Напоминание

"Природа в опасности"


Автор: Каюмова Зилия Вагизовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Татар-Улканово Туймазинского района Республики Башкортостан
Населённый пункт: с.Татар-Улканово Туймазинского района Республики Башкортостан
Наименование материала: внеклассное мероприятие на экологическую тему
Тема: "Природа в опасности"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ! ОХРАНА ПРИРОДЫ

внеклассное мероприятие на экологическую тему

Оборудование:

– пьесы «осеннего» цикла из сборника П.И. Чайковского «Времена года»;

– слайды: картины художников-пейзажистов, Красная книга; «Город

Духовщина», стихотворение «Берегите Землю!»;

– выставка работ учащихся о растениях и животных, занесенных в Красную книгу;

– «Правила поведения в лесу, на лугу, на реке» (раздаточный материал для 1-4

классов);

– костюмы к сценке «Две синицы»;

– рисунки учащихся на тему «Люби свое село!»;

– названия команд «Родничок», «Капелька»;

– два облетевших «деревца» и осенние листочки к ним;

– «птичьи письма»;

– костюмы к танцу.

Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я

1. Звучит музыка П.И. Чайковского из сборника «Времена года» («Октябрь.

Осенняя песнь».)

У ч и т е л ь. Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм

С цветами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Часто писатели, поэты, художники в своем творчестве обращаются к природе. В

ней

они

находят

созвучие

своим

мыслям,

настроению,

в

ней

черпают

вдохновение. (Слайды картин художников-пейзажистов).

1-й у ч е н и к. Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что

полностью зависят от нее. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает,

одевает,

веселит

и

карает.

Но

постепенно

человек

стал

отгораживаться

от

окружающего его мира. Действительно, все чаще мы видим неухоженные поля,

горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса.

2-й у ч е н и к. Об экологии, друзья, хотим поговорить.

Ведь коль испортим мы природу, нам трудно будет жить!

Легко сказать: «Нам будет трудно.» Подумайте сейчас:

Исчезнут птицы и деревья, не будет вас и нас!

Такой всемирной катастрофы не сможем пережить!

И потому, конечно, надо природой дорожить!

И прежде, чем швырнуть бутылку иль банку, иль башмак,

Подумай о родной природе, не делай больше так!

Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора.

У ч е н и к - д и к т о р. Сейчас в эфире «Там-там новости».

М а л ь ч и к. Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано,

что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается

площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн

почвы. 60% болезней людей – это производные от состояния экологического

напряжения.

Д е в о ч к а. «Покорять природу и не ждать от нее милости» эти лозунги не

столь далекого времени сделали свое недоброе дело. Из богатейшего набора

фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и

воспринимается как чудо.

М а л ь ч и к. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие

поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, гулять в лесу, видеть

звезды и вдыхать аромат цветов?

Д е в о ч к а. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.

М а л ь ч и к. А сколько бродячих собак и кошек в нашем селе! Какое же сердце

надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята!

Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас

терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Д е в о ч к а. Очень многие животные и растения занесены в Красную книгу.

Некоторые из них остались в единственных экземплярах.

Слайд «Красная книга».

У ч и т е л ь. В 1948 году была издана первая Красная книга. В 1966 году

Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была

красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только

сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под

угрозой исчезновения. Мы предоставляем вашему вниманию работы учащихся 4

«А» класса о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

3-й у ч е н и к. С каждым годом на Земле остается все меньше нетронутых уголков

природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы

сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и

животных, государство объявляет их заповедниками.

Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь ученые

исследуют сложные законы природы, не измененной человеком.

В нашей стране около 155 заповедников.

4-й у ч е н и к. Чтобы сохранить красоту и богатство природы, нужно соблюдать

правила поведения в природе. А сейчас послушайте, как нужно вести себя в лесу,

на лугу, на реке.

Правила поведения в лесу, на лугу, на реке (раздаточный материал)

1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и

кустарников! Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему

дышать,

выделяют

в

воздух

кислород,

задерживают

пыль.

Там,

где

много

растений, легко дышится!

2. Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и

долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

3.

Не

рвите

цветов

в

лесу

и

на

лугу!

Ведь

цветок

в

вазе

это

пленник,

приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу

тех,

кто

придет

следом

за

нами.

Именно

привычка

рвать

цветы

привела

к

исчезновению многих видов растений.

4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек –

тропу, а тысячи – пустырь».

5.

Нельзя

брать

яйца

из

гнезд,

разорять

муравейники,

раскапывать

норы

и

тревожить лесных обитателей.

6. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это

раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От

костра может возникнуть пожар!

7. Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не

уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются

белки, лоси, сороки.

8. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать

крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить,

охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

9. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага

разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет

будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его

разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и

вызвать лесной пожар.

Сценка «Две синицы»

У ч и т е л ь. «Управлять природой можно лишь подчиняясь ей». Задумайтесь об

этом. На этой огромной планете Земля есть наш маленькое село..

Отдых учащихся:

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут

Тоже покажем – крылья сложили назад.

У ч и т е л ь. Сегодня мы проводим экологический турнир между командами

«Родничок»

и

«Капелька».

Каждой

команде

предоставляется

вот

такое

облетевшее «деревце». За каждый правильный ответ на нем будут «распускаться

листочки».

Задания для команды «Родничок»:

1. Что такое «окружающая среда»? (Окружающая среда – это все то, что нас

окружает).

2. Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом? (Человек).

3. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его

детеныши

рождаются

голенькими,

зато

потом

щеголяют

в

рыжих

пушистых

нарядах с кисточками на ушах. Зверек очень доверчив. (Белка).

4. По нему стучат, плюнув через левое плечо. (Дерево).

5. У кого самый длинный язык? (У муравья).

6. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и

часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много

пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в

зе м л е .

Л ето м

п о ед а ют

б ол ь ш о е

к ол и ч е с т во

г ус е н и ц

и

ж у ч к о в -

листоедов. (Скворец).

7. У комаров есть зубы? (Да).

8. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье,

оно

способно

почувствовать

даже

незначительное

землетрясение

в

Японии. (Кузнечик).

9. Деревенский будильник. (Петух).

Задания для команды «Капелька»:

1. Что изучает наука экология? (Это наука о защите окружающей среды).

2.

Как

одним

словом

можно

назвать

насекомых,

зверей,

птиц

и

лягушек? (Животные).

3.

В

России

этого

жучка

издавна

называли

«солнышко».

Он

красненький

и

кругленький, очень добродушный и безобидный, он никому не опасен, кроме тли.

На

сгибах

ножек

у

него

появляется

жидкость,

похожая

на

молочко,

что

и

натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка).

4. Как узнать возраст рыбы? (По чешуе).

5. Кто слышит ногами? (Кузнечик).

6. Кто ни удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в

свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны

лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи, массу тлей – в этом их вред,

который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи).

7. Самое плодовитое насекомое. (Комар – он размножается так быстро, что,

родившись утром, вечером становится бабушкой).

8. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе.

Они

овальные,

сочные,

ярко-красные

и

сидят

прямо

на

стволе

и

ветках.

В

названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья

ягода).

9. Медовое дерево. (Липа).

Птичьи письма

Команды получают конверты, в которых находятся письма от птиц. Задача

команд – определить, какие птицы их прислали.

1.

«Безотказно истребляю я различных вредных насекомых и их личинки.

Только я ем волосато-мохнатых гусениц шелкопрядов. Бронзовые майские

жуки – любимое мое лакомство. Не приношу я вреда ни семенам, ни

ягодам. Очень уважают меня лесоводы, но зато страшно не любят птицы,

да и люди тоже не любят, считают, что плохая я мать своим детям. А вы что

думаете обо мне?» (Кукушка).

2.

«Не будь меня, кто защитит парки и скверы от вредителей? Вы спросите: а

разве, кроме меня, нет защитников природы в городе? В том-то и дело, что

есть более 170 видов, да только не такие, как я. Я уничтожаю вредителей во

много раз больше, чем все эти виды, вместе взятые. Если бы люди это

знали, они изменили бы ко мне и моим собратьям свое отношение. Вот в

Америке, Австралии, Новой Зеландии, нашего брата совсем не было, так

специально нас туда завезли, потому что пользу приносим огромную. А в

городе Бостоне нам даже памятник поставили. Мы не просим для себя

памятников. Только помните: мы едим лишь белый хлеб, от черного можем

заболеть и погибнуть. (Воробей).

У ч и т е л ь. Какой же конкурс без призов! Но не беспокойтесь по этому

поводу. Мы нашли целый клад. Будут награждены все достойные.

Церемония вручения призов

Команде победительнице «Драконов зуб» (чеснок).

Проигравшим «Поточим зубки» (морковь).

У ч и т е л ь. Вот и закончился наш турнир. Неважно, кто победил, главное,

чтобы вы поняли, что необходимо беречь и охранять природу.

Ребята, я хочу вам напомнить слова А. Барто: «Я сорвал цветок – и он завял, я

поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она

погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только

сердцем».

7-й у ч е н и к. Мы верим – настанет час, когда люди будут гордиться свежими

листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Ведь

именно это – главное. Тогда человек с полным правом сможет считать себя

хозяином на Земле.

8-й у ч е н и к. Человек он ведь тоже природа, он ведь тоже закат и восход,

И

ч ет ы р е

в

н е м

в р е м е н и

г о д а ,

и

о с о б ы й

в

н е м

м у з ы к и

х о д .

И

ос обое

таи н с т во

с вета,

то

с

ж ес токи м,

то

с

д обры м

о г н е м ,

Ч ел о ве к

о н

з и м а

и л и

л ето ,

и л и

о с е н ь

с

г р оз о й

и

д о ж д е м .

Все

вместил

в

себя:

версты

и

время,

от

атомных

бурь

он

ослеп.

Чел овек

он

и

почва,

и

семя,

и

с орняк

среди

поля,

и

х л е б .

И

какая

в

нем

брезжит

погода?

Сколько

в

нем

одиночеств

и

встреч?

Человек он ведь тоже природа… Так давайте природу беречь!

Звукозапись «Голоса птиц», слайд «Природа».

У ч и т е л ь. Берегите Землю. Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю. Берегите!



В раздел образования