Автор: Щербаков Вячеслав Сергеевич
Должность: преподаватель отделения русских народных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснохолмская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Красный Холм, Тверская обл.
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Мы играем на баяне. Происхождение музыкальных инструментов баян и гармонь"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Краснохолмская детская школа искусств»
Открытый урок
по классу баян
Тема:
«Мы играем на баяне.
Происхождение музыкальных инструментов
баян и гармонь»
Вячеслав Сергеевич Щербаков
преподаватель по классу баян
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Краснохолмская детская школа искусств»
Слайд 1.
Тема: «Мы играем на баяне.
Происхождение музыкальных инструментов баян и
гармонь»
Слайд 2.
Цель
урока:
закрепление
игровых
навыков.
Развитие
исполнительского
мастерства
учащихся. Сохранение национальных традиций.
Задачи:
- узнать о происхождении музыкальных инструментов баян и гармонь;
- поддерживать интерес к национальным традициям;
- эстетическое воспитание учащихся;
- развивать творческую активность учащихся.
Слайд 3.
Форма урока: комбинированная.
Вид урока: смешанный (лекция, беседа, концерт).
Оборудование: компьютер,
музыкальные
инструменты
баяны,
гармонь,
балалайка,
контрабас-балалайка.
Ход урока: вопрос-ответ, слушание музыки.
Ребята,
давайте
с
вами
поговорим
о
наиболее
распространенных
стилях
музыкального искусства.
1)Какие самые известные музыкальные стили вы знаете?
2)Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?
3)Вы наверняка знаете как звучит баян, гармонь? А в чем отличие их звучания?
4)Какую музыку можно сыграть на баяне?
Слайд 4.
Для начала, чтобы поднять вам настроение,
я и Илья Хомутов ученик 4 класса сыграем для вас эстрадную пьесу композитора
А.
Аренского «Веселое настроение».
И еще одно произведение, в котором смешаны два жанра эстрадный и народный -
композитора О. Звонарева «Емеля играет» в том же исполнении.
Слайд 5.
Сейчас я вам расскажу немного из истории создания баяна. Баян произошел от
гармоники.
Первая ручная гармоника появилась в XVIII веке, в Германии. Сначала она
была больше похожа на детскую игрушку, чем на музыкальный инструмент - у нее было
всего лишь 5 кнопочек справа и 5 слева. Сыграть на ней можно было только очень простые
мелодии без аккомпанемента. Несмотря на это, гармонь быстро распространилась по всему
миру, попав и на тульскую ярмарку в Россию. Заморская диковинка распространилась по
всей России и превратилась в русский народный инструмент. Причем, в каждой области она
видоизменялась, подстраиваясь под местные напевы. Так появились саратовская, ливенская,
череповецкая, вятская, бологоевская гармошки. Благодаря русским мастерам появился, по
сути
новый
инструмент,
в
котором
от
прежней
гармошки
остался
лишь
принцип
звукоизвлечения. Самая распространенная гармоника изготовлена русскими мастерами в г.
Туле, потом стала называться тульской.
Слайд 6.
Гармонь – не просто ящик музыкальный,
Она – хранительница русской старины,
Народной мудрости источник уникальный,
2
Культурное наследие страны!
Своя, простая, русская, народная,
Гармонь тревожит сердце благородное,
И музыкой волнующей, особенной,
Вновь наши души связывает с Родиной!
Послушайте, как звучит русская гармонь в исполнении В. А. Рыжова.
Слайд 7.
И
вот
в
1878
г.
Замечательный
русский
музыкант Николай
Иванович
Белобородов, вместе с тульскими мастерами, изготовил новую хроматическую гармонику.
В 1905 году знаменитый в то время гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко
обратился
к
петербургскому
мастеру
Стерлигову
с
просьбой
изготовить
концертную
гармонь
новой
конструкции.
Идея
вдохновила
мастера,
и
он
взялся
за
работу.
На
выполнение заказа ушло почти два года, работа была очень трудоемкой. Новый инструмент
обладал
прекрасными
звуковыми
качествами
и
музыкант,
довольный
работой
мастера
назвал инструмент «баяном», от имени древнерусского певца-сказителя Бояна.
Слайд 8.
На
современном
баяне,
помимо
исполнения
эстрадной
музыки,
которую
вы
слышали вначале нашей встречи, можно сыграть обработки различных народных песен и
романсов.
Слайд 9.
1.
Послушайте в исполнении Ивана Семенова, ученика 2 класса, романс «Красный
сарафан» замечательного русского композитора А. Варламова.
2 Трио баянистов в составе, Тимофей Романов ученик 2 класса , Иван Семенов
ученик 2 класса и В. С. Щербаков, исполнят русскую народную песню «На горе-то
калина» в обработке В. С. Щербакова.
3.
В
исполнении
Ильи
Хомутова
и
В.
С.
Щербакова
прозвучат
знаменитые
«Припевки и барыня» в обработке В. С. Щербакова.
4.
Послушайте как звучит баян вместе с нашей русской балалайкой. В исполнении
В. А. Смирнова и В. С. Щербакова прозвучит обработка русской народной песни
«Выйду ль я на реченьку»
Слайд 10.
Начиная с 30-х годов создаются специальные музыкальные фабрики для серийного
изготовления инструментов. Новый этап в развитии баяна наступил в 50-е годы нашего
столетия, когда московские мастера создают
многотембровый, четырехголосный готово-
выборный баян. В 1960 году ведущий конструктор Московской фабрики муз. Инструментов
В. Колчин создает баян «Россия», ставший наиболее распространенным среди баянистов –
исполнителей. Количество рядов на правой клавиатуре 5, количество регистров от 12 до 15.
В 1970 г. На этой же Московской фабрике музыкальных инструментов Ю. Волховичем был
изготовлен 4-х голосный готово-выборный баян «Юпитер». Вот уже на протяжении сорока
лет «Юпитер» - наиболее популярен среди знаменитых исполнителей баянистов, так и
среди учащейся молодежи.
На этом баяне наши музыканты одержали много побед на международных
конкурсах. Этот инструмент приобретают многие зарубежные музыканты. В1974 г. Баян
3
«Юпитер» получил большую золотую медаль и диплом 1-ой степени на Лейпцигской
Ярмарке в Германии.
Как
я
уже
говорил
на
баяне
можно
исполнять
произведения
самых
различных
композиторов, в том числе и зарубежных.
Слайд 11.
1.
В исполнении Романова Тимофея послушайте «Мелодию» немецкого композитора
Д. Тюрка.
2.
Илья
Хомутов
исполнит
произведение
французского
композитора
Ф.
Марсо
«Ностальгия»
Слайд 12.
Почему же баян пользуется поистине всенародной славой?
Главное,
наверное,
в
том
что
баян
обладает
замечательным
голосом,
способным
проникновенно
спеть
задушевную
песню.
Его
глубокий,
густой,
дышащий
звук,
соответствует широте русского характера. Он может передать целую гамму чувств – от
глубокой печали до безудержного веселья.
На сегодняшний день баян – инструмент с очень широкими исполнительскими
возможностями. Ему под силу самые сложные произведения фортепианной, органной и
даже симфонической литературы.
Уникальность
баяна
в
том,
что
это
солирующий
и
аккомпанирующий
инструмент
одновременно. Это «живой» музыкальный инструмент в отличие от других за счет того,
что у него есть мех – душа инструмента.
Знаете ли вы, чтобы создать один баян, необходимо 1000 деталей, а это больше,
чем в автомобиле! В производстве баянов используются пять сортов дерева (липа, бук, ель,
береза, красное дерево) и шпоны древесных пород, Применяются в инструменте детали из
латуни, дюраля, титановых сплавов и пластиков (от обычных до ударопрочных), кожа -
юфтевая и "музыкальная" (особо тонкая). А еще про баян сложено много интересных
загадок. Я вам буду загадывать их, а вы хором мне отвечать:
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь)
4
Инструмент у музыканта –
Он у нас не без таланта!
Как на кнопки нажимает,
Громко музыка играет.
Кажется: звучит орган,
Хоть в руках простой – ... .
( Баян)
Слайд 13.
В исполнении ансамбля баянистов «Спас-на-Холму» прозвучат произведения:
«Прелюдия» Е. Дербенко в обработке В. С. Щербакова
«Частушка» в обработке В.С.Щербакова
Слайд 14.
Помимо обычного баяна современными мастерами создан электронный баян-синтезатор
– это современный универсальный инструмент, который исполняет роль своеобразного
мини-оркестра.
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на
академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов)
под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют
выступления
П.
Дранга,
дуэта
«Баян
– mix»
и т. д. Это послужило популяризации
инструментов.
Исполнение
под
фонограмму
звучит
ярче,
сочнее.
Любая
пьеса
превращается в яркий концертный номер, исполнив ее на инструменте в сопровождении
собственного эстрадного оркестра. В наше современное время с экранов телевизоров мы
слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это
знакомо и легче воспринимается.
Слайд 15.
Пьеса композитора Г.Беляева танец-шутка «Мумба-юмба» и «Румба» неизвестного
композитора прозвучат в исполнении дуэта баянистов Ильи Хомутова и В. С. Щербакова
в сопровождении виртуального оркестра.
В заключении хочу сказать, что игра на баяне доставляет огромное удовольствие
исполнителю, возможности баяна безграничны, репертуар от простых застольных песен до
сложных
полифонических
и
оркестровых
произведений
даёт
возможность
полностью
раскрыть себя как музыканта и творческой личности. Учитесь красиво играть на русском
баяне - это по- настоящему интересно.
Урок подошел к концу. Поставленные задачи и цели урока выполнены.
Домашнее задание.
5
Порядок концертных выступлений на открытом
уроке «Мы играем на баяне»
1 БЛОК
1. «Веселое настроение».
2. «Емеля играет».
2 БЛОК
Игра на гармони (В. А. Рыжов).
3 БЛОК
1. «Красный сарафан».
2. «На горе-то калина».
3. «Припевки и барыня».
4. «Выйду ль я на реченьку» ( балалайка).
4 БЛОК
1. «Мелодия».
2. «Ностальгия».
5 БЛОК
1. «Прелюдия».
2. «Частушка».
6 БЛОК
1. «Мумба-юмба».
2. «Румба».
6