Автор: Мунасипова Лилия Рустамовна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Пермская ГСХА
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Анализ рентабельности предприятия"
Раздел: высшее образование
АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация:
Статья посвящена определению понятия рентабельности. Изучению
вопросов ее анализа. Рассмотрение показателей рентабельности, а также
направлений ее повышения.
Ключевые
слова:
рентабельность,
эффективность,
доходность,
оценка, резервы роста, анализ.
Рентабельность является одним из главных стоимостных показателей
эффективности производства, характеризующий уровень отдачи активов и
степень использования капитала в процессе производства. Рентабельность
напрямую связана с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с
абсолютной суммой полученной прибыли.
Рентабельность
-
это
относительный
показатель,
то
есть
уровень
доходности, измеряется в процентах.
Г. В. Савицкая отмечает, что «рентабельность - это относительный
показатель, определяющий уровень доходности бизнеса». По мнению автора,
показатели
рентабельности
характеризуют
эффективность
работы
предприятия
в
целом,
доходность
различных
направлений
деятельности
(производственной,
коммерческой,
инвестиционной
и
т.д.),
и
они
более
полно,
чем
прибыль,
характеризуют
окончательные
результаты
хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с
наличными или потребленными ресурсами.
1
О.В.
Медведева
отмечает,
что
«рентабельность
-
это
основной
показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия».
2
Предприятие
можно
назвать
рентабельным,
если
выручка
от
реализации
продукции
покрывает
затраты
производства
и
плюс
к
этому
формирует необходимую массу прибыли для бесперебойной деятельности
организации. Искажающее влияние инфляции на показатели рентабельности
1
Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. -
Москва: Инфра-М, 2013. - 607 с.
2
Медведева,
О.В.
Комплексный
экономический
анализ
деятельности
предприятия:
учебник
/
О.В.
Медведева, Е.В. Шпилевская, А. В. Немова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 343 с.
проявляется в гораздо меньшей степени, чем на показатели прибыли, т.к.
рентабельность показывает соотношение результата к ресурсам.
3
Анализ
показателей
рентабельности
имеет
важное
практическое
значение,
так
как
он
позволяет
оценить
эффективность
деятельности
и
эффективность
использования
вложенного
в
нее
капитала,
выбрать
рациональную инвестиционную политику, определить степень ликвидности
предприятия.
Цель анализа рентабельности - выявление и оценка резервов роста
прибыли и повышения рентабельности.
Показатели
рентабельности
объединяются
в
несколько
групп,
характеризующих:
-
окупаемость затрат;
-
прибыльность продаж;
-
доходность капитала и его частей.
Группировка показателей рентабельности включает в себя следующие:
рентабельность собственного капитала;
рентабельность активов;
рентабельность основных фондов;
рентабельность продаж;
рентабельность продаж по чистой прибыли;
рентабельность затрат.
Одним
из
наиболее
важных
способов
оценки
эффективности
деятельности
организации
является
использование
аналитических
показателей
рентабельности,
которые
входят
в
систему
комплексного
экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов.
4
Аналитические
показатели
рентабельности
являются
основными
индикаторами эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, анализ рентабельности является целевым направлением
экономического
анализа,
имеет
свой
объект
и
предмет
исследования,
опирается
на
присущую
ему
методику
анализа,
требующие
развития
3
Пожидаева, Т.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Т. А. Пожидаева. – Москва: Кнорус,
2014. – 320 с
4
Смирнова,
Ю.
В.
Рентабельность
маржинальной
прибыли
в
системе
маржинального
анализа
экономического субъекта / Ю. В. Смирнова // Аудитор. - 2013. - №10. - С. 53-56
системного понимания для целей успешного развития экономики региона и
национальной экономики в целом.
Использованные источники:
1.
Медведева,
О.В.
Комплексный
экономический
анализ
деятельности предприятия: учебник / О.В. Медведева, Е.В. Шпилевская, А. В.
Немова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 343 с.
2.
Пожидаева,
Т.А.
Анализ
финансовой
отчетности:
учебное
пособие / Т. А. Пожидаева. – Москва: Кнорус, 2014. – 320 с
3.
Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности
предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. - Москва: Инфра-М, 2013. - 607 с.
4.
Смирнова,
Ю.
В.
Рентабельность
маржинальной
прибыли
в
системе маржинального анализа экономического субъекта / Ю. В. Смирнова //
Аудитор. - 2013. - №10. - С. 53-56