Напоминание

Математика 4 класс


Автор: Деревянная Ольга Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 30"
Населённый пункт: г. Балашиха
Наименование материала: учебная программа
Тема: Математика 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

143909, Московская область, Г.о.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.7

тел.: (498) 500-40-06, (498) 500-40-07, e-mail: bal.school30@yandex

ИНН 5001096382 КПП 500101001 ОГРН 1135001006238

Календарно – тематическое планирование

учебного курса «Математика»

4 класс

(

2017-2018уч. год)

Составлена на основе авторской программы

по математике

Авторы программы: М.И.Моро, М.А.Бантова,

Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова

УМК «Школа России»

Учителя начальной школы МБОУ «Школа № 30»:

Деревянной О.В.

Г.о. Балашиха

2017-2018 уч. год.

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для учащихся 1-4 классов на 2017 – 2018 учебный год составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы: М.И.Моро, М.А.Бантова,

Г.В.Бельтюкова и др. Просвещение 2014г.

Данная учебная программа реализуется на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ

№373 от 06.10.2009).

- Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2009 «О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования №373 от 06.10.2009».

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа № 30» 2017 – 2018 учебный год.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в

формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся

проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать

логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий.

Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его

отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные

действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному

поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не толькодля дальнейшего успешного изучения

математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

Математическое развитие младших школьников.

Формирование системы начальныхматематических знаний.

Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами

познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических

задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира,

усвоение начальных математических знаний,

связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а

также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

II. Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический

материал.

Содержаниеобучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи»,

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с

другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в

начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение,

вычитание, умножение иделение).На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате

счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою

специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные

условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения

взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и

искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в

них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать ианализировать содержание задачи (что известно

и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в

тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения,

обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение);

производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно

составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач

укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к

математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса,

школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их

духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным

ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и

спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей

и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений,

пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими

фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол,

ломаную, многоугольник. Они овладеют навыками работы с измерительным и чертёжным инструментам - линейка. Изучение

геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного

изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения

формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса

связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг,

справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет

закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной

самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать

свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий,

развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения,

различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе

классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а

также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в

изменённые условия.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает

формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении

учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать

реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышленияпослужит базойдля успешного овладения компьютерной

грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые

математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и

понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты

своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и

прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано

подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для

повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию

умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать

собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и

сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для

решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и

познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы,

многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных

познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать

поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты,

планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность.

Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их

расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура

позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления

формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении

обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только

формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших

школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов,

осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач

даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых

фактах.

III. Место курса в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы выделяется по 4 ч в неделю. Во 2-4 классах на математики отводится по 140 ч (35

учебные недели из них 4 ч. резервных).

IV. Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к

окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и

способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

— Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и способы её осуществления.

— Овладениеспособами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и

процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и

познавательных задач.

— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета),

сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать)

результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим

сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета

«математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и

процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в

соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также

для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами

счёта,измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и

выполнения алгоритмов.

— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи,

выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами,

схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по

заданной теме, распечатывать её на принтере)

V. Cодержание курса

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление чисел в виде

суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час,

сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля

величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения.

Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение

неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и

сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойств! умножения относительно сложения и вычитания. Числовые

выражен in Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.

Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения арифметических действий в числовых выражениях.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначные числа.

Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата,

проверка вычислений и калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи,

содержащие отношения «больше на (в) ...», «меньше на (в) ...».

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник

(треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон:

разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между

единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр.

Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,

квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры.

Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных

формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному

правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что ...», «если ..., то ...», «все»,

«каждый» и др.).

Обучающиеся должны знать:

названия и последовательность чисел до 1000;

названия компонентов и результатов умножения и деления;

правила порядка выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них).

Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного

навыка.

Обучающиеся должны уметь:

читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;

выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;

выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;

выполнять проверку вычислений;

вычислять значения числовых выражений, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них);

решать задачи в 1—3 действия;

находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).

ѴI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

А.А.Плешаков

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы, 2014г

М.И.Моро, С.И.Волкова,

С.В.Степанова

Математика. 1-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч., 2014г

М.И.Моро, С.И.Волкова,

С.В.Степанова

Математика. 1-4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч., 2014г

Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова

ѴII. Тематический план и график контрольных работ, график проектных работ, график практических работ и экскурсий

.

Тематический план 4 класс

№ Раздел

кол-во часов

1

Числа от 1 до 1000. Повторение.

13

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация.

23

3

Величины.

6

4

Сложение и вычитание.

11

5

Умножение и деление многозначных чисел

11

6

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)

4

7

Умножение числа на произведение

12

8

Деление числа на произведение

11

9

Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное число

13

10

Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

20

11

Повторение

16

Итого

140

График контрольных работ 4 класс

№ п/п

Дата.

Дата

факт

1

13.09 -14.09

Входная контрольная работа

2

25.09-29.09

Контрольная работа по теме «Четыре арифметических действия»

3

09.10-13.10

Контрольная работа по теме по теме «Нумерация чисел больше 1000».

4

20.11-24.11

Контрольный тест по теме «Величины»

5

04.12-08.12

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

6

21.12

Контрольная работа за I полугодие

7

29.01-02.02

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

8

19.02-22.02

Контрольная работа на тему «Умножение и деление»

9

12.03-16.03

Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число»

10

16.04-20.04

Комплексная диагностическая работа.

11

23.04-27.04

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное и трёхзначное число».

12

07.05-11.05

Всероссийская проверочная работа.

13

15.05

Итоговая контрольная работа.

Итого: тест-1

контрольная работа- 10

всероссийская проверочная работа - 1

График проектных работ

Дата

(план)

Дата

(факт.)

Тема проекта.

1.

09.10-13.10

Проект «Математика вокруг нас». Создание

математического справочника «Наш город».

2

19.02-22.02

Проект «Математика вокруг нас». Создание

математического справочника «Наш город».

Итого: 2

VIII.Календарно-тематическое планирование по курсу «Математика» 4 класс 140 ч.

п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Тема урока

Характеристика учебной деятельности обучающихся

Числа от 1 до 1000 . Повторение (13ч)

1.

05.09-

08.09

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

Читать и записывать трехзначные числа, заменять трёхзначные

числа суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные

числа.

2.

Четыре арифметических действия. Порядок

их выполнения.

Использовать различные приёмы для устных вычислений.

Вычислять значения выражений с двумя переменными при

заданных значениях входящих в них букв, используя правила о

порядке действий в числовых выражениях, свойства сложения,

прикидку результата.

3.

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

Контролировать пошагово правильность применения

алгоритмов арифметических действий при письменных

вычислениях.

4.

Вычитание трёхзначных чисел вида 607 -

463, 903-574

Контролировать пошагово правильность применения

алгоритмов арифметических действий при письменных

вычислениях

5.

11.09-

15.09

Приёмы письменного умножения

трёхзначных чисел на однозначные числа.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления

многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

6.

Входная контрольная работа

Контролировать пошагово правильность применения

алгоритмов арифметических действий при письменных

вычислениях. Использовать различные приёмы проверки

правильности вычислений.

7.

Работа над ошибками.

Свойства умножения.

Применять алгоритмы письменного умножения многозначного

числа на однозначное и выполнять эти действия.

8.

Приёмы письменного деления трёхзначных

чисел на однозначные числа.

Применять алгоритмы письменного деления многозначного

числа на однозначное и выполнять эти действия.

9.

18.09-

Письменное деление трёхзначных чисел. .

Применять алгоритмы письменного деления многозначного

22.09

числа на однозначное и выполнять эти действия.

10.

Алгоритм деления трехзначного числа на

однозначное.

Математический диктант

Применять алгоритмы письменного деления многозначного

числа на однозначное и выполнять эти действия.

11.

Деление трёхзначного числа на

однозначное, когда в записи частного есть

0.

Контролировать пошагово правильность применения алгоритма

деления.

12.

Чтение и составление столбчатых

диаграмм.

Читать и строить столбчатые диаграммы.

13.

25.09-

29.09

Четыре арифметических действия.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания

Числа, которые больше 1000 .Нумерация (23ч)

14.

Новая счетная единица – тысяча.

Класс единиц и класс тысяч.

Знать названия классов и разрядов;

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и

записывать любые числа в пределах миллиона.

Заменять многозначные числа суммой разрядных слагаемых;

выделять в числе единицы каждого разряда.

Определять и называть общее количество единиц любого

разряда, содержащихся в числе.

15.

Контрольная работа по теме «Четыре

арифметических действия: сложение,

вычитание, умножение, деление».

Контролировать пошагово правильность применения

алгоритмов арифметических действий при письменных

вычислениях. Использовать различные приёмы проверки

правильности вычислений.

16.

Работа над ошибками.

Чтение и запись многозначных чисел.

Использовать различные приёмы проверки правильности

вычислений.

17.

02.10-

06.10

Разрядные слагаемые

Сравнение многозначных чисел.

Сравнивать многозначные числа по классам и разрядам;

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена

последовательность, продолжать её, восстанавливать

пропущенные в ней элементы

18.

Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100,

1000 раз.

Увеличивать и уменьшать числа в 10, 100, 1000 раз.

19.

Выделение в числе общего количества

единиц любого разряда.

Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и

называть общее количество единиц любого разряда,

содержащихся в числе.

20.

Класс миллионов и класс миллиардов..

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Устанавливать правило составления числовой

последовательности, продолжать её, восстанавливать

пропущенные в ней элементы.

21.

09.10-

13.10

Повторение по теме «Увеличение

(уменьшение) чисел класса тысяч в 10, 100,

1000 раз».

Увеличивать и уменьшать числа в 10, 100, 1000 раз.

22.

Повторение по теме «Письменное деление

трёхзначных чисел с остатком».

Применять алгоритмы письменного деления многозначного

числа на однозначное и выполнять эти действия.

23.

Контрольная работа по теме по теме

«Нумерация чисел больше 1000».

Использовать различные приёмы проверки правильности

вычислений. Решать текстовые задачи выражением,

геометрические задачи арифметическим способом.

24.

Работа над ошибками.

Проект «Математика вокруг нас».

Создание математического справочника

«Наш город».

Собрать информацию о своем городе, создать математический

справочник. Использовать материал справочника для

составления и решения различных текстовых задач.

25.

16.10-

20.10

Единицы длины. Километр.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более

крупные, крупные в более мелкие, используя соотношения

между ними.

26.

Таблица единиц длины.

Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.

27.

Единицы площади. Квадратный километр.

Квадратный миллиметр.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

28.

Ар. Гектар.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

29.

23.10-

27.10

Таблица единиц площади.

Переводить одни единицы площади в другие, используя

соотношения между ними.

30.

Палетка .Определение площади фигур

произвольной формы с помощью палетки.

Математический диктант.

Определять площади фигур произвольной формы с помощью

палетки

31.

Определение площади с помощью палетки.

Определять площади фигур произвольной формы с помощью

палетки

32.

Единицы массы.

Тонна. Центнер.

Переводить одни единицы массы в другие, используя

соотношения между ними.

2 четверть

33.

07.11-

10.11

Таблица единиц массы.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода

от одних единиц измерения к другим (от мелких к более

крупным и от крупных к более мелким).

34.

Решение задач с величинами.

Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе,

упорядочивать их.

35.

Единицы времени. Сутки. Время от 0 до 24

ч.Проверочная работа.

Переводить одни единицы времени в другие.

36.

Определение времени по часам.

Решение задач.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода

от одних единиц измерения к другим (от мелких к более

крупным и от крупных к более мелким).

Величины (6ч)

37.

13.11-

17.11

Время. Единица времени – секунда.

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по

продолжительности, упорядочивать их.

38.

Время. Единица времени – век.

Математический диктант.

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по

продолжительности, упорядочивать их.

39.

Таблица единиц времени.

Переводить одни единицы времени в другие.

40.

Решение задач на определение начала,

продолжительности и конца события.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и

конца событий.

41.

20.11-

24.11

Преобразование величин.

Переводить одни единицы времени в другие.

42.

Контрольный тест по теме «Величины»

Использовать различные приёмы проверки правильности

вычислений. Решать текстовые задачи выражением, задачи с

величинами арифметическим способом.

Сложение и вычитание (11ч)

43.

Работа над ошибками. Письменные

приемы сложения и вычитания.

Выполнение письменного сложения и вычитания многозначных

чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения;

44.

Приемы письменного вычитания вида

7000-456, 57001-18032.

Выполнение письменного сложения и вычитания многозначных

чисел, опираясь на знание алгоритмов.

45.

27.11-

01.12

Решение уравнений вида х+15=68:2

Решение уравнений данного вида.

46.

Решение уравнений на нахождение

неизвестногоуменьшаемого, вычитаемого.

Проверочная работа

Осуществлять пошаговый контроль правильности решения

уравнения

47.

Решение задач на нахождение нескольких

долей целого.

Выполнение сложения и вычитания значений величин.

Осуществление пошагового контроля правильности выполнения

арифметических действий.

48.

Задачи на сложение и вычитание величин.

Выполнение сложения и вычитания значений величин.

Осуществление пошагового контроля правильности выполнения

арифметических действий.

49.

04.12-

08.12

Задачи на уменьшение числа в несколько

раз в косвенной форме.

Моделирование зависимости между величинами в текстовых

задачах, решение их.

50.

Сложение и вычитание величин с разными

единицами измерения.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода

от одних единиц измерения к другим (от мелких к более

крупным и от крупных к более мелким).

51.

Контрольная работа по теме «Сложение

и вычитание»

Применять обобщенные знания при выполнении

арифметических действий и при решении задач.

52.

Работа над ошибками. Сложение и

Моделирование зависимости между величинами в текстовых

вычитание величин с разными единицами

измерения.

задачах, решение их.

53.

11.12-

15.12

Задачи-расчеты.

Планирование действий по устранению выявленных недочётов.

Выполнение заданий творческого и поискового характера,

применение знаний и способов действия в изменённых условиях

Умножение и деление многозначных чисел (11ч)

54.

Алгоритм письменного умножения

многозначного числа на однозначное.

Выполнять письменное умножение и деление многозначного

числа на однозначное.

55.

Приемы письменного умножения вида

4037*4.

Математический диктант.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения

действия умножения.

56.

Умножение чисел, запись которых

оканчивается нулями.

Выполнять письменное умножение и деление многозначного

числа на однозначное.

57.

18.12

-22.12

Деление как арифметическое действие.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения

действия деления.

58.

Письменные приемы деления вида 972:4.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения

действия деления.

59.

Письменные приемы деления вида 6524:7.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения

действия деления.

60.

Контрольная работа за I полугодие

Применять обобщенные знания при выполнении

арифметических действий и при решении задач.

61.

25.12-

29.12

Работа над ошибками.

Задачи на пропорциональное деление.

Составление плана решения текстовых задач, решение их

арифметическим способом.

62.

Деление многозначных чисел на

однозначные, когда в записи частного есть

нули.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения

действия деления.

63.

Решение задач в косвенной форме на

увеличение и уменьшение в несколько раз.

Составлять план решения текстовых задач и решать их

арифметическим способом

64.

Решение задач в косвенной форме.

Составлять план решения текстовых задач и решать их

арифметическим способом

3 четверть

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (4ч)

65.

10.01-

12.01

Скорость. Время. Расстояние.

Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость,

время, расстояние

66.

Взаимосвязь между скоростью, временем и

расстоянием.

Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с

величинами: скорость, время, расстояние

67.

Решение задач на движение.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

68.

15.01-

19.01

Решение задач на нахождение скорости,

времени, расстояния.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Умножение числа на произведение (12ч)

69.

Умножение числа на произведение.

Применять свойства умножения числа на произведение в устных

и письменных вычислениях

70.

Письменные приёмы умножения вида 243 *

20, 532 * 300

Математический диктант.

Выполнение устного и письменного умножения на числа,

оканчивающиеся нулями, объяснение используемых приёмов.

71.

Письменные приёмы умножения вида 703 *

60, 956 * 400

Выполнение устного и письменного умножения на числа,

оканчивающиеся нулями, объяснение используемых приёмов.

72.

22.01-

26.01

Письменное умножение на числа,

оканчивающиеся нулями.

Выполнение устного и письменного умножения на числа,

оканчивающиеся нулями, объяснение используемых приёмов.

73.

Письменное умножение двух многозначных

чисел, оканчивающихся нулями.

Проверочная работа

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты

выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

74.

Решение задач на нахождение неизвестного

по двум разностям

Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

75.

Перестановка и группировка множителей.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты

выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

76.

29.01-

02.02

Устные приёмы умножения вида 18 * 20, 25

* 12

Выполнение устного и письменного умножения на числа,

оканчивающиеся нулями, объяснение используемых приёмов.

77.

Контрольная работапо теме «Умножение

и деление на числа, оканчивающиеся

нулями»

Применять обобщенные знания при выполнении

арифметических действий и при решении задач.

78.

Работа над ошибками. Решение задач

творческого и поискового характера.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения

действия деления.

79.

Письменное умножение на круглые числа.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты

выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

80.

05.02-

09.02

Письменное умножение двух многозначных

чисел, оканчивающихся нулями.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты

выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

Деление числа на произведение (11ч)

81.

Деление числа на произведение.

Применение свойства деления числа на произведение в устных и

письменных вычислениях.

82.

Устные приемы деления вида 600:20,

5600:800

Выполнение устного и письменного деления на числа,

оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.

83.

Деление с остатком на 10,100, 1000.

Формировать вычислительные навыки при делении с остатком

на 10, 100, 1000

84.

12.02-

16.02

Алгоритм письменного деления на числа,

оканчивающиеся нулями.

Математический диктант.

Выполнение устного и письменного деления на числа,

оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.

85.

Письменное деление на числа,

оканчивающиеся нулями.

Применять свойства умножения числа на произведение в устных

и письменных вычислениях

86.

Деление числа, оканчивающегося нулями.

Выполнение устного и письменного деления на числа,

оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.

87.

Решение задач на встречное движение.

Выполнение схематических чертежей по текстовым задачам на

одновременное встречное движение

88.

19.02.-

22.02

Знакомство с задачами на движение в

противоположных направлениях.

Выполнение схематических чертежей по текстовым задачам на

одновременное движение в противоположных направлениях

89.

Решение задач на движение.

Выполнение схематических чертежей по текстовым задачам на

одновременное встречное движение и движение в

противоположных направлениях и решать такие задачи

90.

Контрольная работа по теме «Умножение

и деление»

Оценка результатов усвоения учебного материала, планирование

действий по устранению выявленных недочетов

91.

Работа над ошибками.

Проект «Математика вокруг нас».

Создание математического справочника

«Наш город».

Собирать и систематизировать информацию по разделам

Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное число (13)

92.

26.02

-02.03

Приемы умножения числа на сумму

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму

нескольких слагаемых

93.

Умножение числа на сумму

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму

нескольких слагаемых

94.

Устные приемы умножения вида 12*15.

Математический диктант.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму

нескольких слагаемых

95.

Письменное умножение на двузначное

число.

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на

двузначное и трёхзначное, опираясь на знание алгоритмов

письменного выполнения действия умножения.

96.

05.03-

07.03

Письменное умножение на двузначное

число.

Проверочная работа

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на

двузначное и трёхзначное, опираясь на знание алгоритмов

письменного выполнения действия умножения

97.

Решение задач на нахождение неизвестного

по двум разностям.

Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

98.

Закрепление решения задач вида «На

нахождение неизвестного по двум

Решать текстовые задачи на нахождение неизвестного по двум

разностям

разностям».

99.

12.03-

16.03

Письменное умножение трехзначного числа

на трёхзначное число.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму

нескольких слагаемых.

100.

Письменное умножение на трехзначное

число.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму

нескольких слагаемых.

101.

Контрольная работа по теме «Умножение

на двузначное и трехзначное число»

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму

нескольких слагаемых.

102.

Работа над ошибками. Отработка

письменного умножения на трехзначное

число.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму

нескольких слагаемых.

103.

19.03-

22.03

Арифметические действия. Решение

уравнений.

Оценка результатов усвоения учебного материала, планирование

действий по устранению выявленных недочетов.

104.

Решение задач на нахождение неизвестного

по двум разностям.

Решать задачи изученных видов на нахождение неизвестного по

двум разностям

Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число (20ч)

105.

Письменное деление на двухзначное число.

Письменное деление на двузначное число. Верные и неверные

равенства и неравенства. Решение задач. Нахождение значения

выражения с переменными.

106.

Письменное деление с остатком на

двузначное число.

Письменное деление с остатком на двузначное число. Решение

задач и уравнений. Значение буквенных выражений

4 четверть

107.

02.04-

06.04

Алгоритм письменного деления на

двузначное число.

Прием письменного деления на двузначное число. Решение

задач и уравнений. Преобразование величин. Значение

буквенных выражений. Порядок выполнения действий в

числовых выражениях.

108.

Письменное деление на двузначное число.

Прием письменного деления на двузначное число. Решение

задач и уравнений. Порядок выполнения действий в числовых

выражениях

109.

Деление на двузначное число методом

подбора, когда в частном есть нули.

Прием письменного деления на двузначное число. Решение

задач и уравнений. Составление выражений с переменной.

Преобразование величин. Порядок выполнения действий в

числовых выражениях.

110.

Умножение и деление на двузначное число.

Проверочная работа.

Деление и умножение на двузначное число. Решение задач на

нахождение неизвестных по двум разностям, составление задач

по чертежу. Действия с именованными числами.

111.

09.04-

13.04

Письменное деление на трехзначное число.

Письменное деление на трехзначное число. Решение задач.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях со

скобками и без скобок.

112.

Алгоритм письменного деления на

трехзначное число.

Прием письменного деления на трехзначное число. Решение

задач. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со

скобками и без скобок

113.

Деление на двузначное и трёхзначное

число.

Прием письменного деления на трехзначное число. Решение

задач. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со

скобками и без скобок

114.

Деление с остатком

Прием письменного деления с остатком на трехзначное число.

Математический диктант

Решение задач. Составление обратных задач. Сравнение

выражений. Порядок выполнения действий в числовых

выражениях без скобок

115.

16.04-

20.04

Проверка действия умножения делением.

Приемы письменного деления на трехзначное число. Проверка

деления умножением. Решение задач и уравнений. Составление

выражений.

116.

Проверка действия деления умножением

Приемы письменного деления на трехзначное число. Проверка

деления умножением. Решение задач и уравнений. Составление

выражений.

117.

Проверка действий умножения и деления.

Использование приемов умножения. Решение задач изученных

видов. Решение уравнений. Нахождение значений числовых

выражений. Порядок выполнения действий в числовых

выражениях со скобками и без скобок.

118.

Комплексная диагностическая работа

Обобщение полученных знаний на уроках математики в четвертом

классе, проверка знаний учащихся

119.

23.04-

28.04

Работа над ошибками. Арифметические

действия умножение и деление и способы

их проверки.

Использование приемов умножения. Решение задач изученных

видов. Решение уравнений. Нахождение значений числовых

выражений. Порядок выполнения действий в числовых

выражениях со скобками и без скобок

120.

Проверка умножения делением и деления

умножением.

Использование приемов умножения. Решение задач изученных

видов. Решение уравнений. Нахождение значений числовых

выражений. Порядок выполнения действий в числовых

выражениях со скобками и без скобок

121.

Обобщение по теме «Проверка действий

умножения и деления».

Обобщение полученных знаний на уроках математики в

четвертом классе, проверка знаний учащихся; выполнение

самопроверки, рефлексии деятельности.

122.

Контрольная работа по теме «Деление на

двузначное и трёхзначное число»

Обобщение полученных знаний на уроках математики в четвертом

классе, проверка знаний учащихся; выполнение самопроверки,

рефлексии деятельности

123.

Работа над ошибками.

Куб. пирамида. Шар. Распознавание и

названия геометрических тел: куб, шар,

пирамида.

Обобщение полученных знаний на уроках математики в

четвертом классе, проверка знаний учащихся; выполнение

самопроверки, рефлексии деятельности.

124.

03.05-

11.05

Развёртка куба. Развёртка пирамиды.

Изготовление моделей куба, пирамиды.

Обобщение полученных знаний на уроках математики в четвертом

классе, проверка знаний учащихся; выполнение самопроверки,

рефлексии деятельности

Повторение 16 ч.

125.

Решение геометрических задач.

Решение задач с геометрическим содержанием. Выполнение

арифметических действий в выражениях со скобками и без них.

Решение уравнений

126.

Выражение. Равенство.

Решение составных арифметических задач, задач с

геометрическим содержанием. Выполнение арифметических

действий в выражениях со скобками и без них. Решение

уравнений

127.

Равенство. Неравенство. Уравнения.

Решение составных арифметических задач, задач с

геометрическим содержанием. Выполнение арифметических

действий в выражениях со скобками и без них. Решение

уравнений

128.

Всероссийская проверочная работа

Обобщение полученных знаний на уроках математики в

четвертом классе, проверка знаний учащихся.

129.

14.05-

18.05

Работа над ошибками. Обобщение знаний

по теме «Выражение. Равенство»

Обобщение полученных знаний на уроках математики в

четвертом классе, проверка знаний учащихся; выполнение

самопроверки, рефлексии деятельности

130.

Обобщение знаний по теме

«Задачи на скорость, время, расстояние»

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.

131.

Итоговая контрольная работа

Обобщение полученных знаний на уроках математики в

четвертом классе, проверка знаний учащихся.

132.

Повторение. Арифметические действия:

сложение и вычитание.

Обобщение полученных знаний на уроках математики в

четвертом классе, проверка знаний учащихся; выполнение

самопроверки, рефлексии деятельности

133.

21.05-

25.05

Повторение. Величины.

Обобщение полученных знаний на уроках математики в

четвертом классе, проверка знаний учащихся.

134.

Повторение. Арифметические действия:

умножение и деление.

Соблюдение порядка выполнения действий в числовых

выражениях. Решение текстовых задач изученных видов и

уравнений.

135.

Повторение.

Геометрические фигуры.

Геометрические фигуры и величины. Использование чертежных

инструментов для выполнения построений отрезков

136.

Повторение.

Свойства диагоналей прямоугольника

Геометрические фигуры и величины. Использование чертежных

инструментов для выполнения построений отрезков

137.

28.05-

31.05

Микрокалькулятор.

138.

Повторение по теме «Сравнение

именованных чисел»».

Обобщение полученных знаний на уроках математики в

четвертом классе, проверка знаний учащихся.

139.

Игра «В поисках клада».

Обобщение полученных знаний на уроках математики в

четвертом классе, проверка знаний учащихся.

140.

Резервный урок

Лист коррекции дат в календарно – тематическом планировании по курсу «Математика»

на 2017-2018 уч.г. _____класс

Класс: ______

Классный руководитель_______________________

Дата план.

Дата факт.

Изменения

Причины



В раздел образования