Напоминание

урок по литературному чтению для 4 класса


Автор: Овчинникова Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ п. Витим
Населённый пункт: п. Витим, Ленский р-н, республика Саха (Якутия)
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: урок по литературному чтению для 4 класса
Раздел: начальное образование





Назад




Урок

литературного

чтения

УМК

«Школа

России»,

4

к л а с с ,

р а з р а бот а л а

у ч и т е л ь

н ач а л ь н ы х

к л а с с ов

О вч и н н и ков а

И . В .

Те м а

у р о к а : П. П. БАЖОВ «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством уральского

сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие, необыкновенность, красоту

его сказов; создать условия для формирования нравственных позиций на основе чтения

высокохудожественных текстов, освоения основных литературоведческих понятий:

рассказ, герой, сюжет; способствовать развитию умений работать с прозаическим текстом

(определять основные сюжетные линии, главную мысль произведения, характеризовать

героя), с книгой

(определять необходимую информацию по обложке книги, с оглавлением книги;

соотносить иллюстрацию с содержанием книги)

П л а н и р уе м ы е

р е з у л ь т а т ы

Предметные:

п о з н а ко м я т с я : с

понятием «сказ», с

творчеством П. П. Бажова

и содержанием

произведения

«Серебряное копытце»;

н а у ч а т с я : понимать

содержание литературного

произведения; называть

героев произведения,

воспринимать и понимать

их эмоционально-

нравственные

переживания, находить в

произведении средства

художественной

выразительности

(сравнение,

олицетворение)

Метапредметные:

Познавательные: работать с текстом:

осмысливать структурные особенности

рассказа, характеризовать героев, понимать

главную мысль, осуществлять поиск

необходимой информации в книге; уметь

ориентироваться в учебной и художественной

книге; самостоятельно и целенаправленно

выбирать книги на основе заданного

материала.

Регулятивные: осознавать смысл и назначение

позитивных установок на успешную работу,

пользоваться ими в случае неудачи на уроке,

проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: осмысливать правила

взаимодействия в паре и группе (распределять

обязанности, составлять план совместных

действий, уметь договариваться о совместных

действиях)

Личностные:

осмысливать

базовые

ценности:

благородство,

дружба,

понимание,

сочувствие;

предлагать

собственные

правила

работы в

группе и на

уроке в

зависимости от

формы урока

О р г а н и з а ц и о н н а я

с т р у к т у р а

у р о к а

Этап

урока

Содержание

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности

обучающегося

I.

Актуализ

ация

опорных

знаний.

Проверка

домашнего

задания

Осуществлять

актуализацию

личного

жизненного опыта

Проверяет домашнее задание.

Проводит беседу о проделанной

работе

Дети зачитывают

своё четверостишье

II.

Сообщени

е темы

урока.

Определе

ние целей

урока

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Анализировать,

находить общее и

различия, делать

выводы.

Осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме

- А как вы думаете, ребята, в каком

жанре написано это произведение?

- почему? Докажите.

- Давайте вспомним, с какими ещё

жанрами литературы мы знакомы,

отгадайте шарады.

- Сегодня на уроке мы

познакомимся с новым

произведением, а вот к какому

жанру оно относится, вы скажите

мне в конце урока. Конечно же,

будем знакомиться и с автором

этого произведения, который

знаком вам с раннего детства, а его

произведения с удовольствием

читают не только дети, но и

взрослые.

Знакомьтесь: Павел Петрович

Бажов.

С к а з к а .

О т в е т ы

д е т е й

БЫЛИНА

СКАЗКА

РАССКАЗ

СКАЗ

III.

Знакомст

во с

творчеств

ом автора

Осуществлять

анализ

произведения.

Осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме,

обосновывать

свое мнение.

Отец Петр Васильевич и мама

Августина Степановна жили очень

бедно. И поэтому мать показала

ему буквы (она обучилась грамоте

самостоятель То, что Павел

увидел, услышал и пережил в

детстве и юности, не забывалось

им никогда, в том числе рассказы

бабушки. От нее впервые он

услышал рассказы о Медной горе,

которые позже стали основой его

произведений. Много узнал Павел

от Василия Алексеевича

Хмелинина – дедушки . Через

много лет он вернется к рассказам

дедушки Слышко, и они станут

основой его произведений.

IV.

Первично

е чтение

произведе

ния

Аргументировать

свою позицию.

Осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной форме,

обосновывать

свое мнение.

Согласовывать

усилия по

решению учебной

задачи.

Договариваться и

приходить к

общему мнению

при работе в паре

- взяли все карандаши и

внимательно следим и выделяем

непонятные вам слова и

выражения.

– Сегодня мы начнем читать сказ

«Серебряное копытце», который

впервые был опубликован в

альманахе «Уральский

современник» в 1938 году, позже, в

1942 году, произведение было

отредактировано для сборника

«Ключ-камень».

– Что хотите сказать? Поделитесь

своими впечатлениями от

прочитанного. Понравилась ли вам

произведение? Чем?

Почему, по вашему мнению,

Кокованя решил взять Дарёнку к

себе в дом?

А почему девочка согласилась

идти жить к Коковане?

- Какие непонятные слова и

выражения вам встретились?

Читают

произведение.

Отвечают на вопросы

учителя.

Объясняют значения

слов:

Барская рукодельня

ручной труд

(преимущественно

вышивание, вязание,

шитье).

Взъесться

невзлюбив,

рассердившись, начать

упрекать, обвинять,

бранить.

Голбчик – приступка

для выхода на печь.

Пожитки – мелкое

имущество, домашние

вещи.

Похлебка – жидкая

пища, род супа из

картофеля или крупы.

Несподручно

неудобно, неловко.

Пособник – помощник

в делах.

Покосные ложки

широкие, пологие

овраги, покрытые

травой.

Статочное ли дело

(устар.) – хорошее ли

дело.

Приказчик

управляющий имением

помещика

(хозяйством).

Очаг – устройство для

разведения и

поддерживания огня.

Горюн – горевать.

Балаган – временная

легкая деревянная

постройка.

Бирюзовый

зеленовато-голубой

цвет.

Душной – запах,

идущий от животного.

Угрузнешь в снегу

утонешь, погрузишься

в снег.

V. Анализ

произведе

ния

Осуществлять

анализ объектов с

опорой на

визуализацию,

выделять

последовательнос

ть развития

сюжета.

Адекватно

использовать

речевые средства

для решения

различных

коммуникативных

задач. Делать

выводы, извлекать

информацию из

различных

источников.

Планировать свое

действие в

соответствии с

поставленной

задачей и

условиями ее

реализации

Перечитывание текста

произведения с предварительным

заданием.

Итак, какие жанры можно сразу

же убрать?

– К какому жанру относится

произведение? Что такое сказ?

– Что лежит в основе сказа?

– Назовите отличительные черты

сказа от сказки.

Как зажили втроем Кокованя,

Дарёнка и Мурёнка? Как они

относились друг к другу?

– Можно сказать, что они были

счастливы?

– Почему же им так хотелось

увидеть Серебряное копытце?

Выберите один из вариантов

ответа и обоснуйте свой выбор:

каждый из героев верил в сказки и

хотел увидеть чудо; герои были

бедными, надеялись продать

камни и зажить богато.

У Коковани с Дарёнкой не было

корыстных побуждений.

Серебряное копытце испытывает,

искушает героев богатством, но

они не подаются искушению, не

жадничают на дармовщинку,

прекрасно понимая, что богатство

не синоним счастья.

– Почему все-таки «чудо»

произошло именно с Дарёнкой и

Кокованей?

– Чем был необычен Серебряное

копытце? Как говорится о нем в

сказе?

– Почему Кокованя решил взять

Перечитывают текст

произведения.

Отвечают на вопросы

учителя.

Высказывают

предполо-

жения.

– В основе сказа лежат

события, которые

реально происходили

когда-то давно.

– Автор сочетает сказы

и рассказы.

– Зажили они дружно,

весело. Относились

друг к другу с

любовью и вниманием,

заботясь и помогая

друг другу.

– Да. Кокованя

заменил Дарёнке

умерших родителей, а

Дарёнка вернула

Коковане семью. У

каждого человека

должна быть семья,

родная или приемная.

Человек не может быть

счастлив без семьи, без

детей, без друзей.

– Герои были

вознаграждены за

любовь и доброту, за

Дарёнку с собой в лес?

– Как вы думаете, увидит Дарёнка

Серебряное копытце?

– Как произошла встреча Дарёнки

с Серебряным копытцем?

Прочитайте об этом.

– Как вы думаете, почему Дарёнка

не разрешила Коковане собрать

все камни?

– Какую роль в сказе отводит П. П.

Бажов Мурёнке? Подтвердите

ваше мнение словами

произведения

душевность и ласку

VI.

Домашнее

задание

Осознавать,

принимать,

сохранять

учебные

задачи

Объясняет домашнее задание.

Перечитать сказ. Выписать в

тетрадь по чтению слова и

выражения, характеризующие

Дарёнку и Кокованю (в 2

столбика). Подготовить

выразительное чтение

понравившегося отрывка

Внимательно

слушают, задают

уточняющие

вопросы

VII. Итог

урока.

Рефлекси

я

Осуществлять

самоконтроль

учебной

деятельности

Оценка результатов выполнения

заданий на уроке, в том числе и

чтения. Организация подведения

итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить

работу на уроке. Проводит

беседу:

– На этом уроке вы трудились не

только головой, но и сердцем.

– Скоро прозвенит звонок,

подведем сейчас итог.

– Легко ли читать сказы и почему?

– Что особенно заинтересовало вас

во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что было непонятно, сложно?

– Чем вам запомнился урок? Какие

открытия

сделали?

– Почему Бажова называют

Отвечают на

вопросы. Определяют

свое эмоциональное

состояние на уроке.

Проводят самооценку,

рефлексию.

Заранее

подготовленный

ученик читает

стихотворение:

Не стой в стороне

равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку

нужно

В любую минуту,

всегда.

И если кому-то, кому-

волшебником?

– Как называется знаменитый

сборник сказов

П. Бажова?

– Часто сказки заканчиваются

такими словами: «Сказка – ложь,

да в ней намек». А какой урок

извлекли вы? Какие выводы,

сделанные на этом уроке, вам

пригодятся в жизни?

– Перед каждым из вас на парте

лежат по 3 цветных кружка-

камушка. А на доске –

изображение покосного ложка.

Если вам после сегодняшнего

урока захотелось узнать больше о

сказах Бажова, приклейте зеленый

камушек, если вы на уроке

работали хорошо, но могли бы

лучше, то приклейте голубой, а

если испытывали трудности, то

красный. Давайте все вместе

полюбуемся на наш луг, сияющий

волшебными камнями

то поможет

Твоя доброта и улыбка

твоя,

Ты знай, что сей день

не напрасно

был прожит,

Что годы живешь ты

не зря!

М. Пляцковский

Читают и объясняют

пословицы и

поговорки:

• Без семьи, без детей,

без друзей нет смысла

жизни.

• Богатство не

синоним счастья.

• Желаешь себе добра

– делай добро другим



В раздел образования