Автор: Ритгамер Александра Владимировна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГАПОУ "Новосибирского Педагогического колледжа №1 им. А.С.Макаренко"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Проектная работа
Тема: Изостудия "Волшебный мир искусства"
Раздел: начальное образование
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Изостудия «Волшебный мир искусства»
Ритгамер Александра
Владимировна
Специальность 44.02.05
Коррекционная педагогика
в начальном образовании
Курс 3, группа 33
Руководитель:
Устюжанина Ольга Петровна
Форма обучения: очная
2017
ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение города
Новосибирска
"Средняя
общеобразовательная
школа
№
94".
Школа
расположена по адресу: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. 1-й переулок
Серафимовича, дом 4а.
На
базе
данного
образовательного
учреждения
реализуются
все
основные направления внеурочной деятельности:
- спортивно-оздоровительное (шахматы, школа здоровья);
- духовно-нравственное (в мире книг);
- социальное (патриотический клуб);
- общеинтеллектуальное (азбука юного пешехода);
- общекультурное (тоника, мастерская чудес).
АННОТАЦИЯ
Данный
проект
разработан
в
области
общекультурного
направления
внеурочной деятельности.
Работа рассчитана на 1 месяц.
Срок реализации проекта: 1 июня 2017 года – 27 июня 2017 года.
Количество человек: 10 – 15.
Возраст: 8 – 9 лет.
Продукт проекта: рабочая программа.
Форма занятий: подгруппами, индивидуальная, коллективная.
Количество занятий в неделю: 2 занятия по 60минут.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Дети очень любят рисовать, причем в любом возрасте. Даже малыши,
проводя
яркие
линии
фломастерами,
карандашами
или
ставя
отпечатки
пальчиками, особо не осознавая, что они рисуют, приходят в восторг от этого
процесса.
Рисование
является
одним
из
важнейших
средств
познания
мира
и
развития
знаний
эстетического
восприятия,
так
как
оно
связано
с
самостоятельной,
практической
и
творческой
деятельностью
ребенка.
Но
рисунки часто не получаются и, вследствие этого, у многих детей исчезает
желание
рисовать.
Для
того
чтобы
повысить
интерес
к
рисованию,
применяют
нетрадиционные
спо собы
рисования.
Применение
нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности,
раскованности,
способствуют
развитию
инициативы,
самостоятельности
детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в
рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах,
создает
эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея
разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность
выбора, что развивает его творческие способности. Это зарождает у детей
новое
желание,
стремление
к
новому,
более
творческому,
отражению
ощущений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской
индивидуальности, формированию поистине творческой личности. В этом и
есть актуальность данного проекта.
Цель
проекта: формирование
и
развитие
основ
художественной
культуры,
личностных
духовно-нравственных
качеств
и
художественно-
эстетических
чувств
посредством
использования нетрадиционных техник
рисования.
Задачи проекта:
- формировать представление о. основных направлениях художественно-
эстетической работы;
-
формировать
художественно-эстетические
чувства
при
освоении
технологий художественной обработки материалов;
-
формировать
социально-коммуникативные
качества
личности
младшего
школьника
по средством
овладения
художе ственной
деятельностью.
Вид проекта:
творческий.
Этапы реализации педагогического проекта.
Подготовительный
этап
Сбор и накопление методического материала по
направлению внеурочной деятельности.
Разработка содержания внеурочной деятельности по
выбранному направлению (организационная форма,
название, содержание занятий).
Разработка тематического плана (тема занятия, форма
проведения, количество часов, сроки) по направлению
внеурочной деятельности
Разработка технологических карт по направлению
внеурочной деятельности.
Основной
(творческий) этап.
Включает реализацию тематического плана по направлению
внеурочной деятельности.
Описывается организация деятельности детей (дается
описание мероприятий, которые проводились для решения
поставленных задач и для достижения намеченных
результатов).
Заключительный
этап.
Это оценочно-рефлексивный этап. Делается анализ
проделанной работы. Он включает самооценку и оценку со
стороны (детей, родителей), описание демонстрации
продукта проектной деятельности.
Материально-техническое
обеспечение
проекта:
альбом,
гуашь,
акварель,
кисточки,
палитра,
салфетки
(газета),
соль,
клей,
природные
материалы (листья деревьев), бумажные шаблоны (цветы, ваза для цветов,
листья).
Основные формы занятий: беседы с просмотром репродукций картин,
фото
и
видео
материала,
работа
с
наглядным
материалом, практические
занятия
и
упражнения
для
отработки
необходимых
н а в ы ко в ,
комбинированные занятия и мастер-классы.
Формируемые УУД:
Личностные универсальные учебные действия:
широкая
мотивационная
основа
художе ственно-творче ской
деятельности,
включающая
социальные,
учебно-познавательные
и
внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных
ошибок;
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать речь для регуляции своего действия;
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи.
Познавательные универсальные учебные действия:
использовать
знаки,
символы,
модели,
схемы
для
решения
познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
строить рассуждения об объекте;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
использованию
методов
и
приёмов
художественно-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Фрагмент
программы
изостудии
«Волшебный
мир
искусст ва»,
реализованный
в
процессе
летней
производственной
практики
в
МБОУ
«СОШ
№94»
г.
Новосибирска
по
«Основам
организации
внеурочной
деятельности.
Изобразительное
искусство
и
декоративно-прикладное
искусство».
№
п/п
Дата
Техника
рисования
Название
занятия
Форма проведения
1
05.06.2017
По сырому
«Цветочная
поляна»
Работа подгруппами и
мини-группами,
изостудия
2
13.06.2017
Кляксография и
оттиск
«Тайны леса»
Работа подгруппами и
мини-группами,
изостудия
3
Монотипия
«Закат на
море»
Работа подгруппами и
мини-группами,
изостудия
4
16.06.2017
Рисование
мятой бумагой
«Букет сирени»
Работа подгруппами и
мини-группами,
изостудия
5
20.06.2017
,
22.06.2017
Рисование с
помощью соли
«Ожившие
раскраски»
Работа подгруппами и
мини-группами,
изостудия
6
27.06.2017
Набрызг
(панно)
«Необычный
букет»
Коллективная и
индивидуальная работа
Результаты реализации проекта:
В результате выполнения проекта было достигнуто:
-
сформированность
представлений
об
основных
направлениях
художественно-эстетической работы;
-
овладение
простейшими
техническими
приемами
работы
с
различными
изобразительными
материалами;
умение
самостоятельно
применять нетрадиционные техники рисования;
-
сформированность
социально-коммуникативные
качества
личности
младшего
школьника
по средством
овладения
художе ственной
деятельностью.
Способы определения результативности программы:
- Посещаемость, активность на занятиях, личные достижения в области
создания
рисунка
с
использованием
нетрадиционных
способов
изображения
- Отслеживание результатов (периодичность творческих работ).
-
Практические
работы,
отбор
проектных
изделий
для
участия
в
выставках, конкурсах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проекта было выявлено, что нетрадиционные техники
рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие
ребенка,
способствуют
развитию
воображения,
памяти,
зрительного
восприятия
и
мышления.
Детей
очень
привлекают
нетрадиционные
материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с
ними
работать.
Знакомство
с
нетрадиционными
техниками
рисования
позволяет
повысить
интерес
детей
к
изобразительной
деятельности,
способствует развитию творческого воображению обучающихся.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по
формированию
художественно-творческих
способностей
у
обучающихся
посредством использования нетрадиционной техники рисования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н.
Давыдова. - М.: Скрипторий, 2003.
2.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2005.
3.
Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей
5-7лет / Н.В. Квач - М.: ВЛАДОС, 2001.
4.
Никольская О. «Волшебные краски» книга для детей и родителей / О.
Никольская. - М. «АСТ-ПРЕСС», 2013.
5.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования / А.В. Никитина. -
2007.
6.
Сокольникова,
М.
Н.
Изобразительное
искусство
и
методика
его
преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб.
заведений
/
М.
Н.
Сокольникова.
–
2-е
изд.,
стереотип.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2014.
7.
Шилина К. «Необычное рисование для детей. Волшебные краски» / К.
Шилина. - Н. ЗАО «Издательство «Газетный мир», 2009.
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С.
Макаренко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
изостудии
«Волшебный мир искусства»
Программу составила
Студентка группы 33-2014
Ритгамер Александра
2017
Изостудия «Волшебный мир искусства»
Класс: 2в
Срок реализации программы: 1 месяц.
Форма занятий: подгруппами, индивидуальная, коллективная.
Количество обучающихся: 10-15 человек
Количество занятий в неделю: 2 занятия по 60минут.
Аннотация
Дополнительная
программа
общекультурной
направленно сти
«Волшебный
мир
искусства»
ориентирована н а
р а з в и т и е
у
детей художественно-творческих способностей,
художественного
вкуса,
творческого
воображения,
пространственного
мышления,
эстетических
чувств
и
понимания
прекрасного,
на
воспитание
интереса
и
любви
к
искусству, на формирование духовной культуры личности.
Занятия
изобразительным
искусством
помогают
ребёнку
обрести
индивидуальность,
помогают
самовыражению,
способности
увидеть
и
оценить
красоту
вокруг. Наличие
материала
для
кружковой
работы,
его
высокое
качество,
разнообразие
нетрадиционных
способов
рисования,
поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами
сделать намного сложней. Занятия рисованием должны сформировать у детей
способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развить творческое
восприятие и самостоятельность мышления.
Цель
реализации
программы: развитие
творческих
способностей
младших
школьников,
интерес
к
их
собственным
открытиям
через
нетрадиционные способы рисования.
Задачи, решаемые при реализации программы:
-
Развивать
художественный
вкус,
фантазию,
изобретательность,
пространственное
воображение;
формировать
творческое
мышление,
устойчивый интерес к художественной деятельности;
-
Познакомить
детей
с
различными
видами
изобразительной
деятельности,
многообразием
художественных
материалов,
способами
и
приёмами работы с ними.
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом, а также воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость,
творческую самореализацию.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-
научности
(обоснованность,
наличие
методологической
базы
и
теоретической основы).
-
«от
простого
к
сложному»
(научившись
элементарным
навыкам
работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих
работ).
Усвоение
данной
программы
обеспечивает
достижение
следующих
результатов:
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально
«проживать»
красоту
художественных
произведений,
выражать свои эмоции;
высказывать
своё
отношение
к
художественным
произведениям,
к
творчеству своих товарищей, своему творчеству;
умение чувствовать красоту
и
выразительность
художественных
произведений;
интерес к
художественным
произведениям,
к
ведению
диалога
с
автором,
посредством
собственного
мнения
о
конкретном
произведении
художника;
интерес к изучению шедевров искусства великих художников; интерес к
рисованию, к созданию собственных рисунков;
осознание ответственно сти
за
выполненное
худ оже с т ве н н о е
произведение.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё
предположение
на
основе
работы
с
материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в художественной форме;
понимать то, что хочет сказать художник своим произведением.
В процессе реализации программы используются различные методы и
приемы:
наглядные методы (рассматривание картин, альбомов, открыток, таблиц,
презентаций и др. наглядных пособий);
словесные методы (беседа, указания, пояснения);
практические
методы
(самостоятельное
выполнение
практической
работы, упражнения);
эвристический;
частично-поисковый (исследование; экспериментирование с различными
художественными материалами);
проблемное обучение;
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и обучающихся в едином
творческом процессе).
По окончании курса обучающиеся должны знать:
-
разные
художественные
материалы,
нетрадиционные
техники
рисования и их значение в создании художественного образа;
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального
воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета и т.п.);
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального
воздействия живописи (цвет, мазок, деление цветового круга на теплые и
холодные цвета);
-
основные
средства
композиции:
контраст
света
и
тени,
цветовые
отношения, выделение главного центра.
- понимать, что такое линия горизонта, композиционный центр;
Должны уметь:
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции,
конструктивное строение, цвет;
-
соблюдать
последовательное
выполнение
рисунка
(построение,
прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-
пользоваться
красками
(гуашь),
несколькими
графическими
материалами (карандаш, пастель);
- передавать на бумаге простейшую форму, основные пропорции, общее
строение и цвет предметов;
- правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать
карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не
вращая при этом лист бумаги;
- правильно смешивать гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную
поверхность, менять направление мазков согласно форме;
- передавать в рисунке на темы смысловую связь элементов композиции.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности
их
самовыражения.
В
ходе
усвоения
детьми
содержания
программы
учитывается
темп
развития
специальных
умений
и
навыков,
уровень
самостоятельности,
умение
работать
в
коллективе.
Программа
позволяет
индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна
сложная
конструкция,
менее
подготовленным,
можно
предложить
работу
проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это
дает
возможность
предостеречь
ребенка
от
страха
перед
трудностями,
приобщить без боязни творить и создавать.
Методическое
обеспечение
программы:
реализация
программы
осуществляется
в
учебном
кабинете,
оборудованном
интерактивным
комплексом, методическими и наглядными пособиями.
Материально-техническое
обеспечение:
альбом,
гуашь,
акварель,
кисточки,
палитра,
салфетки
(газета),
соль,
клей,
природные
материалы
(листья деревьев), бумажные шаблоны (цветы, ваза для цветов, листья).
Виды
и
формы
контроля: выставки,
конкурсы
различных
уровней,
беседы с детьми.
Учебно-тематический план
№
п/п
Раздел (тема)
Кол-во
часов
Программное содержание
1
Вводное занятие. Техника
безопасности на занятиях.
1
Знакомство с техникой
безопасности на
внеурочных занятиях.
2
Техника По сырому
«Цветочная поляна»
1
Закреплять умение
рисовать необычные
цветы, используя технику
«По сырому». Развивать
воображение, чувство
ритма, цветовосприятие.
3
Техника Кляксография и
Оттиск листьями «Тайны
леса»
1
Познакомить детей с
приемом рисования
«Кляксография», а также
с приемом рисования
«Оттиск листьями».
Развивать воображение.
Воспитать у ребенка
художественный вкус.
4
Техника Монотипия «Закат на
море»
1
Научить складывать лист
пополам, на одной
стороне рисовать пейзаж,
на другой получать его
отражение в озере, море.
5
Техника Рисование мятой
бумагой «Букет сирени»
1
Научить рисовать мятой
бумагой. Развивать
воображение, творчество.
Воспитать у ребенка
художественный вкус.
6
Техника Рисование с помощью
соли «Ожившие раскраски»
2
Познакомить с техникой
«Рисование с помощью
соли». Учить детей
аккуратно работать с
солью.
7
Техника Набрызг «Панно:
Необычный букет»
1
Познакомить с новым
способом изображения
«Набрызг». Воспитывать
усидчивость, терпение.
Итого:
8