Автор: Никонова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 21" города Калуги
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание этнической толерантности у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
Никонова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги
Воспитание этнической толерантности у детей младшего
школьного возраста
Современная
социальная
ситуация:
криминализация
молодежной
среды,
насилие
во
всех
формах,
рост
экстремизма,
вплоть
до
нарождающегося фашизма, заставляют задуматься о будущем России. Но
дети не появляются на свет праведниками или злодеями, они становятся
такими, какими мы – взрослые их воспитали. Поэтому духовно-нравственное
воспитание
детей
сейчас
очень
актуально.
Воспитательный
идеал
гражданина России определен требованиями Федерального государственного
образовательного
стандарта
и
Концепцией
духовно-нравственного
воспитания российских школьников.
Самая распространенная сейчас ситуация – школы, куда приходят дети
разных
национальностей,
дети
мигрантов
начинают
или
продолжают
обучение вместе с русскоговорящими учащимися. В результате чего, школа
имеет полиэтнический и поликультурный состав обучающихся.
В то же время, исследования, проводимые среди подростков, выявили
проявления нетерпимого отношения к людям другой национальности. И чем
старше становятся дети, тем непримиримее национальные отношения. Часто
причины этой нетерпимости кроются в невежестве, страхе перед другими
культурами,
религиями.
Если
юные
россияне
с
малых
лет
научатся
взаимопониманию и взаимоуважению, то и общество отодвинется от опасной
черты.
Исследователи психологии межнациональных отношений утверждают,
что
основой
этнической
толерантности
является
чувство
уверенности
в
ценности и позитивности образа «мы – группа». Эта уверенность побуждает
проявлять
уважение
к
иным
культурам,
стремиться
к
сотрудничеству
с
представителями другого этноса.
В связи с этим, передо мной, как и многими моими коллегами, встает
проблема:
как
создать
условия
для
формирования
этнокультурной
компетенции
младших
школьников,
найти
пути
приобщения
их
к
общечеловеческим нравственным ценностям.
Маленькие
дети
от
рождения
интернациональны,
они
по-доброму
относятся
к
окружающим
и
по
национальному
признаку
их
не
делят.
Национальная неприязнь – результат искажѐнных социальных отношений, в
которых
развивается
ребѐнок,
в
которых
он
приобщается
к
нормам
поведения.
Поэтому
воспитание
этнической
толерантности,
привитие
уважения к традициям других народов тесно связано с отношением к этому
вопросу взрослых из ближайшего окружения ребѐнка – его родителей. А,
следовательно,
работа
должна
вестись
не
только
с
детьми,
но
и
их
родителями.
Наибольшие
возможности
для
культурного
обмена,
организации
диалога
культур
в
классах
с
полиэтническим
составом
предоставляет
проведение праздников по изучению национальных народных традиций.
Мир народной культуры очень выразителен, красочен, и, несомненно,
интересен для детей. Он воплощается в доступных для учеников начальной
школы формах. Кроме того, предмет исследования дает возможность стать
активным участником игры, что тоже привлекает ребенка.
Еще одна важная идея – сотворчество участников. Общеизвестно, что
воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в
процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими
для ученика становятся сотруднические отношения.
Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в
процессе
которой
осуществляется
взаимодействие
участников
учебного
процесса.
При
этом
возникает
чувство
сопричастности
к
общему
делу,
потребность в общении друг с другом, осознание и переживание себя и
других как «мы».
В
силу
возраста,
младшие
школьники
не
могут
быть
абсолютно
самостоятельны в проектной творческой деятельности. Поэтому так нужна
поддержка
взрослых,
особенно
во
внеурочное
время.
Кроме
того,
эта
деятельность компенсирует дефицит общения детей и родителей, что очень
актуально в современном мире.
Реализуя эти идеи, школа и семья должны стремиться к созданию
единого
пространства
развития
ребѐнка.
А,
значит,
необходимы
новые,
активные и эффективные формы работы с семьѐй.
Одной из таких форм, отвечающей вышеперечисленным требованиям,
является детско-родительская творческая мастерская.
Цель творческой мастерской – обеспечение максимально комфортных
условий для благоприятного взаимодействия, личностного роста и развития
детей на основе создания единого пространства общения.
Данный вид деятельности личностно значим для ребѐнка. Поэтому
такая форма работы всегда востребована и интересна и детям, и родителям.
Учитывая все вышеперечисленное, в рамках работы по формированию
у детей этнокультурной компетенции была разработана программа «С чего
начинается
Родина»,
рассчитанная
на
четыре
года.
Материал
отбирался
таким образом, чтобы дети имели возможность не только узнать что-то новое
о культурных традициях других народов, но и увидеть общие, объединяющие
их нравственные ценности. В основу программы было положено изучение
культурных традиций русского, армянского, татарского, азербайджанского и
узбекского народов (выбор определялся национальным составом учащихся
класса).
Предметами
изучения
и
творческой
деятельности
стали,
например,
такие темы:
1 класс:
«Моя
семья
–
моя
гордость»
(презентация
семейных
традиций,
увлечений; создание классного фотоальбома);
«Играем в народные игры» (подборка народных игр, в которые можно
играть на перемене);
«Учитесь делать добро» (создание коллекции народных пословиц и
поговорок о добре и зле).
2 класс:
«Дом моих предков» (создание макета национального жилища);
«Мамина
песня»
(праздник
музыки,
исполнение
народных
колыбельных песен на родном языке);
«Народные
праздники»
(семейная
презентация
традиционных
национальных праздников);
3 класс:
«Хоровод дружбы» (праздник национальных танцев);
«Семейные традиции моего народа» (изучение национальных традиций
отношений
между
разными
поколениями
внутри
семьи,
семейных
ценностей);
«В гостях у разных народов» (семейная презентация национальных
традиций гостеприимства).
4 класс:
«Фестиваль сказок» (инсценирование народных сказок);
«Герои моего народа» (создание альбома, эпиграфом которого станет
стихотворение Л. Безыменского:
Есть имена, чья слава так крепка,
Что не сотрут ее бесчисленные годы.
Она останется на долгие века
Святынею страны, святынею народа.);
«Что нас объединяет?» (итоговое занятие).
Работа
ведется
следующим
образом.
Класс
(дети
и
их
родители)
делится на пять групп (по количеству изучаемых этнокультур) и каждая
получает задание: подготовить материал о народных традициях в рамках
заданной темы. Учитель выступает координатором творческой деятельности.
Родителям
предлагаются
на
выбор
следующие
варианты
непосредственного участия в мероприятиях и их подготовке:
руководителями творческих детских мастерских (организация детской
деятельности в микрогруппах);
оформителями-дизайнерами;
костюмерами;
актерами, исполнителями отдельных номеров;
членами жюри (разработка системы судейства и ее осуществление).
В
мероприятии
выделяются
следующие
этапы:
мотивационный;
организационно-подготовительный;
исполнительский;
рефлексивно-
оценочный.
Задачами
мотивационного
этапа
являются
создание
в
детской
и
родительской
группах
ситуации
заинтересованности
в
мероприятии,
познавательного тематического интереса, желания участвовать в подготовке
и проведении праздника.
Организационно-подготовительный этап, цель которого заключена в
его
названии,
является
самым
длительным
и
важным,
обладает
максимальными возможностями для осуществления совместной творческой
деятельности детей, родителей и педагога.
Целью исполнительского этапа является радостное проживание самого
праздника, получение от него удовлетворения.
На
последнем,
рефлексивно-оценочном
этапе,
проводится
анализ
прошедшего праздника и подготовки к нему: Что у вас получилось хорошо?
Что не получилось? Что нужно учесть на будущее?
Финалом
проведения
каждого
мероприятия
является
обсуждение
с
детьми вопросов:
Чем я могу гордиться как представитель своего народа?
Что общего мы видим в народных культурах?
Итог работы подводить еще рано, мы лишь на половине пути. Но уже
можно сказать, что работа дает положительные результаты. Дети узнают
новое, уважительно и заинтересованно относятся к культуре других народов.
«Проживание» этнокультурного опыта создает эмоционально позитивную
основу
для
развития
патриотических
чувств.
Совместная
творческая
деятельность
способствует
сплочению
детского
коллектива.
В
процессе
работы выяснилось, что и носители культуры о традициях своего народа
знают недостаточно, поэтому программа стала просветительской не только
для детей, но и для взрослых.
Библиографический список
1.
Бабушкина
Е.С.
Работа
с
родителями:
организация
творческой
мастерской (Из опыта работы) / Е.С. Бабушкина // Начальная школа
плюс До и После.
2013.
№4.
2.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников:
Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват.
учреждений.
В
2
ч./
[Т.Л.
Белоусова,
Н.И.
Бостанджиева,
Н.В.
Казачѐнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка.
М.: Просвещение, 2011.
3.
Иванова
Н.В.
Возможные
приемы
организации
сотрудничества
младших
школьников
с
учителем
и
родителями
во
внеучебной
деятельности.
/ Н.В. Иванова // Начальная школа.
2006.
№3.