Напоминание

Предметная аппликация "Ветка рябины"


Автор: Демихова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Протвино Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Предметная аппликация "Ветка рябины"
Раздел: начальное образование





Назад




УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 3 КЛАССЕ

Тема урока: Предметная аппликация «Ветка рябины»

Цели и задачи урока: 1.Обогатить кругозор детей об истоках русской

народной культуры.

2.Показать роль аппликации из соломки как декора на

предметах бытовых и сувенирах.

3.Способствовать развитию познавательного

интереса, художественно-творческих способностей и эстетического вкуса у

учащихся.

Материалы: картина Шишкина «Рожь»; презентация «Использование

соломы на Руси»; муз. сопровождение: Чайковский «Времена года»; колоски

ржи, пшеницы, овса, показанные через документ-камеру; изделия из соломки;

соломка; кружочки из сухой апельсиновой кожуры (по 9 штук на каждого);

бархатная бумага темного цвета, клей, тонкая бумага; букет рябины.

ХОД УРОКА

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем делать аппликацию из природного

материала. А что вы понимаете под названием природный материал? (то, что

создано самой природой) И сейчас мы поговорим вот о чем.

Каждому, наверно, доводилось видеть, как из года в год ранней весной

появляются нежно-зеленые всходы ржи, пшеницы.

Перед вами знаменитая картина Шишкина «Рожь». Жаркое лето в разгаре.

Высоко в небе щебечет жаворонок. Спеет золотая рожь. Налетел ветерок, и

заволновалось, заколыхалось поле под его дуновением. Зашелестели тяжелые

колосья, сгибаясь к самой земле. Кажется, вот-вот переломятся. Но крепкий и

упругий стебель ржи крепко стоит среди сотен тысяч братьев своих, держа на

тоненьких ножках прочный венец-колос.

Ребята, а какие злаковые культуры вы знаете? (показ колосков злаковых

культур: ржи, пшеницы, овса через документ-камеру)

Вернемся к картине: рожь на картине поспела и готова к уборке. Пройдет

еще немного времени, скосят рожь, уберут зерно. Грустно станет на поле,

останутся только коротенькие, торчащие стебельки соломы. Но и солому люди

умело использовали для жизни.

А сейчас ребята расскажут вам, как использовали солому в далеком прошлом.

(Показ презентации)

1 ученик: Как у всех земледельческих народов у славян солома была важным в

крестьянском деле материалом: соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров

(слайд 1).

2 ученик: Ею подкармливали скот (слайд 2).

3 ученик: Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной

встречали, а летом провожали Ярило – солнце. Их носили с песнями по

селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке (слайд 3).

Сжигание чучела на таком народном празднике как «Проводы русской зимы»

дошло и до наших дней и является самым увлекательным зрелищем, которого

так все ждут. А кто из вас видел, как сжигают чучело? (слайд 4)

Остальные языческие обряды давно забыты, а вот древнее соломенное ремесло

возрождается как вид народного декоративно - прикладного искусства.

Ребята, а как вы понимаете это название? (декоративно - от слова декорация-

украшение, прикладное – применяемое на практике; художественное

изготовление бытовых предметов для украшения)

Исстари применяет народ растения для изготовления легких и прочных вещей.

Чего только не делают из соломы люди: шляпы, корзины, сумки, коврики,

мебель (показ изделий слайд 5).

Соломка- любимый природный материал для народных умельцев Украины,

Белоруссии, России. Работать с соломкой может научиться каждый, если есть

желание и терпение.

Сегодня на уроке вы будете выполнять предметную аппликацию: «Ветка

рябины» ( на столе большой рябиновый букет).

Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

И в темноте дрожащий свет не переест

Струиться от ее плодов, мерцать тревожно

О, как хотелось и для слов того же!

Пусть слово излучает свет, во тьму не канет.

Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

( Учитель обращает внимание детей на форму, цвет листьев и ягод.) Сообщает,

что на Руси существовало поверье: рябина, посаженная перед входом в дом,

оберегает его от недобрых людей. Рябиной украшали зимние окна в

деревенских домах: клали ветки между рамами до весны. А еще про рябину

пели песни: (физ. минутка) Поют сначала мальчики, затем девочки:

Ты, рябинушка,

раскудрявая,

ты когда взошла,

когда выросла?

Я весной взошла,

летом выросла,

по зорям цвела,

солнцем вызрела.

А сейчас мы приступим к работе. Рассмотрим последовательность

выполнения аппликации. ( У каждого ученика план работы)

Обсуждение плана работы, выполнение аппликации.

Демонстрация работ в рамочке. Организация выставки.Выставление оценок.

Помощь соседу.

Использованная литература: Т. М. Геронимус: «150 уроков труда в 1-4 классах,

Н. М. Башарина: «Аппликация из соломки», Толковый словарь Ожегова.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники