Напоминание

Образовательная программа по ОРКиСЭ


Автор: Солодянкина Светлана Юрьевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: ГБОУ Российская гимназия при Государственном Русском музее
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Образовательная программа по ОРКиСЭ
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Российская гимназия при Государственном Русском музее

Центрального района Санкт-Петербурга

Образовательная программа

по предмету

«ОРКиСЭ»

для 4 класса

Срок реализации программы 1 год

Составитель: Солодянкина Светлана Юрьевна

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовании, Концепции

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы

религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и

Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Программа курса составлена с учётом

Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

утвержденного

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

Федерального переченя учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных

программ

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования,

утвержденного

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;

Примерной

программы

Министерства

образования

и

науки

РФ,

созданные

на

основе

государственного

образовательного

стандарта,

//М.:

«Просвещение», 2014 год;

Учебного плана ГБОУ «Российская гимназия при Государственном Русском музее»;» на 2017-2018учебный год.

Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по

педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить

образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с

другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и

ценностях,

составляющих

основу

религиозных

и

светских

традиций

многонациональной

культуры

России,

на

понимание

их

значения

в

жизни

современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного

кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и

законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального

сплочения.

Используются учебники: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур» , «Основы православной культуры», «Основы иудейской

культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры».

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.Основы православной культуры;

2.Основы исламской культуры;

3.Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики

На основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей, а также возможностей организации образовательного

процесса определен модуль учебного курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году: Основы мировых религиозных культур.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в

расширении образовательного

кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и

законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального

сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ:

- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и

религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ :

1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них

ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных

предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога

во имя общественного мира и согласия.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие понятия:

-каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,

-ни одна культура не может быть лучше другой,

-каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения:

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, по месту в учебном плане, и по содержанию дополняет обществоведческие

аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России. Это

происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская

религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция»,

«религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных

религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную

сложность как нашей страны, так и современного мира.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых

национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Учебный курс, в

содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и существенно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и

ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. При изучении комплексного учебного

курса

«Основы

религиозных

культур

и

светской

этики»

предполагается

интеграция

с

предметами

«Литература»,

«Музыка»,

«История»,

«Изобразительное искусство».

Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те

идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для

освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного

многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

-понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

-знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

-формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

-формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

-формирование

первоначального

представления

об

отечественной

религиозно-культурной

традиции

как

духовной

основе

многонационального

многоконфессионального народа России;

-знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа

России;

-укрепление веры в Россию;

-укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание

своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного,

социально

ориентированного

взгляда

на

мир

в

его

органичном

единстве

и

разнообразии

природы,

народов,

культур

и

религий;

Формирование

уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных

ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в

соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных

особенностей

объектов,

процессов

и

явлений

действительности;

осуществлять

поиск

и

обработку

информации

том

числе

с

использованием

компьютера). Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и

обществе; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Формирование первоначальных представлений о

традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; Первоначальные представления об исторической роли традиционных

религий в становлении российской государственности; Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание

нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; Осознание ценности человеческой жизни.

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

-словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию

логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

-наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и

формирования культурной эрудиции;

-практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и

способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного

интереса;

-репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

-индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет

способствовать развитию логического и предметного мышления.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста,

специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных). При организации работы в группе

необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень

заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной

деятельности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.К

наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа

учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются

между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по

аналогии с игрой в фанты). Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого

материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя

одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску

информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д. Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не

превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой

информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы

на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо

продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям

изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и

последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности

учащихся, на создание проблемных ситуаций. Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной

деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи,

старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы

класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут

использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо

важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения. Драматизация

(театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути

близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного

фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Особое внимание

хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его

содержательными и методологическими связующими звеньями. Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению

материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для

понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и

фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных,

грамотных

формулировок.

При

составлении

понятийного

словаря

учащиеся

должны

не

просто

осмыслить

изучаемое

явление

и

отобрать

или

сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым,

определяющим для данной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким

образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала. Составление галереи

образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не

только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной

эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции

картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные

для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному

внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с

применением компьютерной программы Power Point. «Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса.

Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал

подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он

характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания. Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию,

сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также

способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации. На уроке, завершающем изучение курса, можно

провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно

также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и

будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности. Использование

информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности

учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым

источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме. При организации урочной и внеурочной работы учащихся с

компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из

возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан

оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в

развлекательных, а в учебных целях.

Рекомендации к домашним заданиям:

Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся

выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены

равномерно на протяжении изучения курса. Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется,

направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно. Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

-

Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

-

Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

-

Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

-

Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.

-

Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать

учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то:

придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть

замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного курса ОРКСЭ:

Учебный курс ОРКСЭ предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную

деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи. Введению курса

«Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями, в форме собеседований, анкетирования.

Главная задача этого этапа – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности

родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми. Многие виды деятельности, изучаемые в курсе, подразумевают обращение

ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе,

подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала

для галереи образов. Некоторые родители посещали места, о которых идёт речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и

могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, члены

семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда,

какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в

классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и

фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды

взрослых и учеников. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о

своих предках. Такую работу ученики выполняют при поддержке и помощи со стороны семьи. Родители и члены семей учеников обязательно

приглашаются на итоговое мероприятие, завершающее курс. Они становятся не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

Родители привлекаются и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в

совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора,

настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения.

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур» , 4 класс

комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

п/п

Тема

урока

Основные

элементы

содержания

Практика

Контроль

Требуемые

Ресурсы

Планируемые

результаты

Плани

руемы

е

сроки

Дата

прове

дения

1.

Россия – наша

родина

Россия. Родина.

Патриот.

Отечество.

Столица.

Президент.

Государственные

символы.

Беседа,

работа с

текстом и

иллюстрация

ми

Творческая

работа

«Составление

предложений со

словами Россия,

Отечество,

патриот,

президент,

духовные

ценности»

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные:

работая

по

плану,

сверять

с в о и

д е й с т в и я

с

ц е л ь ю

и

п р и

необходимости

исправлять

ошибки

с

помощью учителя

Познавательные: ориентироваться в своей

с и с т е м е

з н а н и й :

с а м о с т о я т е л ь н о

п р е д п о л а г а т ь ,

к а к а я

и н ф о р м а ц и я

понадобится для решения учебной задачи в

один шаг

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

Личностные: формирование основ

российской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою Родину;

осознание своей этнической и

национальной принадлежности;

1нед.

становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций

2.

Культура и

религия.

Культура. Религия

Урок

изучения

нового

материала,

учащиеся

изучают связь

религии с

культурой,

работа с

текстом и

иллюстрация

ми

Творческая

работа

«Составление

предложений со

словами

культура,

религия»

тесты на

диске

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур».

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

Личностные: формирование основ

российской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою Родину;

осознание своей этнической и

национальной принадлежности;

становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций

2нед.

3.

Культура и

религия.

Культура. Религия

беседа,

комментирова

нное чтение,

Творческая

работа

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

3нед.

устный

рассказ на

тему,

самостоятель

ная работа с

источниками

информации,

заполнение

таблицы,

подготовка

творческой

беседы с

членами

семьи

«Составление

предложений со

словами

культура,

религия,

христианство,

православие»

предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

Личностные: формирование уважительного

отношения к иному мнению, культуре

других народов

4.

Возникновение

религий.

Древнейшие

верования

Пантеон.

Многобожие.

Завет.

Беседа,

комментирова

нное

чтение,

устный

р а с с к а з

н а

тему

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку

Презентаци

и

«Древнейш

ие

верования»,

«Боги

Древней

Греции»;

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников и

4нед.

учебный

мультсериа

л

«Древнейш

ие

верования.

Возникнове

ние

религий»;

других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

Личностные: формирование уважительного

отношения к иному мнению, культуре

других народов

5.

Возникновение

религий.

Религии

мира и их

основатели.

Мессия (Христос).

Христианство.

Ислам. Нирвана.

Ступы. Буддизм.

Беседа,

комментирова

нное

чтение,

устный

р а с с к а з

н а

тему

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

Личностные: формирование уважительного

отношения к иному мнению, культуре

других народов

5нед.

6.

Священные

Книги религий

мира: Веды,

Авеста,

Трипитака

Веды, Авеста,

Типитака

Урок

актуализации

знаний.

Беседа,

работа с

текстом

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные: ориентироваться в своей

системе знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

понадобится для решения учебной задачи в

один шаг

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

6нед.

7.

Священные

книга мира:

Тора, Библия,

Коран

Канон. Тора.

Библия. Коран.

Пророки

Урок

актуализации

знаний.

Беседа,

работа с

текстом

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

7нед.

8.

Хранители

предания в

религиях

мир

Жрец. Раввин.

Апостол. Епископ.

Священник.

Диакон. Иерархия.

Умма. Имам.

Хафиз. Сангха.

Ламы

Установление

взаимосвязи

между

религиозной

культурой и

поведением

людей

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»,

иллюстраци

и

«Хранители

предания в

религиях

мира»

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

8нед.

9.

Добро и зло.

Возникновение

зла в мире

Понятия греха,

раскаяния,

покаяния

Добро, зло, грех,

раскаяние,

воздаяние,

покаяние

Беседа,

комментирова

нное чтение,

работа с

источниками

информации

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

9нед.

10.

Добро и зло.

Понятия греха,

раскаяния и

воздаяния. Рай

и ад

Добро, зло,

грехопадение,

раскаяние,

воздаяние. Рай и

ад, традиции

Подготовка

рассказа на

тему

Самостоятельная

работа

Регулятивные: совместно с учителем

обнаруживать и формулировать учебную

задачу (проблему)

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем

10нед

словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

11

Человек в

религиозных

традициях

мира

Молитва.

Таинства. Намаз.

Мантра.

Православная

культура.

Комментиров

анное чтение,

работа с

иллюстративн

ым

материалом,

самостоятель

ная работа с

источником

информации

Творческая

работа

«Продолжить

предложение

«Молитва –

это…».

Заполнение

таблицы

УМК

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

11нед

12.

Священные

сооружения.

Синагога.

Церковь. Алтарь.

Икона. Фреска.

Беседа,

комментирова

нное чтение,

работа с

иллюстративн

ым

материалом.

Самостоятель

ная работа с

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку.

УМК

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

12нед

источником

информации

Заполнение

таблицы

причины явлений и событий

коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

13.

Священные

сооружения

Мечеть. Минарет.

Ступа. Пагода.

Беседа,

комментирова

нное чтение,

работа с

иллюстративн

ым

материалом.

Самостоятель

ная работа с

источником

информации

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку.

Заполнение

таблицы

УМК

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов

коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

13нед

14.

Искусство в

религиозной

культуре

Икона.

Каллиграфия.

Арабески.

Беседа,

комментирова

нное чтение,

работа с

иллюстративн

ым

материалом.

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку

УМК

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

14нед

аргументы

15.

Искусство в

религиозной

культуре

Семисвечник.

Способы

изображения

Будды.

Беседа,

комментирова

нное чтение,

работа с

иллюстративн

ым

материалом.

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку

УМК

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

15нед

16.

Творческие

работы

учащихся

Обсуждение,

выбор и

подготовка

творческой

работы,

разработка

критериев

оценивания

Самостоятельная

работа учащихся

по

составлению

плана будущей

творческой

работы.

Использов

ание

мультимед

ийных

средств

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

16нед

17.

Презентация

Защита

творческих

Презентации

творческих

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

17нед

творческих

работ

работ

работ

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

18.

История

религии

России

Митрополия.

Патриарх. Синод.

Протестанты.

Церкви

Беседа,

комментирова

нное чтение,

работа с

иллюстративн

ым

материалом.

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку

УМК

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей

системе знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

понадобится для решения учебной задачи в

один шаг

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

18нед

19.

Религии

России

19нед

20.

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

Обряды. Ритуалы.

Таинства.

Беседа,

комментирова

нное чтение,

работа с

иллюстративн

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

УМК

Диск

«Основы

мировых

религиозн

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

20нед

обряды.

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

обряды.

ым

материалом.

электронном

сопровождении

к уроку

ых

культур»

информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов

коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

21.

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

21нед

22.

Паломничества

и святыни

Паломничества:

хадж, накхор

Беседа,

комментирова

нное чтение,

работа с

иллюстративн

ым

материалом.

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные: ориентироваться в своей

системе знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

понадобится для решения учебной задачи в

22нед

один шаг

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

23.

Праздники и

календари

Самостоятель

ная работа с

источниками

информации

Самостоятельная

работа

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

23нед

24нед

24.

Праздники и

календари

Групповая

исследователь

ская работа

Исследование

Краевой

диск

25.

Религия и

мораль.

Нравственные

заповеди в

религиях

мира

Притча

Комментиров

анное чтение,

работа с

иллюстративн

ым

материалом,

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

я в

электронном

сопровождении

к уроку

УМК

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: совместно с учителем

обнаруживать и формулировать учебную

задачу (проблему)

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

25нед

26.

Религия и

мораль.

Бодхисаттва

Групповая

работа с

источниками

Коллективная

рефлексия,

предусмотренна

УМК

Диск

Нравственные

заповеди в

религиях мира

информации

я в

электронном

сопровождении

к уроку.

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

26нед

27.

Милосердие,

забота о

слабых,

взаимопомощь

Милосердие

Беседа.

УМК

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные: ориентироваться в своей

системе знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

понадобится для решения учебной задачи в

один шаг

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

27нед

28.

Семья

Семья

Беседа,

комментирова

нное чтение

Мини -

сочинение

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»,

краевой

диск

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные : перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

28нед

аргументы

29.

Долг, свобода,

ответственност

ь, труд

Ответственность

Беседа,

комментирова

нное чтение

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для

решения учебной задачи источники

информации среди предложенных учителем

словарей, энциклопедий, справочников и

других материалов

коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

29нед

30.

Любовь и

уважение к

Отечеству.

Отечество.

Любовь.

Уважение.

Патриотизм.

Великая сила

нравственности.

Народ

Беседа

Самостоятельная

работа

«Составить

предложения со

словами

Отечество,

любовь

к Родине,

уважение,

Отечество,

патриотизм,

Диск

«Основы

мировых

религиозн

ых

культур»

Регулятивные: совместно с учителем

обнаруживать и формулировать учебную

задачу (проблему)

Познавательные: ориентироваться в своей

системе знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

понадобится для решения учебной задачи в

один шаг

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

30нед

народ.

аргументы

31.

Подготовка

творческих

проектов.

Подготовка

творческих

проектов.

Обсуждение,

выбор и

подготовка

творческой

работы,

разработка

критериев

оценивания

Самостоятельная

работа учащихся

по

составлению

плана будущей

творческой

работы.

Использов

ание

мультимед

ийных

средств

Регулятивные: совместно с учителем

обнаруживать и формулировать учебную

задачу (проблему)

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

31нед

32нед

32.

Регулятивные: работая по плану, сверять

свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Познавательные : перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: слушать других людей,

рассматривать их точки зрения, относиться

к ним с уважением, быть готовым изменить

свою точку зрения

33.

Презентации

творческих

Защита

творческих

работ

Презентации

творческих

работ

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

проектов

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

33нед

34

Урок

обобщения

знаний.

Защита

творческих

работ

Презентации

творческих

работ

Регулятивные: самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Познавательные: перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять

причины явлений и событий

Коммуникативные: доносить свою позицию

до других людей: высказывать свою точку

зрения и обосновывать её, приводя

аргументы

34нед



В раздел образования