтения.
-Отделение для женщин.
Позволяется также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями
о б щ и н ы :
в и т р а ж и ,
ф р е с к а м и ,
р е з ь б о й .
(слайды 8-10) Священные здания христианства.
«Здание
для
общественного
богослужения
и
всякого
исповедания»
( В . И .
Д а л ь )
Первоначально
христиане
собирались
на
молитвы
в
катакомпах.
Позже
появились церкви – свешенные сооружения. Христианские храмы в плане имеют
крест – символ креста Христова как основы вечного спасения, мы знаем, что круг –
это символ вечности, квадрат-символ земли, где все народы мира сходятся в храм
с четырёх сторон света, либо восьмиугольник – символ путеводной вифлеемской
з
в
е
з
д
ы
.
Каждый храм посвящен какому-нибудь христианскому празднику или святому.
Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них
п о с в я щ е н
с в о е м у
п р а з д н и к у
и л и
с в я т о м у .
Первые
православные
храмы
строились
из
кирпича.
Основными
частями
х р и с т и а н с к о г о
х р а м а
я в л я ю т с я :
-Притвор (место, где находятся те, кто готовится принять крещение, кающийся и
о т л у ч е н н ы е
о т
п р и ч а с т и я ) .
- с р е д н я я
ч а с т ь ,
г д е
н а х о д и т с я
м о л я щ и й с я .
-Алтарь
(важнейшее
место
храма,
символизирующее
Царство
Небесное).
-Солея (возвещение перед алтарём).
-Амвон
(место
для
чтения
Евангелия,
произнесения
проповедей).
Храм
имеет
в
плане
крест
и
большой
купол
в
центре;
увенчан
крестом.
П р а в о с л а в н ы й
х р а м
н а з ы в а е т с я
–
ц е р к о в ь ю .
5
.
Ф
и
з
к
у
л
ь
т
м
и
н
у
т
к
а
(слайды 11-12) Священные здания мусульман называются мечети.
Мечеть от арабского мастжид обозначается место, где происходят земные
поклоны– то есть это в первую очередь место молитвенное здание в исламе.
Отличаются мечети на:
-пятничные (соборные)
-квартальные
-домашние мечети.
Закрывший полумесяц стал использоваться в архитектуре мечетей около 665
лет назад. Свою лепту в одобрении месяца, как символа ислама внесло
правительство османского халифата, самой огромной влиятельной мировой
державой в течении более пяти веков. Знак полумесяца использовался
разными народами и цивилизациями. Естественно знак полумесяца, считали
признаком возвышенности и превосходства. Как таковых примерных причин
образования именно полумесяца на зданиях мечетей является то, что
мусульманское летоисчисление происходит по лунному календарю.
В зданиях мечети нет икон, скульптур, никаких изображений, описаний,
явлений, людей или живой природы. Мечеть украшается лишь
специальными надписями, как правило – это могут быть стихи из Корана и
разнообразные узоры, орнаменты.
Жёны, как правило молятся на втором этаже или в закрытой части первого
этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает, как общим, так и
раздельным.
Гости мечети ведут себя очень свободно: они сидят или лежат на полу, едят,
спят, общаются друг с другом. Но в любое время кто-то из посетителей может
совершать «намаз» (молиться). Мусульмане читают Каран или просто
концентрируются на мысли о Всевышнем. Обычно, когда наступает время
намаза, верующие выполняют омовение и выстраиваются рядами за имамом
(предстоятелем на молитве). Если по каким-то причинам гость не принимает
участие в коллективной молитве, то он не обязаны покидать мечеть.
Самыми главными мечетями считаются:
-мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке.
-мечеть Пророка Мухаммеда в Медине.
-мечеть аль-Акса в Иерусалиме.
(слайды 11-15) Буддийские священные сооружения.
-Как мы с вами уже знаем, тело Будды было спалено на погребальном
костре, а его прах воспитанники убрали в ступы, с самого начало их было 8.
- Ребята, а на что похожа ступа? (Ребята высказывают различное мнение).
-Вы правы, она похожа на купол. Так вот, именно такую форму должно было
иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим
ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил
на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое
сооружение «ступа», что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет
пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена
небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий
буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль,
устремленный в небо. Но позже стали строить и другие сооружения – пагоды.
6.Закрепление материала.
- Ребят, а с какими священными сооружениями мы познакомились?
-Чем именно вам понравились в священных сооружениях?
- Мне кажется, теперь Вам будет легко определить священные сооружения.
Сейчас вы попробуйте заполнить таблицу, и мы проверим действительно ли
это так, таблица лежит у вас на парте.
Священные сооружения религий мира
Христианство
Иудаизм
Ислам
Буддизм
1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб 9.
Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила
поведения.
-Ребят, я сейчас Вам буду показывать эскизы, а вы попробуйте догадаться к
какому именно священному сооружения они относятся. (слайды 16-19)
-Какой вывод о священных сооружениях мы можем сделать? (Священные
сооружения могут быть совершенно разными по своему внешнему и
внутреннему виду, но назначение у них всегда одно-совместное участие в
ритуалах).
-Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (Ответы
детей).
-Как должны к ним относится люди? (Заботиться, беречь, охранять…).
-Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?
(Ответы детей).
-Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это
долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите,
можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных
мировых религий? (Конечно, можем) А почему так бывает? (Ответы).
-В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг
другу.
7.Домашнее задание.
Вместе с членами семьи подбери иллюстративный материал к теме
«Священные сооружения», обсуди с родителями возможность создания
творческого проекта о священных сооружениях в поселке, местах, где ты был
или хотел бы побывать.
8.РЕФЛЕКСИЯ: создание творческого проекта Фотогалерея «Священные
сооружения».
Учитель:
Испокон веков мы жили историей, культурой и верой. Изучая мир, мы не
забываем в первую очередь изучить свой духовный мир. С помощью
культуры, мы узнавали людей, их быт, религию, тем самым, мы становились
немного ближе к ним. Тот народ богат, который чтит свою историю,
культурное наследие, уважает и сохраняет традиции всех народов, которые
нас окружают.