Автор: Тимралеева Гульнафиса Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: г.Тобольск
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: "Природные зоны России"
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок
Тема урока «Природные зоны России»
Предмет «Окружающий мир» 4 класс
Тимралеева Гульнафиса Степановна, учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Тобольска
1
Пояснительная записка
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной
задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы
значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной
деятельности.
Так же, для формирования целостной картины мира необходима интеграции знаний. Интегрированные уроки имеют определенные
преимущества:
повышают мотивацию, уровень обученности и воспитанности, формируют познавательный интерес;
способствуют формированию целостной научной картины мира;
способствуют развитию устной и письменной речи;
позволяют систематизировать знания;
способствуют в большей степени развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся;
обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь
каждого учащегося в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного
задания;
Мною была выбрана форма интегрированного урока: окружающий мир, русский язык и математика.
На этом уроке учащиеся формировали не только навыки грамотной устной и письменной речи, но и научное мировоззрение на основе
2
материалов краеведения и экологии, взятых для данного урока. Имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и
взаимосвязях. .Дети работали с энтузиазмом, с желанием выполняли творческие задания. Был отмечен возросший интерес к изучению
природы своего края.
Такие уроки способствуют развитию творческого потенциала личности учащихся,
Технологическая карта урока
Тема: Природные зоны России
Класс: 4класс
Предметы: окружающий мир, русский язык, математика.
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о природных зонах России, создать условия для формирования
представлений о связях в природе.
Задачи: формировать умения определять и показывать природные зоны на карте, различать наиболее характерные для каждой
природной зоны представителей флоры и фауны;
закрепить навыки устных и письменных вычислений; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление;
воспитывать у учащихся любви к родному краю, доброго отношения к природе;
развивать познавательную активность учащихся и связной речи, умение делать сравнение, обобщения, устанавливать причинно –
следственные связи, умение работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Планируемые результаты: предметные - учащиеся должны знать положение природных зон на карте, особенности природы, наиболее
характерные для каждой природной зоны представителей флоры и фауны;
метапредметные - осуществляют работу с картой , анализ, классификацию, анализ своего отношения к природе, представление информации
в табличном виде, ,нахождение информации в справочной литературе, подготовку презентации по изученной теме; обогащают словарь;
3
личностные - формировать чувство гордости за свою Родину, осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической
культуры;
умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим.
Ресурсы: компьютер, презентация, учебник, тетрадь , раздаточный материал, компьютер, презентация, учебник, тетрадь , раздаточный
материал.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты
Методичес
кий
комментар
ий
Предметные
УДД
1.
Этап
мотивации
(самоопределе
ния) к
учебной
деятельности
Создаёт психологический настрой на урок,
посредством нестандартного приветствия.
- Здравствуйте. Присаживайтесь.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ...
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ...
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ...
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ...
Получают
мотивацию для
дальнейшей
деятельности.
- Здравствуйте.
- Привет.
- Привет.
- Привет.
- Привет.
- Привет.
Личностные
Самоорганизац
ия
Методы
стимулиро
вания
4
Актуализация знаний
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ...
- Ребята как ваше настроение?
Подумайте пожалуйста, что вы должны
уметь, чтобы ваша работа была успешной?
Я желаю вам удачной работы
Посмотрите на слайд. Что видите?
Что вы можете сказать?
о размерах нашей страны?
-Россия – самая большая страна в мире. Она
занимает две части света – Европу и Азию.
Поверхность территории нашей страны
разнообразна. Это горы, равнины,
низменности, возвышенности.
Наша страна расположена в нескольких
природных зонах.
Как называется то место, где вы родились?
Что такое «Родина»? Попробуйте дать
определение.
А какое определение можно найти в
Отвечают на
вопрос учителя.
Умение рассуждать,
искать
необходимую
информацию,
применять её и
делать выводы.
Видим карту
России.
Россия - самая
большая по
площади страна.
- Первое. 17 125
187 км² - площадь
России.
Это наша
маленькая родина.
Работают со
Познавательн
ая
Личностная
Умение
анализировать ,
выделять и
формулировать
; умение
осознанно
строить
речевое
высказывание.
Проявляют
самостоятельно
сть в поиске
решения задач.
Принимают и
сохраняют
учебную
задачу,
Фронтальн
ая
5
Работа по обобщению
и систематизации
знаний. Работа с
информацией
Проверка работы
словарях»?
Этимология слова. Общеславянское слово,
образовано слова «род» - происхождение,
семья, « родиться», место рождения.
В каких значениях может быть
использовано это слово? Запишите эти
слова в тетрадь.
Это слово с детства знает каждый. Родина -
это место, где ты родился, где ты живёшь со
своими родителями . друзьями.
Отгадайте два слова
.С»Л» - я в море, я ныряю. С «М» я город
называю»
Как называется наша область?
Покажите на карте нашу область , в какой
природной зоне находится наша область? О
малой Родине есть стихотворение.
Прочитайте стихотворение
( карточки на партах) и попробуйте понять
какие чувство оно вызывает?
Каждая группа получит листы с заданиями:
1 группа: 1) расположи зоны в правильном
словарём
С.И.Ожегова
«Толковый
словарь», с. 549
Отечество, родина,
страна.
Место рождения,
происхождения
кого - нибудь
Большая и малая
Родина.
Тюлень и Тюмень
Тюменская область
Читают
стихотворение,
анализируют свои
чувства.
Регулятивные
Познавательн
ая
Личностные
осознают
недостаточност
ь своих знаний.
Осуществляют
поиск
необходимой
информации.
Умеют
слушать и
слышать,
отвечать на
поставленные
вопросы.
Способность
работа в
группе,;
готовность
слушать
собеседника и
вести диалог;
Работа в
группах
Фронтальн
ая
Работа в
парах
6
Физкультминутка
Закрепление учебного
материала.
Выполнение заданий
Рефлексия
Домашнее задание
порядке;
2) найди и исправь ошибки.
2 группа: рассели животных по природным
зонам;
3 группа: рассели растения по природным
зонам;
4 группа: исправь ошибки. (учитель
помогает группам, поддерживает ребят,
подсказывает)
Проверка работы групп
1 группа: 4-5слайды
2 группа: 6 – 7 слайды
3 группа:8 – 9 слайды
4 группа:10
-А сейчас вы постараетесь показать,
насколько хорошо вы знаете особенности
растительного и животного мира различных
природных зон.
Закройте глаза. Отдохнём. (включается
фонограмма шума леса)
- Где побывали?
Закрывают глаза.
Слушают.
В лесу.
Коммуникати
вная
Регулятивные
Регулятивные
эффективно
работать с
учителем и
сверстниками.
Имеют
желание
выполнить
работу без
ошибок,
понимают
важность
соблюдения
определённых
правил.
Оценивают
свои знания,
выделяют то,
то известно, и
то что
предстоит
узнать и
усвоить.
7
Задание (слайд)
Найди правильный ответ в кроссворде
«Экологическая»
Задание по математике ( карточки)
Какие деревья растут в нашем регионе? С
какой целью высаживают деревья? Почему
необходимо проводить их посадку после
вырубки? Не зря лес называют «зелёным
другом», зелёной фабрикой». Бережно
относитесь к своему «зелёному другу»!
Оцените свою работу, используя
фразеологизмы, которые перед вами.
Запишите в свою тетрадь подходящие вам
утверждения:
-я работал(а) не покладая рук (усердно,
прилежно трудиться, (засучив рукава);
- я работал(а)спустя рукава;
-я выполнила задания без сучка, без
задоринки…
Как богат русский язык! Как много в нём
метких слов и выражений. И если мы на
Отгадывают
кроссворд.
Ответы детей
Один ученик
наизусть читает
стихотворение С.
Кирсанова.
Ребята
доканчивают
предложения,
высказывают свои
мнения.
8
уроке не будем сидеть, сложа руки, то не
успеем оглянуться, как закончится урок.
Мне бы хотелось, чтобы вы на каждом
уроке работали «засучив рукава», тогда все
бы говорили про вас «светлая голова»
О каких природных зонах мы сегодня
говорили?
(Зона арктических пустынь, тундра, лесная
полоса, степь, пустыня).
Найти стихотворения, посвящённые какой-
либо природной зоне.
Подготовить выразительное чтение или
наизусть.
Молодцы! Спасибо за урок.
Слушают
комментарии
учителя по
домашнему
заданию.
9
Литература
1.
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательной организации: ч.2.М.: Вентана
-Граф.2013.
2 Галанжина Е.С Уроки окружающего мира с с применением информационных технологий , 3 – 4 класс М.: Планета, 2013
( Современная школа).
3.Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. – 1991. - № 3.
4. Арнгольд И.В. Окружающий мир. 4класс; рабочая программа и технологические карты уроков по Виноградовой Н.Ф, Калиновой Г.С.:
Учитель, 2016.
Интернет ресурсы:
•
bugaga
•
img-fotki.yandex
•
/sites/kartinki-risunki
•
cirota
10
Приложение 1
Пусть кажется дело простое,
Но вот от морей до морей
В глазах распахнулись просторы
Огромной Сибири моей.
На карте отметить не трудно
Всю ширь за ступенью - ступень
От самой заснеженной тундры
До самых пшеничных степей.
11
Приложение 2
1.
Расположи зоны в правильном порядке.
Тундра, Субтропики, Арктика, Степи, зона лесов, Пустыни.
2. Найди и исправь ошибки.
Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада (востока), Атлантическим с востока (запада), Северным Ледовитым с
севера. На территории России расположены равнины Западно -Европейская (Восточно-Европейская),
Среднесибирская (Западно - Сибирская) и Западно - Сибирское (Среднесибирское) плоскогорье. Каменным поясом России называют
Кавказские горы (Уральские). Самая длинная река России - Волга (Обь).
Самое глубокое озеро - Онежское (Байкал). Только одна большая река-Енисей (Волг а)- несет свои воды в Каспийское море. На
территории страны восемь (шесть) природных зон. Самая северная - субтропики (зона арктических пустынь), самая большая- зона степей
(лесов), холодная (жаркая) пустыня и жаркая (холодная) тундра
Приложение 2
Рассели животных по природным зонам: соболь, глухарь, снегирь, сайгак, хомяк, северный олень, белый медведь, жук – скарабей,
дельфин, суслик, ящурка быстрая ,лось, гадюка степная, кайры рысь, верблюд, косуля, медузы, богомол.
12
Приложение 3
Рассели растения по природным зонам: дуб, каштан, голубика, магнолия, лиственница, ирис, ковыль. Кипарис, верблюжья колючка, кедр,
морошка, карликовая берёза, вяз, лишайники, тюльпан, полярный мак.
Приложение 4
Исправь ошибки:
Цепи питания:
Ива – тюлень – белый медведь.
Дуб – мышь – сойка.
Зерновые растения -термиты – орёл.
Ягель - песец, волки
Растения – медуза - барс.
Приложение 5
Кроссворд
1. Это действие человека приводит к тому, что птицы переселяются на поля, строя там гнезда и часто погибают во время полевых работ
(степь, распахивание земель)
1.
Это действие человека приводит к тому, что реки водоемы мелеют и высыхают(зона лесов, вырубка леса)
2.
Это неумеренное действие человека приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли (степи, орошение)
3.
Это действие человека приводит к тому, что сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их...(загрязнению)
4.
От вездеходов и тракторов в тундре нарушается...(поверхность почв)
13
Ключевое слово: браконьерство.
Приложение 7
1.Склько погибнут цветов на лугу. Если 28 человека из класса сорвут по3 цветка?
2.Биолги доказали ,что 30 молодых топольков выделяют столько кислорода, сколько может выделить один тополь в возрасте 10лет.
Вычислить, сколько надо высадить молодых топольков , чтобы они вони восполнили пять 10 – летних деревьев, которые вырубили?
Приложение 8
Стихотворение С. Кирсанова.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
14
Что без природы твой конец?
15