Автор: Демихова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Протвино Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Предметная аппликация "Ветка рябины"
Раздел: начальное образование
УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 3 КЛАССЕ
Тема урока: Предметная аппликация «Ветка рябины»
Цели и задачи урока: 1.Обогатить кругозор детей об истоках русской
народной культуры.
2.Показать роль аппликации из соломки как декора на
предметах бытовых и сувенирах.
3.Способствовать развитию познавательного
интереса, художественно-творческих способностей и эстетического вкуса у
учащихся.
Материалы: картина Шишкина «Рожь»; презентация «Использование
соломы на Руси»; муз. сопровождение: Чайковский «Времена года»; колоски
ржи, пшеницы, овса, показанные через документ-камеру; изделия из соломки;
соломка; кружочки из сухой апельсиновой кожуры (по 9 штук на каждого);
бархатная бумага темного цвета, клей, тонкая бумага; букет рябины.
ХОД УРОКА
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем делать аппликацию из природного
материала. А что вы понимаете под названием природный материал? (то, что
создано самой природой) И сейчас мы поговорим вот о чем.
Каждому, наверно, доводилось видеть, как из года в год ранней весной
появляются нежно-зеленые всходы ржи, пшеницы.
Перед вами знаменитая картина Шишкина «Рожь». Жаркое лето в разгаре.
Высоко в небе щебечет жаворонок. Спеет золотая рожь. Налетел ветерок, и
заволновалось, заколыхалось поле под его дуновением. Зашелестели тяжелые
колосья, сгибаясь к самой земле. Кажется, вот-вот переломятся. Но крепкий и
упругий стебель ржи крепко стоит среди сотен тысяч братьев своих, держа на
тоненьких ножках прочный венец-колос.
Ребята, а какие злаковые культуры вы знаете? (показ колосков злаковых
культур: ржи, пшеницы, овса через документ-камеру)
Вернемся к картине: рожь на картине поспела и готова к уборке. Пройдет
еще немного времени, скосят рожь, уберут зерно. Грустно станет на поле,
останутся только коротенькие, торчащие стебельки соломы. Но и солому люди
умело использовали для жизни.
А сейчас ребята расскажут вам, как использовали солому в далеком прошлом.
(Показ презентации)
1 ученик: Как у всех земледельческих народов у славян солома была важным в
крестьянском деле материалом: соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров
(слайд 1).
2 ученик: Ею подкармливали скот (слайд 2).
3 ученик: Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной
встречали, а летом провожали Ярило – солнце. Их носили с песнями по
селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке (слайд 3).
Сжигание чучела на таком народном празднике как «Проводы русской зимы»
дошло и до наших дней и является самым увлекательным зрелищем, которого
так все ждут. А кто из вас видел, как сжигают чучело? (слайд 4)
Остальные языческие обряды давно забыты, а вот древнее соломенное ремесло
возрождается как вид народного декоративно - прикладного искусства.
Ребята, а как вы понимаете это название? (декоративно - от слова декорация-
украшение, прикладное – применяемое на практике; художественное
изготовление бытовых предметов для украшения)
Исстари применяет народ растения для изготовления легких и прочных вещей.
Чего только не делают из соломы люди: шляпы, корзины, сумки, коврики,
мебель (показ изделий слайд 5).
Соломка- любимый природный материал для народных умельцев Украины,
Белоруссии, России. Работать с соломкой может научиться каждый, если есть
желание и терпение.
Сегодня на уроке вы будете выполнять предметную аппликацию: «Ветка
рябины» ( на столе большой рябиновый букет).
Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
И в темноте дрожащий свет не переест
Струиться от ее плодов, мерцать тревожно
О, как хотелось и для слов того же!
Пусть слово излучает свет, во тьму не канет.
Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
( Учитель обращает внимание детей на форму, цвет листьев и ягод.) Сообщает,
что на Руси существовало поверье: рябина, посаженная перед входом в дом,
оберегает его от недобрых людей. Рябиной украшали зимние окна в
деревенских домах: клали ветки между рамами до весны. А еще про рябину
пели песни: (физ. минутка) Поют сначала мальчики, затем девочки:
Ты, рябинушка,
раскудрявая,
ты когда взошла,
когда выросла?
Я весной взошла,
летом выросла,
по зорям цвела,
солнцем вызрела.
А сейчас мы приступим к работе. Рассмотрим последовательность
выполнения аппликации. ( У каждого ученика план работы)
Обсуждение плана работы, выполнение аппликации.
Демонстрация работ в рамочке. Организация выставки.Выставление оценок.
Помощь соседу.
Использованная литература: Т. М. Геронимус: «150 уроков труда в 1-4 классах,
Н. М. Башарина: «Аппликация из соломки», Толковый словарь Ожегова.