Напоминание

"Организация работы с информацией в начальной школе"


Автор: Киселёва Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное "Средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: город Куса, Челябинской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Организация работы с информацией в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер – класс

«

Организация работы с информацией в начальной школе

»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с различными приёмами при

работе с информацией в начальной школе.

Задачи:

раскрыть

содержание

мастер-класса

посредством

ознакомления

с

различными

приёмами при работе с информацией;

показать практическую значимость использования данных приёмов при работе с

информацией,

убедить

педагогов

в

целесообразности

их

использования

в

практической деятельности на уроках.

Продолжительность проведения: 20 минут

Предполагаемый результат:

участники мастер-класса получат знания о работе с информацией на уроках в

начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения;

педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике

или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-

классе.

Ход проведения мастер-класса

I . Постановка проблемы

В

современном

обществе

каждому

человеку

приходится

постоянно

иметь

дело

с

огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо

иметь

элементарные

навыки

работы

с

информацией:

навык

поиска,

анализа,

обработки, хранения, использования и применения информации в различных её видах.

Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт

работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом

успешного обучения в дальнейшем.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения

предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки

работы с информацией».

Встаёт вопрос: как обучать?

Доступно, интересно, с наименьшей затратой времени и так, чтобы не отбить охоту в

познании нового.

Тема моего мастер-класса: «Организация работы с информацией в начальной

школе».

Давайте вспомним: как могут добывать информацию дети на уроках:…….

Есть

такие

тексты,

которые

трудны

для

восприятия

детей,

запоминания

и

самое

главное понимания.

Наши

дети

очень

долго

проводят

время

за

выполнением

домашнего

задания,

происходит путаница в голове.

Почему?.........

Ребёнок очень долгое время пытается выучить, вызубрить, но допускает ошибки

и,

в

итоге,

остаётся

один

на

один

с

чувством

собственного

несовершенства

и

всевозрастающей неуверенностью в собственных знаниях.

Какой выход? Все мы учителя пришли в школу ради детей, и должны понимать, что

ребёнок это такой же человек как и мы с вами, что все мы взаимодействуем с этим

миром и делаем каждый по своему.

Так одни воспринимают этот мир с помощью зрения (визуалы), другие при помощи

органов

слуха

(аудиалы),

третьим

нужны

ощущения,

прикосновения,

движение

(кинестетики),

дигиталам-

нужны слова, цифры, схемы.

Конечно, в чистом виде

такие типы не встречаются, но если мы даже говорим о смешанных типах, какой-то

всё равно преобладает.

По подсчётам психологов в России наибольшее количество (а это 35% составляют

визуалы и кинестетики), а аудиалы – всего 5%.

25,00%

35,00%

5,00%

35,00%

ДИГИТАЛЫ

ВИЗУАЛЫ

АУДИАЛЫ

КИНЕСТЕТИКИ

А теперь задумаемся: используем ли мы эти знания в своей практике. Что является

главным орудием для учителя?.....

Получается, что мы в большей степени воздействуем на аудиалов, не достигая

определённой цели для других типов, то есть не всегда мы даём возможность детям

ощутить ту или иную информацию. И вообще, как часто, работая с текстом, у ребёнка

поднимается настроение и желание дальше изучать и исследовать.

Уже в 1 классе я стараюсь определить, кто ребёнок по типу восприятия и делить на

группы. К четвёртому классу дети сами организуют группы.

Чтобы продолжить нашу работу, я приглашаю сюда ещё 2-3 коллег, которые

желают принять участие в дальнейшей работе. Для того,чтобы узнать к какому типу

относитесь Вы,«Представьте мягкую шерсть кошки».

Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже

потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки

кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет

сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу

нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и

шерсти.

Перед нами учителями стоит задача, чтобы обучение было не в тягость, а в радость.

Одним из продуктивных методов является метод моделирования, а приём - «Шляпы

де Боно».

Рассмотрим данный метод и приём на примере окружающего мира, так как

именно

этот

предмет

у

большинства

родителей

вызывает

много

вопросов

и

обсуждений.

И

это

объяснимо.

Ведь

современные

дети

мало

читают,

не

хотят

возвращаться

к

прочитанному,

не

могут

выделить

главное,

а

значит,

не

могут

пересказать. Используемый метод и приём оживляет изучение учебной информации.

Работу можно проводить по группам, которые разделяются по количеству шляп

(количество шляп ограничено до 6)., соответственно задания в группе даются с учётом

того, как ребёнок воспринимает окружающий мир.

Урок окружающий мир 4 класс «Степь».

На этапе открытия новых знаний класс делится на 5 групп:

Белая шляпа – Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги.

Факты, информация, понятия, вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Ваша

задача изучить географическое положение и климатические условия зоны степей.

Жёлтая шляпа - Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой

шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества.

Ваша задача,

изучить какие

растения и животные приспособились к жизни в этой зоне, выбрать из предложенных ,

написать их названия.

Красная

шляпа.

Красный

цвет

символизирует

эмоции,

внутреннее

напряжение.

Узнать какие животные и растения занесены в Красную книгу.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеле-

ная шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Собрать пазл. Со-

ставить цепи питания.

Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Изучить эколо-

гические проблемы и изобразить виде запрещающих знаков.

Давайте проверим работу групп. Весь материал по данной теме представлен графиче-

ски, может быть использован для проверки знаний на следующем уроке, особенно для

тех детей, которые испытывают затруднения при запоминанании.

Подобная

работа

направлена

на

то,

чтобы

в

наших

школах

нашим

детям

было

интересно, и, чтобы они приходили в школу с желанием и открытым сердцем.

От нас учителей зависит только то, чтобы мы соответствовали известной китайской

мудрости:

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь».



В раздел образования