Автор: Канева Людмила Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Томская СОШ"
Населённый пункт: п. Том, Ижемский район, Республика Коми
Наименование материала: конспект урока по ИЗО для 3 класса
Тема: "Ажурные ограды"
Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока по изобразительному искусству,
проведенный в 3 классе МБОУ "Томская СОШ" учителем
начальных классов Каневой Людмилой Дмитриевной.
Тема: "Ажурные ограды".
Технология - долгосрочная проектная работа.
Цель: Формирование представления об ажурных оградах.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого
мышления.
- Способность эстетически воспринимать красоту памятников
архитектуры, узнавать их и описывать.
- Формирование уважения к прошлому России, воспитанию
патриотизма и знаний о памятниках архитектуры - хранителей памяти.
Предметные:
- Знакомство с понятием "Ограда" и "Ажурность".
- Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.
- Понимание роли природных аналогов (снежинки, паутинки, крылья
стрекоз и птиц) в создании узорочья оград.
- Создание эскиза ажурной ограды, овладение навыками аппликации и
моделировании из бумаги.
- Использование ажурной ограды в композиции с изображением
церквей.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- Овладение навыками парной работы и умения сотрудничества в
процессе совместной творческой работы под руководством учителя.
Регулятивные УУД:
- Умение организовать рабочее место.
- Умение ориентироваться в учебнике.
Познавательные УУД:
-Развитие воображения при создании узорочья оград, творческого
мышления и внимания.
-Осознанное стремление к освоению новых знаний и творческих
результатов
Оборудование:
1.Презентация «Ажурные ограды»№ 1 и № 2.
2. Слайды «Ажурные ограды».
Материалы и инструменты:
-Клей, ножницы, карандаш, полоска цветной бумаги.
Подготовительная работа обучающихся под руководством учителя:
1.Поиск информации в сети Интернет.
2.Подготовка сообщений на кружке «Хочу всё знать»:
«Кижский погост», «Исаакиевский собор», «МГУ», «Храм Василия
Блаженного».
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности.
Начинаем урок ИЗО. Мы – художники. Художник украшает мир: дома,
улицы, одежду – всё, что делает человек. И нам помогают три брата –
Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения.
Улыбнёмся друг – другу и начнём урок.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
(сопровождается показом слайдов)
-Мы с вами прошли тему «Памятники архитектуры». О каких
памятниках архитектуры мы уже узнали информацию? (Кижский
погост в Карелии , Исаакиевский собор в Санкт – Петербурге и МГУ в
Москве).
-Договоримся о критериях оценивания. На этом этапе урока за полные,
чёткие и правильные ответы каждый может заработать от1 до 3 баллов.
-Что запомнили об острове Кижи? ( Музей из деревянных построек. В
Кижах по одной из легенд церковь Преображения Господня построена
одним топором без гвоздей плотником Нестором).
-А кем построен Исаакиевский собор?( По проекту архитектора Огюста
Монферрана при императоре Николае 1 руками крепостных).
-Это последний храм в России, построенный крепостными.
-Опишите внешний вид храма (Храм пятиглавый. В центре большой
купол, на вершине фонарик с крестом, в башне два ряда окон,
колоколен 4, на куполах кресты. Здание украшают 112 гранитных
колонн разных размеров. С 1990 года в храме проводятся службы. На 9
день после авиакатастрофы самолёта, летевшего из Египта в Санкт –
Петербург, в соборе звонили колокола и прошла служба в память
погибших)
-Что такое МГУ? (Московский государственный университет имени
Ломоносова).
-В каком году он открыт? (1 сентября 1953 года).
-Сколько этажей в главном корпусе? (36 этажей).
-Чем заканчивается шпиль? (Звездой весом 12 тонн).
-Кто строил университет?( 14 тысяч 290 заключённых).
-А в репортажах с ударной стройки сообщалось, что здание строят 3000
комсомольцев – стахановцев.
-Что ещё интересного узнали? (Летом 1952 года один заключённый
соорудил из фанеры дельтаплан и совершил полёт с 25 этажа
строящегося здания)
-Оцените каждый свою работу по первой части урока (пишут на
листочке).
-Мы на уроках не только знакомились с информацией, но и выполняли
практическую часть. Что именно? (Выполнили аппликацию церквей –
работа парами и из бросового материала построили 2 башенки –
индивидуальная работа).
-Как вы думаете, чего не хватает в этих работах? (Завершённости. Стен
или заборов, оград).
-Может, догадались, какая сегодня тема урока?
3.Постановка темы и цели урока.
-Посмотрите и прочитайте, что написано на экране? (Ажурные ограды).
-Это наша тема урока.
- Вы знаете, что такое ажурная ограда? (Нет).
-Какую цель поставим? (Узнать, что такое ажурная ограда)
4.Открытие нового знания. Знакомство с презентацией «Ажурные
ограды» №1.
Посмотрите презентацию.
-Из каких материалов можно выполнить ажурность? ( Металл, дерево
и нитки).
- Но у нас нет таких материалов. Из чего мы будем делать ограду? ( Из
бумаги)
-Озвучьте задачу урока (Из цветной бумаги вырезать ограду и
приклеить между зданиями).
-За выполнение ажурной ограды вы так же можете получить от 1 до 3
баллов.
-Какие материалы и инструменты необходимы для работы? (ножницы,
полоски цветной бумаги, карандаш, клей).
5.Самостоятельная практическая работа.
-Первая часть работы – парная. Вы завершите аппликацию «Церкви».
Сколько оград необходимо вырезать? (Две)
-Откройте учебники на с.59 и расскажите, как выполнить ажурную
ограду?
(Полоску цветной бумаги сложим гармошкой и нарисуем узор.
Вырежем. Расправим. По краям нанесём клей и приклеим.)
-Оцените работу за аккуратное завершение аппликации «Церковь»от 1
до 3 баллов (пишут на листке баллы).
-Посчитайте общее количество баллов.(8 -9 баллов –отметка «5»,
6 – 7 баллов – отметка «4»,
4 – 5 баллов – отметка «3».
Выставка творческих работ.
6.Включение в систему знаний и повторение. Презентация
«Ажурные ограды» №2. Домашнее задание.
-Что такое ограда? (Ограждение, забор, решётка).
-Что такое ажурность? (Сквозное украшение)
-Посмотрим презентацию, как человек в создании узоров оград
использует роль природных аналогов (просмотр презентации).
-Каким образом природа подсказала художнику, чтобы сделать прочные
и изящные конструкции оград? (Паутинки, крылья стрекозы, бабочки,
птиц).
-Вторая часть работы – индивидуальная. Вы её выполните дома. Точно
так же из полоски бумаги создайте две ограды для башен. Узор – ажур
– придумайте сами. Работу принесёте на следующий урок и мы сделаем
групповую работу - проектный ансамбль «Старинный город».
Физминутка.
7.Дополнительная информация (с показом слайдов).
-Сегодня ребята познакомят нас ещё с одним памятником архитектуры
– храмом Василия Блаженного (Катя и Дима). Катя расскажет о храме, а
Дима задаст вопросы по содержанию, поэтому слушайте внимательно.
Вопросы:
1.Почему называется собор Покрова Божией Матери на Рву? (В 16 веке
рядом проходил ров вдоль всей стены Кремля).
2.Кто такой Василий Блаженный? (Ясновидец. При Иване Грозном был
погребён у стен церкви).
3.Сколько куполов имеет храм?(9 с разными рисунками).
4. Что в центре? (высокий шатёр).
5.Высота храма? (65 метров. Для сравнения – высота МГУ – 240
метров).
8.Итоги урока. Рефлексия.
-Наш урок заканчивается. Но тему мы продолжим на следующих
уроках.
Поставьте плюсы, если согласны с предложениями:
1.Я знаю, что такое «ограда» и «ажурность».
2.Я знаю, что в создании узоров оград используется роль природных
аналогов (снежинок, паутин, крыльев бабочек, стрекоз и птиц).
3.Я могу узнать некоторые памятники архитектуры и рассказать о них.
4.У меня получился эскиз ажурной решётки.
5.Мне понравилось работать в паре.
6.Я хорошо отвечал на вопросы.
-На следующий урок принесёте выполненные дома ажурные ограды,
чтобы завершить проектный ансамбль «Старинный город».
-Для чего мы узнаём информацию о памятниках архитектуры? (Это
хранители памяти, культуры и истории русского народа. Чем больше
знаем, тем больше будем любить нашу страну, Россию).
-Что понравилось на уроке?
-Где возникли трудности? Какие? Почему?
9.Завершение урока.