Автор: Агаркова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Плотавская СОШ"
Населённый пункт: Корочанского района, Белгородской области
Наименование материала: презентация
Тема: Развитие речевой активности на уроках
Раздел: начальное образование
Развитие речевой активности
обучающихся на уроках
Учитель начальных классов
МБОУ «Плотавская СОШ»
Агаркова Ирина Викторовна
Цель мастер-класса:
•
показать различные методы, приёмы и формы по развитию речи
с младшими школьниками. Освоение и отработка практических
умений.
Задачи:
•
Передача своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической
деятельности.
•
Создание условий для развития профессионализма его
участников на основе рефлексии собственного педагогического
мастерства.
•
Совместная отработка методических приёмов решения
проблемы
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе,
где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь -
фундамент всякой умственной и практической деятельности,
средство человеческого общения
Последние годы в начальную школу
приходят все больше учеников с
речевыми нарушениями (до 90% по
данным логопедов), ослабленные
физически и психически.
Развитие речи детей
систематическая
работа над её
содержанием,
учить грамотному
оформлению
мыслей
комплексный
подход к
решению
проблемы – через
все учебные
дисциплины
хороший
результат
Условия для решения задачи формирования
речевой деятельности учащихся
•
Создание на уроках психологического климата, благоприятного для деятельности детей,
обстановки сотрудничества и сотворчества.
•
Создание на уроках условий для формирования речевой деятельности учащихся:
проблемных ситуаций, постановки задач, решение которых стимулирует речевую
деятельность. Использование различных методов работы для формирования и развития
речевой деятельности: наблюдений над языковым материалом, морфологического,
словообразовательного анализа слов, дидактических игр, в том числе, сюжетно-ролевых,
разыгрывания сценок, отгадывания загадок.
•
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не
задействована семья. Если школа и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается
между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность, нарушения речевого
развития младших школьников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда,
учителя и родителей.
С первых дней обучения детей в школе провожу
целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной
форме в виде различных упражнений: (фонетическая зарядка,
чтение чистоговорок, скороговорок, считалки, загадки, сказки,
игры, а также письменные творческие работы).
Чистоговорка
На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.
Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.
Птичья стая
Са, со, су,
сы, си, се,
сё, сю, ся
Часто использую такой прием как скороговорки с продолжением.
Берется начало скороговорки, а дописать ее можно предложить
всем остальным. Когда этот процесс будет завершен, все, кто
принимал участие в создании скороговорки, зачитывают то, что у
них получилось.
1.
Проще простого простаку Прохору
2.
Расшалившийся малыш
3.
Веселые свистуны Свистунов и
Свистулькин
Проще простого простаку Прохору
•
просыпать просо просто так,
•
пройти по проволоке,
•
провести праздничный прием,
•
приобрести прибор для
причесывания ...
Расшалившийся малыш
•
шипел на кошку,
•
шлепнул Шурика шелковым шарфом,
•
смешивал вермишель с шоколадом,
•
навешивал вермишель на уши щенку,
•
швырял шишки в шкаф ...
Веселые свистуны Свистунов и Свистулькин
•
свистнули свежие сосиски,
•
свернули свадебную суету,
•
сваляли свистуна на свидании
Переведи на русский язык
1.
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
2.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
3.
Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия.)
4.
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка.)
5.
Куда лопата ведет, туда вода течет. (Тибет.)
6.
После обеда приходится платить. (Англия.)
7.
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.)
1.
Прежде чем сказать, поверни язык
семь раз. (Вьетнам.)
2.
Верблюда под мостом не спрячешь.
(Афганистан.)
3.
Маленький горшок хорошо
нагревается. (Англия.)
4.
Сын леопарда – тоже леопард.
(Африка.)
5.
Куда лопата ведет, туда вода течет.
(Тибет.)
6.
После обеда приходится платить.
(Англия.)
7.
Ошпаренный петух от дождя
убегает. (Франция.)
1.
Семь раз отмерь, один раз
отрежь.
2.
Шило в мешке не утаишь.
3.
Мал золотник, да дорог.
4.
Яблоко от яблони недалеко
падает.
5.
Куда иголка, туда и нитка.
6.
Любишь кататься, люби и
саночки возить.
7.
Пуганая птица всего боится.
синквейн
Функции:
•
развитие образного мышления;
•
расширение словарного запаса;
•
приобретения навыка выявления главного из массы информации;
•
развитие умения формулировать и делать вывод;
•
для учителя оценка словарного запаса и знаний ученика
правила составления синквейна:
•
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее
главную идею;
•
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную
мысль;
•
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
•
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к
теме;
•
пятая строка - слово или слова, связанные с первым, отражающие
сущность темы.
Используется на уроках
•
русского языка при изучении «словарных слов»
•
на уроках лит. чтения для составления характеристики герою.
•
на уроках окруж. мира при изучении животных, растений,
явлений природы и т.д
•
на уроках математики позволяет не только развить творческие
способности учащихся, но и помогает кратко обобщить
изученное понятие, формирует навыки рефлексии.
Пример синквейна к словарному слову
берёза,
который составлен детьми:
1.
Береза.
2.
Тонкая, белоствольная.
3.
Растет, зеленеет, радует.
4.
Береза - символ России.
5.
Дерево.
Использую слова из синквейна, чтобы придумать рассказ.
В зимнем лесу живет
белый пушистый заяц.
Жизнь у зайца трудная.
Он боится волка и лису.
Увидев их, прячется или
убегает. Мне жалко зайца,
потому что зимой диким
животным жить трудно.
1.
Заяц.
2.
Белый, пушистый.
3.
Прячется, боится, убегает.
4.
Я жалею зайца.
5.
Дикое животное.
Одними из помощников образной и
выразительной речи являются
фразеологизмы. Фразеологизмы нельзя
составить самому. Они, как и пословицы,
придумывались народом и шлифовались
веками, их нужно запоминать
.
Замени фразеологические обороты
словами-синонимами.
•
В час по чайной ложке
•
Рукой подать
•
Кривить душой
•
Повесить нос
Вспомни фразеологизмы - антонимы
•
набрать в рот воды
•
черепашьим шагом
•
спустя рукава
•
бить баклуши
•
довести до белого каления
•
набрать в рот воды - трещать без умолку
•
черепашьим шагом - не успеешь глазом
моргнуть
•
спустя рукава – засучив рукава
•
бить баклуши - не покладая рук
•
довести до белого каления - олимпийское
спокойствие
Восстанови фразеологизмы:
•
Купить ... в мешке
•
Пустить ... в огород
•
Делить шкуру неубитого ...
фразеологизмы со словом «НОС»
•
Задирать нос,
•
Зарубить на носу,
•
Клевать носом,
•
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Не видеть дальше собственного носа,
•
Не совать нос не в свое дело.
Повесить нос,
•
Остаться с носом,
•
Под самым носом,
•
С гулькин нос – очень мало (гулька – это
голубь, клюв у голубя маленький)..
Словесная цепочка
•
ШКОЛА( урок, перемена,
ученики, учитель, учебники,
олимпиада и т.д) А теперь с
этими словами составьте
словосочетания, а затем и
предложения.
•
Можно использовать пословицы о
знаниях, книге, ученье (Век живи —
век учись. Ученье — свет, а неученье
— тьма. Ученье — путь к уменью.
Мир освещается солнцем, а человек
— знанием. Грамоте учиться всегда
пригодится. Не стыдно не знать,
стыдно не учиться. Кто любит науки,
тот не знает скуки. Ученье — лучшее
богатство. Наука даёт крылья уму.
Учиться никогда не поздно. Незнайка
лежит, а знайка далеко бежит.).
•
Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей,
развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга,
учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.
•
Работу над правилом организую следующим образом: дети
задают вопросы друг другу в парах по каждому абзацу правила,
ещё практикую такой приём, когда вопросы учащиеся задают
учителю.
•
Такие формы работы активизируют познавательную активность,
внимание, способствуют развитию такого важного умения, как
вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою
устную научную речь
Сосна, клен, ясень, тополь.
Варианты ответов:
• Сосна - хвойное дерево, остальные - лиственные.
• Клен - 1 слог.
• Ясень - начало - на гласную букву, у остальных - на согласную букву.
• Клен - слово без орфограммы, у остальных - орфограмма «Безударная
гласная в корне».
• Сосна - существительное женского рода, остальные - мужского рода.
• Сосна - существительное 1-го склонения, остальные - 2-го склонения.
Колонны, костюм, рожь,
объединить, какао, школа.
Варианты ответов:
• Объединить - это глагол, остальные - существительные.
• Какао - несклоняемое существительное среди существительных,
другие - склоняемые.
• Колонны - существительное мн. ч., остальные - ед. ч.
• Костюм - существительное мужского рода, остальные - женского.
• Рожь - существительное 3-го склонения, школа - существительное
1-го склонения.
Цель выполнения таких заданий состоит в освоении
теоретического языкового материала на высоком уровне
трудности с соблюдением меры трудности, а также в повышении
речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при
описании изучаемого объекта. Задания такого вида помогают
мне на рабочих уроках развивать потенциал
высокомотивированных обучающихся.
Для ребёнка хорошая речь – залог
успешного обучения и развития.
Вот почему так важно создавать условия для
речевой деятельности детей, для общения, для
выражения своих мыслей. Применяя все эти
педагогические формы, методы и приемы
работы, позволило мне добиться
положительных результатов по развитию речи
и устранению дефектов в произношению
звуков моих учеников без помощи логопеда.
Выводы:
•
Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических
форм и приемов работы по развитию речи;
•
Литературные тексты помогают детям глубже осознать свои чувства,
приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей,
повышает самоуважение.
•
Красивое и правильное высказывание рождает у обучающихся веру в себя,
дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.
•
Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и говорить
правильно, через методы и приемы, нравящиеся детям, создается
атмосфера, способствующая творческому подъему.
Спасибо за внимание!
Конец!
Буду рада, если приведенные
мною формы работы вы
добавите в эту копилку и
будете использовать в
дальнейшей своей работе.
Желаю успехов!