Автор: Погодаева Эльвира Витальевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №77 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: конспект урока Тема: Основа слова. Разбор слова по составу. Раздел: начальное образование
Тема урока: «Основа слова. Разбор слова по составу»
(УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)
Тип урока
:
Изучение нового материала.
Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу
Задачи урока:
развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень,
приставку, суффикс;
развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;
развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
Планируемые результаты:
Предметные : 1) выделять основу слова;
2) наблюдать за способами образования однокоренных слов.
Метапредметные:1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя. 2) оценивать результат.
Личностные: 1) проявлять интерес к русскому языку.
Ресурсы урока : учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационны
й
момент
Учитель приветствует детей,
мотивирует на учебную
деятельность.
Учащиеся настраиваются на урок.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками; личностные:
наличие мотивации к труду,
работе на результат
2. Актуализация
1. Минутка чистописания:
Коммуникативные:
опорных знаний и
умений
Проверьте правильное положение
тетради, правильная осанка тоже
важна.
На доске записаны буквосочетания.
Аккуратно пропишите их и
подумайте, какое слово спряталось
в каждом из них?
прствк
прдлг
сффкс
крнь
2.Словарная работа
прствк приставка
прдлг предлог
сффкс суффикс
крнь корень
3. - Какое слово лишнее? Почему?
- Обоснуйте свой выбор. Какого
слова не хватает
Да, окончание. Запишите
- Покажите схематически знакомые
вам значимые части слова.
б) Посмотрите на схему:
приставка корень суффикс
окончание
Ребята прописывают буквосочетания.
Читают буквосочетания.
Ученики выходят к доске и записывают
слова, выделяя орфограммы.
- Лишнее – предлог, так как предлог
часть речи, а всё остальное части слова.
- Окончание.
-Ученик выходит к доске и чертит
графическую схему.
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками; регулятивные:
ко н т р о л и р о в ат ь
п р о ц е с с
результаты своей деятельности;
познавательные:
строить рассуждения,
устанавливать причинно-
следственные связи;
личностные: развитие
самостоятельности
3.
Постановка
учебной проблемы
Предлагает открыть учебник на
странице 73, рассмотреть схему.
- Со всеми ли частями слова мы
познакомились?
Рассматривают схему на с.73, находят
часть слова, с которой не знакомились.
- Основа
Регулятивные:
о с у щ е с т в л я т ь
а н а л и з
с
выделением
суще ственных
п р и з н а к о в ,
д е л а т ь
- Назовите часть слова, с которой
мы еще не знакомы.
- Предлагаю сформулировать тему
урока.
-Тема нашего урока «Основа слова»
с а м о с т оя т е л ь н о
п р о с т ы е
выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной
форме для решения
коммуникативных задач;
познавательные:
строить рассуждения,
устанавливать причинно-
следственные связи ;
личностные: развитие
самостоятельности
4.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности
5. Открытие нового
знания
1. Можно ли глядя на данную схему
предположить, что является
основой слова?
2. - Какую задачу мы ставим себе на
данный урок? Можно ли на своих
догадках строить правило?
3. Работа с информацией.
- Давайте проверим свои
предположения по учебнику.
Прочитайте правило на с.95.
4. Посмотрим видеосюжет на эту
тему
(электронное приложение к
учебнику)
- Что вы ещё узнали из правила, о
чём мы не говорили?
Дети высказывают свои предположения
и приходят к выводу:
-Основа – это составная часть слова, в
которую входит корень, приставка,
суффикс.
-Научиться выделять основу слова
-Нет. Правило необходимо прочитать в
учебнике.
Дети смотрят видеосюжет, сверяют его
с правилом в учебнике и добавляют:
- В основе слова заключено его
лексическое значение.
Ребята работают в группе. Алгоритм
1.Выделяем окончание слова.
2.Оставшаяся часть слова и будет
являться основой. Выделяем скобкой
под словом.
Регулятивные:
о с у щ е с т в л я т ь
а н а л и з
с
выделением
суще ственных
п р и з н а к о в ,
д е л а т ь
с а м о с т оя т е л ь н о
в ы в о д ы ;
познавательные:
строить рассуждения,
устанавливать причинно-
следственные связи
5.-Поразмышляйте, как выделить
основу слова?
Составляем алгоритм.
Работа в группе.
6. - Проверка. Какой алгоритм
получился? Все ли согласны?
Оцените свою работу смаликами.
. - работа без замечаний
- в работе 1-2 ошибки
- в работе более 2-х ошибок
Дети сверяют свою работу с образцом и
оценивают смайликами.
6.
Первичная
проверка понимания
.
1. Работа в парах. Предлагаю
применить это знание, научиться
выделять основу слова.
Определите и выделить основу
слова в словах:
1 в. Пушистые, снежинки.
2в. Маленькая, девочка.
2.- Ребята, всё верно было сделано?
Оцените свою работу смаликами.
- Поднимите руку те, кто свою
работу оценил самым улыбчивым
смайликом?
Дети выполняют работу в парах. Затем
выходят и защищают свой мини-проект.
Дети проверяют и оценивают свою
работу и работу выступающих.
Дети, кто выполнил работу без ошибок,
поднимают руки.
Читают задание, комментируют способ
выполнения.
Называют признаки текста.
Коммуникативные:
п л а н и р о в а н и е
у ч е б н о г о
с о т р у д н и ч е с т в а
с о
сверстниками; Регулятивные:
о с у щ е с т в л я т ь
а н а л и з
с
выделением
суще ственных
п р и з н а к о в ,
д е л а т ь
с а м о с т оя т е л ь н о
п р о с т ы е
выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной
форме для решения
коммуникативных задач;
познавательные:
строить рассуждения,
6. Применение
новых знаний
3.-Найдите упражнение №179 на
стр. 95
Читаем задание к упражнению.
4.-То, что вы прочитали, это текст?
-Назовите признаки текста.
- Как текст можно озаглавить? В
заголовке отражена тема?
- Что нового узнали из текста?
- Прочитайте предложение, где
говорится об этом.
- Ребята, как вы думаете? Можно ли
ради забавы пугать животное?
5. Индивидуальная работа.
-Назовите формы слова ящерица?
- В тексте 2 и более предложения
- Предложения связаны между собой по
смыслу
- Текст можно озаглавить
- В тексте предложения объединены
общей темой и в нём есть главная
мысль.
- Ящерица
- Да, в заголовке отражена тема текста.
- Узнали о том, что при любой
опасности ящерица отбрасывает свой
хвост и убегает.
- Нет! Этого делать не нужно. Так как
оно может даже погибнуть.
Ящерица, ящерицу, ящерицей
Взаимопроверка.
Поднимают руки те, кто правильно
выполнил задание.
Дети в парах обсуждают, а затем делают
вывод:
- Основы в родственных словах разные,
а в формах слова одинаковые.
устанавливать причинно-
следственные связи;
личностные: развитие
самостоятельности
7. Динамическая
пауза
Самостоятельная работа.
- Выпишите родственные слова в
один столбик, а формы слова в
другой. Выделите в них основу
слов.
- Взаимопроверка по образцу.
Оцените работу соседа смайликами.
Кто заработал самый улыбчивый
смайлик?
- Обратите внимание на основы
слов. Что вы заметили? Обсудите в
парах?
8.
Открытие нового
знания
9. Применение
новых знаний
Страничка для любознательных.
стр. 96.
- Прочитайте.
- Для чего нужен этот словарь?
- Что нового вы узнали из словаря?
1.- У нас есть такой словарь,
давайте в него заглянем и выпишем
любое слово.
- Обратите внимание, каким
образом оно записано. Что
обозначают эти чёрточки?
Дети читают о словообразовательном
словаре.
- Он нужен для того, чтобы в случае
затруднения правильно разобрать слово
по составу или проверить себя.
Ребёнок выходит к доске и выписывает
из словаря слово. Все записывают в
своих тетрадях.
Например: хлеб/н/ый
Это части слова.
хлеб - – корень,
-н- – суффикс,
-ый - окончание.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем;
Регулятивные:
контролировать
процесс
и
результаты
своей
деятельности;
о с у щ е с т в л я т ь
а н а л и з
с
выделением
суще ственных
п р и з н а к о в ,
д е л а т ь
с а м о с т оя т е л ь н о
п р о с т ы е
выводы; познавательные:
строить рассуждения,
устанавливать причинно-
Применение новых
знаний
2. - Если нет дома такого словаря,
как поступим?
- Давайте прямо сейчас это сделаем.
- Ребята, что мы видим? Вас ничего
не удивило? Что за морфемный
словарь? Какой вывод можно
сделать?
- В каких случаях вы будете к нему
обращаться?
3. Составление памятки разбора
слова по составу.
- Какой первый шаг надо сделать в
разборе слова по составу?
4. Но теперь мы с вами
познакомились с основой слова. Как
теперь будет выглядеть наш
алгоритм? Обсудите в группах?
- Воспользуемся интернетом.
Двое детей подходят к компьютеру,
выходят в интеренет, включают
проектор. Все дети видят на экране
действия детей. Набирают в поисковике
«словообразовательный словарь».
Выпадает вкладка Морфемный словарь.
– это и есть словообразовательный
словарь. Это одно и тоже. Значит
морфемы – это части слова
- Чтобы себя проверить.
Дети выходят к доске и вывешивают
таблички с морфемами в порядке
разбора слова по составу.
1.выделить окончание
2. корень
3. приставка (если есть)
4. суффикс (если есть)
Ребята обсуждают в группах. Вывод:
Алгоритм выглядит так: 1.выделить
окончание
2. основа слова
3. корень
4. приставка
5 суффикс
следственные связи;
личностные: развитие
самостоятельности и личной
ответственности;
5. Сверим с памяткой. Стр.146
6. Упр. 181 разобрать слова по
составу:
1 ур. 5 слов
2 ур. 4 слова
3 ур. 2 слова
7. Открываю образец, предлагаю
проверить себя. Оценить
смайликами.
-Кто из вас выполнил задание
правильно? Молодцы! Кому нужна
помощь?
8. Предлагаю ознакомиться с
упр.123 в рабочей тетради для
выполнения задания дома.
- Что не понятно, спросите.
Резервное задание.
Интерактивная игра разбора слов по
составу. «Подбери к данной схеме
слово»
Дети открывают памятку и сверяют.
Ребята выбирают уровень сложности и
самостоятельно выполняют работу.
Самопроверка по образцу.
Оценка своей работы.
7.Рефлексия
деятельности. Тест.
Итог урока.
- С какой частью слова
познакомились на уроке?
- Что такое основа слова?
- Как её правильно выделить в
слове?
Кто испытал затруднение?
- Я предлагаю выполнить тест, мне
-Мы узнали, что называется основой
слова, и научились ее выделять в
словах.
Самооценка на полях тетради при
помощи цвета.
Регулятивные:
контролировать
процесс
и
результаты своей деятельности;
делать самостоятельно выводы;
познавательные:
строить рассуждения,
устанавливать причинно-
хочется узнать, как вы поняли
новую тему. Все получат оценки!
следственные связи;
личностные: развитие
самостоятельности и личной
ответственности.
Тест: «Основа слова» _______________________________________________________
1. В основу слова входит….
1) приставка, корень
2) корень, суффикс
3) приставка, корень, суффикс
2. Найди и обозначь основу слова:
ШКОЛЬНАЯ, СИЛА.
3. Определи порядок разбора слова по составу
Основа
Корень
Приставка
Окончание
Суффикс
4. Разбери слово по составу: ПОДГОРНАЯ.
Порядок выделения основы
слова
1.
Выделить окончание слова.
счастливый
2. Выделить основу слова.
счастливый