Автор: Яковлева Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Мензелинск РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС"
Раздел: начальное образование
Статья «Формирование самостоятельности младших школьников в рамках
ФГОС»
Данная тема на сегодняшний день актуальна, так как в условиях внедрения
ФГОС меняются подходы не только к содержанию образования, структуре
школьных предметов, но и коренным образом изменилась система
оценивания знаний учащихся.
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы
учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая
навыки самооценки и взаимооценки.
Поэтому учитель должен дать ученикам однозначные, предельно чёткие
КРИТЕРИИ оценки и сформировать контрольно-оценочную
самостоятельность школьников.
В практике используются новые подходы к оцениванию достижений
младших школьников. Существуют разные приемы самооценки, начиная от
самого простого, что применяется в первом классе, когда дети еще не умеют
писать, до более сложных.
«Светофор»
Для самооценки детьми в первом классе может применяться так называемый
«Светофор». Детям предлагается зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если
работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал
трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он
рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были
небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной
задачей, или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок:
«Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик
не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный
кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»
«Волшебные линеечки»
Также для оценивания используются линеечки Галины Анатольевны
Цукерман. Они являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта
линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек
можно измерить все что угодно.
Вот как можно оценить письменную работу:
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради,
учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и
учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою
работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае
завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы,
учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в
следующий раз быть к себе добрее или строже.
В третьем классе учащиеся оценивают свою работу, используя
следующий алгоритм самооценки:
1.
Вспомни, что нужно было сделать в задаче, какая была цель, что нужно
было получить?
2.
Сверь задание и результат, сделай вывод-найдено ли решение, ответ?
3.
Определи-справился полностью правильно или с незначительной
ошибкой (какой, в чем?).
4.
Вспомни, справился полностью самостоятельно или с небольшой
помощью (кто помогал, в чем?).
5.
Определи, каков был уровень задачи (задания).
6.
Поставь себе отметку, исходя из продемонстрированного уровня
успешности (каждый уровень может быть достигнут полностью или
частично).
1.
Необходимый уровень - «хорошо, но не отлично»: такие задачи мы
уже решали много раз, понадобились только старые изученные
знания.
2.
Повышенный уровень - «отлично», в этой задаче мы столкнулись с
необычной ситуацией (либо нам нужны старые знания в новой
ситуации, либо новые только сейчас изучаемые знания).
3.
Максимальный уровень - «превосходно», (возможен редко): такие
задачи никогда не учились решать или же использованы знания,
которые мы вместе на уроке никогда не изучали.