Автор: Шик Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №4 им. В.И.Ленина
Населённый пункт: г.Клинцы
Наименование материала: Программа развития УУД
Тема: "Развитие универсальных учебных действий"
Раздел: начальное образование
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Основная характеристика изменившихся
требований к общему образованию
«Ориентация
образования
не
только
на
усвоение
обучающимися определенной
суммы
знаний,
но
и
на
развитие
его
личности,
его
познавательных
и
созидательных возможностей»
(Концепция
модернизации
Российского
образования
на период до 2010 года)
Необходимость пересмотра
целей образования
Процессы глобализации, информатизации,
ускорения внедрения новых научных
открытий, быстрого обновления знаний и
профессий выдвигают требования
повышенной профессиональной
мобильности и непрерывного
образования.
Цели образования
Новые социальные запросы определяют
цели образования как общекультурное,
личностное и познавательное развитие
учащихся, обеспечивающие такую
ключевую компетенцию образования как
«научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы
образования является формирование
совокупности «универсальных учебных
действий», обеспечивающих компетенцию
«научить учиться», а не только освоение
учащимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин.
Возникновение понятия
«универсальные учебные
действия» связано с изменением
парадигмы образования:
от цели усвоения знаний, умений
и навыков
к цели развития Личности
учащегося
Запросы общества
Смена парадигмы образования
Приоритет
развивающего
потенциала
общего
начального
образования
Желание самих
учащихся –
научиться учиться
Формирование
установок на
здоровый образ
жизни
Универсализация
содержания
образования
Актуальность
концепции
развития УУД
ения
ФГОС II поколения
Разработчики концепции
развития УУД
Концепция развития
универсальных учебных
действий разработана
на основе системно-
деятельностного подхода
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
группой авторов:
А.Г. Асмоловым,
Г.В. Бурменской,
И.А. Володарской,
О.А. Карабановой,
Н.Г. Салминой и
С.В. Молчановым
под руководством А.Г. Асмолова
Концепция развития
универсальных учебных
действий разработана
на основе системно-
деятельностного подхода
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
группой авторов:
А.Г. Асмоловым,
Г.В. Бурменской,
И.А. Володарской,
О.А. Карабановой,
Н.Г. Салминой и
С.В. Молчановым
под руководством А.Г. Асмолова
2.Общая характеристика
универсальных учебных действий
и способы их формирования в
образовательном процессе.
Универсальный
Универсальный - 1. Охватывающий всё или многое; всеобъемлющий.
2. Обладающий разными знаниями, навыками; разносторонний.
3. Выполняющий разнообразные функции.
Значение слова Универсальный по Ожегову:
Универсальный - С разнообразным назначением, для разнообразного
применения Универсальный Разносторонний, охватывающий многое
Универсальный в Энциклопедическом словаре:
Универсальный - (от лат. universalis - общий - всеобщий),..
1)разносторонний; всеобъемлющий (напр., универсальная
энциклопедия)...
2)Пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные
функции (напр.,универсальный станок).
Учебный
Новый словарь русского языка под
редакцией Т.Ф.Ефремовой:
Учебный
прил.
1) Соотносящийся по знач. с сущ. : учёба,
связанный с ним.
2) Предназначенный для обучения.
3) Приспособленный для занятий, тренировок и т.
п.
4) Имеющий своею целью обучение, тренировку.
Действие
ДЕЙСТВИЕ - произвольная преднамеренная
опосредованная активность, направленная на
достижение осознаваемой цели. Главная структурная
единица деятельности.
Универсальные учебные действия
способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта;
совокупность действий учащегося,
обеспечивающих его культурную идентичность,
социальную компетентность, толерантность,
способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса.
Функции универсальных учебных
действий
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и
способы достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее
самореализации на основе готовности к непрерывному
образованию, компетентности «научить учиться»,
толерантности жизни в поликультурном обществе,
высокой социальной и профессиональной
мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и
навыков и формирование картины мира и
компетентностей в любой предметной области
познания.
Формирование универсальных учебных
Формирование универсальных учебных
действий в образовательном процессе
действий в образовательном процессе
Формирование УУД как цель образовательного
процесса определяет его содержание и
организацию.
Формирование УУД происходит в контексте
усвоения разных предметных дисциплин.
УУД определяют эффективность
образовательного процесса - усвоение знаний и
умений; формирование образа мира и основных
видов компетенций учащегося, в том числе
социальной и личностной компетентности.
ВИДЫ
ВИДЫ
универсальных
универсальных
учебных действий
учебных действий
Основные виды УУД
Основные виды УУД
личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их
с реальными жизненными целями и ситуациями;
регулятивные - обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки
целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки
успешности усвоения;
познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора
и структурирования необходимой информации, моделирование
изучаемого содержания;
коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества:
умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с
учителем, так и со сверстниками.
д
е
й
с
т
в
и
я
с
м
ы
с
л
о
о
б
р
а
з
о
в
а
н
и
я
действия
нравственно-этического
оценивания
Д
е
й
с
т
в
и
я
с
а
м
о
о
п
р
е
де
л
е
н
и
я
Личностные УУД
Личностные УУД –
Самопознание и
самоопределение
Построение образа Я (Я-концепции),
включая самоотношение и самооценку
Формирование идентичности
личности
Личностное, профессиональное,
жизненное самоопределение и
построение жизненных планов во
временной перспективе
Личностные УУД -
смыслообразование
установление связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом -
определение того
«какое значение,
смысл имеет для меня учение»
Личностные УУД – нравственно-
этическая ориентация
Выделение морально-этического
содержания событий и действий
Построение системы нравственных
ценностей как основания морального
выбора
Нравственно-этическое оценивание
событий и действий с точки зрения
моральных норм
Ориентировка в моральной дилемме и
осуществление личностного
морального выбора
Целеполагание
Планирование
Контроль
Прогнозирование
Коррекция
Волевая
саморегуляция
Оценка
Регулятивные УУД
Целеполагание - постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно;
Планирование – определение после-
довательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление
плана и последовательности действий;
Регулятивные УУД
Прогнозирование – предвосхищение
результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
Регулятивные УУД
Коррекция
– внесение необходимых
дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его
продукта;
Оценка
- выделение и осознание
учащимся того что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения;
Регулятивные УУД
Волевая
саморегуляция
как способность
- к мобилизации сил и энергии;
-
к волевому усилию;
-
- выбору в ситуации конфликта мотивов;
- к преодолению препятствий;
- эмоциональная устойчивость к стрессам ;
- эффективные стратегии совладания с
трудными жизненными ситуациями
Познавательные УУД
Познавательные УУД
обще-
учебные, включая
специально-предметные
действия
логические, включая
знаково-символические
действия
постановка
и решение
проблем
Общеучебные УУД
Самостоятельное выделение и
формулирование учебной цели
Информационный поиск
Знаково-символические действия
Структурирование знаний
Произвольное и осознанное построение
речевого высказывания (устно и
письменно)
Общеучебные УУД
Смысловое чтение текстов различных
жанров; извлечение информации в
соответствии с целью чтения
Рефлексия способов и условий действия,
их контроль и оценка; критичность
Выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от условий
Общеучебные УУД –
знаково-символические
Знаково-символические действия выполняют функции
-
- отображения учебного материала;
-
- выделения существенного;
-
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
-
- формирования обобщенных знаний.
Виды знаково-символических действий:
Замещение
Кодирование/декодирование
Моделирование
Познавательные УУД –
логические действия
Анализ объекта с выделением
существенных и несущественных
признаков
Синтез как составление целого из
частей, в том числе с восполнением
недостающих компонентов
Выбор оснований и критериев для
сравнения, классификации, сериации
объектов
Познавательные УУД –
логические действия
Подведение под понятия, выведение
следствий
Установление причинно-следственных
связей
Построение логической цепи рассуждения
Выдвижение гипотез, их обоснование
Доказательство
Познавательные УУД –
Постановка и решение
проблем
Формулирование проблемы
Самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера
Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказываний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов
разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
управление поведением партнера — контроль,
коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Коммуникативные учебные
действия
ЛИЧНОСТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
внутренняя позиция школьника;
самоиндификация;
самоиндификация;
самоуважение и самооценка
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
границы собственного
знания и «незнания»
знания и «незнания»
Морально-этическая
Морально-этическая
ориентация:
ориентация:
ориентация на выполнение
ориентация на выполнение
моральных норм;
моральных норм;
способность к решению моральных
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
оценка своих поступков
Регулятивные:
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:
Коммуникативные:
речевая деятельность;
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
навыки сотрудничества
Познавательные:
Познавательные:
работа с информацией;
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие
аналогий, подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
РЯ
ЛЧт
ИЯ
Мат
ОМ
Муз
ИЗО
Тех
Физ
Предметные и
метапредметные
действия с учебным
материалом
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
У
словия,
словия,
обеспечивающие развитие
обеспечивающие развитие
универсальных учебных действий
универсальных учебных действий
в образовательном процессе
в образовательном процессе
Базовые педагогические
Базовые педагогические
технологии
технологии
Базовые педагогические
Базовые педагогические
технологии
технологии
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ
СИТУАЦИЙ»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Уровневая дифференциация
Уровневая дифференциация
Уровневая дифференциация
Уровневая дифференциация
Обязательность освоения
требований базового уровня
Добровольность освоения
повышенных уровней
Выделение и открытое предъявление учащимся
базовых и повышенных требований к результатам
освоения данного раздела/темы курса
Реалистичность требований
Альтернативность
Оценка «зачтено»
Предъявление требований с
помощью учебных заданий
Предъявление требований с
помощью учебных заданий
Оценки «4», «5»
Работа в группах подвижного состава
Накопленная оценка
Обучение на основе
Обучение на основе
учебных ситуаций
учебных ситуаций
Обучение на основе
Обучение на основе
учебных ситуаций
учебных ситуаций
определение педагогической задачи (на основе
планируемых результатов)
отбор учебного материала
определение способов организации учебных
ситуаций:
методические и дидактические средства, в том числе
- провоцирующие детей на осуществление действий
порядок действий учителя (с учетом меры
сформированности учебных действий –
исполнительские или ориентировочные)
порядок взаимодействия учащихся
прогнозирование возможных действий учащихся
средства осуществления обратной связи
Взгляд на учебный процесс
Взгляд на учебный процесс
Взгляд на учебный процесс
Взгляд на учебный процесс
Учебный процесс – фокус,
в котором «сходятся»:
изучаемый учебный материал
формируемые учебные действия
система оценивания – как элемент содержания и
средство «учения-обучения-самообразования»
Условия развития УУД
цель
методика
содержание
Передача готовых
знаний
Объяснить все так,
чтобы ученик запомнил
и пересказал знания
Репродуктивные вопросы –
повторение и запоминание
чужих мыслей
Необходимо
исключить
Нужно
стремиться
Развитие умений по
применению знаний
Учитель-режиссер.
Ученик сам открывает
новые знания через
содержание УМК.
Продуктивные задания –
получение нового
продукта – своего
вывода, оценки.
Применение знаний в
новых условиях. Перенос
знаний.
От стихийности – к
целенаправленному и
планомерному
формированию
универсальных учебных
действий