родительское собрание " Кодекс семейного здоровья"
Автор: Скрябина Светлана Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 256 городского округа, ЗАТО город Фокино" Населённый пункт: Г.Фокино Наименование материала: методическая разработка Тема: родительское собрание " Кодекс семейного здоровья" Раздел: начальное образование
Задачи:
пропагандировать здоровы образ жизни;
показать
родителям
необходимость
соблюдения
правил
гигиены
и
выполнения режима дня школьника;
заинтересовать
изучением
вопросов
здоровья
ребёнка(психического
и
физического).
Подготовительная работа:
анкетирование (см. приложение);
памятка для родителей (см. приложение);
подбор статистических материалов.
Ход собрания:
Восточная мудрость гласит: "Если ты думаешь на год вперед - посади семя. Если
ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед,
воспитай человека".
Человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами
жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.
Слайд 2 (Толковый словарь)
Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и школы.
Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И
речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное
экологическое
состояние
окружающей
среды,
предельно
низкий
социально-
экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-
приспособительных
возможностей
организма.
Низкий
уровень
здоровья
детей
сказывается
и
на
процессе
их
адаптации
к
учебным
нагрузкам
и
еще
более
осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в
результате отсутствия культурных человеческих отношений - детские неврозы
Слайд 3 (Факторы здоровья).
Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и
укрепить здоровье детей? Здоровье детей - забота всех. Более того, оно обусловлено
общей
обстановкой
в
стране.
Поэтому
проблему
здоровья
детей
надо
решать
комплексно и всем миром.
Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли
здоровыми.
Слайд 4. Ну, а каков он, здоровый ребенок? Прежде всего, если он и болеет, то
очень
редко
и
ни
в
коем
случае
не
тяжело.
Он
жизнерадостен
и
активен,
доброжелательно
относится
к
окружающим
его
людям
-
взрослым
и
детям.
Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как
отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий.
Развитие
его
физических,
прежде
всего
двигательных,
качеств
проходит
гармонично.
Нормальный.
Здоровый
ребенок
(это
самое
главное!)
достаточно
быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным
биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение
бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные
погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он
закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому. Как правило.
Он не нуждается в каких либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и
регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.
Конечно,
здесь
дан
"портрет"
идеального
здорового
ребенка,
какого
в
жизни
сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к
такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь
дальше.
Слайд
5.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все
родители уже достаточно о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу
необходимости, пожалуй, нет.
Скажем лишь о том, что режим дня — это на самом деле режим суток; все 24 часа
должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план,
имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.
Слайд
6 .
Учебные
занятия,
занимающие
в
жизни
детей
значительное
место,
требуют усиленной работы именно этих "реактивнейших элементов". Как же важно
наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.
А ведь, признаемся, нередко и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним
отбирают у подростков так много времени, что его вовсе не остается (или остается
явно недостаточно) для того, чтобы поиграть, почитать, заняться любимым делом,
побыть
на
свежем
воздухе...
Более
того,
некоторые,
наиболее
добросовестные,
отрывают время от сна. Стоит ли удивляться, что у подростка возникает стойкое
переутомление
-
а
отсюда
и
резкое
снижение
работоспособности.
Подросток
попадает в заколдованный круг: он старается работать еще больше, устает еще
больше, работает все хуже и хуже.
И дело не в падении работоспособности самом по себе. Не исключено, что все это
может
привести
к
серьезному
расстройству
здоровья
-
головным
болям,
раздражительности, ухудшению аппетита, открывается дорога болезням.
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно правильно
построить режим дня школьника.
Слайд 7. Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна
учитывать возрастные возможности;
Должен
быть
обеспечен
достаточный
отдых
(с
максимальным
пребыванием
на
свежем воздухе);
Необходимое время должно быть отведено на сон.
Садиться
за
уроки
нецелесообразно,
не
отдохнув
после
школы.
Лучше
всего
начинать занятия пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный
отдых после уроков обеспечивает "разрядку", удовлетворяет потребность детского
организма
в
движении,
общении,
то
есть
школьники
могут
снять
напряжение,
связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на
воздухе - это использование естественных факторов природы для оздоровления и
закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он
развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка
розовеют
щеки,
он
становится
активным,
веселым,
перестает
жаловаться
на
усталость.
Слайд
8.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо
зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку
быстро
войти
в
рабочее
состояние
и
способствует
лучшему
приготовлению
домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть
свой письменный стол.
В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие
склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению,
музыкальные и спортивные занятия - круг интересов детей весьма широк. Следите,
пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время.
Обычно, к сожалению, таким "пожирателем времени" ребенка становится телевизор
или компьютер.
Слайды 9, 10, 11.
О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы
только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка
привычке "перехватывать" что-нибудь на бегу. Горячий завтрак в школе необходим,
так же, как и обед после школы (и девочка, и мальчик должны уметь разогреть его
сами); неплохо, если в режиме питания предусмотрен и полдник - перед тем, как
подросток, отдохнув и погуляв, примется за домашние задания. Время завтрака и
ужина определяется тем, когда ребенок просыпается и ложится спать (завтрак -
через полчаса после пробуждения, ужин - не позже, чем за 1,5 часа до сна). Прием
пищи
в
определенные
часы
обеспечивает
хороший
аппетит
и
нормальное
пищеварение.
Слайды
12,
13.
Неоценимое
значение
для
здоровья,
бодрости,
высокой
работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет: в 10-12 лет -
9-10 часов, в 13-14 лет - 9-9,5 часов, в 15-16 лет - 8,5-9 часов.
Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул.
Конечно, он не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и
все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно:
подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка
не
поместить
под
стеклянный
колпак,
не
оградить
от
всего,
однако
разумное
ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне - будет
затягиваться его наступление, он станет неглубоким.
Хочу сказать еще об одной серьезной проблеме, мешающей здоровому образу
жизни. Это вредные привычки: курение, пьянство, наркомания.
Слайды
14, 15. Курение коварно разрушает здоровье день за днем, месяц за
месяцем, год за годом, а беззаботные курильщики продолжают совершать свои
ритуальные
действия.
Специалистам
известен
случай,
когда
две
сигареты,
выкуренные подряд на старте, стали причиною смерти известного бегуна. Ведь
никотин
заставляет
сердце
усиленно
работать.
Если
при
спортивных
нагрузках
частота сердцебиения увеличивается в три раза, то никотин эту цифру поднимает до
четырех. При курении происходит сухая перегонка: воздух при затяжке, пройдя
через тлеющий табак, нагревается до высокой температуры и с дымом поступает в
легкие.
Горящая
сигарета
-
это
химическая
фабрика,
продуцирующая
3000
соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 коканцерогенов (канцероген -
ракообразующий, коканцероген - вещество, усиливающее его воздействие).
Слайд
16.
Мы
почему-то
считаем,
что
наркотические
сведения
не
скоро
понадобятся моему ребенку. Нам это не грозит. К сожалению, это не так!!! Беда эта
рядом! Просвещайте ваших детей!
Рассказывайте своему ребенку спокойно, компетентно и убедительно о воздействии
наркотика, механизм привыкания. Ребенок должен знать, что с ним будет после,
расскажите о сломанных судьбах, о несчастных матерях, о разрушенных семьях.
Создайте образ "белого врага", но делайте это спокойно и постепенно, ведь у
ребенка есть всегда возможность выслушать другие аргументы. Имейте в виду, не
занимайтесь чтением моралей. Интонация ваших монологов не менее важна, чем
содержание. Помогите своему ребенку. Научите его, как отказаться от предложенной
пробы наркотика.
Слайд 17.
Воспитать ребенка здоровым - это значит, с самого раннего детства
научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный
режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, правильное питание,
благоприятная психологическая обстановка в семье.
Слайд
18. А это хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание,
желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти
поддержку и помощь, совместное проведение досуга.
Анализ анкет для родителей. (Приложение №1).
Работа родителей в группах и составление памятки. (Приложение №2)
Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для
родителей
класса,
которыми
они
должны
руководствоваться
при
организации
выполнения ребёнком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут,
затем каждая группа выступает с докладом.
На основе групповых запретов составляется общий свод родительских
«НЕЛЬЗЯ».
Слайд 19. Цитата Д.Кассиля.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
АНКЕТА 1.
1.
Каково состояние Вашего здоровья?
а) очень хорошее; б) хорошее; в) нормальное; г) плохое.
2.Каково состояние здоровья Вашего ребёнка?
а) хорошее; б) нормальное; в) плохое.
3.Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно; б) часто; в) очень редко; г) не занимаюсь.
4. Посещает ли Ваш ребёнок спортивную секцию?
а) да; б) нет.
5. Делаете ли Вы с ребёнком дома утреннюю гимнастику?
а) да, регулярно; б) нерегулярно; в) нет.
6. Считаете ли Вы питание Вашей семьи рациональным?
а) да; б) отчасти; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
7. Установлен ли для Вашего ребёнка режим дня?
а) да; б) нет.
8. Соблюдает ли Ваш ребёнок правила личной гигиены?
а) да; б) нет; в) не всегда.
9. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
10.
Вы ведёте здоровый образ жизни?
а) да; б) отчасти; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
11.
Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да; б) нет; в)затрудняюсь ответить.
12.
Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед; б) личным примером; в) совместными занятиями с
детьми; г) прибегаю к услугам школы; д) другое
________________________________________________________________________
Уважаемые родители! Каждый из нас слышал выражение “здоровый образ
жизни” и у каждого из нас есть представление о том, что это такое. Для выяснения
различий в этих представлениях просим Вас принять участие в нашем опросе.
В
пункте
1
представлен
список
из11
ценностей.
Прочтите
их
внимательно
и
расставьте по порядку важности для Вас: той ценности, которая для Вас в жизни
является самой главной, присвойте номер 1 и поставьте его в скобки рядом с этой
ценностью. Затем из оставшихся ценностей выберите самую важную и поставьте
напротив нее номер 2. Таким образом, оцените по степени важности все ценности и
поставьте их номера в скобках напротив соответствующих ценностей.
В пункте 2 Вам предлагается список из 11 составляющих здорового образа жизни.
Прочтите их внимательно и выберите тот признак, который Вы считаете самым
главным для здорового образа жизни. В клетке рядом с ним поставьте номер 1. Затем
из оставшихся составляющих выберите тот, который, по Вашему мнению, является
самым
главным,
и
поставьте
напротив
него
цифру
2.
Таким
образом,
оцените
важность для здорового образа жизни всех признаков. Наименее важный останется
последним и получит номер 11.
1. Ценности
материальная обеспеченность ( )
здоровье ( )
семья ( )
дружба ( )
красота ( )
счастье других ( )
любовь ( )
познание ( )
развитие ( )
уверенность в себе ( )
творчество ( )
2.Составляющие здорового образа жизни
занятие спортом ( )
правильное и полноценное питание ( )
режим дня ( )
гигиена ( )
не употреблять наркотики ( )
не употреблять алкоголь ( )
не курить ( )
соблюдение инструкций по технике безопасности ( )
соблюдение правил дорожного движения ( )
доброжелательное отношение к другим ( )
саморазвитие, самосовершенствование ( )
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
НЕЛЬЗЯ:
будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
кормить ребёнка пред школой и после неё сухой пищей;
требовать от ребёнка отличных и хороших результатов в школе;
сразу после школьных занятий выполнять домашнее задание;
лишать ребёнка игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
заставлять многократно переписывать домашнюю работу;
не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
ругать ребёнка перед сном;
не прощать ошибки и неудачи ребёнка.