Автор: Алиева Фатимат Мухтаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: КБР,Черекский район,с.п.Кара-Суу
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Падежные окончание.
Раздел: начальное образование
План-конспект урока русского языка в 3 классе.
Учитель высшей квалификационной категории Алиева Фатимат Мухтаровна
Тема урока: «Склонение имён существительных.
Обобщение знаний о падежных окончаниях имен
существительных».
Цели урока:
1.Обобщение знаний об особенностях каждого падежа;
2.Развивать умение различать падежи по совокупности их признаков;
3.Развивать умения употреблять существительные в нужном падеже;
4.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
5.Стимулирование
учащихся
к
высказываниям,
использованию
различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный
ответ и т.п.;
6.Создание
педагогических
ситуаций
общения
на
уроке,
позволяющих
каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы;
7.Предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Оборудование: компьютер, телевизор, доска
Материал: учебник: Русский язык. 3 кл. 2 ч, с. 38-39
Ход урока:
І. Организационный момент и сообщение целей урока.
2 слайд
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра,
Но вот пришло мгновение,
Серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного.
- На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня
мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого
и точно употреблять слова в нужном падеже.
1
3 слайд
ІІ. Чистописание.
1)
Массаж рук
– Похлопайте в ладоши
- Пальчики меряются силой.
- Игра на фортепиано.
- Покатайте карандаш между ладонями.
2)
Работа в тетради по чистописанию.
ІІІ. Словарная работа.
- Сегодня у слова гореть день рождения. Оно пригласило в гости своих
родственников. Давайте подумаем, кто к нему может прийти?
Гореть, сгорел, горячий, горелка, подгорел, обгорел, загар, угар.
- Знаете ли вы крылатое выражение со словом гореть?
(В руках работа горит, горит на работе, сгореть от стыда).
ІV. Творческая работа.
Представлены три картинки: цыплёнок, жираф, яблоко.
- О какой особенности данных предметов можно сказать?
(цыплёнок – пушистый, жёлтый;
жираф – длинная шея, маленькие рожки;
яблоко – сочное, красное, наливное).
- Составьте загадку о любом из предметов. Запишите.
V. Физминутка.
VІ. Закрепление темы «Склонение имён существительных».
1.- Сколько склонений в русском языке? Работа по 4 слайду
4 слайд
- Игра «Определи дом каждого слова» ( определить склонения им.сущ: кот,
лошадь, поле, дядя, рожь, лиса, дерево)
2. - Сколько в русском языке падежей? Работа по 5слайду
2
5 слайд
- Расскажите всё, что вы о них знаете. Повторение вопросов
- Игра « Определи дом каждого слова».(определить падеж им сущ: лисе, лиса,
лисой, лису, о лисе, лисы)
3. Упражнение «Найди именительный падеж» работа по 6 слайду
6 слайд
Читаю предложения, а ученики записывают только имена существительные в
именительном падеже.
В горной деревушке тяжело заболел человек. Ребята взялись за руки и встали
в кружок. Тихо шелестит листва деревьев. На траве заблестели крупные капли
росы. Пассажиры торопились на посадку. Снегири клевали в кормушке ягоды,
кусочки хлеба.
4 Самопроверка(человек, ребята, листва, капли, пассажиры, снегири.)
Самооценка 7 слайд
5. Выполнение задания ежа работа по 8 слайду ( устно)
8, 9 слайды
Определить окончания имен существительных по вопросам и предлогам:
К опушк…, у лошад…, на речк…, к пристан…, без бур…, в морков…, на
пароход…, около площад…, к рощ…
6. Упражнение «Расположи словосочетания по порядку». Работа по 10 слайду
3
10 слайд
На доске даны словосочетания.
Их нужно записать по порядку; вначале все словосочетания, в которых
существительные в родительном падеже, затем – в дательном и т.д.
Легла на землю; перепрыгнул через овраг; залез на дерево; рады зиме; мчится
по дороге; смешался с толпой; работал ножом; рассказал о поездке; гулял по
лесу; были в театре; треснет от жары; не вытащишь из пруда.
7. Самопроверка, сомооценка по 11 слайду
(Р.п. – треснет от жары; вытащишь из пруда.
Д.п. – рады зиме; мчится по дороге; гулял по лесу.
В.п. – легла на землю; перепрыгнул через овраг; залез на дерево.
Т.п. – смешался с толпой; работал ножом.
П.п. – рассказал о поездке; были в театре.)
VІІ. Обобщение. 12,13 слайды
1)- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?
(Чтобы определить падеж существительного надо:
1.
Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от
него вопрос.
2.
По вопросу и предлогу определить падеж.)
- На какие вопросы отвечают существительные в И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п.,
П.п.?
- Существительные в каком падеже отвечают на смысловой вопрос откуда?
4
(Только в родительном падеже).
- Устно составьте предложение с существительным в родительном падеже.
- Существительные в каких падежах отвечают на вопрос где?
- Можно ли по вопросу где? отличить один падеж от другого?
(Нет, нужно ставить падежный вопрос).
2) Самостоятельная работа.
Упражнение 447
- Устно определите падеж существительных. ( По цепочке)
3) Работа по карточкам в группах.
1. карточка
-Определить падеж выделенных существительных.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
2 карточка.
- Определить падеж выделенных существительных.
Подчеркнуть орфограммы.
Ночь прошла. Рассвело,
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
3 карточка.
- Определить падеж выделенных существительных.
Разобрать предложение по членам предложения.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
VІІІ. Итог урока. 14 слайд
-Вспомним сегодняшний урок и проанализируем свою работу на уроке.
ІX. Домашнее задание.
5
Страница 39, упражнение 448
- Прочитайте задание упражнения, у кого есть вопросы по выполнению этого
задания?
X. Выставление оценок.
6