Автор: Ахметова Людмила Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3
Населённый пункт: с. Иглино Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения А.С. Пушкин "У лукоморья" 2 класс
Раздел: начальное образование
Открытый урок
по чтению
во 2 в классе по теме:
А.С. Пушкин.
«У Лукоморья»
Учитель: Ахметова Л.Г.
МБОУСОШ№3 с.Иглино
Цели:
познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым
видом жанра (поэма) ;
развивать образное мышление, творческие способности, воображение,
способность воспринимать различные виды искусства.
воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к
классическому искусств, интерес к творчеству великого русского поэта.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина учебник, карточки с заданиями, карточки с
названиями жанров, «Литературное чтение», компьютер, проектор, экран,
выставка книг А. С. Пушкина.
Ход урока
№
Ход урока
Примечание
1.
2.
Организационный момент
-
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами
отправимся в сказочное путешествие. И пусть
хорошее настроение сохранится у вас до конца
урока.
Психологический настрой на работу.
– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
И нашим гостям.
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок
литературного чтения!
(СЛАЙД Урок лит)
Целеполагание и сообщение темы.
3.
- Посмотрите внимательно на выставку книг.
Подумайте что их объединяет?
+это произведения Пушкина
- Как думаете, какова тема урока? О ком будем вести
речь на уроке?
+ Будем говорить о Пушкине и читать его
произведения
- Сегодня наш урок посвящён А.С. Пушкину – солнцу
русской поэзии
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
+ Научиться выразительно читать стихотворение;
находить в нем красивые слова; узнать, почему
Пушкин написал это стихотворение.
- Для чего вам это нужно?
+ Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и
правильно говорить самим и чтобы нас было приятно
слушать другим.
- А предстоит нам раскрыть тайны сказки.
Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о
нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем
учиться выразительно читать.
Проверка домашнего задания.
- Что вы узнали о жизни и творчестве А.С Пушкина?
(Слайд)
Посмотрите внимательно на его портрет.
+ Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в
старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей
Львович, мать-Надежда Осиповна.
А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме
очень интересовались литературой. Отец А.
С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником
4.
5.
французской литературы и сам иногда писал стихи.
Среди его знакомых было очень много писателей.
+ Мать – Надежда Осиповна совершенно не
занималась воспитанием детей.Воспитанием
Пушкина занималась его бабушка и няня Арина
Радионовна , которая нянчила поэта с пеленок.
Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она
рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в
чарующий мир русского фольклора. Она практически
заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2
детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев.
- Сегодня постараемся открыть новое о творчестве
А.С Пушкина
- Вы уже знакомы со сказками Пушкина. Теперь
проверим как вы их знаете.
(Слайд Сказки)
-Обратите внимание на экран
1.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной царевне Лебеди.»
2.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
3.
«Сказка о рыбаке рыбке»
4.
«Сказка о попе и работнике его балде»
5.
«Сказка о золотом петушке»
- Молодцы, сказки знаете хорошо.
- А сколько сказок написал А.С.Пушкин?
Повторение изученного
- Сейчас мы узнаем, какие произведения вы знаете, и
к каким жанрам они относятся.
- Определите жанр произведений.
Работа учащихся в группах.
Задания для 1 группы
1. «Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;»
«Уж небо осенью дышало» (отрывок из
стихотворения)
2. «Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга.»
«Гонимы вешними лучами…»(отрывок из
стихотворения
Задания для 2 группы
1. «Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
2. «Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Они жили в ветхой землянки
Ровно 30 лет и 3 года…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
(ответы дети показывают:1 группа-стих, 2 группа-
сказка)
- Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните
изученные произведения великого русского поэта.
- А какие по жанру произведения у Пушкина мы
знаем?
(СЛАЙД жанры: стихи, сказки)
- Наше сказочное путешествие
продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым
произведением А.С.Пушкина, которое написано
красивым литературным языком.
«У лукоморья дуб зелёный…»
(слайд)
- Кто из вас уже читал это произведение?
6.
7.
- И что вы знаете об этом произведении?
+ Это вступление к поэме «Руслан и Людмила» в нем
много сказочного и волшебного.
- Как вы думаете к какому жанру можно отнести это
произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или
стихотворение?)
- Дети, это поэма «Руслан и Людмила»
( СЛАЙД Поэма - большое стихотворное
произведение на историческую, героическую или
возвышенную лирическую тему.)
- .А что такое поэма? Кто из вас знает?
+ Поэма это большое стихотворение
-Ребята, поэма это новый вид жанра произведений
А.С.Пушкина
(СЛАЙД .Жанры:стихи,сказки,поэмы.)
- А что такое лукоморье?
+ это залив.
(СЛАЙД Лукоморье)
Работа над произведением.
- Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье.
(Чтение отрывка подготовленного ребенка)
-Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и
представьте каждый себе своё лукоморье, а самое
главное внимательно вслушайтесь в строки великого
Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт
лукоморье?
Первичное чтение
8.
9.
10
.
(Чтение отрывка на фоне музыки подготовленным
ребенком)
Беседа по первичному восприятию
-Понравилась ли сказка?
- Что понравилось?
-Каким поэт изобразил лукоморье?
+ Сказочным, волшебным и загадочным.
- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?
+Русалка на ветвях, Леший, Кашей, Витязи.
Физкультминутка.
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.
-Продолжаем наше путешествие, сейчас прочитаем
произведение по цепочке и объясним трудные, и
непонятные слова.
Повторное чтение (по цепочке)
-Какие непонятные слова вам встретились?
Словарная работа.
- Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые,
вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте
узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по
очереди).
- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает
.
- Что означает «дол»? как бы противоположность
лесу, но это и не горы. Что же это такое?
(пространство без деревьев – долина).
- Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много
выдуманных героев )
- о заре – на заре.
- Почему воды названы ясными? (Прозрачные).
- пленяет – берёт в плен.
- тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
- чахнет – сохнет, худеет.
- Леший – это не человек, а дух. Его никто не видел, а
только слышал. Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт
песни без слов. Он любит качаться на деревьях.
Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет
подражать голосам животных и птиц. Ему
подчиняются все ленные обитатели.
- Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт,
заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как
водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих
костей.
- Витязь – воин, солдат. Наши витязи были
богатырями.
- Богатырь – герой русских былин, воин, который
отличается небывалой силой, мужеством,
умом.Сейчас это слово употребляется в переносном
значении: человек большого роста, крепкого
телосложения, сильный, смелый. (Как называли на
Руси сильных, храбрых?).
- Дядька в старину: старый солдат или слуга в
дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а
11.
12
.
морской.
- Сейчас прочитаем произведение про себя и
подумаем на сколько частей можно разделить это
произведение
Чтение про себя
-Сколько частей в этом произведении?
+ Состоит из двух частей
-Прочитайте первую часть.
+
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
- Что изобразил поэт в этой части? О чем пишет
А.С.Пушкин?
+ Описал время и место, где и когда происходят
события сказочного мира
- Что вы можете сказать о второй части?
+ Более объемна. Много сказочных персонажей,
героев, с которыми происходят чудеса.
Закрепление изученного материала. Проверка
усвоения текста.
- Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы выберите
из текста строки, которые к ним подходят.
(Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят
соответствующие строки).
(Слайд Зеленый дуб)
+ У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
13
.
14
.
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
(Слайд Леший)
+Там чудеса: там леший бродит
(Слайд Баба Яга)
+Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой
(Слайд Русалка)
+ Русалка на ветвях сидит
(Слайд. Кащей)
= Там царь Кащей над златом чахнет
Работа над выразительным чтением
- Как будем читать это произведение?
+ Напевно плавно
- Какая должна быть интонация?
+ Торжественная и таинственная
- Как заканчивается произведение?
- Через своё произведение А.С.Пушкин выразил
огромную любовь к русским народным сказкам, к
Родине, которые передаются из уст в уста, из
поколения в поколение и любимы взрослыми и
детьми.
РЕФЛЕКСИЯ
- С каким новым видом жанра познакомились сегодня
на уроке?
15
.
16
.
+ Поэма.
- Что особенно вам понравилось?
+Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там
происходят.
- А теперь наше путешествие подошло к концу, у вас
на столах лежат смайлики
- Выберите для себя смайлик который подходит к
вашему настроению и поднимите его.
- Я вижу что урок вам понравился, настроения у вас
радостное, светлое, хорошее.
Оценивание
Домашнее задание: Предлагаю по выбору:
выразительное чтение или выучить наизусть отрывок
, нарисовать понравившееся чудо.