Авторы: Алексеева Анна Николаевна, Яловега Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ШКОЛА 33
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие повышения эффективности обучения в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование
Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие
повышения эффективности обучения в условиях ФГОС
С
1
сентября
2011
года
в
школах
Российской
Федерации
введён
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования второго поколения, где на первый план выдвигается
развивающая
функция
обучения,
способствующая
становлению
личности
младшего
школьника
и
обеспечивающая
раскрытие
его
индивидуальных
способностей. Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от
Стандартов
первого
поколения:
Стандарты
первого
поколения
ориентированы на процесс, на содержание, а Стандарты второго поколения
ориентированы на результат.
Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение
применять эти знания в практической деятельности. ФГОС НОО перед
учителем
ставит
конкретную
задачу
научить
ученика
осознавать
безошибочное
письмо
как
одно
из
проявлений
собственного
уровня
культуры, применять орфографические правила при записи собственных и
предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать
орфографическую задачу. Поэтому главная задача учителя — научить видеть
орфограмму, научить думать при письме.
Актуальность
данной
темы
обусловлена
сохранением
орфографических
ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего
образования,
где
в
содержательной
линии
раздела
«Орфография
и
пунктуация»
говорится,
чему
должен
и
может
научиться
выпускник
начальной
школы
в
свете
исследуемой
проблемы.
—
осознавать
место
возможного возникновения орфографической ошибки; — подбирать примеры
с
определённой
орфограммой;
—
при
составлении
собственных
текстов
перефразировать
записываемое,
чтобы
избежать
орфографических
и
пунктуационных ошибок; — при работе над ошибками осознавать причины
появления
ошибки
и
определять
способы
действий,
помогающих
предотвратить
её
в
последующих
письменных
работах.
Чтобы
сократить
количество
допущенных
ошибок,
учитель
должен
усилить
мотивацию
орфографической работы, то есть развивать языковую и лингвистическую
компетенцию. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут
обрести эти умения и навыки.
В основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход. Деятельность –
это
особая
система,
включающая
компоненты:
мотивы,
цели,
действия.
Практика показала, что механизм обучения не передача знаний, а управление
учебной деятельностью. В методике обучения детей грамотному письму по-
разному решался вопрос о путях формирования орфографического навыка.
Работа должна быть построена так, чтобы ученик задавал себе вопрос:
какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него
отвечать. От того, насколько прочно будут сформированы орфографические
навыки
на
начальной
ступени
обучения,
зависят
дальнейшее
обучение,
способность
усваивать
программу
по
русскому
языку
в
последующих
классах. Языковая лингвистическая компетенция развивается постепенно. В
процессе
выполнения
разнообразных
упражнений,
обеспечивающих
зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание
орфографического
материала,
что
является
необходимым
условием
формирования языковой компетенции.
Прежде всего, необходимо научить слышать звуки. Сначала под руководством
учителя, а на последующих уроках, работая в паре и самостоятельно, дети
учатся определять их количество в слогах, а затем в словах, систематически
отрабатывать
умение
различать
согласные
и
гласные,
мягкие
и
твёрдые,
ударные
и
безударные
(на
основе
их
характеристики,
сравнения,
группировки).
Этому способствует ряд упражнений. Например:
1. Найди одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук,
лыжи;
2.
Хлопайте
в
ладоши
каждый
раз,
когда
будете
слышать
звук
[ж]
в
словах: кошка, ножницы, чемодан, щётка, замок, вешалка, ужи, ёжик.
Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии обучающиеся будут
писать без пропусков букв.
Следующий этап работы – выработка орфографической зоркости. Ребёнок,
направляемый
учителем,
должен
видеть
и
узнавать
орфограммы.
А
этот
навык формируется в деятельности и является результатом многократных
действий.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить
детей самоконтролю, т. е. ученик должен уметь контролировать себя во время
проверки своей работы. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о
звуках,
учим
детей
распознавать
их,
обозначать
определённой
буквой,
появляются
первые
орфограммы,
а
значит,
и
необходимость
развивать
орфографическую зоркость и способность к самоконтролю.
Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих
орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические
задачи задолго до изучения соответствующих правил.
Важное место занимают упражнения, направленные на выявление в слове
орфограммы. Если на первом этапе поиск проверочных слов осуществляется
на фонетическом уровне («слабый» звук проверяю «сильным»), то на втором
выявляются местоположение орфограммы в слове и приёмы её проверки или
путём изменения формы слова, или путём подбора однокоренных слов с
ударным гласным в слове.
В
основе
работы
по
формированию
языковой
и
лингвистической
компетенции лежат следующие виды заданий:
списывание правильно записанных текстов;
списывание слов и предложений с пропущенными буквами;
исправление ошибок, отмеченных в предлагаемом тексте и объяснение
причин этих ошибок;
поиск и исправление неправильно записанных слов в тексте;
группировка слов, объединенных одной орфограммой
Все
виды
упражнений
решают
задачу
личностно-ориентированного
обучения, увеличивая качество и объём работы, развивает элементарную
культуру
деятельности,
умение
принимать
учебную
задачу,
определять
учебные
операции,
производить
контроль
и
самоконтроль,
оценку,
самооценку. Это ведёт к достижению одной из центральных целей обучения –
формирование
языковой
и
лингвистической
компетенции
младших
школьников.
Трудно
перечислить
все
приёмы
работы.
Этот
процесс
творческий,
трудоёмкий,
отнимающий
много
времени.
Но
главное
условие,
все
они
должны быть реализованы в комплексе. Только в этом случае можно добиться
высоких результатов в развитии языковой компетенции. Такой труд педагога
окупается более высокой грамотностью его учеников.
Литература:
1.
Трушин,
С.В. Как
эффективно
тренировать
орфографическую
зоркость / С.В. Трушин // Начальная школа . – 2005. – № 3. – С. 27–31.
2.
Кубасов, О.В. Русский язык в начальных классах. – М.: Педагогика 1990
3.
Русский язык в начальных классах/ Под ред. М.С. Соловейчик и др. –
М.: Академия, 1997.