Напоминание

Урок литературного чтения А.С. Пушкин "У лукоморья" 2 класс


Автор: Ахметова Людмила Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3
Населённый пункт: с. Иглино Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения А.С. Пушкин "У лукоморья" 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок

по чтению

во 2 в классе по теме:

А.С. Пушкин.

«У Лукоморья»

Учитель: Ахметова Л.Г.

МБОУСОШ№3 с.Иглино

Цели:

познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым

видом жанра (поэма) ;

развивать образное мышление, творческие способности, воображение,

способность воспринимать различные виды искусства.

воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к

классическому искусств, интерес к творчеству великого русского поэта.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина учебник, карточки с заданиями, карточки с

названиями жанров, «Литературное чтение», компьютер, проектор, экран,

выставка книг А. С. Пушкина.

Ход урока

Ход урока

Примечание

1.

2.

Организационный момент

-

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами

отправимся в сказочное путешествие. И пусть

хорошее настроение сохранится у вас до конца

урока.

Психологический настрой на работу.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу…

И нашим гостям.

– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок

литературного чтения!

(СЛАЙД Урок лит)

Целеполагание и сообщение темы.

3.

- Посмотрите внимательно на выставку книг.

Подумайте что их объединяет?

+это произведения Пушкина

- Как думаете, какова тема урока? О ком будем вести

речь на уроке?

+ Будем говорить о Пушкине и читать его

произведения

- Сегодня наш урок посвящён А.С. Пушкину – солнцу

русской поэзии

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

+ Научиться выразительно читать стихотворение;

находить в нем красивые слова; узнать, почему

Пушкин написал это стихотворение.

- Для чего вам это нужно?

+ Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и

правильно говорить самим и чтобы нас было приятно

слушать другим.

- А предстоит нам раскрыть тайны сказки.

Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о

нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем

учиться выразительно читать.

Проверка домашнего задания.

- Что вы узнали о жизни и творчестве А.С Пушкина?

(Слайд)

Посмотрите внимательно на его портрет.

+ Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в

старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей

Львович, мать-Надежда Осиповна.

А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме

очень интересовались литературой. Отец А.

С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником

4.

5.

французской литературы и сам иногда писал стихи.

Среди его знакомых было очень много писателей.

+ Мать – Надежда Осиповна совершенно не

занималась воспитанием детей.Воспитанием

Пушкина занималась его бабушка и няня Арина

Радионовна , которая нянчила поэта с пеленок.

Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она

рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в

чарующий мир русского фольклора. Она практически

заменила ему мать.

В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2

детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев.

- Сегодня постараемся открыть новое о творчестве

А.С Пушкина

- Вы уже знакомы со сказками Пушкина. Теперь

проверим как вы их знаете.

(Слайд Сказки)

-Обратите внимание на экран

1.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и

могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

о прекрасной царевне Лебеди.»

2.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

3.

«Сказка о рыбаке рыбке»

4.

«Сказка о попе и работнике его балде»

5.

«Сказка о золотом петушке»

- Молодцы, сказки знаете хорошо.

- А сколько сказок написал А.С.Пушкин?

Повторение изученного

- Сейчас мы узнаем, какие произведения вы знаете, и

к каким жанрам они относятся.

- Определите жанр произведений.

Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы

1. «Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;»

«Уж небо осенью дышало» (отрывок из

стихотворения)

2. «Гонимы вешними лучами,

с окрестных гор уже снега

сбежали мутными ручьями

на потоплённые луга.»

«Гонимы вешними лучами…»(отрывок из

стихотворения

Задания для 2 группы

1. «Я ль, скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2. «Жил старик со своею старухой

У самого синего моря

Они жили в ветхой землянки

Ровно 30 лет и 3 года…»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

(ответы дети показывают:1 группа-стих, 2 группа-

сказка)

- Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните

изученные произведения великого русского поэта.

- А какие по жанру произведения у Пушкина мы

знаем?

(СЛАЙД жанры: стихи, сказки)

- Наше сказочное путешествие

продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым

произведением А.С.Пушкина, которое написано

красивым литературным языком.

«У лукоморья дуб зелёный…»

(слайд)

- Кто из вас уже читал это произведение?

6.

7.

- И что вы знаете об этом произведении?

+ Это вступление к поэме «Руслан и Людмила» в нем

много сказочного и волшебного.

- Как вы думаете к какому жанру можно отнести это

произведение?

(Дети сомневаются, что это сказка или

стихотворение?)

- Дети, это поэма «Руслан и Людмила»

( СЛАЙД Поэма - большое стихотворное

произведение на историческую, героическую или

возвышенную лирическую тему.)

- .А что такое поэма? Кто из вас знает?

+ Поэма это большое стихотворение

-Ребята, поэма это новый вид жанра произведений

А.С.Пушкина

(СЛАЙД .Жанры:стихи,сказки,поэмы.)

- А что такое лукоморье?

+ это залив.

(СЛАЙД Лукоморье)

Работа над произведением.

- Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье.

(Чтение отрывка подготовленного ребенка)

-Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и

представьте каждый себе своё лукоморье, а самое

главное внимательно вслушайтесь в строки великого

Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт

лукоморье?

Первичное чтение

8.

9.

10

.

(Чтение отрывка на фоне музыки подготовленным

ребенком)

Беседа по первичному восприятию

-Понравилась ли сказка?

- Что понравилось?

-Каким поэт изобразил лукоморье?

+ Сказочным, волшебным и загадочным.

- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

+Русалка на ветвях, Леший, Кашей, Витязи.

Физкультминутка.

Руки вверх поднять пора,

Дружно ловим комара.

Вдох глубокий, выдох полный.

Разгулялись в море волны.

В синем небе звёзды блещут,

Раз - подняться на носки и улыбнуться.

В синем море волны хлещут

Два - руки вверх и потянуться.

Туча по небу идёт,

Три - согнуться, разогнуться

Бочка по морю плывёт

Повернуться и друг другу улыбнуться.

-Продолжаем наше путешествие, сейчас прочитаем

произведение по цепочке и объясним трудные, и

непонятные слова.

Повторное чтение (по цепочке)

-Какие непонятные слова вам встретились?

Словарная работа.

- Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые,

вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте

узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по

очереди).

- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает

.

- Что означает «дол»? как бы противоположность

лесу, но это и не горы. Что же это такое?

(пространство без деревьев – долина).

- Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много

выдуманных героев )

- о заре – на заре.

- Почему воды названы ясными? (Прозрачные).

- пленяет – берёт в плен.

- тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

- чахнет – сохнет, худеет.

- Леший – это не человек, а дух. Его никто не видел, а

только слышал. Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт

песни без слов. Он любит качаться на деревьях.

Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет

подражать голосам животных и птиц. Ему

подчиняются все ленные обитатели.

- Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт,

заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как

водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих

костей.

- Витязь – воин, солдат. Наши витязи были

богатырями.

- Богатырь – герой русских былин, воин, который

отличается небывалой силой, мужеством,

умом.Сейчас это слово употребляется в переносном

значении: человек большого роста, крепкого

телосложения, сильный, смелый. (Как называли на

Руси сильных, храбрых?).

- Дядька в старину: старый солдат или слуга в

дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а

11.

12

.

морской.

- Сейчас прочитаем произведение про себя и

подумаем на сколько частей можно разделить это

произведение

Чтение про себя

-Сколько частей в этом произведении?

+ Состоит из двух частей

-Прочитайте первую часть.

+

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

- Что изобразил поэт в этой части? О чем пишет

А.С.Пушкин?

+ Описал время и место, где и когда происходят

события сказочного мира

- Что вы можете сказать о второй части?

+ Более объемна. Много сказочных персонажей,

героев, с которыми происходят чудеса.

Закрепление изученного материала. Проверка

усвоения текста.

- Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы выберите

из текста строки, которые к ним подходят.

(Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят

соответствующие строки).

(Слайд Зеленый дуб)

+ У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

13

.

14

.

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

(Слайд Леший)

+Там чудеса: там леший бродит

(Слайд Баба Яга)

+Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой

(Слайд Русалка)

+ Русалка на ветвях сидит

(Слайд. Кащей)

= Там царь Кащей над златом чахнет

Работа над выразительным чтением

- Как будем читать это произведение?

+ Напевно плавно

- Какая должна быть интонация?

+ Торжественная и таинственная

- Как заканчивается произведение?

- Через своё произведение А.С.Пушкин выразил

огромную любовь к русским народным сказкам, к

Родине, которые передаются из уст в уста, из

поколения в поколение и любимы взрослыми и

детьми.

РЕФЛЕКСИЯ

- С каким новым видом жанра познакомились сегодня

на уроке?

15

.

16

.

+ Поэма.

- Что особенно вам понравилось?

+Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там

происходят.

- А теперь наше путешествие подошло к концу, у вас

на столах лежат смайлики

- Выберите для себя смайлик который подходит к

вашему настроению и поднимите его.

- Я вижу что урок вам понравился, настроения у вас

радостное, светлое, хорошее.

Оценивание

Домашнее задание: Предлагаю по выбору:

выразительное чтение или выучить наизусть отрывок

, нарисовать понравившееся чудо.



В раздел образования