Напоминание

"Формирование самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС"


Автор: Яковлева Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Мензелинск РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья «Формирование самостоятельности младших школьников в рамках

ФГОС»

Данная тема на сегодняшний день актуальна, так как в условиях внедрения

ФГОС меняются подходы не только к содержанию образования, структуре

школьных предметов, но и коренным образом изменилась система

оценивания знаний учащихся.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы

учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая

навыки самооценки и взаимооценки.

Поэтому учитель должен дать ученикам однозначные, предельно чёткие

КРИТЕРИИ оценки и сформировать контрольно-оценочную

самостоятельность школьников.

В практике используются новые подходы к оцениванию достижений

младших школьников. Существуют разные приемы самооценки, начиная от

самого простого, что применяется в первом классе, когда дети еще не умеют

писать, до более сложных.

«Светофор»

Для самооценки детьми в первом классе может применяться так называемый

«Светофор». Детям предлагается зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если

работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал

трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он

рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были

небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной

задачей, или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок:

«Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик

не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный

кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»

«Волшебные линеечки»

Также для оценивания используются линеечки Галины Анатольевны

Цукерман. Они являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта

линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек

можно измерить все что угодно.

Вот как можно оценить письменную работу:

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради,

учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и

учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою

работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае

завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы,

учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в

следующий раз быть к себе добрее или строже.

В третьем классе учащиеся оценивают свою работу, используя

следующий алгоритм самооценки:

1.

Вспомни, что нужно было сделать в задаче, какая была цель, что нужно

было получить?

2.

Сверь задание и результат, сделай вывод-найдено ли решение, ответ?

3.

Определи-справился полностью правильно или с незначительной

ошибкой (какой, в чем?).

4.

Вспомни, справился полностью самостоятельно или с небольшой

помощью (кто помогал, в чем?).

5.

Определи, каков был уровень задачи (задания).

6.

Поставь себе отметку, исходя из продемонстрированного уровня

успешности (каждый уровень может быть достигнут полностью или

частично).

1.

Необходимый уровень - «хорошо, но не отлично»: такие задачи мы

уже решали много раз, понадобились только старые изученные

знания.

2.

Повышенный уровень - «отлично», в этой задаче мы столкнулись с

необычной ситуацией (либо нам нужны старые знания в новой

ситуации, либо новые только сейчас изучаемые знания).

3.

Максимальный уровень - «превосходно», (возможен редко): такие

задачи никогда не учились решать или же использованы знания,

которые мы вместе на уроке никогда не изучали.



В раздел образования