Напоминание

ненецкая народная сказка "Кукушка"


Автор: Рудевицкая Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: г.Семикаракорск Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка урока по литературному чтению
Тема: ненецкая народная сказка "Кукушка"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения

во 2 классе

тема: Ненецкая сказка

«Кукушка»

УМК «Планета знаний»

подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2

Г.Семикаракорска

Рудевицкая Елена Николаевна

1

Тема

: Ненецкая сказка «Кукушка»

1.Цель

урока: познакомить

учащихся

с

содержанием

ненецкой

сказки

«Кукушка»;

проанализировать

текст

сказки;

отрабатывать

навыки

литературного чтении.

2.Задачи: формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно

и коллективно работать с текстом; закрепить и развить представление о

жанровых признаках волшебной сказки.

Предметные:

читать выразительно, осознанно, без ошибок;

описывать героев, их действия, поступки;

работать с толковым словарём.

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством

учителя;

планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания.

Личностные:проявлять

интерес к народной сказке и её героям;

позитивное отношение к чтению;

интерес к созданию творческой работы по теме

3. Тип урока: «открытие» нового знания.

4.

Формы

работы

обучающихся:

фронтальная,

индивидуальная,

парная,

групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.

5.

Необходимое

техническое

оборудование:

мультимедийные

средства:

компьютер, проектор, экран.

2

Этапы урока

Ход урока

1.

Организаци

онный

момент

Учитель:

Урок чтения - это урок общения.

Начать наш урок я предлагаю с игры «Привет сосед!»

Привет сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу чтобы ты не грустил.

Всем улыбки сегодня дарил!

Прочитайте девиз нашего урока:

Упустишь минуту - потеряешь час.

- чтение хором (слайд 1)

Я желаю вам не упустить ни одной минутки.

И чтобы каждая минутка была для вас полезной.

2.Актуализация

знаний

1. Работа с пословицей.

- Составьте из слов пословицу, объясните её смысл: Ближе,

нет, матери, друга.

2. Речевая разминка (раздаточный материал)(слайд 2)

Она всегда тебя поддержит.

Повеселит или утешит.

Тебя заботой окружит.

На помощь быстро поспешит.

Подарит светлый луч надежды,

И будет милой, доброй, нежной.

Красивой будет самой-самой…

Её зовут все дети мамой.

-Прочитайте медленно, потом ускоряя темп.

-Прочитайте скороговоркой.

-Прочитайте выразительно.

-Как связаны пословица и стихотворение?

Проблемный вопрос (слайд 3)

- Как в народе называют мать, которая бросает своих детей?...

3.Работа с загадкой

Что за птица?

На яйца не садится,

По чужим гнёздам шныряет,

Своих детей не знает? (Кукушка) (слайд 4)

-Расскажите, что вы знаете об этой птице.

Сообщение детей о кукушке( ранее подготовленные)

3

3. Постановка

целей урока

- Догадались, о ком пойдёт речь на уроке?

Определите жанр произведении ,которое мы будем сегодня

читать.

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка».

Попробуйте определить цели урока вам поможет схема – опора.

Цель: у… ч… п…, в… и ??? … «К…»

(Учиться читать правильно, выразительно и анализировать

сказку «Кукушка» - узнать ещё об одном северном народе,

определить – чему учит эта сказка.

Работа по учебнику (Учебник: ср. 59 )

-рассмотрите иллюстрацию.

- Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём

сказка? (слайд 5)

- Кто автор?

- Что вы знаете о нанайцах?

-А хотите узнать, тогда я вам расскажу.

4. Организация

познавательной

деятельности

1.

Сообщение сопровождается видеофильмом о ненцах

2.

Знакомство со сказкой.

Первичное чтение.

(Чтение текста хорошо читающими учениками)

Послушайте сказку и поделитесь своими мыслями,

впечатлениями, чувствами.

- Кто из нас был более точным в предположении содержания

сказки?

- Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

- Назовите действующих лиц сказки.

- Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).

Обоснуйте.

- В какой момент вы огорчились, а когда обрадовались в сказке?

3.Вторичное чтение детьми. Анализ сказки.

- Кому из вас хотелось прочитать эту сказку и подробнее о ней

поговорить?

- Прочитаем сказку самостоятельно .

Обратите внимание на слова, помогающие понять, что это

ненецкая сказка.

4. Словарная работа.

- Какие слова показались вам непонятны?

4

В сказке встретились слова тундра, чум, малица, красный мох,

шкуры скоблят.(слайд 7,8,9,10)

Где мы можем найти информацию?

5. Анализ содержания сказки.

- Чем занималась мать?

- Что для детей оказалось важнее: свои дела или просьбы

матери?

- Как вели себя дети по отношению к матери?

- Вы сказали, что дети не слушались мать, не берегли её.

В чём это проявлялось?

6. Приём «Ассоциативный ряд»

- Какие слова –ассоциации возникают у вас когда вы слышите

слово: мать, дети.

- Соедините стрелками те слова, которыми бы вы

охарактеризовали мать.

Охарактеризуйте детей и мать.(доска)

Мать дети

Трудолюбивая ленивые

Заботливая равнодушные

Добрая злые

Чуткая бессердечные

- Составим сообщение о матери и детях, используя в каждом

предложении слова – антонимы.

(Мать была трудолюбивой, а дети-ленивыми. Мать заботилась

о своих детях, о они выросли бессердечными. Мать добрая, а

дети злые. Мать чуткая, а дети равнодушные. )

-У нас получился текст, в котором дана сравнительная

характеристика героев. Мама показана такой хорошей доброй,

трудолюбивой.

Так почему же она бросила своих детей?

6. Выборочное чтение. Предлагаю снова обратиться к тексту

- Нахождение отрывка:

как мать превращается в кукушку

- Какие чувства испытала больная мать?

- Почему мать превратилась именно в кукушку? Почему сказка

так называется? (Кукушка подбрасывает яйца в гнезда другим

5

птицам, она не высиживает своих птенцов, не заботится о

них.)

как дети просили вернуться свою мать

-Что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

- Чему учит эта сказка, какова её главная мысль?

(Дети должны быть внимательными, заботливыми,

должны слушаться родителей и помогать им.)

- О маме, о родителях нужно заботиться, особенно когда они

болеют. Матери тяжело переживают равнодушие детей.

Родители хотят видеть своих детей чуткими,

отзывчивыми, добрыми.

6. Физминутка

(слайд 11)

Движения выполняются под музыку «У оленя дом большой»

7. Включение

нового знания в

систему знаний

и повторений

Приём «Своя

опора»

7.Работа в группах.

На партах таблички с названиями групп: «Сказочники»,

«Географы», «Аналитики», «Литераторы».

Задания для групп

Задание для группы «Аналитики»: какие признаки сказки

есть в ненецкой сказке «Кукушка», каких признаков нет?

Задание для группы «Географы»: выпишите всё,

что узнали о жизни и быте ненцев из сказки «Кукушка».

Задание для группы «Сказочники».

Расскажите о жизни семьи по опорным словам, стараясь сохранить

их порядок (слова написаны на слайде).

Женщина, четверо детей, не слушались, играли, работала, не

помогали.

- (Примерный рассказ детей): Жила на свете бедная женщина. Бы

ло у нее четверо детей. Дети не слушались мать. Играли с утра до

вечера. А мать работала без отдыха, ведь дети ей совсем не по-

могали.

Задание для группы «Литераторы»: придумайте продолжение

6

сказки так, чтобы конец сказки был счастливым.

4. Презентация выступлений групп. Обсуждение работы групп.

8. Подведение

итогов

- Подведём итоги работы на уроке. (слайд 12)

Продолжите фразу:

- Я похвалю своего одноклассника за то, что….

- Самым сложным на уроке было ….

- Самым интересным на уроке было…

- А мне было интересно узнать, как жили нанайцы.

- Урок заставил меня задуматься о том, что…

Добились мы поставленных целей?

9. Рефлексия ,

самооценка

деятельности

«Сердечко для

мамы»

- Вспомните пословицу , значение которой мы объясняли в

начале урока.

- Согласны ли вы, что мама для каждого самый близкий и

важный человек?

Возьмите изображение сердечек.

Закончите предложения, записанные на них.

Счастье матери – это

(заботливые, внимательные дети. когда дети растут умными,

трудолюбивыми, хорошие дети)

Подарите сердечко маме, скажите добрые, ласковые слова.

Но не забывайте, что не только ласковые слова надо говорить, но

и совершать хорошие поступки.

-Кому было комфортно, кто получил удовлетворение от своей

работы, тем предлагаю похвалить себя любым доступным

способом. Те же, кто чувствовал себя немного

неуверенно,надо немного поупражняться поставить цели для

себя на следующий урок.

10. Домашнее

задание

- Каким может быть домашнее задание? (слайд 13)

Задание на выбор: придумать сказку по аналогии (или

стихотворение о маме ), или подобрать несколько пословиц к

сказке и уметь их объяснять.

7



В раздел образования