Автор: Овчинникова Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ п. Витим
Населённый пункт: п. Витим, Ленский р-н, республика Саха (Якутия)
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: урок по литературному чтению для 4 класса
Раздел: начальное образование
Урок
литературного
чтения
УМК
«Школа
России»,
4
к л а с с ,
р а з р а бот а л а
у ч и т е л ь
н ач а л ь н ы х
к л а с с ов
О вч и н н и ков а
И . В .
Те м а
у р о к а : П. П. БАЖОВ «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством уральского
сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие, необыкновенность, красоту
его сказов; создать условия для формирования нравственных позиций на основе чтения
высокохудожественных текстов, освоения основных литературоведческих понятий:
рассказ, герой, сюжет; способствовать развитию умений работать с прозаическим текстом
(определять основные сюжетные линии, главную мысль произведения, характеризовать
героя), с книгой
(определять необходимую информацию по обложке книги, с оглавлением книги;
соотносить иллюстрацию с содержанием книги)
П л а н и р уе м ы е
р е з у л ь т а т ы
Предметные:
п о з н а ко м я т с я : с
понятием «сказ», с
творчеством П. П. Бажова
и содержанием
произведения
«Серебряное копытце»;
н а у ч а т с я : понимать
содержание литературного
произведения; называть
героев произведения,
воспринимать и понимать
их эмоционально-
нравственные
переживания, находить в
произведении средства
художественной
выразительности
(сравнение,
олицетворение)
Метапредметные:
Познавательные: работать с текстом:
осмысливать структурные особенности
рассказа, характеризовать героев, понимать
главную мысль, осуществлять поиск
необходимой информации в книге; уметь
ориентироваться в учебной и художественной
книге; самостоятельно и целенаправленно
выбирать книги на основе заданного
материала.
Регулятивные: осознавать смысл и назначение
позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке,
проговаривая во внешней речи.
Коммуникативные: осмысливать правила
взаимодействия в паре и группе (распределять
обязанности, составлять план совместных
действий, уметь договариваться о совместных
действиях)
Личностные:
осмысливать
базовые
ценности:
благородство,
дружба,
понимание,
сочувствие;
предлагать
собственные
правила
работы в
группе и на
уроке в
зависимости от
формы урока
О р г а н и з а ц и о н н а я
с т р у к т у р а
у р о к а
Этап
урока
Содержание
Содержание деятельности учителя
Содержание
деятельности
обучающегося
I.
Актуализ
ация
опорных
знаний.
Проверка
домашнего
задания
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного опыта
Проверяет домашнее задание.
Проводит беседу о проделанной
работе
Дети зачитывают
своё четверостишье
II.
Сообщени
е темы
урока.
Определе
ние целей
урока
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу.
Анализировать,
находить общее и
различия, делать
выводы.
Осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме
- А как вы думаете, ребята, в каком
жанре написано это произведение?
- почему? Докажите.
- Давайте вспомним, с какими ещё
жанрами литературы мы знакомы,
отгадайте шарады.
- Сегодня на уроке мы
познакомимся с новым
произведением, а вот к какому
жанру оно относится, вы скажите
мне в конце урока. Конечно же,
будем знакомиться и с автором
этого произведения, который
знаком вам с раннего детства, а его
произведения с удовольствием
читают не только дети, но и
взрослые.
Знакомьтесь: Павел Петрович
Бажов.
С к а з к а .
О т в е т ы
д е т е й
БЫЛИНА
СКАЗКА
РАССКАЗ
СКАЗ
III.
Знакомст
во с
творчеств
ом автора
Осуществлять
анализ
произведения.
Осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме,
обосновывать
свое мнение.
Отец Петр Васильевич и мама
Августина Степановна жили очень
бедно. И поэтому мать показала
ему буквы (она обучилась грамоте
самостоятель То, что Павел
увидел, услышал и пережил в
детстве и юности, не забывалось
им никогда, в том числе рассказы
бабушки. От нее впервые он
услышал рассказы о Медной горе,
которые позже стали основой его
произведений. Много узнал Павел
от Василия Алексеевича
Хмелинина – дедушки . Через
много лет он вернется к рассказам
дедушки Слышко, и они станут
основой его произведений.
IV.
Первично
е чтение
произведе
ния
Аргументировать
свою позицию.
Осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению учебной
задачи.
Договариваться и
приходить к
общему мнению
при работе в паре
- взяли все карандаши и
внимательно следим и выделяем
непонятные вам слова и
выражения.
– Сегодня мы начнем читать сказ
«Серебряное копытце», который
впервые был опубликован в
альманахе «Уральский
современник» в 1938 году, позже, в
1942 году, произведение было
отредактировано для сборника
«Ключ-камень».
– Что хотите сказать? Поделитесь
своими впечатлениями от
прочитанного. Понравилась ли вам
произведение? Чем?
– Почему, по вашему мнению,
Кокованя решил взять Дарёнку к
себе в дом?
– А почему девочка согласилась
идти жить к Коковане?
- Какие непонятные слова и
выражения вам встретились?
Читают
произведение.
Отвечают на вопросы
учителя.
Объясняют значения
слов:
Барская рукодельня –
ручной труд
(преимущественно
вышивание, вязание,
шитье).
Взъесться –
невзлюбив,
рассердившись, начать
упрекать, обвинять,
бранить.
Голбчик – приступка
для выхода на печь.
Пожитки – мелкое
имущество, домашние
вещи.
Похлебка – жидкая
пища, род супа из
картофеля или крупы.
Несподручно –
неудобно, неловко.
Пособник – помощник
в делах.
Покосные ложки –
широкие, пологие
овраги, покрытые
травой.
Статочное ли дело
(устар.) – хорошее ли
дело.
Приказчик –
управляющий имением
помещика
(хозяйством).
Очаг – устройство для
разведения и
поддерживания огня.
Горюн – горевать.
Балаган – временная
легкая деревянная
постройка.
Бирюзовый –
зеленовато-голубой
цвет.
Душной – запах,
идущий от животного.
Угрузнешь в снегу –
утонешь, погрузишься
в снег.
V. Анализ
произведе
ния
Осуществлять
анализ объектов с
опорой на
визуализацию,
выделять
последовательнос
ть развития
сюжета.
Адекватно
использовать
речевые средства
для решения
различных
коммуникативных
задач. Делать
выводы, извлекать
информацию из
различных
источников.
Планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации
Перечитывание текста
произведения с предварительным
заданием.
Итак, какие жанры можно сразу
же убрать?
– К какому жанру относится
произведение? Что такое сказ?
– Что лежит в основе сказа?
– Назовите отличительные черты
сказа от сказки.
– Как зажили втроем Кокованя,
Дарёнка и Мурёнка? Как они
относились друг к другу?
– Можно сказать, что они были
счастливы?
– Почему же им так хотелось
увидеть Серебряное копытце?
Выберите один из вариантов
ответа и обоснуйте свой выбор:
каждый из героев верил в сказки и
хотел увидеть чудо; герои были
бедными, надеялись продать
камни и зажить богато.
– У Коковани с Дарёнкой не было
корыстных побуждений.
Серебряное копытце испытывает,
искушает героев богатством, но
они не подаются искушению, не
жадничают на дармовщинку,
прекрасно понимая, что богатство
не синоним счастья.
– Почему все-таки «чудо»
произошло именно с Дарёнкой и
Кокованей?
– Чем был необычен Серебряное
копытце? Как говорится о нем в
сказе?
– Почему Кокованя решил взять
Перечитывают текст
произведения.
Отвечают на вопросы
учителя.
Высказывают
предполо-
жения.
– В основе сказа лежат
события, которые
реально происходили
когда-то давно.
– Автор сочетает сказы
и рассказы.
– Зажили они дружно,
весело. Относились
друг к другу с
любовью и вниманием,
заботясь и помогая
друг другу.
– Да. Кокованя
заменил Дарёнке
умерших родителей, а
Дарёнка вернула
Коковане семью. У
каждого человека
должна быть семья,
родная или приемная.
Человек не может быть
счастлив без семьи, без
детей, без друзей.
– Герои были
вознаграждены за
любовь и доброту, за
Дарёнку с собой в лес?
– Как вы думаете, увидит Дарёнка
Серебряное копытце?
– Как произошла встреча Дарёнки
с Серебряным копытцем?
Прочитайте об этом.
– Как вы думаете, почему Дарёнка
не разрешила Коковане собрать
все камни?
– Какую роль в сказе отводит П. П.
Бажов Мурёнке? Подтвердите
ваше мнение словами
произведения
душевность и ласку
VI.
Домашнее
задание
Осознавать,
принимать,
сохранять
учебные
задачи
Объясняет домашнее задание.
Перечитать сказ. Выписать в
тетрадь по чтению слова и
выражения, характеризующие
Дарёнку и Кокованю (в 2
столбика). Подготовить
выразительное чтение
понравившегося отрывка
Внимательно
слушают, задают
уточняющие
вопросы
VII. Итог
урока.
Рефлекси
я
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности
Оценка результатов выполнения
заданий на уроке, в том числе и
чтения. Организация подведения
итогов урока обучающимися.
Учитель предлагает оценить
работу на уроке. Проводит
беседу:
– На этом уроке вы трудились не
только головой, но и сердцем.
– Скоро прозвенит звонок,
подведем сейчас итог.
– Легко ли читать сказы и почему?
– Что особенно заинтересовало вас
во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Что было непонятно, сложно?
– Чем вам запомнился урок? Какие
открытия
сделали?
– Почему Бажова называют
Отвечают на
вопросы. Определяют
свое эмоциональное
состояние на уроке.
Проводят самооценку,
рефлексию.
Заранее
подготовленный
ученик читает
стихотворение:
Не стой в стороне
равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку
нужно
В любую минуту,
всегда.
И если кому-то, кому-
волшебником?
– Как называется знаменитый
сборник сказов
П. Бажова?
– Часто сказки заканчиваются
такими словами: «Сказка – ложь,
да в ней намек». А какой урок
извлекли вы? Какие выводы,
сделанные на этом уроке, вам
пригодятся в жизни?
– Перед каждым из вас на парте
лежат по 3 цветных кружка-
камушка. А на доске –
изображение покосного ложка.
Если вам после сегодняшнего
урока захотелось узнать больше о
сказах Бажова, приклейте зеленый
камушек, если вы на уроке
работали хорошо, но могли бы
лучше, то приклейте голубой, а
если испытывали трудности, то
красный. Давайте все вместе
полюбуемся на наш луг, сияющий
волшебными камнями
то поможет
Твоя доброта и улыбка
твоя,
Ты знай, что сей день
не напрасно
был прожит,
Что годы живешь ты
не зря!
М. Пляцковский
Читают и объясняют
пословицы и
поговорки:
• Без семьи, без детей,
без друзей нет смысла
жизни.
• Богатство не
синоним счастья.
• Желаешь себе добра
– делай добро другим