Автор: Агаркова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Плотавская СОШ"
Населённый пункт: Корочанского района, Белгородской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Развитие речевой активности младших школьников"
Раздел: начальное образование
Развитие речевой активности обучающихся на уроках.
Цель мастер-класса: показать различные методы, приёмы и формы по
развитию речи с младшими школьниками. Освоение и отработка
практических умений.
Задачи
Передача своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической
деятельности.
Создание условий для развития профессионализма его участников на
основе рефлексии собственного педагогического мастерства.
Совместная отработка методических приёмов решения проблемы
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где
закладываются основы будущей личности человека, ведь речь - фундамент
всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого
общения.
Едва ли найдётся человек,
который
стал
бы
отрицать, как важно
хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко
– забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к
успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Последние годы в начальную школу приходят все больше учеников с
речевыми нарушениями (до 90% по данным логопедов), ослабленные
физически и психически. Дети, поступающие в 1 класс, часто имеют
нарушения речи, у них бедный словарный запас, наблюдается сужение
значения слов, недостаточно развит речевой аппарат, отличается вялостью
артикуляции. Младшие школьники быстро утомляются, что ведет к
замедлению темпа речи, ее невнятности, и это создает трудности в обучении
правильной выразительной речи учащихся. Перед учителем встает задача
поиска педагогических форм, методов и приемов работы, которые
способствовали бы речевому развитию ребенка.
В качестве рабочей гипотезы мною выдвинуто предположение о том,
что
развивать
речь
детей
-
значит
систематически
работать
над
её
содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений,
вдумчивому
выбору
подходящего
слова
и
его
формы,
грамотному
оформлению
мыслей. Процесс развития речи
младших школьников никак
нельзя
рассматривать,
ограничившись
рамками
одного
какого-нибудь
учебного предмета (чтения либо русского языка). Только комплексный подход
к
решению
проблемы
–
через
все
учебные
дисциплины
–
обеспечивает
хороший результат.
Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой
деятельности учащихся я определила для себя :
1.
Создание на уроках психологического климата, благоприятного
для деятельности детей, обстановки сотрудничества и сотворчества.
2.
Создание на уроках условий для формирования речевой
деятельности учащихся: проблемных ситуаций, постановки задач, решение
которых стимулирует речевую деятельность. Использование различных
методов работы для формирования и развития речевой деятельности:
наблюдений над языковым материалом, морфологического,
словообразовательного анализа слов, дидактических игр, в том числе,
сюжетно-ролевых, разыгрывания сценок, отгадывания загадок.
3.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере
эффективной, если в ней не задействована семья. Если школа и семья
закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Отсюда
конфликты, непонимание, неуверенность, нарушения речевого развития
младших школьников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество
логопеда, учителя и родителей.
Но главным условием развития речи младшего школьника является
разнообразие методов и приёмов на уроках и их умелое применение
учителем.
С первых дней обучения детей в школе провожу целенаправленное обучение
связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений:
(фонетическая зарядка, чтение чистоговорок, скороговорок, считалки,
загадки, сказки, игры, а также письменные творческие работы).
В 1 классе на каждом уроке обучения грамоте провожу фонетическую
зарядку: Предлагаю детям произнести звуки, подражая произношению звуков
животных, насекомых, дудочки, поезда и т.д.
Чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и
предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи.
Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.
На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.
Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.
Игра “По секрету всему свету”
Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу.
Последний ученик в группе произносит её вслух.
Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них
зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.
В 1 классе на уроках ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ после изучения нового
согласного звука и буквы провожу игру " Птичья стая ".
Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко
кричат, радуясь перелёту.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со, су, сы, си, се,
сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
Дети читают уже средним голосом, неспеша: Са, со, су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их
голоса чуть слышны.
Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Такая игра очень нравится детям, они ведут себя также весело и
оживлённо как и птицы. Системное и регулярное использование данных
упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок
пришёл в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 6 минут в
начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех
детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения.
Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-
поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны
труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и
слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не
перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки
навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для
артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.
Часто использую такой прием как скороговорки с продолжением. Берется
начало скороговорки, а дописать ее можно предложить всем остальным.
Когда этот процесс будет завершен, все, кто принимал участие в создании
скороговорки, зачитывают то, что у них получилось.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ
Перед вами, такие скороговорные комплекты, каждый из которых может быть
дополнен
Проще простого простаку Прохору
– просыпать просо просто так,
– пройти по проволоке,
– провести праздничный прием,
– приобрести прибор для причесывания ...
Расшалившийся малыш
– шипел на кошку,
– шлепнул Шурика шелковым шарфом,
– смешивал вермишель с шоколадом,
– навешивал вермишель на уши щенку,
– швырял шишки в шкаф ...
Веселые свистуны Свистунов и Свистулькин
– свистнули свежие сосиски,
– свернули свадебную суету,
– сваляли свистуна на свидании
Изучение пословиц и поговорок помогает пополнить словарный запас
учеников, сохранить богатство русского языка, как величайшее наследие
наших предков. Если наши дети будут владеть знаниями пословиц, то они
смогут чаще употреблять их в своей речи, делая этим ее образной и яркой…
Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает
любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему
усвоению грамматики, обогащает учащихся народной мудростью. Этот метод
использую в основном на уроках литературного чтения.
1. Доскажи пословицу.
2.. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему: о труде,
книге, дружбе и т.д).
3. Соотнести пословицу и картинку.
4.. Составить пословицу.
Очень нравится детям игра “Переведи на русский язык”. Известно, что в
языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу,
т.к. мудрость не знает границ. Дети любят “переводить” такие пословицы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ
Перед вами несколько пословиц, которые дети сумеют “перевести” на
русский язык. Я вам предлагаю сейчас это попробовать сделать
1.
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
2.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
3.
Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия.)
4.
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка.)
5.
Куда лопата ведет, туда вода течет. (Тибет.)
6.
После обеда приходится платить. (Англия.)
7.
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.)
Примерные варианты ответов:
1.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2.
Шило в мешке не утаишь.
3.
Мал золотник, да дорог.
4.
Яблоко от яблони недалеко падает.
5.
Куда иголка, туда и нитка.
6.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
7.
Пуганая птица всего боится.
Со 2 класса применяю одну из очень эффективных форм – работу над
созданием синквейнов. В переводе с французского слово «синквейн»
обозначает стихотворение из пяти строк. В нашей школьной программе он
появился в конце 90-х годов и укоренился благодаря сочетанию таких
функций:
развитие образного мышления;
расширение словарного запаса;
приобретения навыка выявления главного из массы информации;
развитие умения формулировать и делать вывод;
для учителя оценка словарного запаса и знаний ученика
Напомню правила составления синквейна:
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее
главную идею;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную
мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках
темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение
к теме;
пятая строка - слово или слова, связанные с первым, отражающие
сущность темы.
Используется на уроках русского языка при изучении «словарных слов»:
- на уроках лит. чтения для составления характеристики герою.
- на уроках окруж. мира при изучении животных, растений, явлений природы
и т.д
- на уроках математики позволяет не только развить творческие способности
учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие, формирует
навыки рефлексии.
Пример синквейна к словарному слову берёза, который составлен детьми:
1. Береза. 2. Тонкая, белоствольная. 3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза - символ России. 5. Дерево.
Планируя работу по развитию связной речи, использую слова из синквейна,
чтобы придумать рассказ.
1. Заяц. 2. Белый, пушистый. 3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное.
Вот какой рассказ составили ученики.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он
боится волка и лису. Увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца,
потому что зимой диким животным жить трудно.
Одними из помощников образной и выразительной речи являются
фразеологизмы. Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и
пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно
запоминать.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ
Задание: 1.Замени фразеологические обороты словами-синонимами. (1 гр)
В час по чайной ложке (медленно)
Рукой подать (близко)
Кривить душой (лгать)
Повесить нос (грустить)
2. Вспомни фразеологизмы - антонимы
набрать в рот воды - трещать без умолку
черепашьим шагом - не успеешь глазом моргнуть
спустя рукава – засучив рукава
бить баклуши - не покладая рук
довести до белого каления - олимпийское спокойствие
Задание: Восстанови фразеологизмы:
Купить ... в мешке
Пустить ... в огород
Делить шкуру неубитого ...
Вспомните и назовите фразеологизмы со словом «НОС»
Задирать нос, Зарубить на носу, Клевать носом, Любопытной Варваре на
базаре нос оторвали.
Не видеть дальше собственного носа, Не совать нос не в свое дело.
Повесить нос, Остаться с носом, Под самым носом,
С гулькин нос – очень мало (гулька – это голубь, клюв у голубя маленький)..
Следующий прием работы направлен на развитие воображения, мышления,
пробуждает у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка:
Игра- ассоциация «Словесная цепочка». Какие ассоциации возникают у вас,
когда слышите слово ШКОЛА( урок, перемена, ученики, учитель, учебники,
олимпиада и т.д) А теперь с этими словами составьте словосочетания, а затем
и предложения.
Можно использовать пословицы о знаниях, книге, ученье (Век живи — век
учись. Ученье — свет, а неученье — тьма. Ученье — путь к уменью. Мир
освещается солнцем, а человек — знанием. Грамоте учиться всегда
пригодится. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Кто любит науки, тот не
знает скуки. Ученье — лучшее богатство. Наука даёт крылья уму. Учиться
никогда не поздно. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.).
Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое
важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга,
пополняя тем самым свой словарный запас.
Работу над правилом организую следующим образом: дети задают вопросы
друг другу в парах по каждому абзацу правила, ещё практикую такой приём,
когда вопросы учащиеся задают учителю.
Такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание,
способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют
детям в игровой форме развивать свою устную научную речь
На уроках русского языка использую задания на исключение лишнего.
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Она имеет свои
особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором
«лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ
Пожалуйста, коллеги, предлагаю выполнить следующие задания.
Задание 1. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.
Сосна, клен, ясень, тополь.
Варианты ответов:
• Сосна - хвойное дерево, остальные - лиственные.
• Клен - 1 слог.
• Ясень - начало - на гласную букву, у остальных - на согласную букву.
• Клен - слово без орфограммы, у остальных - орфограмма «Безударная
гласная в корне».
• Сосна - существительное женского рода, остальные - мужского рода.
• Сосна - существительное 1-го склонения, остальные - 2-го склонения.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать
из нее постепенно по одному слову.
Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку
так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого
слова обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов:
• Объединить - это глагол, остальные - существительные.
• Какао - несклоняемое существительное среди существительных, другие -
склоняемые.
• Колонны - существительное мн. ч., остальные - ед. ч.
• Костюм - существительное мужского рода, остальные - женского.
• Рожь - существительное 3-го склонения, школа - существительное 1-го
склонения.
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию
монологической речи и мышления обучающихся. Они создают
благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и
орфографического материала в процессе применения знаний в новых
условиях.
Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического
языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры
трудности, а также в повышении речевой активности на основе сравнения,
анализа и синтеза при описании изучаемого объекта. Задания такого вида
помогают мне на рабочих уроках развивать потенциал
высокомотивированных обучающихся.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот
почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для
общения, для выражения своих мыслей. Применяя все эти педагогические
формы, методы и приемы работы, позволило мне добиться положительных
результатов по развитию речи и устранению дефектов в произношению
звуков моих учеников без помощи логопеда.
На основе анализа и обобщения моего педагогического опыта можно сделать
следующие выводы:
Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических
форм и приемов работы по развитию речи;
Литературные тексты помогают детям глубже осознать свои чувства,
приучает их к стройному и последовательному изложению своих
мыслей, повышает самоуважение.
Красивое и правильное высказывание рождает у обучающихся веру в
себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение,
фантазию.
Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и
говорить правильно, через методы и приемы, нравящиеся детям,
создается атмосфера, способствующая творческому подъему.
Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить
детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что
планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся
обеспечивает решение задачи речи”, на автоматизацию речевых навыков.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и
навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и
выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими
поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне:
затрагивая его мысли и чувства.
В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой
деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника
внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно
переоценить значение овладения видами речевой деятельности в
начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это –
орудие его саморазвития, то, что делает возможным его
самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и
личностное развитие.
У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи
учеников начальных классов. Возможно, мое выступление помогло
вспомнить некоторые из них. Буду рада, если приведенные мною формы
работы вы добавите в эту копилку и будете использовать в дальнейшей своей
работе. Желаю успехов!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 группа
Задание 1.
Проще простого простаку Прохору
Задание 2
1.
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
2.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
Задание: 3.Замени фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке
Рукой подать
Кривить душой
Повесить нос
Вспомните и назовите фразеологизмы со словом «НОС»
задание 4
Сосна, клен, ясень, тополь.
Задание 5.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
2 группа
Задание 1
Расшалившийся малыш
Задание 2
1.
Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия.)
2.
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка.)
Задание 3
Вспомни фразеологизмы – антонимы
набрать в рот воды -
черепашьим шагом -
спустя рукава –
бить баклуши -
довести до белого каления –
Вспомните и назовите фразеологизмы со словом «НОС»
Задание 4
Сосна, клен, ясень, тополь.
Задание 5
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
3 группа
Задание 1
Веселые свистуны Свистунов и Свистулькин
Задание 2
1.
Куда лопата ведет, туда вода течет. (Тибет.)
2.
После обеда приходится платить. (Англия.)
3.
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.)
Задание 3
Восстанови фразеологизмы:
Купить ... в мешке
Пустить ... в огород
Делить шкуру неубитого ...
Вспомните и назовите фразеологизмы со словом «НОС»
Задание 4
Сосна, клен, ясень, тополь.
Задание 5
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.