Напоминание

"Воспитание этнической толерантности у детей младшего школьного возраста"


Автор: Никонова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 21" города Калуги
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание этнической толерантности у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




Никонова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги

Воспитание этнической толерантности у детей младшего

школьного возраста

Современная

социальная

ситуация:

криминализация

молодежной

среды,

насилие

во

всех

формах,

рост

экстремизма,

вплоть

до

нарождающегося фашизма, заставляют задуматься о будущем России. Но

дети не появляются на свет праведниками или злодеями, они становятся

такими, какими мы – взрослые их воспитали. Поэтому духовно-нравственное

воспитание

детей

сейчас

очень

актуально.

Воспитательный

идеал

гражданина России определен требованиями Федерального государственного

образовательного

стандарта

и

Концепцией

духовно-нравственного

воспитания российских школьников.

Самая распространенная сейчас ситуация – школы, куда приходят дети

разных

национальностей,

дети

мигрантов

начинают

или

продолжают

обучение вместе с русскоговорящими учащимися. В результате чего, школа

имеет полиэтнический и поликультурный состав обучающихся.

В то же время, исследования, проводимые среди подростков, выявили

проявления нетерпимого отношения к людям другой национальности. И чем

старше становятся дети, тем непримиримее национальные отношения. Часто

причины этой нетерпимости кроются в невежестве, страхе перед другими

культурами,

религиями.

Если

юные

россияне

с

малых

лет

научатся

взаимопониманию и взаимоуважению, то и общество отодвинется от опасной

черты.

Исследователи психологии межнациональных отношений утверждают,

что

основой

этнической

толерантности

является

чувство

уверенности

в

ценности и позитивности образа «мы – группа». Эта уверенность побуждает

проявлять

уважение

к

иным

культурам,

стремиться

к

сотрудничеству

с

представителями другого этноса.

В связи с этим, передо мной, как и многими моими коллегами, встает

проблема:

как

создать

условия

для

формирования

этнокультурной

компетенции

младших

школьников,

найти

пути

приобщения

их

к

общечеловеческим нравственным ценностям.

Маленькие

дети

от

рождения

интернациональны,

они

по-доброму

относятся

к

окружающим

и

по

национальному

признаку

их

не

делят.

Национальная неприязнь – результат искажѐнных социальных отношений, в

которых

развивается

ребѐнок,

в

которых

он

приобщается

к

нормам

поведения.

Поэтому

воспитание

этнической

толерантности,

привитие

уважения к традициям других народов тесно связано с отношением к этому

вопросу взрослых из ближайшего окружения ребѐнка – его родителей. А,

следовательно,

работа

должна

вестись

не

только

с

детьми,

но

и

их

родителями.

Наибольшие

возможности

для

культурного

обмена,

организации

диалога

культур

в

классах

с

полиэтническим

составом

предоставляет

проведение праздников по изучению национальных народных традиций.

Мир народной культуры очень выразителен, красочен, и, несомненно,

интересен для детей. Он воплощается в доступных для учеников начальной

школы формах. Кроме того, предмет исследования дает возможность стать

активным участником игры, что тоже привлекает ребенка.

Еще одна важная идея – сотворчество участников. Общеизвестно, что

воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в

процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими

для ученика становятся сотруднические отношения.

Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в

процессе

которой

осуществляется

взаимодействие

участников

учебного

процесса.

При

этом

возникает

чувство

сопричастности

к

общему

делу,

потребность в общении друг с другом, осознание и переживание себя и

других как «мы».

В

силу

возраста,

младшие

школьники

не

могут

быть

абсолютно

самостоятельны в проектной творческой деятельности. Поэтому так нужна

поддержка

взрослых,

особенно

во

внеурочное

время.

Кроме

того,

эта

деятельность компенсирует дефицит общения детей и родителей, что очень

актуально в современном мире.

Реализуя эти идеи, школа и семья должны стремиться к созданию

единого

пространства

развития

ребѐнка.

А,

значит,

необходимы

новые,

активные и эффективные формы работы с семьѐй.

Одной из таких форм, отвечающей вышеперечисленным требованиям,

является детско-родительская творческая мастерская.

Цель творческой мастерской – обеспечение максимально комфортных

условий для благоприятного взаимодействия, личностного роста и развития

детей на основе создания единого пространства общения.

Данный вид деятельности личностно значим для ребѐнка. Поэтому

такая форма работы всегда востребована и интересна и детям, и родителям.

Учитывая все вышеперечисленное, в рамках работы по формированию

у детей этнокультурной компетенции была разработана программа «С чего

начинается

Родина»,

рассчитанная

на

четыре

года.

Материал

отбирался

таким образом, чтобы дети имели возможность не только узнать что-то новое

о культурных традициях других народов, но и увидеть общие, объединяющие

их нравственные ценности. В основу программы было положено изучение

культурных традиций русского, армянского, татарского, азербайджанского и

узбекского народов (выбор определялся национальным составом учащихся

класса).

Предметами

изучения

и

творческой

деятельности

стали,

например,

такие темы:

1 класс:

«Моя

семья

моя

гордость»

(презентация

семейных

традиций,

увлечений; создание классного фотоальбома);

«Играем в народные игры» (подборка народных игр, в которые можно

играть на перемене);

«Учитесь делать добро» (создание коллекции народных пословиц и

поговорок о добре и зле).

2 класс:

«Дом моих предков» (создание макета национального жилища);

«Мамина

песня»

(праздник

музыки,

исполнение

народных

колыбельных песен на родном языке);

«Народные

праздники»

(семейная

презентация

традиционных

национальных праздников);

3 класс:

«Хоровод дружбы» (праздник национальных танцев);

«Семейные традиции моего народа» (изучение национальных традиций

отношений

между

разными

поколениями

внутри

семьи,

семейных

ценностей);

«В гостях у разных народов» (семейная презентация национальных

традиций гостеприимства).

4 класс:

«Фестиваль сказок» (инсценирование народных сказок);

«Герои моего народа» (создание альбома, эпиграфом которого станет

стихотворение Л. Безыменского:

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут ее бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.);

«Что нас объединяет?» (итоговое занятие).

Работа

ведется

следующим

образом.

Класс

(дети

и

их

родители)

делится на пять групп (по количеству изучаемых этнокультур) и каждая

получает задание: подготовить материал о народных традициях в рамках

заданной темы. Учитель выступает координатором творческой деятельности.

Родителям

предлагаются

на

выбор

следующие

варианты

непосредственного участия в мероприятиях и их подготовке:

руководителями творческих детских мастерских (организация детской

деятельности в микрогруппах);

оформителями-дизайнерами;

костюмерами;

актерами, исполнителями отдельных номеров;

членами жюри (разработка системы судейства и ее осуществление).

В

мероприятии

выделяются

следующие

этапы:

мотивационный;

организационно-подготовительный;

исполнительский;

рефлексивно-

оценочный.

Задачами

мотивационного

этапа

являются

создание

в

детской

и

родительской

группах

ситуации

заинтересованности

в

мероприятии,

познавательного тематического интереса, желания участвовать в подготовке

и проведении праздника.

Организационно-подготовительный этап, цель которого заключена в

его

названии,

является

самым

длительным

и

важным,

обладает

максимальными возможностями для осуществления совместной творческой

деятельности детей, родителей и педагога.

Целью исполнительского этапа является радостное проживание самого

праздника, получение от него удовлетворения.

На

последнем,

рефлексивно-оценочном

этапе,

проводится

анализ

прошедшего праздника и подготовки к нему: Что у вас получилось хорошо?

Что не получилось? Что нужно учесть на будущее?

Финалом

проведения

каждого

мероприятия

является

обсуждение

с

детьми вопросов:

Чем я могу гордиться как представитель своего народа?

Что общего мы видим в народных культурах?

Итог работы подводить еще рано, мы лишь на половине пути. Но уже

можно сказать, что работа дает положительные результаты. Дети узнают

новое, уважительно и заинтересованно относятся к культуре других народов.

«Проживание» этнокультурного опыта создает эмоционально позитивную

основу

для

развития

патриотических

чувств.

Совместная

творческая

деятельность

способствует

сплочению

детского

коллектива.

В

процессе

работы выяснилось, что и носители культуры о традициях своего народа

знают недостаточно, поэтому программа стала просветительской не только

для детей, но и для взрослых.

Библиографический список

1.

Бабушкина

Е.С.

Работа

с

родителями:

организация

творческой

мастерской (Из опыта работы) / Е.С. Бабушкина // Начальная школа

плюс До и После.

2013.

№4.

2.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников:

Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват.

учреждений.

В

2

ч./

[Т.Л.

Белоусова,

Н.И.

Бостанджиева,

Н.В.

Казачѐнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка.

М.: Просвещение, 2011.

3.

Иванова

Н.В.

Возможные

приемы

организации

сотрудничества

младших

школьников

с

учителем

и

родителями

во

внеучебной

деятельности.

/ Н.В. Иванова // Начальная школа.

2006.

№3.



В раздел образования