Напоминание

"Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие повышения эффективности обучения в условиях ФГОС"


Авторы: Алексеева Анна Николаевна, Яловега Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ШКОЛА 33
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие повышения эффективности обучения в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие

повышения эффективности обучения в условиях ФГОС

С

1

сентября

2011

года

в

школах

Российской

Федерации

введён

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования второго поколения, где на первый план выдвигается

развивающая

функция

обучения,

способствующая

становлению

личности

младшего

школьника

и

обеспечивающая

раскрытие

его

индивидуальных

способностей. Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от

Стандартов

первого

поколения:

Стандарты

первого

поколения

ориентированы на процесс, на содержание, а Стандарты второго поколения

ориентированы на результат.

Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение

применять эти знания в практической деятельности. ФГОС НОО перед

учителем

ставит

конкретную

задачу

научить

ученика

осознавать

безошибочное

письмо

как

одно

из

проявлений

собственного

уровня

культуры, применять орфографические правила при записи собственных и

предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать

орфографическую задачу. Поэтому главная задача учителя — научить видеть

орфограмму, научить думать при письме.

Актуальность

данной

темы

обусловлена

сохранением

орфографических

ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего

образования,

где

в

содержательной

линии

раздела

«Орфография

и

пунктуация»

говорится,

чему

должен

и

может

научиться

выпускник

начальной

школы

в

свете

исследуемой

проблемы.

осознавать

место

возможного возникновения орфографической ошибки; — подбирать примеры

с

определённой

орфограммой;

при

составлении

собственных

текстов

перефразировать

записываемое,

чтобы

избежать

орфографических

и

пунктуационных ошибок; — при работе над ошибками осознавать причины

появления

ошибки

и

определять

способы

действий,

помогающих

предотвратить

её

в

последующих

письменных

работах.

Чтобы

сократить

количество

допущенных

ошибок,

учитель

должен

усилить

мотивацию

орфографической работы, то есть развивать языковую и лингвистическую

компетенцию. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут

обрести эти умения и навыки.

В основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход. Деятельность –

это

особая

система,

включающая

компоненты:

мотивы,

цели,

действия.

Практика показала, что механизм обучения не передача знаний, а управление

учебной деятельностью. В методике обучения детей грамотному письму по-

разному решался вопрос о путях формирования орфографического навыка.

Работа должна быть построена так, чтобы ученик задавал себе вопрос:

какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него

отвечать. От того, насколько прочно будут сформированы орфографические

навыки

на

начальной

ступени

обучения,

зависят

дальнейшее

обучение,

способность

усваивать

программу

по

русскому

языку

в

последующих

классах. Языковая лингвистическая компетенция развивается постепенно. В

процессе

выполнения

разнообразных

упражнений,

обеспечивающих

зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание

орфографического

материала,

что

является

необходимым

условием

формирования языковой компетенции.

Прежде всего, необходимо научить слышать звуки. Сначала под руководством

учителя, а на последующих уроках, работая в паре и самостоятельно, дети

учатся определять их количество в слогах, а затем в словах, систематически

отрабатывать

умение

различать

согласные

и

гласные,

мягкие

и

твёрдые,

ударные

и

безударные

(на

основе

их

характеристики,

сравнения,

группировки).

Этому способствует ряд упражнений. Например:

1. Найди одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук,

лыжи;

2.

Хлопайте

в

ладоши

каждый

раз,

когда

будете

слышать

звук

[ж]

в

словах: кошка, ножницы, чемодан, щётка, замок, вешалка, ужи, ёжик.

Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии обучающиеся будут

писать без пропусков букв.

Следующий этап работы – выработка орфографической зоркости. Ребёнок,

направляемый

учителем,

должен

видеть

и

узнавать

орфограммы.

А

этот

навык формируется в деятельности и является результатом многократных

действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить

детей самоконтролю, т. е. ученик должен уметь контролировать себя во время

проверки своей работы. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о

звуках,

учим

детей

распознавать

их,

обозначать

определённой

буквой,

появляются

первые

орфограммы,

а

значит,

и

необходимость

развивать

орфографическую зоркость и способность к самоконтролю.

Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих

орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические

задачи задолго до изучения соответствующих правил.

Важное место занимают упражнения, направленные на выявление в слове

орфограммы. Если на первом этапе поиск проверочных слов осуществляется

на фонетическом уровне («слабый» звук проверяю «сильным»), то на втором

выявляются местоположение орфограммы в слове и приёмы её проверки или

путём изменения формы слова, или путём подбора однокоренных слов с

ударным гласным в слове.

В

основе

работы

по

формированию

языковой

и

лингвистической

компетенции лежат следующие виды заданий:

списывание правильно записанных текстов;

списывание слов и предложений с пропущенными буквами;

исправление ошибок, отмеченных в предлагаемом тексте и объяснение

причин этих ошибок;

поиск и исправление неправильно записанных слов в тексте;

группировка слов, объединенных одной орфограммой

Все

виды

упражнений

решают

задачу

личностно-ориентированного

обучения, увеличивая качество и объём работы, развивает элементарную

культуру

деятельности,

умение

принимать

учебную

задачу,

определять

учебные

операции,

производить

контроль

и

самоконтроль,

оценку,

самооценку. Это ведёт к достижению одной из центральных целей обучения –

формирование

языковой

и

лингвистической

компетенции

младших

школьников.

Трудно

перечислить

все

приёмы

работы.

Этот

процесс

творческий,

трудоёмкий,

отнимающий

много

времени.

Но

главное

условие,

все

они

должны быть реализованы в комплексе. Только в этом случае можно добиться

высоких результатов в развитии языковой компетенции. Такой труд педагога

окупается более высокой грамотностью его учеников.

Литература:

1.

Трушин,

С.В. Как

эффективно

тренировать

орфографическую

зоркость / С.В. Трушин // Начальная школа . – 2005. – № 3. – С. 27–31.

2.

Кубасов, О.В. Русский язык в начальных классах. – М.: Педагогика 1990

3.

Русский язык в начальных классах/ Под ред. М.С. Соловейчик и др. –

М.: Академия, 1997.



В раздел образования