Автор: Маурер Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Попенкская РСОШ", ПМР,
Населённый пункт: Рыбницкий район, село Попенки
Наименование материала: статья с конспектом урока
Тема: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики".
Раздел: начальное образование
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках
математики.
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случая
сделать его немного занимательным».
Б. Паскаль
Развитие познавательной активности и интереса, способы и методы активизации
учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики.
Сегодня
к
школе
приковано
особое
внимание,
так
как
обществу
нужны
инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких
учеников должна выпускать школа.
Главная ответственность за это лежит на плечах учителей, многое зависит от
нашей работы. Учительский труд - это вечный поиск, не успокоенность, это любовь
к своему делу, к своим ученикам.
Наша
деятельность на уроке должна быть чётко направлена на развитие
творчества, самостоятельности учащихся, широкое вовлечение каждого из них в
живой процесс тесного сотрудничества. Мы прилагаем немало усилий для того,
чтобы процесс обучения был радостным, интересным и при этом обеспечивал бы
глубокое усвоение учебного материала.
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и
становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно
и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика
вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких
важных
качеств
научного
мышления,
как
критичность
и
обобщенность,
формирование
способности
к
анализу
и
синтезу,
умений
выдвинуть
и
сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и
такие качества ума и речи, как: точность, чёткость и ясность.
Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно
представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых
ум ученика может подняться к высшим обобщениям.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной
познавательной деятельности, важной предпосылкой которой является интерес.
Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и
активность, через поисковую деятельность на уроке дома, создание проблемной
ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала,
эмоциональную окраску урока, на основе применения краеведческого материала.
Основными приемами, стимулирующими учащихся с исполнительно-активным
уровнем можно назвать все проблемные частично-поисковые и эвристические
ситуации, которые не просто создаются на занятиях, но и тесно связаны с
применением их в жизни. Ребёнку всегда будет интересно, если он знает, что эти
знания ему необходимы и обязательно пригодятся.
Источниками познавательной активности могут быть: содержание учебного
материала, процесс учения, который выступает как процесс организации
познавательной активности учащихся, резервы личности учащегося и педагога.
Одновременно будут реализовываться и основные цели обучения: а)
удовлетворение потребности учащихся в изучении математики; б) формирование и
развитие у них активного, устойчивого интереса к изучаемому предмету;
в) побуждение учащихся к проявлению творческой активности и самостоятельности
мышления в процессе обучения; д) воспитания у них целеустремленности,
организованности, познавательной активности
.
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет
передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от
его способностей.
Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на
интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.
Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и
ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает
учитель.
Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как
поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в
обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока
целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.
О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах
стимулирующих познавательной деятельности учащихся, которые используются
мною, я хочу рассказать.
Отрывок из урока:
- У нас сегодня необычный урок. К нам пришло много гостей.
Поприветствуйте! Наши гости мало знают о нашей школе. И я хочу вас попросить
рассказать нашим гостям о школе. Вы сможете? И как, мы будем рассказывать? У
нас сейчас урок математики. А сможем ли мы на уроке математики говорить о
школе с помощью чисел, вычислений, величин, задач? Давайте попробуем. Я вам
помогу. Какую цель мы поставим перед собой? Наша цель: Создание визитной
карточки нашей школы.
И так начинаем, мне нужны некоторые сведения, пожалуйста, попрошу вас, мне
помочь.
1.
Здание нашей школы было построено 46 лет назад. Можете ли вы высчитать, в
каком это было году? (1970)
2.
Всего в школе работает 33 человека, из них 14 обслуживающий персонал,
сколько педагогов?
3.
Посмотрите на эту запись и скажите, что это может обозначать?
18 11 16 8 12 11 17 20 15 8
Я вам помогу, число 8 стоит на четвёртом месте и имеет отношение к нашему
классу, какое? Тогда все остальные числа обозначают…? (Количество учащихся в
классах).
1кл 2кл 3кл 4кл 5кл 6 кл 7кл 8 кл 9кл 11кл
18 11 16 8 12 11 17 20 15 8
Сколько учеников обучается в начальных классах? Сколько в старших классах? А
сколько всего учеников в нашей школе?
4. Сколько в школе учатся девочек, если мальчиков 63 ученика. Кого больше? На
сколько?
5. В нашей школе обучаются дети молдавской, русской, украинской и башкирской
национальностей. Число, обозначающее детей молдавской национальности,
состоит из 9 единиц и 6 десятков. Украинцев на 1 десяток и 2 единицы меньше.
Русских столько, сколько учебных месяцев в году. Остальные башкиры сколько их?
6. В нашей школе занимаются 63 ученика из села Попенки, 68 учеников из села
Зозуляны, а остальные из села Владимировка. Сколько таких учеников?
7. За 46 лет нашу школу с серебряной медалью окончило количество учеников,
которое обозначено наибольшим однозначным числом, которое обозначает единицы
единиц первого класса , с золотой медалью закончило количество учеников,
первая цифра которого обозначает 1 десяток 1 класса, а вторая 4 единицы первого
класса , Сколько всего учеников закончило школу с медалями? В нашем классе
могут быть медалисты, кто? Что для этого нужно делать?
8. Сколько парт в нашей школе, если стульев 384?
9. Сколько скамеек в школьной столовой, если там 10 столов (20 ск.). Сколько за
ними посадочных мест? (60 мест)
10. В школьной столовой бесплатно питаются на 84 учащихся меньше, чем всего
учеников в школе? Сколько уч-ся питаются бесплатно?
11. За аренду учебников не платят на 81 ученик меньше, чем всего учеников в
школе? Cколько льготников в нашей школе?
12. Платный обед на каждого ученика стоит 6 руб. Сколько всего рублей
необходимо для питания 48 учеников ежедневно?
13. Аренда комплекта учебников в 4 классе стоит 21 руб 80 коп. Подымите руку, кто
заплатил за аренду учебников. Сколько всего денег вы заплатили? Какую часть
составляют заплатившие ученики? Какую часть от общего количества составляют
льготники?
Кому мы должны быть благодарны? И как относится к учебникам? Почему?
Спасибо всем за работу, все эти данные нам нужны.
- Уважаемые ученики 4 класса, я предлагаю вам вместе со мной сыграть в
подвижную игру, в которую мы будем играть на подвижных переменах.
Физминутка.
Столько раз друзья, присели, Сколько дней у нас в неделе!
Мы подпрыгнем столько раз, Сколько в классе окон у нас.
Столько сделаем наклонов, Сколько есть цветов зелёных.
А притопнем столько раз, Сколько девочек у нас.
А прихлопнем столько раз, Сколько мальчиков у нас!
- Переходим к более сложным вычислениям работать будем в парах.
1 пара. Наша школа двух этажная с подвалом. На втором этаже 11 учебных
кабинетов, на первом на 3 меньше, чем на втором, а в подвале на 8 меньше, чем на
втором. Сколько всего учебных кабинетов в школе?
2 пара. На уроке физкультуры дети пробежали три круга на стадионе, что составило
9000 дм. Сколько это метров? Какова длина беговой дорожки на стадионе?
3 пара. Длина школьного стадиона 100 м. ширина 60 м. Площадь футбольного
поля составляет 2/3 части площади стадиона. Какова площадь футбольного
поля?
4 пара. Сколько килограммов краски нужно купить, чтобы покрасить пол в
спортзале нашей школы, ширина которого 8 м, а длина на 10 м больше, если расход
краски 1 кг на 8 м кВ?
Работа в группах. (с практической частью)
1 группа. Задача. Нужно узнать, сколько килограммов краски купить, чтобы
покрасить пол в нашем классе. Что вам нужно знать? Если 1 килограмма краски
хватит, чтобы покрасить 8 м кв? (Площадь класса) (метр) ( Сколько нужно
заплатить денег, если 1 кг стоит 23 рубля (138 руб).
1 группа. Школьный автобус в день расходует 14 литров бензина для перевозки
детей из села Владимировка в нашу школу. Сколько литров бензина необходимо для
перевозки детей в октябре месяце? ( 26 дней) ( 364 л) (календарь). В ноябре –
каникулы ( ) В сентябре. В 1 четверти.
Творческое задание.
Я предлагаю вам объединиться в пары и группы пожеланию, чтобы попробовать
самим, используя данные которые мы уже получили на уроке или другие, составить
задачи о нашей школе.
Домашнее задание: Составить две задачи. Одну о школе, вторую из жизни вашей
семьи.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вам понравился урок? Что нового вы узнали? Надо ли учить математику? Какую
роль математика играет в нашей жизни?
Кто, по вашему мнению, работал сегодня на отметку «5» кому было легко
выполнять задания. Кто на «4». Кто испытывал много трудностей?
Спасибо вам за сотрудничество и активную работу на уроке. Я думаю, после этого
урока, вы ещё больше полюбили этот предмет и осознали его значимость в вашей
жизни.
С древнейших времён педагоги ищут способы наилучшего обучения детей.
Ставят задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро
и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Активизация
учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования
учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение
знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности.
Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении
личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном
формировании познавательной активности, умении учиться. В современной школе
учитель должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей к
изучению материала, их желание узнать что-то новое.
Учёба обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается
интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям
и творчеству.
Маурер Людмила Михайловна, учитель 1 квалификационной категории,
МОУ «Попенкская РСОШ