Автор: Несмеянова Нина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №10"
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательных мотивов учения у слабоуспевающих учащихся"
Раздел: начальное образование
Развитие познавательных мотивов учения у слабоуспевающих учащихся.
Важнейшим условием преодоления неуспеваемости является повышение мастерства учителя и
умение осуществлять индивидуальный подход к слабоуспевающим.
В работе с учащимися начальных классов учитель в каждом конкретном случае встречается с
особенностями ребенка, которые требуют поиска путей индивидуального подхода. Осуществление
индивидуального подхода к учащимся предполагает соотношения положительных и отрицательных
качеств личности школьника.
Анализируя работу учителей начальных классов (у нас было организовано взаимопосещение
уроков, обмен опытом по этому вопросу) пришли к выводу, что слабоуспевающих учащихся можно
разделить на три группы.
К
первой
группе
можно
отнести
учащихся,
для
которых
характерен
низкий
уровень
обучаемости при положительном отношении к учению. У школьников этой группы в процессе
познавательной деятельности возникают трудности при усвоении учебного материала. Эти
дети не в состоянии работать вместе с классом, так как темп работы класса им не под силу.
Однако для учащихся неуспех в учении не является источником морального конфликта, так как
они привыкают считать себя неуспевающими. Эти учащиеся принимают помощь со стороны
учителя, ребят. Для активизации мыслительной деятельности школьников, как при объяснении
нового
материала,
так
и
при
закреплении
используются
элементы
программированного
обучения. Это способствует развитию логического мышления, учащиеся рассуждают, ищут
ответы на вопросы вместе с учителем.
С учетом индивидуальных особенностей детям давались карточки. Они выполняли свою
работу, радовались, возникало ощущение успеха. Это повышает интерес на уроке, помогает
учитывать
уровень
знаний.
Доброжелательное
отношение
к
детям
и
систематическая
индивидуальная
работа
учителя
с
отстающими
школьниками
позволяет
преодолеть
их
отставание в учебной деятельности.
Для
слабоуспевающих
школьников
второй
группы
характерно
высокое
качество
мыслительной
деятельности
при
отрицательном
отношении
к
учению.
Некоторые
дети
приходят
в
школу
с
хорошей
подготовкой,
с
желанием
учиться.
Однако
с
интересом
занимаются только тем, что им нравится. У них не формируются навыки учения, умение
преодолевать
трудности.
У
таких
школьников
неуспех
в
учении
обычно
приводит
к
моральному
конфликту.
Конфликт
возникает
в
связи
с
противоречием
между
интеллектуальными возможностями ребенка и реализацией этих возможностей. Объясняется
отсутствием
навыков
самостоятельной
работы.
Моральный
конфликт
выражается
в
отрицательном отношении к учению. У школьников учитель ведет работу по формированию
интереса к знаниям. Зная интересы этих учащихся, их осведомленность в некоторых вопросах
учитель даёт возможность показать свою эрудицию перед классом. Постепенно школьник
меняет своё отношение к учению, а его успех является стимулом для последующей реализации
своих знаний. Большие возможности проявить свои познавательные способности школьники
могут
в
решении
задач
на
сообразительность.
Ученики
охотно
их
решают,
так
как
в
большинстве
случаев
эти
задачи
могут
быть
решены
без
использования
пройденного
материала.
Для слабоуспевающих учащихся третьей группы характерна низкая степень
обучаемости и отрицательное отношение к учению.
Особенность неуспеваемости - трудность в запоминании учебного материала.
В
основе
работы
по
преодолению
неуспеваемости
учащихся
этой
группы
должно
быть
формирование
потребности
приобретения
знаний
развитие
мыслительной
деятельности
и
познавательной активности. С учащимися учитель проводит опережающее обучение, которое
заключается в том, что учащиеся раньше узнают новый материал. Поэтому на уроке они
работают
вместе со всеми уверенно, увлеченно. Успех в учении – важнейший источник
внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей учения, желание
учиться.
На любом уроке одной их главных причин пассивной работы ученика, его ошибок
является рассеянное, неустойчивое внимание, неумение сосредоточиться на выполняемой
работе. Поддержанию внимания способствуют четкость в работе, постоянный контроль за
результатами каждого ученика.
Отрицательное отношение к учению у учащихся начальных классов часто возникает
при отсутствии успехов. Для того, чтобы обеспечить успех в учебе, необходимо снять
отрицательные
эмоции,
ощущение
неуверенности
в
себе,
страх
перед
неудачей,
сковывающий ученика, тормозящие его интеллектуальную деятельность.
Сухомлинский говорил:
«Надо поощрять успехи самого ученика, не сравнивая его с другими учащимися. Для
младших школьников такие поощрения очень полезны»
К а к и м и же
методами
пользуются
учителя
начальных
классов
в
р а б от е со
слабоуспевающими учащимися?
Это:
1)
. Объяснительно-интеллектуальные, наглядно-дедуктивные
2)
. Репродуктивные
а)
, наглядно – продуктивный
б)
, словесно- индивидуальный
3)
. Частично-Поисковые
а)
, практически - индивидуальный
б)
, наглядно – дедуктивные
Учитель начальных классов: Несмеянова Н.В.