Тема урока: " Увеличение и уменьшение числа в 10 и 100 раз"
Автор: Басалаева Любовь Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Троельжанская СОШ" Населённый пункт: с.Троельга, Пермский край Наименование материала: конспект урока Тема: Тема урока: " Увеличение и уменьшение числа в 10 и 100 раз" Раздел: начальное образование
Тема урока: « Увеличение и уменьшение числа в 10 и 100 раз»
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся умения увеличения и уменьшения натурального числа в 10 и 100 раз.
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие у детей умения взаимодействовать со сверстниками;
Метапредметные:
Использование детьми речевых средств для решения коммуникативных задач
Формирование у младших школьников умения высказывать своё мнение,
Развитие у учащихся умений: строить прогнозы и аргументировать их, определять учебные задачи урока, обобщать полученную информацию.
Предметные:
Актуализировать знания учащихся о нумерации натуральных чисел, о разрядах класса единиц, о смысле понятий «увеличения и уменьшения на
несколько единиц и в несколько раз».
Тренировать у учащихся способность к решению текстовых задач на разностное и кратное сравнение.
Оборудование: презентация, ладошки, разрядная таблица с карточками цифр, счёты, карточки с заданиями.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I.
Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
- Приветствую вас, мои дорогие ребята.
Поприветствуйте и вы друг друга,
улыбнитесь, помашите приветственно
своими ладошками. Ладошки (вырезанные)
лежат и перед вами. Они будут инструментом
для оценивания ваших знаний и умений на
протяжении всего урока.
Дети приветственно машут вырезанными
ладошками
Регулятивные УУД (самоконтроль)
Личностные УУД (самоопределение)
II.
Актуализация опорных знаний
Цель: повторение изученного раннее материала, необходимого для «открытия нового знания», осознание потребности к построению
нового способа действий
1)
Вначале я предлагаю вам написать
арифметический диктант.
Дети на листочках записывают ответы на все
вопросы. Затем обмениваются листочками и
Познавательные УУД (извлечение из
памяти сохранённой информации; анализ
1.
Какое число находится между
числами 879 и 881?
2.
Какое число следует за числом 789?
3.
между какими числами находится
число 240?
4.
Какое число при счёте идёт перед
числом 990?
5.
Какое число больше 817 на 1?
6.
Какое число меньше 360 на 1?
7.
Увеличьте 20 в 3 раза.
8.
Увеличьте 20 на 3.
9.
Уменьшите 40 в 8 раз.
10. Уменьшите 40 на 8
- Обменяйтесь листочками и выполните
взаимопроверку по эталону. СЛАЙД
Оцените работу: 0 ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки – 3
5 и более ошибок – 2
-Предлагаю полученную отметку
поставить на большой палец вашей
ладошки.
2)- А теперь давайте обратим внимание
на ответы.
- На какие две группы можно разделить
эти числа
осуществляют взаимопроверку по эталону.
- Чётные и нечётные, круглые и
некруглые, меньше, до 100 и больше,
после 100)
объектов с целью выделения существенных
и несущественных признаков; выбор
оснований и критериев для сравнения)
Личностные и регулятивные УУД
(умение осуществлять самооценку на
основе критериев успешности учебной
деятельности осуществлять)
- Назовите все трёхзначные числа,
которые у нас встретились в ответах.
СЛАЙД – каждое число открывается по
щелчку.
- Обратите внимание, что каждому числу
соответствует определённая буква.
- Мы сможем расшифровать слово, если
расположим числа в порядке возрастания.
Пальчиковая гимнастика
- Чтобы наши пальчики нас слушались и
помогали нам работать, давайте их
разомнём.
Вначале дети говорят порядок, затем
щелчок. Называют слово-отгадку
→щелчок → появляется слово –
ЛАДОШКИ
СЛАЙД
III.
Постановка учебной задачи.
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
1)
Пробное действие
- Сколько пальцев на двух руках?
- Сколько пальцев на руках двух
учеников?
- Как сосчитали?
- Сколько пальцев на руках всех девочек
вашего класса?
- Сколько пальцев на руках всех
мальчиков вашего класса?
- Сколько пальцев на руках всех детей
- 10+10
- Девочки поднимают руки, мальчики
считают.
- Мальчики поднимают руки – девочки
считают
Регулятивные УУД (умение формулировать
тему урока и ставить перед собой цель)
Познавательные УУД (формулирование
познавательной цели; построение
логической цепи рассуждений;
формулирование проблемы)
вашего класса?
- Как считали?
- Запишите ваши вычисления на
листочках. 10+10+10… т.е. по 10 взяли…
раз.
- Как мы можем заменить эту запись?
Почему?
10 ∙ 28=28 ∙ 10 – на основе правила: От
перестановки множителей произведение
не меняется.
- Почему мы сразу не воспользовались
записью 28 ∙ 10= ?
- Как читается эта запись?
- Остановимся на увеличении в 10 раз.
- Какая обратная операция увеличению
- Как вы думаете, какова цель нашего
сегодняшнего урока?
- На указательном пальце поставьте знак
вопроса «?»
- 10+10+10…
- Сумма одинаковых слагаемых заменяется
действием умножения.
- Внетабличное умножение. Не знаем
алгоритма выполнения этого умножения.
1 – первый множитель – 28, второй
множитель – 10. произведение –
неизвестно.
2 – произведение чисел 28 и 10
3 – 28 увеличили в 10 раз
4 – по 28 взяли 10 раз.
- Уменьшение, действие деления.
- Научиться умножать на/увеличивать в,
делить на/уменьшать в 10 и 100 раз.
- Как сформулируем тему урока?
СЛАЙД
- Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100
раз.
IV.
Открытие новых знаний.
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
1)
Работа с таблицей разрядов.
Сотни
3
Десятки
2
Единицы
1
2) Работа со счётами.
- Отложите 5 единиц. Как отложить в 10 раз
больше? Сколько получилось?
-Как записать это арифметическим
действием?
СЛАЙД
1-й щелчок
- Как отложить в 100 раз больше 5?
- Как записать, что получилось?
2-й щелчок
- Обратите внимание на множители и на
результат.
3-й щелчок
- Какой вывод можно сделать?
Одна группа детей работает с таблицей
разрядов, другая со счётами.
5·10=50
- Откладывают на таблице разрядов и на
счётах.
- 5·100=500
Регулятивные УУД (целеполагание)
Познавательные УУД (умение делать
выводы)
Личностные УУД (умение соблюдать
установленные правила работы в группах)
Коммуникативные УУД (управление
поведением партнёра точностью
выражать свои мысли)
4-й щелчок
- Как быть с делением?
- Деление – какая операция по отношению к
умножению?
- Значит, что будем делать с нулями при
делении?
СЛАЙД
50:10=5 1-й щелчок
500:100=5 2-й щелчок
- Какой теперь делаем вывод?
3-й щелчок , 4-й щелчок.
5-й щелчок.
На указательном пальце рядом с «?»
поставьте «!
СЛАЙД
\ При увеличении числа в 10 раз – справа
дописываем один ноль.\
\ При увеличении числа в 100 раз – справа
дописываем два ноля.\
- Обратная.
- Отбрасывать.
Демонстрация на таблице разрядов;
на счётах.
\Чтобы уменьшить число в 10 раз, нужно
справа отбросить один ноль.\
\Чтобы уменьшить число в 100 раз, нужно
справа отбросить два ноля.\
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы ногами топ – топ!
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг!
Мы плечами чик – чик!
Раз - сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
V.
Первичное закрепление.
Цель: усвоение нового способа действий через проговаривание нового знания
- А сейчас, опираясь на правила, будем
тренироваться увеличивать и уменьшать
числа в 10 и 100 раз.
- Работать будем в группах, помогая друг
другу, проговаривая правило умножения и
деления. Запись оформлять в тетради.
Проверка по цепочке – устно с
проговариванием
0 ошибок – 5
1 ошибка – 4
- Оценку, которую заработали, поставьте на
среднем пальце ладошки.
По карточкам решение примеров.
1.
800 : 100 = 2. 45 · 10 =
15 ·10 = 600 : 100
=
8 · 100 = 13 · 10 =
90 : 10 = 200 : 10=
Личностные УУД (умение осуществлять
самооценку на основе критериев
успешности учебной деятельности)
Регулятивные и познавательные УУД
(умение планировать свои действия в
соответствии с поставленной целью и
условиям её реализации)
Коммуникативные УУД (умение
работать в группах
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
СЛАЙД
970:10=
6·100=
550:10=
400:100=
24·10=
Оценка ставится на безымянном пальце.
Дети выполняют вычисления в тетради,
после чего сверяются с эталоном.
Оценку ставят только положительную,
которой они удовлетворены.
Регулятивные УУД (контроль в форме
сличения способа действий и его
результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от
эталона)
Личностные УУД (умение осуществлять
самооценку на основе критериев
успешности учебной деятельности)
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
А) Ехидна – это редкий зверёк Австралии и
близких к ней островов. Похож на ежа, весь
в иголках, детёнышей вынашивает в сумке
на брюхе. Взрослая ехидна величиной с
маленькую собачку, её тело длиной до 60
см.
Сколько это миллиметров?
Б) Бамбуковая летучая мышь – самый
маленький зверёк среди рукокрылых. По
сравнению с ней летучие лисицы –
настоящие великаны. Размах их крыльев
150 см. Это в 10 раз больше, чем у
бамбуковой летучей мыши. Каков размах
крыльев у бамбуковой летучей мыши?
150:10=15(см)
Решение задач на кратное и разностное
сравнение.
СЛАЙД
150:10=15(см)
- В косвенной форме.
Познавательные УУД (умение
осуществлять поиск и применение
необходимой информации).
Регулятивные УУД (регуляция
собственной деятельности)
- Что это за тип задачи?
- Что следует из условия задачи?
- Что требуется узнать?
- Кто больше?
- Как будем отвечать на вопрос задачи?
- Каким правилом пользуемся?
В) Синий кит – гигант морей. Длина его тела
33 метра, а масса до 30 тонн. Для сравнения
– масса слона 3-5 тонн. Китёнок рождается
всего в 3 раза меньше длины тела матери.
Какова длина китёнка?
- Что заметили в условии задачи?
- Какие данные нам понадобятся для ответа
на вопрос задачи?
- На мизинце поставьте самооценку по
работе над задачами.
- Задача с переизбытком данных.
33:3=11(м)
IX. Итог урока. Рефлексия.
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.
- Чему научились?
- Какое знание открыли?
- Зачем оно нам нужно? Может можно
обойтись и без него?
- Я предлагаю вам нарисовать ваше
настроение на ладони и поделиться вашими
успехами и настроением со всеми.
Дети наклеивают свои ладони на листе.
Личностные УУД
Регулятивные УУД (выделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения).
- Большое спасибо всем за урок. Молодцы!
.