Автор: Хаукка Нурзия Бакировна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДОД "Радуга"
Населённый пункт: Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание детей и подростков в учреждении дополнительного образования"
Раздел: высшее образование
Хаукка Нурзия Бакировна, МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» города Перми, старший
методист
Патриотическое воспитание детей и подростков в учреждении
дополнительного образования
В российскую политику вернулось понятие «патриотизм». Впервые за
многие годы к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены
идеалы патриотического сознания служение родине, любовь к отчизне. Признано
значение системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и
укрепления государства.
Патриотическое воспитание, как известно, уже институциализировалось в
качестве важнейшего, относительно самостоятельного направления воспитания,
причём на высоком уровне. Успешно реализуется государственная программа
«Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020
годы». Программа опирается на «Концепцию патриотического воспитания
граждан РФ», в которой заложены основные конституционные позиции.
Патриотизм органично включается в идеологию, в программы и содержание
образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-
нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции
модернизации образования. Очень своевременным является Указ Президента РФ
от 29.10.2015 года «О создании Общероссийской общественно- государственной
детско- юношеской организации «Российское движение школьников».
Как показывает практика, на современном этапе развития отечественной
образовательной системы, — той сферой, которая позволяет педагогам, наиболее
успешно реализовать программы патриотического воспитания учащихся , часто
выступает внеурочная работа с учащимися в учреждениях дополнительного
образования. В этой связи, активное подключение МАУ ДО «ЦДОД «Радуга»
города Перми к решению задач патриотического воспитания неслучайно.
В работе нашего Центра одной из главных задач является воспитание
подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания –
формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента
нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
«К патриотизму нельзя призывать, его нужно воспитывать »,- говорил академик
Д. С. Лихачёв. Воспитание у детей чувства любви к Родине должно
осуществляться ежедневно, ежеминутно родителями, педагогами, обществом.
Лично-ориентированное образование, основанное на деятельностном и
компетентносном подходах позволяет более существенно ориентировать
личность ребенка на ценности, чем на конечные цели (главным ставится вопрос
«каким быть?», а «не кем быть?»). Обращение к проблемам патриотического
воспитания в настоящий момент весьма актуально и своевременно, что
доказывает поиски в этом направлении многих педагогов, в том числе и
педагогов туристско- эколого- краеведческого отдела ЦДОД «Радуга».
Педагогический коллектив Центра решает проблему патриотического
воспитания, формирования патриотических чувств и сознания посредством
организации туристско-краеведческой деятельности. В русле данного
направления воспитание строится на основе национальной культуры, считается
целью воспитание гражданина Отечества, ориентированного на национальные
ценности: историческую память, патриотические, нравственные чувства,
национальное самосознание и т.д. Основными компонентами этого направления
являются: «прошлое, настоящее и будущее родного края», «выдающиеся
земляки», «обряды и обычаи», «связь времен и поколений», «быт народа» и т.д.
И понятие «Родина» ассоциируется с родным краем, местом, где человек родился
и вырос. Необходимость обращения к патриотическому воспитанию в настоящий
момент создала в общественном сознании и эта потребность подготовлена
годами работы педагогов туристско-краеведческих, фольклорных направлений.
Особенность современного патриотического воспитания в том, что растёт
значение регионального и местного компонентов. В нашем случае, выражается
это в разработке и внедрении образовательных программ. Дети и под- ростки
осваивают программы «Люблю тебя, мой край родной», «История Прикамья»,
«Занимательная экология», «Я и природа», «Юный эколог», «Основы русского
фольклора», «Основы народной культуры» и другие ,в которых отражается
специфика патриотического воспитания.
В программах туристского направления ставятся задачи: изучение родного
края, бережное отношение к природе, физическое совершенствование,
воспитание волевых качеств.
В программах краеведческого направления воспитательными задачами
являются: изучение истории малой Родины, родного края, уважительное
отношение к истории малой Родины, старшему поколению, возрождение
школьных музеев.
В программах по этнографии основная задача - это сохранение культурных
традиций и обычаев народа, бережное отношение к культурному наследию
Прикамья.
И, наконец, в программах экологического цикла осознание патриотизма как
любви к Родине обеспечивается через бережное отношение к природе,
понимание прекрасного в окружающей действительности.
Важным фактором общеобразовательных программ педагогов является
национально-региональный компонент – совокупность природных,
экологических, экономических, историко -социокультурных, этнических
особенностей региона, отраженных в содержании образования и воспитания.
Учет регионального компонента позволяет педагогам обогатить образовательный
процесс.
Изучение детьми национально-регионального компонента позволяет осознать
свою причастность к семье, родному краю, окружающим людям, осмыслить
понятие «малая Родина».
Педагогические наблюдения и диагностики, анализ деятельности педагогов
свидетельствуют о положительном влиянии изучения истории, традиций,
природы Малой Родины на формирование патриотизма, гражданской
ответственности, трудолюбия, чувства коллективизма у детей и подростков. И
туристско-краеведческой деятельность является основным и действенным
средством в этом.
Природа Пермского края разнообразна, контрастна, сурова и очень красива.
Особую привлекательность создают скальные выходы, останцы «столбы»,
«камни» по берегам живописных рек, причудливое убранство уральских пещер,
прекрасная и сильная зелень тайги.
Ежегодно обучающиеся, педагоги и родители сплавляются по рекам родного
края: Койве, Усьве, Косьве, Сылве, Чусовой. С интересом изучают подземные
недра пещер Кизеловско –Губахинского и Кунгурского карстового районов.
Путешествия, экспедиции, походы –являются наиболее мощными средствами
активного отдыха, познания и оздоровления детей и подростков.
В последние годы популярным стал совместный отдых родителей и детей.
Семейный отдых открывает богатые воспитательные возможности, даёт
возможность родителям компенсировать вынужденный недостаток внимания к
детям в течение года.
Стало традицией проведение ежегодных туристических фестивалей среди
учащихся, родителей и педагогов, соревнований по технике лыжного туризма,
посвящённого памяти героя Советского Союза Ф. В. Васькина, соревнований по
спортивному ориентированию «Золотая осень». Преодоление туристической
полосы препятствий на пересечённой местности, лыжные маршруты,
экологические тропы, выполнение краеведческих заданий, песенные конкурсы и
другое воспитывают в детях выносливость, ловкость, силу воли,
ответственность, отзывчивость, самостоятельность, коллективизм, то есть те
качества, которые необходимы человеку, гражданину России.
Большую работу проводит туристско –эколого –краеведческий отдел по
изучению истории и культуры родного края. Чтобы пробудить в детских ду- шах
подлинный интерес к своему краю- истории, обычаям, культуре –очень важно
найти близкие душе и природе детей формы работы. Многое достигается через
интеллектуальные, познавательные игры, конкурсы. В течение учебного года
проводятся районные краеведческие ,экологические конкурсы,
интеллектуальные игры- викторины, тематические брейн- ринги, квесты. К 75-
летию Орджоникидзевского района города Перми была проведена краеведческая
игра «Это наш район», к 285- летию города Перми –краеведческий конкурс
«Пермь –мой любимый город», в летние каникулы проводятся экологические
акции «Мир вокруг нас», «Лето. Экология. Дети», «Мир не обойдётся без тебя»,
летний лагерь досуга и отдыха «Пермь фестивальная».
Богатая история, культурные традиции района, города и Прикамья позволяют
довольно часто совершать уроки- экскурсии по историческим местам, посещать
различные экспозиции и выставки. Разработаны и используются в
образовательном процессе обзорная пешеходные экскурсии по улице Сибирской,
«Пермь- медный завод», автобусная экскурсия «От Брюхановки до Егошихи»,
экскурсия на мыс Стрелка, экологическая экскурсия «Почему погиб пруд?» и
другие.
В каникулярное время совершаются экскурсии в исторические места
Пермского края. Дети ,родители и педагоги побывали в посёлке Ильинском, в
городах Соликамске, Чусовом, Чердыне, Краснокамске.
Научно –исследовательской деятельности обучающихся уделяется большое
внимание. Результатами исследовательской работы становятся написание
рефератов, выступление с докладами перед сверстниками и родителями.
Воспитанники эколого-краеведческих творческих объединений являются
постоянными призёрами районных, городских, краевых научно- практических
конференций и конкурсов.
Выступления ребят на районных научно-практических конференциях, темы их
работ связаны с историей района, школы, своей семьи. Вот некоторые из них:
«Пермский суперфосфатный завод. Посёлок Кислотный. 1916 –1945 г.г.»
«Топонимика микрорайона Кислотные Дачи»
«Судьба страны в истории моей семьи»
«История микрорайона Гайва»
«История пионерской организации района»
«Ветераны Орджоникидзевского района –участники Курской битвы»
«Моя родословная»
«Детство убитое войной» и др.
В последние годы работы детей направляются на Всероссийский конкурс
научно –исследовательских работ .
Результатом поисковой работы юных краеведов, экологов, этнографов
занимались изучением, сбором и оформлением поисковых материалов.
Итогом большой поисковой работы юных краеведов, экологов, этнографов
стало развёртывание в районе краеведческой акции «Возродим районный музей
вместе!» И первым этапом этой акции стало открытие краеведческой комнаты в
Центре дополнительного образования для детей «Радуга». Краеведческая
комната пользуется большим спросом среди образовательных учреждений и
населения Орджоникидзевского района города Перми. Если откроем книгу
отзывов о нашей работе , мы прочтём много добрых слов благодарности. Одним
запомнилась викторина «Район, в котором ты живёшь», другим уроки-игры
«История школьных вещей», «История возникновения фамилии», третьим
экспозиции «Моя бабушка - школьница», «Смотрит школа с фотографий».
Экспозиция «Мы вспоминаем войну» представлена на городской смотр –
конкурс музеев, удостоена диплома «За бережное отношение к истории
Орджоникидзевского района». Экспозиция рассказывает о жителях района –
тружениках тыла, фронта, о выпускниках и учителях – участниках ВОВ, о
жителях района, удостоенных звания Героя Советского Союза, есть раздел
«Великая Отечественная война 1941 – 1945 года в почтовых открытках ».
При краеведческой комнате создана видеостудия «Сокол» с целью разработки
и создания учебных фильмов по истории района, города, родного края.
Авторский учебный фильм «Прогулка по Сибирской», позволяет проследить
историю улицы на протяжении последних двух веков, вспомнить
примечательные события, заглянуть в прошлое зданий и домов, прикоснуться к
судьбам некоторых знаменитых людей.Фильм является хорошим учебным
материалом. Также он может быть интересен широкому кругу людей,
занимающихся изучением истории родного края, тем, кто интересуется
вопросами краеведения и историей малой родины, любящих свой город и
желающих лучше знать его историю. Фильм рассчитан на детей и взрослых.
Фильм был высоко оценен на городских, региональных конкурсах детских
любительских фильмов. На городском конкурсе любительских фильмов
«Культурное наследие Прикамья» фильм занял 2 место и отмечен грамотой, в I
краевом фестивале видео-, кинотворчества «Весенняя капель» фильм отмечен
Дипломом 3 степени». В краевом конкурсе «Уникальный кадр» - использование
кино в образовательном процессе, фильм отмечен дипломом и призом. В
перспективе видеостудия «Сокол» ставит задачу создания учебных фильмов по
истории Орджоникидзевского района , по историческому прошлому города
Перми и т. д.
В летние каникулы работает экскурсионное бюро. Впереди у нас большие
планы: попытаться выпустить сборник- пособие, куда вошли бы тезисные
варианты детских рефератов, эколого –краеведческие игры, викторины,
конкурсы, акции, сценарии праздников.
Большой интерес у детей вызывает изучение быта, традиций, народных
примет, календарных обрядовых праздников наших предков. Фольклорный
коллектив «Рябинка», руководитель Козырева Любовь Аркадьевна, занимается
изучением песенно –плясового материала, обычаев и традиций жителей
Карагайского района Пермской края. Ежегодно в летние каникулы коллектив
отправляется в Карагайский район село Ярино, где проводится фольклорный
лагерь «Приобвинские родники». Дети не только занимаются сбором творческого
материала, но и помогают старожилам села. Фольклорный коллектив «Рябинка»
является постоянным участником районных, городских и областных фестивалей
народного творчества. Коллектив был удостоен Гран –При на Х фестивале
искусств детей и юношества Пермской края.
Народные обрядовые праздники занимают особое место в деятельности
туристско- эколого-краеведческого отдела. Педагоги стремятся через «праздники
предков» пробудить в детях яркие ,радостные, необычные ощущения, всегда
сопутствующие народным празднествам. Традиционными и любимыми стали
«Детская Масленица», «Святочные колядки». Театрализованное представление
эмоционально заражает всех, вовлекает в действие и детей и взрослых, которые
активно принимают участие в народных играх, конкурсах, забавах. Основная
наша цель при подготовке и проведении таких праздников – вовлечь детей в
творческий процесс, приобщить современное подрастающее поколение к
сокровищам народной культуры.
Ежегодно в апреле ко Дню Земли с целью популяризации туристско –эколого-
краеведческой деятельности проводятся итоговые краеведческие праздники с
красочными названиями – «Красная горка», «Поклон тебе, уральская земля!»,
«Рифейские игры», «Пармский круиз», «Увлекательное путешествие», на
которых дети, педагоги и родители демонстрируют достигнутые результаты,
готовят творческие выступления, отчитываются о проделанной работе.
Обобщая вышеизложенное, хочется отметить, что наиболее эффективными
путями патриотического воспитания подрастающего поколения в Центре
дополнительного образования «Радуга» являются:
реализация общеобразовательных программ туристско- эколого –
краеведческих направленности;
дальнейшее развитие деятельности краеведческой комнаты;
активизация поисковой работы, участие в сборе материалов по истории
родного края;
проведение календарных обрядовых праздников для детей и подростков;
проведение туристско- эколого –краеведческих фестивалей, соревнований,
акций, сборов, лагерей и т.д.;
организация и проведение экскурсий, путешествий , походов и т.д.
использование ИКТ в туристско- краеведческой деятельности
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и
может осуществляться рост духовной культуры всего общества» - академик Д.
Лихачёв