Напоминание

Внеурочная деятельность. Программа "Волшебный мир книг"


Автор: Бабич Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21" НМР РТ
Населённый пункт: г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Внеурочная деятельность. Программа "Волшебный мир книг"
Раздел: начальное образование





Назад




Внеурочная деятельность. Программа «Волшебный мир книг»

Программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление.

Цели и задачи:

-

расширение

кругозора

детей

через

чтение

книг

различных

жанров

разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к

творчеству писателей.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и

заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к

восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель

овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе

общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:

рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.

На занятиях во внеурочной деятельности учащиеся учатся использовать полученные

на уроках литературного чтения знания для самостоятельной работы с книгой.

Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует

расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения

и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-

читателя.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную

работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего

школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными

учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными,

личностными) и читательскими умениями.

Формы организации занятий:

занятие-спектакль,

занятие-праздник,

интегрированное занятие,

устный журнал,

конкурсы,

литературная игра

конкурсы-кроссворды

библиотечные уроки

путешествия по страницам книг

Например, в 4 классе на уроке литературного чтения изучали тему «Сказки народов

мира».

Во внеурочной деятельности продолжили эту тему в форме занятия-спектакля. Дети в

группах готовили инсценировку любимых сказок. Выполнили большую

подготовительную работу: подбирали и читали необходимую литературу, распределяли

и заучивали свои роли, готовили декорации.

Интересно проходят занятия-конкурсы. Провели конкурс чтецов, посвящённый

Дню пожилого человека. Совместно с родителями дети подбирали стихи. Провели

классный тур. 4 победителя участвовали в школьном туре, затем в праздничной

концертной программе, посвящённом Дню пожилого человека.

Очень полезны конкурсы-кроссворды. По изученным на уроках произведениям

дети составляют небольшие литературные кроссворды.

Таким образом, занятия внеурочной деятельности способствуют овладению

обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными,

коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Формы и средства контроля

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих

показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские

умения четвероклассников:

- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью

следующих вопросов и заданий:

1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно- художественное

издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное,

книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества.

Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные,

былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки,

колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения

(во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского,

Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует

отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков,

Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин,

Тютчев, Фет, Бунин и др.)

5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы:

выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о

детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о

приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих

отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной

мудрости.)

7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное

произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или

фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и

события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания.

Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства,

настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются

в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная.



В раздел образования