Автор: Попова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 22
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: план-конспект урока 3 класс "Гармония"
Тема: Знакомство с понятием "неопределённая форма глагола"
Раздел: начальное образование
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе
Дата проведения: 20.11.14. для учителей слушателей курсов ЗАБКИПКРО
Учитель: Попова Елена Владимировна
Место работы: г. Чита МБОУ СОШ № 22
УМК: «Гармония»
Тема: Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами.
Цель: формирование способов действия для нахождения неопределённой формы глагола и образования формы иного
времени от заданной неопределённой.
Задачи: сформировать умение находить неопределённую форму глагола и образовывать от заданной неопределённой
формы другую форму того же глагола; формировать умение преобразовывать формы глагола с помощью памятки;
развитие навыков самоконтроля и самооценивания; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных ситуациях
Место урока: первый урок в теме «Поговорим о начальной форме глагола»
Планируемые результаты:
Предметные
- находить глагол среди других частей речи и неопределённую форму глагола;
- образовывать от заданной неопределённой формы другую форму того же глагола
Метапредметные
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение работать самостоятельно и в парах, оценивать свои умения;
- приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
Личностные
- развивать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- способность оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Самоопределение
в учебной
деятельности.
- Начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли готово
к уроку.
Окружают нас тайны,
Их трудно открыть.
И ответ нам не просто даётся.
Рассуждать и секрет открывать,
И задачи решать
Нам с тобою сегодня придётся.
Самоконтроль готовности к уроку.
Воспринимают стихотворение на слух.
II. Актуализация
знаний.
1.- Какие слова, прозвучавшие в стихотворении
определяют как мы работаем на уроках? (рассуждаем,
решаем, открываем секреты)
2. – С какой часть речи мы продолжаем знакомиться?
(глагол)
- Что нам нужно для того, чтобы начать работу? (слова,
глаголы)
- Запишите глаголы из стихотворения(упр.261): бежишь
бежать
- Что вы умеете определять у глаголов? (время, лицо,
Вспоминают стихотворение,
высказываются.
Называют часть речи
Высказывают свои мнения.
Воспринимают стихотворение на слух,
находят глаголы.
Определяют время, лицо, число
число, род). Определите
III. Выявление
причин затруднений
и постановка цели
деятельности.
1. – Почему не можете определить у глагола бежать?
- А что знаете о нём? (начальная форма)
2. - Назовите тему урока.
- Зачем будем говорить о начальной форме? (узнать о
нач. ф., почему не можем определить)
Определяют причину затруднения,
вспоминают и называют форму
глагола.
Формулируют тему урока
Фиксируют вопрос. Высказывают свои
предположения.
IV. Построение
проекта выхода из
затруднения
- Составим план наших действий на урок.
Строят план действий и определяют
средства
V. Реализация
построенного
проекта.
1.- Как мы узнаём глаголы начальной формы? (по
вопросам)
- Как определяем время, (лицо, число, род). Определите
(не могут определить) у глаголов: плакать, ехать, увидеть.
(Д)
- Что это за форма такая, что ничего не определяется?
Попробуйте дать ей название.
2. - Понаблюдайте, на что оканчиваются глаголы
начальной формы. Назовите примету начальной формы.
3. - Сделайте вывод о том, что узнали.
- Проверим себя по учебнику с.101 упр.262
Вспоминают и называют вопросы
начальной формы глагола.
Наблюдают невозможность
определить
Высказывают свои предположения
Наблюдают и делают вывод
Проговаривают новое знание
Сверяют свои выводы с учебником и
фиксируют в виде опорного сигнала.
VI. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи.
- Подчеркните глаголы, которые стоят в неопределённой
форме и примету, по которой вы быстро их узнаете. Упр.
263(1-ый отрывок)
-Как отличали глаголы неопределённой формы?
- Сверьте свою работу с соседом и отметь знаком +
Самостоятельно находят и
подчёркивают
Проговаривают во внешней речи
Физкультминутка
VII.Самостоятельна
я работа с
самопроверкой по
эталону.
1.- Работаем в парах по образцу упр.264
2.- В какой форме даны глаголы?
- Какую форму надо образовать?
-Как вы это сделаете?
3.- Проверим и отметим знаком + в каждой строке
правильность выполнения задания.
1 ученик читает вслух, другие
слушают
Уточняют план действий, преобразуют
в другую форму
Слушают и проверяют работу в паре
VIII.Включение в
систему знаний и
повторение.
Упр.265 устно: как образовали из неопр. ф. форму прош.
времени
Используют схему-план учебника
IX. Рефлексия
учебной
деятельности.
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
-Что новое узнали на уроке?
- Выберете ступеньку успеха, на которой находитесь
сейчас:
1-есть затруднения в работе
2- не всё получилось, но могу работать лучше
3 – всё получилось, доволен своей работой
Самооценка результатов деятельности