Автор: Кузьмюк Ирина Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Школа № 157
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и кей-метод на уроках физической культуры"
Раздел: начальное образование
Кузьмюк И.В.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и кейс-метод на уроке
физической культуры
Россия, Самарская обл., г. Самара,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа № 157 г. о. Самара
e-mail: irina-kuz1964@yandex. ru
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их
анатомо-физиологическими особенностями. В этот период происходит увеличение роста,
веса, выносливости, жизненной емкости легких. Костная система в стадии формирования.
Происходит функциональное совершенствование мозга. Младший школьный возраст-это
период
интенсивного
развития
познавательных
процессов
(памяти,
мышления,
воображения ). Именно познавательные процессы
развиты у детей младшего школьного
возраста,
но
они
имеют
некоторые
особенности,
которые
необходимо
учитывать
при
организации занятий физической культурой.( Двоеглазова Е.А, Ладанова Н.В.,2010). Цель
уроков физической культуры в начальной школе - привить любовь к физической культуре и
спорту,
зажечь
интерес
к
занятиям
физическими
упражнениями.
Процесс
обучения
в
младшем школьном возрасте нужно строить так, чтобы они были направлены не только на
обучение двигательным действиям, но и активно содействовали укреплению здоровья и
гармоническому
физическому
развитию
детей,
развивали
необходимые
двигательные
качества, способствовали формированию правильной осанки, становлению школы движения.
Немаловажной
задачей
на
сегодняшний
день
является
и
формирование
различных
универсальных
действий
ученика.
Учитывая
психологические
особенности
младших
школьников, а также задачи, поставленные в соответствии с Федеральным Государственным
образовательным стандартом начального образования второго поколения, одной из главных
функций начальной школы является формирование совокупности универсальных учебных
действий,
а
именно
«научить
учиться»,
усваивать
и
должным
образом
перерабатывать
информацию - вот главный тезис деятельностного подхода к обучению. В данном материале
хочу рассмотреть вопрос каким образом можно воздействовать на развитие возрастных
особенностей
детей
младшего
школьного
возраста
в
зависимости
от
формы
урока,
в
частности
на
примере
урока
физической
культуры.
Предлагаю
сравнить
использование
уроков «традиционных», «уроков-путешествий в мир сказок» и уроков по кейс-методике.
У детей младшего школьного возраста внимание не выступает как самостоятельный процесс,
но является обязательным условием успешной учебной работы школьника. Характерная
особенность — слабость произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте
развито непроизвольное внимание, направленное на все неожиданное, яркое, наглядное.
Однако младшие школьники очень впечатлительны и очень яркие, наглядные впечатления
иногда
могут
создать
такой
сильный
очаг
возбуждения
в
коре
головного
мозга,
что
в
результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и
обобщать материал.
Восприятие — психический процесс непосредственного познания окружающего мира. В
начале обучения отличается особенностями: слабой аналитической функцией, слабостью
углубленного,
организованного
и
целенаправленного
анализа,
выделением
отдельных
случайных деталей, важное при этом не выделяется.
Память может быть слуховой, зрительной, комбинированной. В младшем школьном возрасте
возрастает роль приема наглядных опор, как приема запоминания. Так как у школьников
преобладает
непроизвольный
вид
памяти,
поэтому
запоминание
должно
быть
чем-то
мотивировано.
Очень
большие
изменения
в
процессе
обучения
претерпевает
мышление
младшего
школьника. Если восприятие и память к началу школьного процесса обучения проделали
значительный
путь
развития,
то
интенсивное
развитие
интеллекта
происходит
в
этот
короткий
период
младшего
школьного
возраста.
При
чем
наиболее
часто
ребенком
используется
образное
мышление,
когда
он
для
решения
задачи
оперирует
не
самими
предметами, а их образами.
Воображение - один из самых важных психических познавательных процессов. Подлинное
усвоение любого учебного материала не возможно без активной деятельности воображения,
без умения представить, вообразить то, о чем говорит или пишет ученик, без умения
оперировать
наглядными
образами.
Чаще
всего
воображение
в
этом
возрасте
носит
воссоздающий
характер.
С
началом
учебного
процесса
значительно
растет
объем
умственного
труда
детей
и
в
то
же
время
ощутимо
ограничивается
их
двигательная
активность
и
возможность
находиться
на
свежем
воздухе.
В
связи
с
этим
правильно
организованная
физическая
активность
в
младшем
школьном
возрасте
является
необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ребенка, а также
действенным фактором повышения умственной работоспособности.
Урок был и остается формой общения «учитель-ученик». На сегодняшний день существует
многообразие активных методов обучения ( метод проектов, моделирование, деловые игры и
другие). Методика и способы урочной деятельности продолжают совершенствоваться, не
осталась
в
стороне
известная
форма
преподавания
урока
через
«кейс-технологию».
Основными задачами кейс-метода являются: овладение навыками анализа и постановки
проблемы, навыками ясного и точного изложения собственной точки зрения, навыками
самостоятельного
принятия
решения,
на
основе
группового
анализа.
Такая
технология
обучения
на
примере
конкретной
ситуации
именно
в
возрасте
7-10
лет
позволяет
сформировать у детей высокую мотивацию к учебе. Школьники преодолевают определенную
трудность,
а
их
активность
и
самостоятельность
достигает
высокого
уровня,
что
способствует развитию положительной мотивации учения. Полученная подобным способом
информация усваивается прочнее и запоминается на более длительные сроки, результаты
обучения улучшаются, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и
одновременно
развивают
свои
умения
и
творческие
способности.
«Знание,
полученное
человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт
собственного
мышления»
(Сократ).
Работа
в
малых
группах
позволяет
развивать
такие
личностные
качества
младшего
школьника,
как
способность
к
сотрудничеству,
чувство
лидерства
и
ответственности
за
решение
группы.
Ученик
учится
находить
нужную
информацию в сотрудничестве с другими учащимися, анализировать содержание текста,
грамотно и обстоятельно представлять свою точку зрения, слушать собеседника и вступать в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем,
тем
самым
приобретать
универсальные ученические действия.
В течение учебного года с первого по четвертый классы в параллелях «А» использовались
уроки по методу кейсов, в параллелях «Б» по типу «путешествий в сказку» , в параллелях
«В» уроки «традиционные». Например уроки, включающие темы «Кому нужна зарядка»,
«Быть здоровым — здорово», «Если хочешь быть здоров» и другие с использованием метода
объяснения в одном классе, игрового подхода во втором классе и кейс-метода в третьем
классе параллелей. В первом случае учитель рассказывает о пользе зарядки, привлекает к
выступлению детей, заранее приготовивших небольшое сообщение (рассказ). В следующем
классе дети вместе с учителем отправляются на урок-сказку по разработанному сценарию, а
в третьем классе параллели они смотрят мультипликационный фильм «Азбука здоровья.
Смешарики» и работают по кейс-методу. В конце года психологом школы был подведен итог
с помощью различных методик, которые показали динамику изменения мышления, памяти
воображения, внимания, восприятия детей. В данной работе не ставится задача в выяснении
цифрового изменения данных и только ли от уроков физической культуры зависят эти
показатели, однако можно привести следующую таблицу.
Традиционный
урок-
о б ъ я с н е н и я
с
элементами беседы
Урок-сказка
(игровой
подход )
У р о к
с
использованием кейс-
метода
Внимание
Во много зависит от
личностных
качеств
п е д а г о г а
д л я
удержания
внимания
н а
д о с т а т о ч н о
высоком уровне.
Развивается
произвольное
в н и м а н и е ,
п о д
руководством учителя
Вследствие
коллективной
работы
м о ж н о
с о ч е т а т ь
различные
формы
внимания:
устойчивое, но плохо
переключаемое;легко
переключаемое, но не
сосредоточенное;
высокая
организованность
внимания,
но
малый
объем.
Восприятие
Н а
с т а д и и
перечисления
Воспринимают
картину в целом
Развивается
с п о с о б н о с т ь
к
р а с с у ж д е н и ю
и
возможность
делать
правильные выводы
Память
Механическое
запоминание,
легко
забывается.
Непроизвольное
запоминание,
вследствие
я р к и х
образов
Запоминание
через
осмысление,
м а т е р и а л
л е г к о
«извлекается»
из
системы
связей
и
воспроизводится.
Мышление
П р е д м е т н ы й
т и п
м ы ш л е н и я ,
ч т о
обедняет
интеллект
ребенка
Развивается наглядно-
образное
мышление,
словесно-логическое
Повышение
интеллектуальной
активности,
лучшее
усвоение
материала,
развивается
саморегуляция.
Воображение
О п и р а е т с я
н а
бытовой
жизненный
опыт.
Творческое
воображение.
Помогает
с т р о и т ь
пространственно-
л о г и ч е с к и е
и л и
ассоциативные
умственные цепочки
Выбор
в
пользу
применения
интерактивных
технологий
обучения
не
должен
стать
самоцелью, ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с
учетом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей,
уровня
компетентности
и
многих
других
факторов.
Но
очевидно
следующее,
что
образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:
–
формирование и развитие информационной компетентности;
–
развитие
навыков
упорядочного
структурированного
мышления,
ориентированного
на
умение работать с информацией;
–
при внедрении кейс-метода учитель должен учитывать степень и уровень обученности
детей разных возрастных категорий;
–
метод
ведет
к
социальному
взаимодействию.
В
группах
учатся
слушать
друг
друга,
обмениваться информацией, высказываться и отстаивать свою точку зрения.
Литература.
1.Баттерворт Дж. Принципы психологического развития. Пер с англ. - М.: Кошто-Центр,
2000.
2.Безруких
М.С.
Психофизиологические
основы
эффективной
организации
учебного
процесса. Здоровье детей //приложение к Первому сентября. 2005, № 19.
3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.:2004.
4.Двоеглазова
Е.А.,Ладанова
Н.В.
Возрастные
особенности
развития
познавательных
универсальных ученических действий у младших школьников. Myshared. 2010.
5.Долгоруков
А.М.
Метод case-stady
как
современная
технология
профессионально-
ориентированного обучения. Http//vshu.lection.
6.Кулагина И.Ю Младшие школьники: особенности развития. М.:ЭКСМО.2009.
7.Чернобай
Е.Б.
Технология
подготовки
урока
в
современной
информационной
образовательной среде. М.: Просвещение. 2012.