Напоминание

"Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и кей-метод на уроках физической культуры"


Автор: Кузьмюк Ирина Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Школа № 157
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и кей-метод на уроках физической культуры"
Раздел: начальное образование





Назад




Кузьмюк И.В.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и кейс-метод на уроке

физической культуры

Россия, Самарская обл., г. Самара,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа № 157 г. о. Самара

e-mail: irina-kuz1964@yandex. ru

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их

анатомо-физиологическими особенностями. В этот период происходит увеличение роста,

веса, выносливости, жизненной емкости легких. Костная система в стадии формирования.

Происходит функциональное совершенствование мозга. Младший школьный возраст-это

период

интенсивного

развития

познавательных

процессов

(памяти,

мышления,

воображения ). Именно познавательные процессы

развиты у детей младшего школьного

возраста,

но

они

имеют

некоторые

особенности,

которые

необходимо

учитывать

при

организации занятий физической культурой.( Двоеглазова Е.А, Ладанова Н.В.,2010). Цель

уроков физической культуры в начальной школе - привить любовь к физической культуре и

спорту,

зажечь

интерес

к

занятиям

физическими

упражнениями.

Процесс

обучения

в

младшем школьном возрасте нужно строить так, чтобы они были направлены не только на

обучение двигательным действиям, но и активно содействовали укреплению здоровья и

гармоническому

физическому

развитию

детей,

развивали

необходимые

двигательные

качества, способствовали формированию правильной осанки, становлению школы движения.

Немаловажной

задачей

на

сегодняшний

день

является

и

формирование

различных

универсальных

действий

ученика.

Учитывая

психологические

особенности

младших

школьников, а также задачи, поставленные в соответствии с Федеральным Государственным

образовательным стандартом начального образования второго поколения, одной из главных

функций начальной школы является формирование совокупности универсальных учебных

действий,

а

именно

«научить

учиться»,

усваивать

и

должным

образом

перерабатывать

информацию - вот главный тезис деятельностного подхода к обучению. В данном материале

хочу рассмотреть вопрос каким образом можно воздействовать на развитие возрастных

особенностей

детей

младшего

школьного

возраста

в

зависимости

от

формы

урока,

в

частности

на

примере

урока

физической

культуры.

Предлагаю

сравнить

использование

уроков «традиционных», «уроков-путешествий в мир сказок» и уроков по кейс-методике.

У детей младшего школьного возраста внимание не выступает как самостоятельный процесс,

но является обязательным условием успешной учебной работы школьника. Характерная

особенность — слабость произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте

развито непроизвольное внимание, направленное на все неожиданное, яркое, наглядное.

Однако младшие школьники очень впечатлительны и очень яркие, наглядные впечатления

иногда

могут

создать

такой

сильный

очаг

возбуждения

в

коре

головного

мозга,

что

в

результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и

обобщать материал.

Восприятие — психический процесс непосредственного познания окружающего мира. В

начале обучения отличается особенностями: слабой аналитической функцией, слабостью

углубленного,

организованного

и

целенаправленного

анализа,

выделением

отдельных

случайных деталей, важное при этом не выделяется.

Память может быть слуховой, зрительной, комбинированной. В младшем школьном возрасте

возрастает роль приема наглядных опор, как приема запоминания. Так как у школьников

преобладает

непроизвольный

вид

памяти,

поэтому

запоминание

должно

быть

чем-то

мотивировано.

Очень

большие

изменения

в

процессе

обучения

претерпевает

мышление

младшего

школьника. Если восприятие и память к началу школьного процесса обучения проделали

значительный

путь

развития,

то

интенсивное

развитие

интеллекта

происходит

в

этот

короткий

период

младшего

школьного

возраста.

При

чем

наиболее

часто

ребенком

используется

образное

мышление,

когда

он

для

решения

задачи

оперирует

не

самими

предметами, а их образами.

Воображение - один из самых важных психических познавательных процессов. Подлинное

усвоение любого учебного материала не возможно без активной деятельности воображения,

без умения представить, вообразить то, о чем говорит или пишет ученик, без умения

оперировать

наглядными

образами.

Чаще

всего

воображение

в

этом

возрасте

носит

воссоздающий

характер.

С

началом

учебного

процесса

значительно

растет

объем

умственного

труда

детей

и

в

то

же

время

ощутимо

ограничивается

их

двигательная

активность

и

возможность

находиться

на

свежем

воздухе.

В

связи

с

этим

правильно

организованная

физическая

активность

в

младшем

школьном

возрасте

является

необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ребенка, а также

действенным фактором повышения умственной работоспособности.

Урок был и остается формой общения «учитель-ученик». На сегодняшний день существует

многообразие активных методов обучения ( метод проектов, моделирование, деловые игры и

другие). Методика и способы урочной деятельности продолжают совершенствоваться, не

осталась

в

стороне

известная

форма

преподавания

урока

через

«кейс-технологию».

Основными задачами кейс-метода являются: овладение навыками анализа и постановки

проблемы, навыками ясного и точного изложения собственной точки зрения, навыками

самостоятельного

принятия

решения,

на

основе

группового

анализа.

Такая

технология

обучения

на

примере

конкретной

ситуации

именно

в

возрасте

7-10

лет

позволяет

сформировать у детей высокую мотивацию к учебе. Школьники преодолевают определенную

трудность,

а

их

активность

и

самостоятельность

достигает

высокого

уровня,

что

способствует развитию положительной мотивации учения. Полученная подобным способом

информация усваивается прочнее и запоминается на более длительные сроки, результаты

обучения улучшаются, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и

одновременно

развивают

свои

умения

и

творческие

способности.

«Знание,

полученное

человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт

собственного

мышления»

(Сократ).

Работа

в

малых

группах

позволяет

развивать

такие

личностные

качества

младшего

школьника,

как

способность

к

сотрудничеству,

чувство

лидерства

и

ответственности

за

решение

группы.

Ученик

учится

находить

нужную

информацию в сотрудничестве с другими учащимися, анализировать содержание текста,

грамотно и обстоятельно представлять свою точку зрения, слушать собеседника и вступать в

диалог,

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем,

тем

самым

приобретать

универсальные ученические действия.

В течение учебного года с первого по четвертый классы в параллелях «А» использовались

уроки по методу кейсов, в параллелях «Б» по типу «путешествий в сказку» , в параллелях

«В» уроки «традиционные». Например уроки, включающие темы «Кому нужна зарядка»,

«Быть здоровым — здорово», «Если хочешь быть здоров» и другие с использованием метода

объяснения в одном классе, игрового подхода во втором классе и кейс-метода в третьем

классе параллелей. В первом случае учитель рассказывает о пользе зарядки, привлекает к

выступлению детей, заранее приготовивших небольшое сообщение (рассказ). В следующем

классе дети вместе с учителем отправляются на урок-сказку по разработанному сценарию, а

в третьем классе параллели они смотрят мультипликационный фильм «Азбука здоровья.

Смешарики» и работают по кейс-методу. В конце года психологом школы был подведен итог

с помощью различных методик, которые показали динамику изменения мышления, памяти

воображения, внимания, восприятия детей. В данной работе не ставится задача в выяснении

цифрового изменения данных и только ли от уроков физической культуры зависят эти

показатели, однако можно привести следующую таблицу.

Традиционный

урок-

о б ъ я с н е н и я

с

элементами беседы

Урок-сказка

(игровой

подход )

У р о к

с

использованием кейс-

метода

Внимание

Во много зависит от

личностных

качеств

п е д а г о г а

д л я

удержания

внимания

н а

д о с т а т о ч н о

высоком уровне.

Развивается

произвольное

в н и м а н и е ,

п о д

руководством учителя

Вследствие

коллективной

работы

м о ж н о

с о ч е т а т ь

различные

формы

внимания:

устойчивое, но плохо

переключаемое;легко

переключаемое, но не

сосредоточенное;

высокая

организованность

внимания,

но

малый

объем.

Восприятие

Н а

с т а д и и

перечисления

Воспринимают

картину в целом

Развивается

с п о с о б н о с т ь

к

р а с с у ж д е н и ю

и

возможность

делать

правильные выводы

Память

Механическое

запоминание,

легко

забывается.

Непроизвольное

запоминание,

вследствие

я р к и х

образов

Запоминание

через

осмысление,

м а т е р и а л

л е г к о

«извлекается»

из

системы

связей

и

воспроизводится.

Мышление

П р е д м е т н ы й

т и п

м ы ш л е н и я ,

ч т о

обедняет

интеллект

ребенка

Развивается наглядно-

образное

мышление,

словесно-логическое

Повышение

интеллектуальной

активности,

лучшее

усвоение

материала,

развивается

саморегуляция.

Воображение

О п и р а е т с я

н а

бытовой

жизненный

опыт.

Творческое

воображение.

Помогает

с т р о и т ь

пространственно-

л о г и ч е с к и е

и л и

ассоциативные

умственные цепочки

Выбор

в

пользу

применения

интерактивных

технологий

обучения

не

должен

стать

самоцелью, ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с

учетом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей,

уровня

компетентности

и

многих

других

факторов.

Но

очевидно

следующее,

что

образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:

формирование и развитие информационной компетентности;

развитие

навыков

упорядочного

структурированного

мышления,

ориентированного

на

умение работать с информацией;

при внедрении кейс-метода учитель должен учитывать степень и уровень обученности

детей разных возрастных категорий;

метод

ведет

к

социальному

взаимодействию.

В

группах

учатся

слушать

друг

друга,

обмениваться информацией, высказываться и отстаивать свою точку зрения.

Литература.

1.Баттерворт Дж. Принципы психологического развития. Пер с англ. - М.: Кошто-Центр,

2000.

2.Безруких

М.С.

Психофизиологические

основы

эффективной

организации

учебного

процесса. Здоровье детей //приложение к Первому сентября. 2005, № 19.

3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.:2004.

4.Двоеглазова

Е.А.,Ладанова

Н.В.

Возрастные

особенности

развития

познавательных

универсальных ученических действий у младших школьников. Myshared. 2010.

5.Долгоруков

А.М.

Метод case-stady

как

современная

технология

профессионально-

ориентированного обучения. Http//vshu.lection.

6.Кулагина И.Ю Младшие школьники: особенности развития. М.:ЭКСМО.2009.

7.Чернобай

Е.Б.

Технология

подготовки

урока

в

современной

информационной

образовательной среде. М.: Просвещение. 2012.



В раздел образования