Автор: Киселёва Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное "Средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: город Куса, Челябинской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Организация работы с информацией в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Мастер – класс
«
Организация работы с информацией в начальной школе
»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с различными приёмами при
работе с информацией в начальной школе.
Задачи:
раскрыть
содержание
мастер-класса
посредством
ознакомления
с
различными
приёмами при работе с информацией;
показать практическую значимость использования данных приёмов при работе с
информацией,
убедить
педагогов
в
целесообразности
их
использования
в
практической деятельности на уроках.
Продолжительность проведения: 20 минут
Предполагаемый результат:
участники мастер-класса получат знания о работе с информацией на уроках в
начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения;
педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике
или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-
классе.
Ход проведения мастер-класса
I . Постановка проблемы
В
современном
обществе
каждому
человеку
приходится
постоянно
иметь
дело
с
огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо
иметь
элементарные
навыки
работы
с
информацией:
навык
поиска,
анализа,
обработки, хранения, использования и применения информации в различных её видах.
Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт
работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом
успешного обучения в дальнейшем.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения
предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки
работы с информацией».
Встаёт вопрос: как обучать?
Доступно, интересно, с наименьшей затратой времени и так, чтобы не отбить охоту в
познании нового.
Тема моего мастер-класса: «Организация работы с информацией в начальной
школе».
Давайте вспомним: как могут добывать информацию дети на уроках:…….
Есть
такие
тексты,
которые
трудны
для
восприятия
детей,
запоминания
и
самое
главное понимания.
Наши
дети
очень
долго
проводят
время
за
выполнением
домашнего
задания,
происходит путаница в голове.
Почему?.........
Ребёнок очень долгое время пытается выучить, вызубрить, но допускает ошибки
и,
в
итоге,
остаётся
один
на
один
с
чувством
собственного
несовершенства
и
всевозрастающей неуверенностью в собственных знаниях.
Какой выход? Все мы учителя пришли в школу ради детей, и должны понимать, что
ребёнок это такой же человек как и мы с вами, что все мы взаимодействуем с этим
миром и делаем каждый по своему.
Так одни воспринимают этот мир с помощью зрения (визуалы), другие при помощи
органов
слуха
(аудиалы),
третьим
нужны
ощущения,
прикосновения,
движение
(кинестетики),
дигиталам-
нужны слова, цифры, схемы.
Конечно, в чистом виде
такие типы не встречаются, но если мы даже говорим о смешанных типах, какой-то
всё равно преобладает.
По подсчётам психологов в России наибольшее количество (а это 35% составляют
визуалы и кинестетики), а аудиалы – всего 5%.
25,00%
35,00%
5,00%
35,00%
ДИГИТАЛЫ
ВИЗУАЛЫ
АУДИАЛЫ
КИНЕСТЕТИКИ
А теперь задумаемся: используем ли мы эти знания в своей практике. Что является
главным орудием для учителя?.....
Получается, что мы в большей степени воздействуем на аудиалов, не достигая
определённой цели для других типов, то есть не всегда мы даём возможность детям
ощутить ту или иную информацию. И вообще, как часто, работая с текстом, у ребёнка
поднимается настроение и желание дальше изучать и исследовать.
Уже в 1 классе я стараюсь определить, кто ребёнок по типу восприятия и делить на
группы. К четвёртому классу дети сами организуют группы.
Чтобы продолжить нашу работу, я приглашаю сюда ещё 2-3 коллег, которые
желают принять участие в дальнейшей работе. Для того,чтобы узнать к какому типу
относитесь Вы,«Представьте мягкую шерсть кошки».
Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже
потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки
кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет
сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу
нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и
шерсти.
Перед нами учителями стоит задача, чтобы обучение было не в тягость, а в радость.
Одним из продуктивных методов является метод моделирования, а приём - «Шляпы
де Боно».
Рассмотрим данный метод и приём на примере окружающего мира, так как
именно
этот
предмет
у
большинства
родителей
вызывает
много
вопросов
и
обсуждений.
И
это
объяснимо.
Ведь
современные
дети
мало
читают,
не
хотят
возвращаться
к
прочитанному,
не
могут
выделить
главное,
а
значит,
не
могут
пересказать. Используемый метод и приём оживляет изучение учебной информации.
Работу можно проводить по группам, которые разделяются по количеству шляп
(количество шляп ограничено до 6)., соответственно задания в группе даются с учётом
того, как ребёнок воспринимает окружающий мир.
Урок окружающий мир 4 класс «Степь».
На этапе открытия новых знаний класс делится на 5 групп:
Белая шляпа – Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги.
Факты, информация, понятия, вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Ваша
задача изучить географическое положение и климатические условия зоны степей.
Жёлтая шляпа - Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой
шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества.
Ваша задача,
изучить какие
растения и животные приспособились к жизни в этой зоне, выбрать из предложенных ,
написать их названия.
Красная
шляпа.
Красный
цвет
символизирует
эмоции,
внутреннее
напряжение.
Узнать какие животные и растения занесены в Красную книгу.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеле-
ная шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Собрать пазл. Со-
ставить цепи питания.
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Изучить эколо-
гические проблемы и изобразить виде запрещающих знаков.
Давайте проверим работу групп. Весь материал по данной теме представлен графиче-
ски, может быть использован для проверки знаний на следующем уроке, особенно для
тех детей, которые испытывают затруднения при запоминанании.
Подобная
работа
направлена
на
то,
чтобы
в
наших
школах
нашим
детям
было
интересно, и, чтобы они приходили в школу с желанием и открытым сердцем.
От нас учителей зависит только то, чтобы мы соответствовали известной китайской
мудрости:
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».