Автор: Журавлева Галина Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №2
Населённый пункт: город Южно-Сахалинск Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока в 3 классе по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Перспектива")
Раздел: начальное образование
1
Урок окружающего мира в 3 классе (УМК «Перспектива)
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными
признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
•
сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
•
познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
•
умение различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
•
умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
•
умение составлять план работы;
•
умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
•
адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
•
умение принимать и сохранять учебную задачу;
•
умение работать с информацией в малых группах;
•
умение строить понятные для партнёра высказывания;
•
умение задавать вопросы;
•
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Ход урока. Слайд 1
1.
Введение в тему.
Отгадайте загадку:
Дышит, растёт,
А ходить не может.
Слайд 2 (звучит музыка и идёт показ растений)
- Сформулируйте тему урока.
2. Сообщение темы и цели урока.
1) Беседа
- Вспомните, что мы знаем о растениях?
(живой организм, т. к. дышит, растёт, питается, плодоносит, умирает)
- Мир растений очень многообразен, но многие из них похожи своим строением.
- Какие части растения вы знаете? Слайд 3
- На какие группы делится царство растений? Слайд 4
- Что такое группа растений?
- По каким признакам учёные разделили растения на группы? Слайд 5
- Значит, чтобы нам ответить на этот вопрос нужно изучить признаки каждой группы
растений.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока
Цель урока – познакомиться с группами растений и их признаками
- Сегодня на уроке вы самостоятельно будете добывать знания, используя материал
учебника, гербарий, дополнительную литературу (атлас определитель «От земли до
неба», «Зелёными тропинками»).
2
3. Работа по теме урока.
А) Поиск информации
Каждой группе необходимо ответить на вопросы: «Верите ли вы?»
У каждой группы есть карточка и лист с вопросами. Необходимо:
а) найти вопросы соответствующие теме карточки, обвести их в кружок.
б) открыть учебники на стр. 72,74 и найти ответы на свои вопросы, т. е. изучить
данную группу растений
в) подготовить сообщение
Б) Выступление групп
- Я вижу, вы справились с заданиями, сейчас вам необходимо представить свою
группу.
Демонстрация слайдов и уточняющие вопросы.
Водоросли. Слайды 6-8
Водоросли – жители воды. Людям известны различные морские водоросли: бурые,
красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от
других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли на
столько малы, что в литре морской воды их насчитывают миллионы. Самые крупные –
бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров.
Хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – это одноклеточные водоросли. Они
хорошо себя чувствуют в водах Арктики и Антарктиды, горячих гейзерах Исландии,
почти во всех пресных и солёных водоёмах. Роль диатомей в природе велика. Количество
выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй только с тем, который выделяют все
высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи очень увеличен. Самые
крупные из них – 1,5 см
-Почему водоросли выделили в отдельную группу? (Нет органов.)
Цветковые. Слайд 9
Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250
тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых
растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
-Почему цветковые растения выделили в особую группу?
Хвойные.
Хвойных растений насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений:
сосна, кедр, можжевельник, ель.
Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к. запах сосны
убивает всех микробов.
Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и
только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и
ельник - растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
У ели каждая хвоинка живёт 5-7 лет. У хвойных растений есть корень, стебель, плод с
семенами
- Чем отличаются хвойные растения от других групп растений?
- Какие части они имеют? Слайды 10-14
3
Папоротники. Слайды 15-19
Папоротники. В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно
встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих
местах. У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не
видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений это листья.
Папоротники - лианы высоко поднимаются по стволам деревьев.
Папоротники - эпифиты, живущие на стволах и ветках деревьев.
Олений рог – эпифит гигант порой весит около 100 кг. Под тяжестью эпифитов иногда
выворачиваются с корнями даже крупные деревья.
Папоротники – деревья. Когда-то папоротники были огромными деревьями – до 30
метров в высоту. Сейчас древовидные папоротники сохранились только в тропиках.
Как можно узнать папоротники? Чем они отличаются от других растений?
Мхи. Слайды 20-23 Мхи – это низкорослые стелющиеся по земле растения. У мхов нет
корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке
растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью этих
спор мхи размножаются.
Сфагнум. Растение, которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум способен заполнить
целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют
торф. Во время Вов, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при
перевязках вату, а отчасти и йод, т.к. в этом растении содержатся вещества способные
дезинфицировать рану.
Кукушкин лён идёт в рост и может вытянуться до 30 – 40 см. как и все мхи он
размножается спорами, которые находятся в коробочках. Коробочки возвышаются над
стебельками на длинной тонкой ножке и сверху покрыты колпочками.
-Почему мхи выделили в особую группу?
Физминутка
4. Обобщение полученных знаний
Работа с таблицей. Слайд 24
- Мы изучили признаки групп растений.
- Какие растения относятся к низшим? Слайд 25 Почему?
- Какие группы относятся к высшим, почему?
Назовите лишнее Слайд 26
Разгадайте кроссворд. Слайд 27
- Какие отгадки являются названиями групп растений?
- К какой группе относится сосна? А шиповник?
5. Итог урока. Слайд 28
-Как называется наука, изучающая растения?
- На какие группы учёные ботаники - делят растения?
- По каким признакам?
6. Рефлексия.
4
На столах у ребят по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему
настроению, наклейте их на лист, лист вывесить на доску.
Д.З. стр. 72-75, каждой группе подготовить загадки о растениях, доп. материал.
«Верите ли вы?»
Ф№
п/п
«Верите ли вы?»
До чтения
После чтения
1
…что некоторые водоросли можно увидеть
только под микроскопом?
2
…что водоросли не имеют корней и стеблей?
3
…что у мха есть только стебель и листья?
4
…что мох может ожить после того, как его
засушили?
5
…что папоротники когда - то были деревьями?
6
…что папоротники не имеют цветов?
7
…что хвойные деревья размножаются семенами?
8
…что хвойные растения могут прожить больше
3000 лет?
9
…что на Земле больше всего цветковых
растений?
10
…что цветковые растения можно встретить в
лесу?
стебель
корень
плод с семенами
листья
цветы
Назови части растения:
хвойные
цветковые
водоросли
папоротники
мхи
Разнообразие растений
Разнообразие растений
хвойные
мхи
папоротники
водоросли
цветковые
Водоросли
Существует более 25 000 видов водорослей
Водоросли
красные
зелёные
бурые
хлорелла
диатомеи
Цветковые
магнолия
одуванчик
каштан
черёмуха
роза
липа
ромашка
яблоня
Насчитывают 250 000 видов.
Хвойные
Хвойные
Хвойные
Хвойные
Шишки с семенами
Хвоинки
Хвойных насчитывают 600 видов.
Папоротники
10 000 видов растений
Папоротники
П
А
П
О
Р
О
Т
Н
И
К
И
Олений рог
Д
Е
Р
Е
В
Ь
Я
П
А
П
О
Р
О
Т
Н
И
К
И
Мхи
Учёные насчитывают около 30 000 видов этих
растений.
Мхи
Сфагнум
Кукушкин лён
По каким признакам ученые разделили
По каким признакам ученые разделили
все растения на разные группы?
все растения на разные группы?
СТЕБЛИ
ЛИСТЬЯ
ЦВЕТЫ
КОРНИ
цветковые
цветковые
водоросли
водоросли
мхи
мхи
папоротники
папоротники
хвойные
хвойные
+ + + + +
+ +
+ +
+
+ + + +
хвоинки
Р а с т е н и я
Низшие растения
Высшие растения
водоросли
мхи
папоротники
хвойные
цветковые
Выбери лишнее
В
о
д
о
р
о
с
л
ь
1
ш
и
п
о
в
н
и
к
2
л
и
ш
а
й
н
и
к
3
п а п о р
о т н и к
4
с о с
н а
5
Как называется наука, изучающая растения?
На какие группы учёные ботаники - делят растения?
По каким признакам?