Автор: Абакачев Айнур Линурович
Должность: учитель
Учебное заведение: филиала МОБУ СОШ с.Ефремкино СОШ им.М.М.Шаймуратова с.Шаймуратово
Населённый пункт: Республики Башкортосстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические приемы решения задач
Раздел: начальное образование
А.Л. Абакачев
Учитель филиала МОБУ СОШ
с.Ефремкино СОШ
им.М.М.Шаймуратова
с.Шаймуратово
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ РЕШЕНИЮ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Работа над группами задач ведется начальной школе, решение которых
основано на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются
они конкретным содержанием и числовыми данными и называются задачами
одного
вида.
Цель
работы
над
задачами
–
научить
учащихся
осознано
устанавливать
определенные
связи
между
данными
и
искомым
в
разных
жизненных
ситуациях,
предусматривая
постепенное
их
усложнение.
Чтобы
добиться этого, учитель должен предусмотреть в методике обучения решению
задач каждого вида такие ступени: подготавливать работу к решению задач;
ознакомить с решением задач; закрепить умения решить задачи.
На одном из уроков после знакомства с понятием «задача» начинается
работа по выделению условия и вопроса. Обучающиеся должны сами пытаться
разделить текст задачи на две части по своему усмотрению. Эта работа должна
начинаться с простейших задач, когда текст состоит из двух частей, одно из
которых является условием, а второе – вопросом. В этих случаях выделение
частей задачи будет происходить по внешним признакам, дальнейшая работа
снимет этот недостаток. Сами попытки разделить текст на две части послужат
отправным пунктом к более полному анализу задачи.
После того как ученики будут правильно делить задачу на части, вводятся
термины «условие задачи», «вопрос задачи», «данные» и «искомое». Исходя из
этого, в анализе текста задачи вытекают два основных направления в работе с
ним: установление взаимосвязи между всеми этими понятиями; осознание роли
каждого из них в задаче.
Первое этап осуществляется при помощи наблюдений за расположением
в задаче, этих чисел и искомого числа. Эти наблюдения и связанные с ними
рассуждения приводят детей к пониманию того, что эти числа всегда стоят в
условии задачи, а искомое – в вопросе. Это следующий шаг в осознании того,
что такое условие задачи и ее вопрос. Так обучающиеся придут к пониманию
того, что условие – это часть задачи, а вопрос – это часть задачи.
Перед
решением
задач,
в
подготовительной
части,
у
детей
должна
сформироваться
готовность
к
выбору
арифметических
действий,
то
есть
учащиеся
должны
усвоить
знание
связей,
на
основе
которых
выбираются
арифметические действия, знание объектов и жизненных ситуаций, о которых
говорится в задачах. Когда идет изучение простых задач, важно чтобы дети
знали
и
понимали
термины
и
понятия
которые
относятся
к
задаче
и
ее
решению. Например, такие термины как: задача, вопрос задачи, условие задачи,
решение задачи, ответ на вопрос задачи.
Важно, то что, подготовка к решению этих задач и есть умение делить
составную задачу на несколько простых, ответы которых и будет решением
составной
задачи.
Каждый
отдельный
вид
задачи
требует
тщательной,
специальной, подготовительной работы. Следующим действием будет то, когда
учащиеся учатся переходить от конкретной ситуации, выраженной в задаче к
выбору соответствующего математического действия.
Следует
использовать
одну
или
несколько
иллюстраций,
при
ознакомлении с задачей нового вида. Можно использовать предметную либо
схематичную иллюстрацию. Когда дети выполняют иллюстрацию, ученикам
легче находить решение задачи, то есть они уже видят, какие действия надо
выполнить, чтобы решить задачу. Но не все дети могут установить связи между
данными и искомыми, выбрать необходимые арифметические действия, это им
по силам только с помощью учителя. Тогда учителю необходимо проводить
специальную беседу, разбор задачи.
Разбирать задачу можно двумя способами: 1) идти от вопроса задачи к
числовым данным; 2)идти от числовых данных, к вопросу.
Наиболее распространенный и чаще используемый первый способ. Ведь
именно при этом учащийся должен иметь в виду не одно выделенное действие,
а все решение в целом. Когда применяют второй способ разбора, учитель прямо
подводит их к выбору каждого действия. Так же, такое рассуждение может
привести к выбору «лишних действий».
Составлением плана решения заканчивается разбор составной задачи –
это объяснение того, что узнаем, выполнив то или иное действие, и указание по
порядку арифметических действий.
Для эффективной работы с задачами необходимо, чтобы каждая задача
давала
пищу
для
интенсивной
умственной
деятельности
обучающихся,
а
обучающийся приступал к ее решению, рассчитывая на успех.
В задачах начального класса математические отношения представлены в
виде определенных жизненных ситуаций, поэтому для их решения необходимо
проанализировать и осмыслить предложенную ситуацию. Однако чтобы анализ
вызвал
интенсивную
мыслительную
деятельность,
необходима
достаточно
сложная, не самоочевидная ситуация.
Список использованной литературы
1. Абдуллина Л.Б., Шмелева Н.Г., Мустафина Р.З. Избранные вопросы
теории
и
технологии
обучения
математике: Учеб.-метод.
материалы
для
студентов 1-5-х курсов по специальности «050708 – Педагогика и методика
начального
образования».
– Стерлитамак:
Стерлитамак.
гос.
пед.
акад.
им.
Зайнаб Биишевой, 2012. – 148 с.
2. Белошистая А.Б. Методика о6учения математике в начальной школе:
курс
лекций:
уче6.
посо6ие
для
студентов
вузов,
о6учающихся
по
спец.
Педагогика
и
методика
начального
о6разования
/
А.Б.
Белошистая.
М.:
ВЛАДОС, 2012. – 455 с.
3.
Гребенникова
Н.Л.
Методы
и
приемы
решения
нестандартных
задач: Монография. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб
Биишевой, 2010. – 310 с.
© А.Л. Абакачев, 2017