Автор: Бабич Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21" НМР РТ
Населённый пункт: г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Внеурочная деятельность. Программа "Волшебный мир книг"
Раздел: начальное образование
Внеурочная деятельность. Программа «Волшебный мир книг»
Программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление.
Цели и задачи:
-
расширение
кругозора
детей
через
чтение
книг
различных
жанров
разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к
творчеству писателей.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и
заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к
восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель
овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе
общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.
На занятиях во внеурочной деятельности учащиеся учатся использовать полученные
на уроках литературного чтения знания для самостоятельной работы с книгой.
Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует
расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения
и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-
читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную
работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего
школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными
учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными,
личностными) и читательскими умениями.
Формы организации занятий:
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
интегрированное занятие,
устный журнал,
конкурсы,
литературная игра
конкурсы-кроссворды
библиотечные уроки
путешествия по страницам книг
Например, в 4 классе на уроке литературного чтения изучали тему «Сказки народов
мира».
Во внеурочной деятельности продолжили эту тему в форме занятия-спектакля. Дети в
группах готовили инсценировку любимых сказок. Выполнили большую
подготовительную работу: подбирали и читали необходимую литературу, распределяли
и заучивали свои роли, готовили декорации.
Интересно проходят занятия-конкурсы. Провели конкурс чтецов, посвящённый
Дню пожилого человека. Совместно с родителями дети подбирали стихи. Провели
классный тур. 4 победителя участвовали в школьном туре, затем в праздничной
концертной программе, посвящённом Дню пожилого человека.
Очень полезны конкурсы-кроссворды. По изученным на уроках произведениям
дети составляют небольшие литературные кроссворды.
Таким образом, занятия внеурочной деятельности способствуют овладению
обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными,
коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы и средства контроля
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих
показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские
умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью
следующих вопросов и заданий:
1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно- художественное
издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное,
книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества.
Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные,
былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки,
колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения
(во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского,
Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует
отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков,
Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин,
Тютчев, Фет, Бунин и др.)
5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы:
выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о
детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о
приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих
отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной
мудрости.)
7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное
произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или
фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и
события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания.
Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства,
настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются
в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная.