"Взаимодействие школы и социума в формировании социально- значимых ценностей учащихся".
Автор: Горланова Наталья Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ " Шатровская начальная общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Шатрово Наименование материала: статья Тема: "Взаимодействие школы и социума в формировании социально- значимых ценностей учащихся". Раздел: начальное образование
Тема выступления: «Взаимодействие школы и социума в формировании социально-
значимых ценностей учащихся».
К воспитанию, как целенаправленному педагогически организованному взаимодействию детей и
взрослых, направленному на развитие личности, на ее духовно-нравственное становление, современное
общество предъявляет особые требования. Правильно организованная система внеурочной деятельности
представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности обучающегося.
В условиях сельской школы организовать партнерство с социумом для классного руководителя является
творческим началом.
Стратегически приоритетным в нынешнем образовании является воспитание поистине нового
Человека. Воспитать такого Человека нелегко. В процессе формирования всесторонне развитой личности
семья играет главенствующую роль. В связи с этим, одним из приоритетных направлений в
воспитательной системе моего класса является работа с родителями. Реализация этого направления
способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии и
становлении личности.
Кружки – одно из форм внеурочной работы. Цель работы кружков для учащихся начальных классов
вводить ребенка в мир науки и техники, развивать творческие способности и дарования, формировать у
учеников практические умения и навыки, учить детей использовать знания, полученные в кружковой
работе, на уроках.
Взаимодействие с центрами дополнительного образования позволяет как педагогам, так и
воспитанникам и их родителям приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве,
максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и лично. Дети активно посещают
занятия в ДДЮ, ДШИ, ДЮСШ.
На протяжении последних лет мы активно взаимодействуем с библиотекой . В библиотеке имеется
богатый спектр возможностей для активного участия в процессе воспитания и образования: от
информационной помощи педагогам до проведения разнообразных массовых мероприятий. Главная цель
совместной деятельности заключается в воспитании интереса к чтению, знакомство с художественной
литературой, развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников .
Одной из главных задач педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья
детей, поэтому налажено тесное сотрудничество с медицинским работником нашей школы. Она
посещает классные часы, проводит совместно с учителем уроки здоровья, рассказывает детям о том, как
повысить иммунитет детей, улучшить концентрацию внимания, увеличить работоспособность, а также
какие препараты можно употребить для профилактики гриппа и простуды.
Идеальной образовательной средой для реализации комплекса задач гражданско-патриотического
воспитания школьников является музей. Он располагает богатым социально-воспитательным
потенциалом; позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую,
творческую деятельность; создает благоприятные условия для осуществления патриотического,
нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения.
Наша школа тесно сотрудничает с детскими садами нашего села, осуществляя преемственность
между дошкольным и начальным общим образованием.
Итак, развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от
«вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. Рационально организованное
сотрудничество и взаимодействие коллектива класса и социума способствует созданию организационно-
педагогических условий для разностороннего развития школьников, их самореализации, для
удовлетворения их потребностей и может рассматриваться как условие совершенствования образования в
целом.
Взаимодействие школы и социума в формировании социально- значимых
ценностей учащихся.
К воспитанию, как целенаправленному педагогически организованному взаимодействию детей и
взрослых, направленному на развитие личности, на ее духовно-нравственное становление, современное
общество предъявляет особые требования. Правильно организованная система внеурочной деятельности
представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности обучающегося.
В условиях сельской школы организовать партнерство с социумом для классного руководителя является
творческим началом.
По требованию ФГОС внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на
помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную
мотивацию. Также способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные
условия для развития учащихся.
Стратегически приоритетным в нынешнем образовании является воспитание поистине нового Человека.
Воспитать такого Человека нелегко. В процессе формирования всесторонне развитой личности семья
играет главенствующую роль. В связи с этим, одним из приоритетных направлений в воспитательной
системе моего класса является работа с родителями. Реализация этого направления способствует
максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии и становлении личности.
Мы проводим разные формы: праздники для мам и пап, « Мама , папа, я- спортивная семья», « Прощание
с начальной школой», конференции мам и пап.
Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной
деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует
пониманию того, что воспитание детей- это своеобразное искусство, которое требует огромного
терпения.
Кружки – одно из форм внеурочной работы. Цель работы кружков для учащихся начальных классов
вводить ребенка в мир науки и техники, развивать творческие способности и дарования, формировать у
учеников практические умения и навыки, учить детей использовать знания, полученные в кружковой
работе, на уроках.
Общеобразовательная школа получает практику «2-х школ под одной крышей», привлекая внимание
родителей при выборе школы для своего ребенка, что способствует укреплению ее авторитет а. Начиная с
1 класса дети посещают следующие школьные кружки:
« Интеллектуалал Зауралья», здесь постигают азы шахматной игры, «Конструирование» здесь дети
учатся конструировать не только из бумаги и картона, но большую часть мы отводим конструированию из
лего- деталей. Внутри класса мы проводим выставки, а в 2014-2015 уч. году мы организовали выставку,
посвященную 75-летию ВОВ.
« Рисование» дети рисуют рисунки, на конкурсы организованные в школе.
С удовольствием дети посещают библиотечные уроки, которые проводит библиотекарь нашей школы
Коробейникова В. М.
Идея взаимодействия школы с учреждениями социума в воспитании и обучении детей исторически
свойственна и является одной из концептуальных основ функционирования данных учреждений в
различные исторические эпохи.
Взаимодействие с центрами дополнительного образования позволяет как педагогам, так и
воспитанникам и их родителям приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве,
максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и лично. Дети активно посещают
занятия в ДДЮ, ДШИ, ДЮСШ.
5 человек моего класса активно посещают кружки в ДДЮ, 11 - посещают в ДШИ отделение
хореографии, 3 человека- художественное отделение. Все мальчики нашего класса (12) занимаются в
ДЮСШ футболом.
На протяжении последних лет мы активно взаимодействуем с библиотекой . В библиотеке имеется
богатый спектр возможностей для активного участия в процессе воспитания и образования: от
информационной помощи педагогам до проведения разнообразных массовых мероприятий. Главная цель
совместной деятельности заключается в воспитании интереса к чтению, знакомство с художественной
литературой, развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников .
В 2014 – 2015 учебном году были запланированы и проведены мероприятия по следующим
направлениям:
- историко – патриотическое воспитание
- экологическое воспитание
- нравственное воспитание
- работа с художественной литературой.
Одной из главных задач педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья
детей,
поэтому
налажено
тесное
сотрудничество
с медицинским
работником нашей
школы.
Она
посещает классные часы, проводит совместно с учителем уроки здоровья, рассказывает детям о том, как
повысить иммунитет детей, улучшить концентрацию внимания, увеличить работоспособность, а также
какие препараты можно употребить для профилактики гриппа и простуды.
Идеальной образовательной средой для реализации комплекса задач гражданско-патриотического
воспитания школьников является музей. Рассматривая музей в системе социального воспитания, ученые
отмечают, что он располагает богатым социально-воспитательным потенциалом; позволяет осуществлять
организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность; создает
благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания
подрастающего поколения. 1 раз в четверть мы организовываем экскурсии в музей, а иногда работник
музея приходит к нам и проводит беседы в классе.
Наша школа тесно сотрудничает с детскими садами нашего села, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием. Дошкольники посещают школьные классы, библиотеку,
спортивный и актовый залы, столовую, присутствуют на открытых уроках у первоклассников. На неделе
здоровье стало традицией проводить « Веселые старты» , среди выпускников д/с и первоклассниками.
.Наша школа взаимодействуют с пожарной частью села . В целях пожарной безопасности проводим
практические занятия по эвакуации детей из помещения совместно с работниками МЧС, знакомимся с
профессией пожарный, ежегодно ходим на экскурсии в пожарную часть.
Итак, развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов»
в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. Рационально организованное
сотрудничество и взаимодействие коллектива класса и социума способствует созданию организационно-
педагогических условий для разностороннего развития школьников, их самореализации, для
удовлетворения их потребностей и может рассматриваться как условие совершенствования образования в
целом.